Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бубен, барабан |
год: | 2009 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Алексей Мизгирёв |
сценарий: | Алексей Мизгирёв |
продюсеры: | Павел Попов, Андрей Рыданов, Рубен Дишдишян |
видеооператор: | Вадим Деев |
художник: | Денис Шибанов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $14 915 |
Мировые сборы: | $14 800 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 августа 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Драма, наполненная символизмом и беспросветностью жизни простого русского человека.
Екатерина Артёмовна — библиотекарь в небольшом шахтёрском посёлке. Стремясь стать самостоятельной женщиной, она ушла из отчего дома и поменяла много городов и работ. Плата за индивидуальность — одиночество. Когда-то снимали кино про джентльменов, а здесь про леди удачи. И, вроде бы, нашла своё место, жениха, стабильность. Да только жить уже не хочется от усталости. И любимое стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь» не помогает.
Бриллиантовая диадема этого фильма, безусловно, актриса Наталья Негода. Она редко снимается в российских картинах, много лет прожила в США. Она здесь словно ожившая икона, айдол. Грейс Келли, которую потрепала жизнь. Печать опыта и прошлых лет как картина в уголках глаз. Мне очень нравятся такие женские лица. С печатью прошлого.
Шикарно показали влюблённость зрелой женщины. Когда бы в нашу душу не ворвалось чувство, мы всегда становимся беззащитны и готовы на всё. Как же героине захотелось быть рядом с этим мужчиной, как она всю себя стала отдавать.
Потрясающая сцена, в которой героиня идёт к выходу из ресторана, а ей навстречу плывёт караван голых стриптизёрш, юных и прекрасных. Их показывают только со спины. Десятки красавиц без лиц и одна Наталья Негода, на все времена.
Ещё это кино о лицемерии. О том, что самые правильные люди, которые бьют себя пяткой в грудь, ратуя за справедливость и честность, на поверку оказываются последними мошенниками. Потому что, когда слишком громко кричишь о чём-либо, появляется подозрение, что сам себе пытаешься это доказать. А зачем убеждать всех в очевидном?
Отдельный восторг — полицейский в исполнении Олега Билика и милый поселковый мафиози Сергей Неудачин. Прекрасны как рассвет. Всё, что нужно знать о тех кадрах, чьи образы они воплотили.
25 июня 2020
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Редьярд Киплинг, «Завет».
Если «Кремень» Алексея Мизгирёва вызвал у меня гамму раздражительных и смутных чувств, то «Бубен, барабан» внезапно приятно удивил, несмотря на затянутость. В телепередаче «Закрытый показ» обсуждение фильма, как обычно, достигло той консистенции, когда разговор пестрит терминами вроде «чернуха», «провинция», «интеллигенция», «Россия», «мы», «время», «общество», «90-ые», ну и так далее. Данный фильм, безусловно, каждый интерпретировал по-своему, при этом большинство точек зрения — правдивые и достоверные, но лично я бы не стал брать глобальность за основу — мы же не касаемся бытовой документалистики о жизни в шахтёрских городках. Мне бы хотелось немного проанализировать место самой героини в конкретном обществе, в конкретный период времени, акцентируя внимание больше на роковом результате противостояния её характера и её любви.
Эта тема «красной линией» проходит через весь фильм. Библиотекарша среднего возраста поддаётся зову сердца, выбравшему обычного моряка, отчего её существование порождает сдвиг, запускает некое изменение. Не внешнее — внутреннее. Чувство, испытываемое к мужчине, глубокое и неизбежное, постепенно ломает героиню, заставляя метаться от обиды, опасной и жертвенной, до желания исправить всё через прощение, которое само по себе невозможно. Что приводит к трагедии.
На фоне постсоветской пустынности с вынужденным выживанием и серыми, гнетущими реалиями, съедаемыми застывшим временем, терпит крах сильная личность, которой не удалось сохранить здравость рассудка из-за незаживающей сердечной раны. Как бы Катя ни пыталась обратить сложившуюся ситуацию себе во благо, ситуация всё-таки порвала и добила её, подкрепляемая окружающей обстановкой, не дающей какой-либо надежды на сон беспокойной памяти. Ведь порой даже в книгах не найти утешения, если внутри тебя кровит от предательства, когда не можешь и не хочешь воспринимать это легче, чем оно есть. Катя, как олицетворение сильных литературных героинь, на чью долю выпадает много страданий (в основном как раз по причине любви и призвания), постепенно из человека превращается в образ, а жизнь вокруг неё тоже становится некой иллюзией, ведущей в адскую безысходность, спасение от которой весьма радикально и безжалостно.
