Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Досон, заключенный № 10 |
английское название: |
Dawson Isla 10 |
год: | 2009 |
страны: |
Бразилия,
Чили,
Венесуэла
|
режиссер: | Мигель Литтин |
сценаристы: | Серджо Битар, Мигель Литтин |
продюсеры: | Кристиан де ла Фуэнте, Мигель Литтин |
видеооператор: | Мигель Иоанн Литтин Менс |
композитор: | Хуан Кристобаль Меза |
художник: | Карлос Гарридо |
монтаж: | Андреа Якони |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
С кинематографом Чили я знаком плохо, но судя по двум чилийским программам, которые были представлены на SFF, у них очень часто поднимается тема военного переворота. В принципе, это неудивительно, потому что события 1973 года стали важным этапом в истории этой страны. Но работа Мигеля Литтина, основная на автобиографическом романе Серджо Битара, затрагивает не сам государственный переворот, а его последствия для сторонников президента.
Досон — это название концлагеря, куда отправляют единомышленников свергнутого военной хунтой Сальвадора Альенде. Раньше они занимали руководящие должности и важные посты. Теперь у них не осталось даже имен. Вместо имени есть название барака и порядковый номер. Ну, все понимают, что концлагерь — это не санаторий, а дрянные условия и каторжный труд. Правда, стоит заметить, что тут не все так печально, как в рассказах об Освенциме или Бухенвальде, например. Меня даже удивило добродушное отношение некоторых надзирателей к заключенным и соблюдение Женевской конвенции. Возможно, Досон отличался от других лагерей тем, что там содержали интеллигенцию?
Вот собственно и все, что можно рассказать об этом фильме. Он носит чисто мемуарный характер. Да, было любопытно глянуть на условия арестантов, но здесь не было никакого яркого события, кроме травмы солдата в паховой области. В синопсисе пишут про жизнь, которая была похожа на ад, но я этого не увидел. Да, не рай, но и не прям ад. И радио у них было, и карандаши, и свечи со спичками, и инструменты давали, и церковь разрешили отреставрировать, и другие бонусы от надзирателей были, и некоторые даже оставались при галстуке. Если это ад, то он чересчур интеллигентный получился, на мой взгляд. Во всяком случае, режиссеру не удалось передать весь трагизм ситуации так, чтоб я это прочувствовал.
Но тем не менее я советую посмотреть это кино для общего развития. Лично я немного дополнил свои познания в истории Чили новой информацией, но ее подача показалась невыразительной, как и главный герой под порядковым номером 10, чьи воспоминания нам показали. Слабый сюжет, поэтому такая оценка.
4 из 10
15 июня 2013
1973 год. Хмурый, серый и унылый остров Досон. В бараке для политических заключенных идет лекция о Карле Марксе. Заглянувший на огонек комендант лагеря строго говорит: «Никакого упоминания о нём!» — «А можно я его буду называть просто Бородач?» — невозмутимо спрашивает лектор. И все засмеялись.
Разумеется, тема лагерей для военнопленных, как и любых других «лагерей» (концентрационных, «ГУЛАГ»овских) не особенно веселая. Как не посочувствовать героям — а у всех есть реальные прототипы — которых пришедшая к власти хунта вырвала из привычной жизни и бросила в тюремные застенки, отобрав все, включая имена. Вот только режут глаз отутюженные белые рубашки на заключенных. Галстуки. Надсмотрщики поют с ними боевые песни и подкармливают апельсинами. Комендант строго смотрит на допросах, но на открытые дерзости — «Не подпишу!» — лишь пожимает плечами, а собственному начальству на приказ расстрелять десяток-другой узников отвечает — «А я без письменного приказа ничего делать не буду». И никого не расстреливает. Самая страшная кара для узников Досона, судя по фильму, это отобрать карандаши. Ладно, хорошо хоть радио для связи с Москвой не отбирают.
Я не знаю, как там у них в Чили всё это было, возможно, это и правда был вариант «гуманистического» насилия, с соблюдением Женевской конвенции (сравните с показанным на прошлогоднем ММКФ «Такси на темную сторону», где коменданты и надсмотрщики современных американских тюрем для военнопленных плевать хотели на эту конвенцию), вот только не верится. И самой живой и реалистичной мне показалась совершенно выбивающаяся из контекста сцена про охранника, полезшего на столб расправить флаг, и порвавшего о гвоздь… мошонку. Охранника оперирует заключенный, тут же «повышенный» до статуса «господин доктор» (при этом в качестве имени у него все равно номер). В общем, пусть всё в Чили будет хорошо. И поосторожнее лезьте на столбы. Особенно мужчины.
18 августа 2010
«Досон, заключенный N10» — фильм не похожий на типичное современное кино насыщенное спецэффектами и цитатами переходящими из одного фильма в другой. В основе этого фильма лежат реальные события произошедшие в Чили в 1973 году во время военного переворота. Фильм состоит из воспоминаний заключенного N10 и плавно перетекают из одного в другое подводя нас к освобождению заключенных, но прежде чем это произойдет, героям фильма предстоит пройти нелегкий путь в полной изоляции и тяжелых условиях существования в концлагере острова Доусон.
Заключенные острова Доусон являются министрами прежнего правительства и крупными общественными деятелями. Эти образованные люди не раз поставят в тупик тюремное начальство, особенно приятно наблюдать, как они буквально «проели» мозг руководству тюрьмы соблюдением прав Женвенской конвенции в отношении заключенных. Так что, когда появляется спец подразделение занимающееся расстрелами с сопроводительным письмом начальник тюрьмы просто посылает, куда подальше, этих головорезов.
Безусловно, этот фильм понравится киноманам с уровнем умственного развития выше среднего, так как это серьезное кино с хорошим сценарием и качественной актерской игрой в целом.
9 из 10
16 августа 2010