Алексею Мизгирёву удалось очень тонко изобразить, а Наталье Негоде (или Негода? Фамилия склоняется?) — показать на собственной актёрской шкуре всё вышеперечисленное. Фильм сугубо психологичен, тяжёл и вязок. Эмоциональность в нём так сильно скрыта холодностью и замкнутостью натуры героини, что очевидного надрыва вы почти не увидите (за исключением нескольких коротких моментов, где Катя снимает с себя маску сильной женщины и превращается в жертву). Его придётся чувствовать и нащупывать самостоятельно, с помощью зрительского чутья. Поэтому сложно с полной искренностью сопереживать Кате, пытаясь пробить стену её отчуждённости. Впрочем, в финале эта стена падёт, только будет уже слишком поздно что-то исправить.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: «Иди!».
Редьярд Киплинг, «Завет».
Пусть «Бубен, Барабан» раскрылся только во второй своей половине (с первой не сразу вышло сладить), мне наконец удалось проникнуться творчеством Мизгирёва как режиссёра, и желания посмотреть его следующие фильмы теперь стало значительно больше, чем было после «Кремня».
7 из 10
24 октября 2016
Скажу сразу, фильм мне понравился, но как поклонник нашенского артхауса замечу, что это явно не лучший его представитель. Казалось бы, товарищ Мизгирёв, уже большой мастер сгущать краски, то есть показывать действительность без каких-либо заигрываний со зрителем, здесь вдруг решил указать путь к чему-то светлому. Никаких действий, только броские лозунги, типа, терпи, обязательно бубня мантру — бубен, барабан, бубен, барабан… А если нет сил, ну или пересохло в глотке, то жить незачем вообще. Вот такой вот прямолинейный совет, неказистый, лишённый напрочь полемической нотки. Примитивно, что отбивает интерес. Но русский люд многогранен и как бы ты не пытался запереть его в рамки, он всё равно сможет рассказать о себе чуть больше, чем рассчитывает сам режиссёр. Наверное это большой талант, когда твоё видение растёт вовремя самого процесса, заслоняя тебя целиком. Мизгирёв обладает им сполна.
В этой картине интерес представляют одни лишь женские персонажи, когда как мужские только делают её проще. Вот вам интеллигенция, ворующая книги, у тех, кто портит казённое имущество. Кто быстрей, или можно остаться Человеком вопреки себе самому… Вопрос совести, или время диктует свои правила… Здесь можно спорить до бесконечности и вы будете это делать. Фильм поглощает зрителя, рассказывая судьбу главной героини, но вот окружающая её среда вышла совсем блеклой и портит общее впечатление.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это действительно «живое» кино, вопреки искусственным кричалкам, которое не оставит равнодушным ни одного зрителя, тем более актёрская подача настолько сильная, что любые сценарные шероховатости уходят на второй план.
Всем желаю приятного просмотра!!!
18 октября 2016
Смотреть потому что это режиссер «Дуэлянта» и потому что в главной роли Наталья Негода. Сверкнукла Зиночкой Коваленко в «Завтра была война»; вспыхнула сверхновой в «Маленькой Вере»; снялась для «Playboy» в белых носочках. После невразумительные «В городе Сочи темные ночи» — все. И вдруг, через двадцать лет главная роль. Да какая! Коллеги и критики всеми возможными наградами увенчали и номинациями номинировали. А что рядовой зритель не знает ничего, так то в порядке вещей у авторского кино. Оно не для зрителя снимается, не для рядового. Для кинотусовки.
Просто такое дорогостоящее элитное хобби. Как собирать ретроавтомобили. Снять за два миллиона американских долларов фильм, который в прокате соберет четырнадцать тысяч шестьсот. Зато много-много кинонаград (и номинаций). Толку чуть, а удовольствия немерено. Ну чего ты вызверилась, не готов массовый зритель к восприятию сложных вещей, ты вот, тоже не готова оказалась. А кино хорошее.
Кино хорошее, да. Не вызверилась, просто не люблю, когда людей низводят до уровня быдла. Потому что здесь низведены. Отчего она в 45 живет в этой убогой общаге? Что, такая высокодуховная подвижница, радетельница за повышение культурного уровня расейской провинции? Да плевать ей на культурный уровень, российскую провинцию и на себя саму. Вернее не плевать. Ненавидит лютой ненавистью все, включая себя. А вы можете объяснить чем-то, кроме подсознательного самонеприятия жизнь в подобных условиях?
Эк загнула. Стартовые условия у девушки не лучшие. Правда? А при чем тут стартовые условия, они решающую роль играют, когда тебе 20. В 45 уже пора забыть. Два высших образования, говорите? Отец всю жизнь души не чаял. Делаем выводы: небесталанна и обучаема; на помянутом выше старте получила опыт любви, который во взрослой жизни делает женщину внушающей любовь и способной транслировать ее вовне. Это разные сферы охватывает: секс, нежность, ласка, забота, умение увидеть красоту, где никто не видит и показать ее окружающим. которые без тебя не увидели бы.
Что она? Тело загнала в рамки самого убогого из возможных, быта; душу засушила на корню; мозги ушли в пустоцвет, да и отпали. Если были изначально мозги, добавлю. В чем сомневаюсь. Поди ж ты, Ассоль. Дождалась своего капитана дальнего плавания (для полного счастья он должен был оказаться слепоглухонемым, как в анекдоте). Поди ж ты, леди Макбет Мценского уезда. Через всех и вся перешагнула за большую любовь, а мужик с говнецом оказался. Поди ж ты, Медея — все ради мести.
А книжки, ворованные из подведомственной библиотеки, к какому архетипу пристегнуть? Голубого воришки («он называл ее Сашхен, она называла его Альхен»)? Ну что ты вызверилась. Да потому и вызверилась, что очень хорошо и правдиво в деталях. В каждой отдельно взятой детали: убожество провинциальной жизни; оголодавшая без любви баба; мужики, что делятся на альфонсов и вьючных мулов. И внутренняя логика линейного повествования безупречна, не в пример большинству артхаусных фильмов. где в зияющи логические прорехи на телеге можно въезжать. Здесь хирургического скальпеля не просунешь.
При сборке мастер допустил микронную ошибку, чуть сместил акценты и результат оказался нежизнеспособным. Угу, те самые 14 600 сборами. Потому что неправильно низводить до состояни быдла. Правильно поднимать.
6 октября 2016
О чем же фильм? О том, как плохо жилось людям в постперестроечное время? О том, на что готова женщина (вероятно, в климаксе) ради случайного мужчины? О неоднозначности человеческих поступков? О том, как низко продавать искусство (в данном случае книги) и тем самым очернять его? Непонятно. Думаю, фильм снят по принципу «додумай сам».
На мой взгляд, фильм снят просто некрасиво. Невнятное бормотание Лядовой на фоне Негоды, пытающейся изобразить строгую тётю, смотрится почти комично. Да и за главную героиню становится стыдно: сначала она упрекает школьника в безответственности, а потом все с той же каменной миной на лице, с какой читает стихи перед детской сборной, намекает, что хочет «заказать» человека. Ну никак это не вписывается в фильм о бытовухе. Причем играет Негода умело, как и двадцать лет назад. Дело не в актерской игре, а подборе слов и фраз для актеров.
Симпатия, только-только зарождающаяся в начале фильма, к обычной женщине-библиотекарю, так старательно исполняющей свои обязанности, как кажется сначала, быстро угасает. Оно и понятно. Днем Екатерина — педантичный библиотекарь в строгом костюме, вечером — торгашка на вокзале. Главная героиня, упрекающая школьника за рисунок в книге, оказывается, ничем не лучше маленького хулигана. И вполне справедливо, когда, требуя деньги за испорченный экземпляр, выглядит в глазах других вымогательницей. Ханжой в полном смысле слова. Наблюдая отношения, если можно это таковыми назвать, между воровкой и случайно оказавшимся «у черта на рогах» моряке, хочется сделать вывод, что Екатерина «работает» не для себя, чтобы выжить, а является марионеткой в чьих-то руках. Запугали, заставили работать на людей там, наверху. Возможно, на того же стоматолога, якобы влюбленного в нее без памяти. Потерявшая чувство собственного достоинства, унижаемая женщина готова ползать на коленях, быть подстилкой для мужика, который, узнав о том, как она зарабатывает жалкие рубли, просто-напросто оплёвывает ее: «Не искусством тебе заниматься, а сортиры драить…». Хотя так ли эти слова жестоки по отношению к женщине, которая готова на все, лишь бы ее не оставляли одну?
Фильм достаточно тяжел для просмотра, кадры сменяют друг друга монотонно, как события в жизни людей, пожираемых заживо бытовухой, цепляющихся за малейшие возможности выжить. Впрочем, безысходности нет. «Не можешь жить — не живи» — вот, наверное, наиболее подходящий слоган для фильма.
6 сентября 2015
Кино определенно производит гнетущее, тяжелое впечатление, фабула пропитана безысходностью, впрочем сам фильм мне очень понравился за счет очень гармоничного сценария, хорошей игры актеров, жизненности сцен (любой человек, выросший в России хорошо прочувствует антураж).
Мне нравится такой жанр кино, русская драма «не для всех», однако часто эти фильмы изобилуют затянутыми и малопонятными сценами, которые можно было бы сократить вдвое или вырезать напрочь. Когда я собиралась посмотреть «Бубен, барабан», то мысленно уже приготовилась поскучать во время просмотра. Каким же было мое удивление, когда с самого начала я не увидела ни одной непонятной, растянутой или неправдоподобной сцены. Каждый момент несет смысл, Мизгирев гениально, с точки зрения композиции, решил проблему воплощения сценария.
Каждый действующий персонаж будет понятен, его легко прочувствовать, в то же время, все они уникальны и неповторимы. Все то же касается и разыгрываемых картин: умирающая библиотека, промозглый железно-дорожный вокзал, дешевый ресторан с закосом под роскошь или разваливающаяся поликлиника — все это хорошо знакомо русскому человеку и, возможно, будет понятно иностранцу.
10 из 10
9 августа 2015
Такое чувство, что все наши режиссеры учились специально снимать отвратительное кино. Может быть, у них даже был предмет с названием «Безнадега и уныние Российские»
Мне не понравился НИКТО, НИ один персонаж, ни реплики, ни сюжет… НИ-ЧЕ-ГО
Так… библиотекарша-воровка с претензией на интеллигентность великую. В фильме не показано, зачем она ворует? Так уж ей плохо живется? Ну даже если так, но она же позиционирует себя как непорочную, возвышенную, отрешенную от всех мирских радостей. Сама себе врет? Сцена, где она читает стих горстке детишек-боксеров — так нелепа и пафосна, что оставалось только качать головой. Мне эту женщину не жаль ни на йоту.
Дальше. Ее «лучшая» подруга: Лядова в своем репертуаре. Фамилию оправдывает что ли. В каждом фильме она изменщица, девушка легкого поведения. Вы меня извините, но… ОНИ ЛУЧШИЕ ПОДРУГИ?! Да не смешите, библиотекарша даже посплетничать не может со своей подружкой, ни посоветовать, ни посочувствовать. Мне был так смешон их диалог про книгу Пушкина, ох ужас-то, он был, видимо, очень уж метафоричен, настолько, что даже я, филолог по образованию, его не поняла.
Моряк! Самый мерзкий персонаж из всех, даже хуже милиционера, падающего на пол при виде крови.
Был еще один странный мужчина — зубной врач со своей зубной щеткой на батарейках, который со своими коллегами на работе обсуждает Наташу Ростову. Серьезно?! Смех да и только.
1 из 10
4 мая 2015
Картина представляет собой пример настоящего кино — сочных, красивых, подобранных кадров, наполненных нужной режиссеру цветовой гаммой, хорошо поставленным светом.
История — типично российская: немолодая библиотекарша, строгая, немногословная, сжатая в кулак собственной жизнью, в которой главное — борьба, встречает приехавшего в город моряка.
В этой истории — все: «свинцовые мерзости жизни» российской глубинки, всеобщая апатия и недопонимание, агрессия и строгость как единственный метод проживания жизни, и даже любовь — словно вымученная, какая-то «по необходимости», которая не лечит, не приносит счастья, а режет по живому, превращая реальность, похожую на ад, в ад еще больший, самый простой выход из которого и показан в фильме.
Фильм, на самом деле, не о России, не о том, что «все вокруг плохо», а о любви. Любви, которая проявляется себя в настолько искаженном виде, что становится орудием духовного убийства, а не возрождения.
Здесь же и типичные для российского общества штампы — «найти/подобрать мужика», не потому что сердце, а потому что — надо; да и мужик-то сам — молчаливый и невнятный, способный лишь требовать, а не давать.
Все это — такая нео-достоевщина, «бедные люди» с полным извращением духа и каким-то искусственным поиском искусственного счастья по эталонам, предложенным обществом.
Может ли быть из всего это выход другой, кроме того, который выбирает героиня? Да — садится на поезд, и ехать, куда глядят глаза, и произносить под стук колес «бубен-барабан».
Хорошее, живое, «сочное» российское кино.
7 из 10
29 июня 2013
Долго я добирался к этому фильму. Он был включен в ноябрьскую российскую программу на SFF. И хотя автор подборки дала ему весьма туманную характеристику, а в обсуждении фильм получил оба голоса против, я все же заинтересовался ним, потому что люблю авторские драмы. По-моему, очень даже хороший фильм. Особенно на фоне остальных российских «шедевров».
Он мне напомнил «Портрет в сумерках». Нет, сюжеты тут абсолютно разные. Сходство было в атмосфере, в которую легко погружаешься, отчего история кажется вполне реальной. Где-то действительно может жить такая же Екатерина Артемовна, которую все называют злой. Но разве от такой жизни можно быть доброй?! В романе Дюма «Граф Монте-Кристо» есть замечательная фраза: «Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным». Вот Екатерина и научилась днем быть строгой библиотекаршей, а по вечерам — торговкой теми самыми библиотечными книгами.
Она напоминает почтальона Печкина из мультика. Только вместо велосипеда у нее появился моряк. Мужчина со своими тараканами в голове. Я сделал выводы для себя после их визита в парикмахерскую. Но в таком возрасте ухажерами уже не раскидываются. Тем более в таком маленьком поселке. Идиллия длилась недолго. Молодая соседка невольно стала разлучницей. Но нет ничего страшнее женщины, над чьими чувствами посмеялись. И теперь бывшие подруги стали заклятыми врагами… Узнаете сами, чем все закончилось. Лично на меня фильм произвел впечатление. Я хвалю Алексея Мизгирева не столько за сценарий, сколько за умелую режиссуру.
Из актеров мне было приятно увидеть Елену Лядову. Она запомнилась яркой ролью второго плана в фильме Звягинцева «Елена». Очень хорошая актриса. Наталья Негода тоже заслуживает комплиментов. Блестящая игра. Сам образ строгой библиотекарши снаружи и ранимой женщины изнутри мне безумно понравился. У нее даже походка жесткая, но при этом женственная. Дмитрий Куличков сыграл потрясающе. Надо уметь вызвать такую антипатию у зрителя через экран. Кстати, внешне он напоминал мне Путина.
В общем, я доволен фильмом. Но понимаю, почему он многим не нравится. Это чернуха. Но такую чернуху надо уметь снимать! Это не может нравиться. Это возмущает. Неприятно смотреть на униженную женщину. Но ее унизил не мужчина и не подруга, а сама жизнь… Грустная история. Но именно в этом ее великолепие.
8 из 10
30 марта 2013
На мой взгляд, фильм хороший.
И не потому вовсе, что на Закрытом показе существо по имени кажется Толстой- певец Первого Зомбоящика, очередная девушка по вызову после всевозможных доренок и леонтьевых — ругал и фильм, и героиню в том смысле, что это не интеллигенция, такой жизни уже давно нет, все купили по второму холодильнику и т. д.
После просмотра у зрителя может возникнуть несколько вопросов (обсуждение показало, что так и есть):
-бывает ли такое, не чернуха ли, не навет на режим стабильности и процветания?
-интеллигент ли главная героиня и может ли интеллигент торговать ворованными книжками из библиотеки до того, как благодарные читатели изрисуют их членами?
-что хотел сказать автор?
далее моё субъективное имхо.
-Да, бывает. Чего только в жизни не бывает. Бывает ли, чтобы состоятельная дама бросалась под поезд, вместо того, чтобы отравить нелюбимого мужа и умотать с любовником за границу? Бывает ли, что студент рубит мерзкую старушенцию топором, а потом зачем то мучается? Насколько это типично? Согласитесь, бредовый подход, ущербность которого обычно становится понятно уже в начальной школе. Мерило другое: чувства добрые, жалость, мысли о том почему всё так- пробуждает? Значит, правда, значит, бывает, значит, нужно.
-второй вопрос меня умиляет. Это типа мильярд можно, мильён тоже, и ты при этом остаёшься интеллигентом, но только с домиком на юге Франции. А книжки- фи, какое падение нравов! Как она могла? Если она считает себя интеллигентом, то надо поехать в Москоу, пробиться любыми путями на телеканал, снять кулинарное шоу, или что-нибудь с раздеванием (лучше душевным). А раз нет, то и права на жизнь нет. (Последнее — почти цитата иудушки толстого с первого зомбоящика).
Здесь фильм пересекается с замечательным фильмом «Чтец». Там тоже судят и обличают несчастную женщину те, кто на её месте поступали бы неизмеримо хуже.
Так ведь можно и Акакия Акакиевича осудить. Ну не сумел он в планктонной жиже покрутиться, слабак.
-Посыл автора? А если просто хотел жалость пробудить? Ведь такой, или почти такой, жизнью живут миллионы. И иногда с двумя холодильниками, купленными в кредит. Счастья холодильники не добавляют, как известно. А по этому показателю, по комплексному ощущению жизни Россия, как показывают исследования, ниже Бангладеш.
Возможно конечно есть и другие посылы. Скажем о подмене смыслов, о разрыве между мощнейшей русской культурой, литературой, и — реальной жизнью. Нет, правда, страна Толстого, Достоевского, Чехова не должна так жить! Это как «Бог» на зажигалке- всё что угодно- инициалы умершей вроде бы жены, уголовный слэнг, но никак не Бог!
Я бы дал фильму второе название «233 градуса по Цельсию». Пожарники в этом сюжете уже не нужны.
9 ноября 2011
В последнее время наш отечественный кинематограф выпускает сплошь чернушные фильмы. Вот и этот фильм не стал исключением.
В нем рассказывается о 45-летней одинокой библиотекарше, которая влюбляется в приезжего военнослужащего и строит планы относительно свадьбы, однако его отбивает у нее молодая подруга. И вот оставшись у разбитого корыта, обманутая и оскорбленная она решается на месть, а именно получив в наследство квартиру она готова отдать ее тому, кто убьет ее подругу.
Фильм интересен в первую очередь камбэком Натальи Негоды в большое кино. Она отлично справилась со своей ролью. Еще хочется отметить, что в этом фильме совершенно нет музыке, что в данном случае очень хорошо, так как она бы мешала сосредоточится на фильме и постоянно бы отвлекала. Хороший режиссерский ход.
1 октября 2011
В обычном шахтерском поселке, где жизнь уже давно не более, чем существование, в скромной обшарпанной библиотеке трудится Екатерина Артемовна (Негода). Сорок пять лет, два высших образования, абсолютное одиночество (мужским вниманием не обделена, да разве ж это мужики?), угол в женской общаге, кефир на ужин, да вечно грустные глаза. Весь день перебирает книжки на пыльных полках, грозно внушает редким посетителям про «не больше двух книг в руки», выслушивает пошлые монологи молоденькой коллеги, иногда читает в местной школе «Заповедь» Киплинга со сцены, а вечером тащится на допотопном автобусе на станцию, чтобы сбывать проезжим пассажирам что-нибудь типа «Анжелики», ведь Пушкин им и даром не нужен. И вроде бы на роду ей написано так и раствориться в этом отхожем месте великой страны, торговать вынесенными с работы книгами, чтобы купить пачку макарон, и лишь мечтать о любви, которую так охотно описывают эти чертовы писатели. Но тут в городок прибывает некрасивый, но подтянутый мужчина с внешностью Владимира Путина, — то ли отставной военный, то ли бывший зэк — и Катя-Катерина получает свое сполна. А ведь с двумя высшими образованиями могла бы и знать, что в книжках всегда врут.
Тринадцать лет мы не видели Наталью Негоду на большом экране, а по большому счету актриса исчезла сразу после скандальной «Маленькой Веры», взорвавшей разлагающуюся страну. Она вернулась с не менее провокационной работой, а никто и не заметил. И зрителей у «Бубен, барабан» не больше, чем участников на маршах несогласных. Другие времена, другие нравы, а Негода все так же роскошна, играет-проживает, примагничивает взглядом и фактически воссоздает женский образ, который в русском кино уже давно вымирающий вид. Ее Катерина — она и соль земли нашей, и Родина-мать, и совесть нации. Вы скажете, мол, совесть тоже давно похоронена, а актриса, в ответ, собирает ее по крупицам, выхаживает и полтора часа, гордо и даже презрительно, бросает в физиономию зрителя. Вся жизнь героини как на ладони: попытка быть честной, независимой, интеллигентной в гуще шахтерских сплевываний, общежитских завистниц и беспросветной тоски, обернувшаяся осознанием того, что, мол, «все одинаковые» и к черту такую жизнь. И если очень хочется пригвоздить режиссера Мизгирева, то как раз за балабановские упрощения и прямолинейные контрасты, вроде того, что если вокруг быдло, то героиня — обязательно библиотекарша, а если приличная баба (читай страна) отдастся персонажу с путинским лицом, то потом хоть волком вой, хоть руки на себя накладывай. С другой стороны, все это можно понять и простить лишь за то, что в «Бубен, барабан», пусть и чрезмерно насупив брови, отечественный автор крупным планом показывает судьбу современного человека, который хоть и ворует в государственном заведении печатную продукцию, но отчаянно пытается сохранять достоинство в его исконном значении, говорит правду в глаза, возмущается нарисованному пенису на обложке классического произведения, любит так, что готов продать всю мировую литературу ради любимого, но в сухом остатке получает лишь оскорбления и унижения. Впрочем, как и страна. Все-таки раньше надо было думать, кому отдаешься.
8 из 10
4 августа 2011
Увидела в этой ленте кричащее одиночество немолодой женщины… Такая тихая, рассудительная оказалась способна на сильное чувство и смелый поступок. До последнего вздоха не отреклась от своей любви. Женщины вообще сильны по натуре и готовы бороться за то, что дорого, будь то мужчина, ребенок. Она прямая, правдивая, неулыбчивая, честная, ненаигранная-настоящая. Она среди нас. Есть одинокие люди среди толпы. Встретив родную душу, конечно, не хочет отпускать, держит изо всех женских сил. Среди ваших знакомых есть такие?Наверняка. Среди моих — есть… То-то же. Мужчина больно обидел ее. Подруга предала. Не обижайте людей! Не предавайте! У каждого есть душа и она ранима. Видите как безвозвратно далеко завела обида! Пожалуйста, будьте добры. Негода — красавица. Годы преобразили ее, сделали женщиной. Эта роль значимее той первой, по которой ее все узнали. И в конце фильма Игнат: Катя, Катя… И многоточие. Ничего уже не вернуть. Будьте добры.
6 мая 2011
Для меня Екатерина Артемовна, блестяще исполненная Негодой, стала, если не культовым персонажем, то именем нарицательным точно. Решительно не понимаю тех, кто считает фильм пресным, а персонажи — картонными. По мне, так он настолько жизненный, до дрожи в коленях.
В нем нет излишней театральности, это не мексиканская мелодрама. Он пугающе ровный, монотонный, в серо-коричневых тонах. Такой же, как жизнь библиотекаря Екатерины Артемовны.
Постоянная нехватка денег, нелюдимость. Когда мир сужается до маршрута: библиотека — коммуналка, а из увлечений-развлечений остается воровство книг, да приторговывание в поездах, не мудрено, что все закончится именно так, как закончилось.
Плюс ко всему, абсолютно аморфный, фонтанирующий кретинизмом «настоящий полковник» моряк, который болтается как нечто в проруби, пока лед не растает и его к берегу не прибьет. Она ему и борщи, и пиджаки, и койко-место, так сказать…
Но, пожалуй, самой главной ее проблемой является внутренняя разобщенность. Декламировать с трибуны «Заповедь» Киплинга и, по идее, олицетворять идеал высоконравственности, морали и выдержки. В то же время, утащить из библиотеки и продать всю «Анджелику». Казаться неприступной, гордой, ледяной скалой, а по сути быть слабой, неудовлетворенной, одинокой.
Не мудрено, что, оглядываясь назад, героиня выбрала именно такой выход, а не последовала киплинговскому «Останься тих, когда твое же слово \Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, \Когда вся жизнь разрушена и снова \Ты должен все воссоздавать с основ».
7 из 10
22 апреля 2011
Моя одинокая жизнь…
Посмотрев этот фильм несколько месяцев назад, я поняла, что обязательно нужно написать хороший отзыв к этому действительно качественному и прекрасному фильму.
Порой смотришь фильм, вникаешь в сюжет и понимаешь, что ты вместе с главными героями проживаешь жизнь. «Бубен барабан» именно такой фильм. Я, как девушка, всегда боялась и боюсь прожить такую жизнь, как у главной героини. Остаться одной, поистине остаться одинокой. Возвращаться в свою квартиру и понимать, что года летят, уже ничего не радует как прежде, ты никому не нужна. Мужа и детей у тебя нет, нет друзей. Есть просто знакомые и приятели. И ты живешь этот промежуток жизни, отведенный тебе. И уже вроде ничего не изменится. Но тут появляется мужчина и женщина расцветает. Женщине хочется летать, но удар. Мужчина, ее любимый, предает. Уходит к другой. И как быть теперь? В этой серой жизни, в которую совсем никто не войдет, ты одна…
Благодарю режиссера, сценариста и актеров, которые снялись в фильме.
Это не только драма, мелодрама-это хороший психологический фильм. Не один зритель не останется равнодушным. И спасибо режиссеру за качественный фильм, потому что без качества не получился бы шедевр.
10 из 10
29 марта 2011
Что движет нами в наших поступках, словах, действиях? Мысли, которые затем превращаются в навязчивые, а порой и зловещие идеи, на реализацию которых человек ставит «всё», что имеет главным образом, в себе: совесть, благородство, мораль и честь? И благо, если этот человек, всё-таки, сможет вовремя «остановить» себя, осознав тот факт, что для него невозможно было бы совершить содеянное, а главное, продолжать жить после этого дальше…
Главная героиня Екатерина (Наталья Негода) — привлекательная женщина, работник библиотеки одного из провинциальных городков. Одинокая, проживающая в маленькой комнатке местного общежития. Такой её знали все, и действительно, трудно было узнать в невзрачной и безвкусно одетой женщине, продающей на станции книги великих классиков с библиотечным штампом многочисленным пассажирам поезда ту, что совсем недавно сидела на своём рабочем месте и очищала книжные стеллажи от вездесущей пыли. Конечно, продажа литературных произведений по «дешёвке» не приносила особо больших доходов ещё и в силу того, что постоянно приходилось делиться с представителем правоохранительных органов во избежание ненужных проблем с Законом. Но как-никак «дополнительному заработку» всегда находилось применение. Но случай…, порой, именно он и становится причиной, по которой привычный для нас порядок вещей меняется и приобретает своё новое течение.Новый человек, судьба которого занесла в эти края, его появление в местной библиотеке с книгой, которую он нашёл в поезде и встреча с той, непосредственная причастность ко всему этому являлась фактом неоспоримым, но с той, что оказалась не узнанной и быть может, от того приятной и привлекательной. Но тот же случай способен разрушить вмиг всё то, что так недавно было создано, а главное — разрушить чувство, основа которого и строится, собственно говоря, на доверии и уважении друг к другу.
Картину Алексея Мизгирёва по сюжету не раз сравнивали с известной историей «Леди Макбет», но именно этого сравнения мне и хотелось бы избежать, потому что в этом фильме, на мой взгляд, важным является совсем другое. Все ли одинаковые? Или же, всё-таки, по «себе людей не судят»?
«Владей собой» — слова, с которыми стоило бы обратиться ко всем героям данной картины. И уж тем более данная фраза могла бы поспорить с негласным лозунгом фильма: «не можешь жить — не надо», который неоднократно можно услышать в картине «Бубен, барабан». Что ж, по сути говоря, это и можно определить, как самый лёгкий путь избавления тех, для кого жизнь становится «болезнью» или же чем-то невыносимым и тягостным. Но, может дело не в том, что человек уже не может жить, а в том, что он разучился или же просто не умеет. В какой момент возникают подобные мысли, мысли пугающие и опасные? Может тогда, когда начинаешь терять уважение к самому себе, когда понимаешь, что вот он предел, невидимая черта, через которую ты не сможешь переступить, и, осознав всё происходящее, понять, что для тебя это неприемлемо, а вернувшись назад, ты уже не будешь прежним (ей), так что и продолжать жить для таких людей, видимо, уже становится трудно, а для кого-то и вовсе невозможно. И в данном контексте картину Алексея Мизгирёва можно смело считать наглядным тому подтверждением.
21 марта 2011
После недавнего просмотра блистательной «Маленькой веры» (впервые в жизни — так уж сложилось), принял довольно неординарное для меня решение — посмотреть новую российскую драму. То бишь «Бубен, барабан».
Не буду утверждать, что это одно из наиболее характерных произведений, воплощающих подходы и веяния современной русской драматургии, но фильм произвёл на меня стойкое впечатления аквариума, где плавают дохлые рыбки. То есть рыбки разноцветные и даже разных сортов, но все они вяленые, и не совсем понятно, что они делают в аквариуме, который именуется реальностью. Жизнью. Это не люди. Они обладают чертами людей, — даже очень реалистично изображёнными чертами нормальных, простых людей, — но полное отсутствие мыслей, душ и судеб внутри этих ледяных тел производит впечатление надувательства. Мрачного такого, целенаправленного кормления зрителя чем-то чёрным. Если такова цель всей (или почти всей) современной русской драматургии — показать чёрный тоннель с обсиженной мухами лампочкой в его конце, — то я лучше буду продолжать мурыжить классиков. Я живой человек, и не хочу добровольно лишать себя веры, даже такой глупой и заезженной, как вера в будущее, в любовь, в человечество, в Бога. В реальности «Бубна, барабана» Богу точно не место.
Актёрам всё-таки спасибо: единственное, что им досталось воплощать — это реплики, и произносятся они естественно, раскованно и даже кое-где интересно. Но самое большое спасибо — художнику Денису Шибанову и оператору Вадиму Дееву, — то, как они увидели эти «живописные» локейшны смотреть одно удовольствие, тем более, что я живу далеко не в расписной Москве, и все эти горящие пустыри мне до боли знакомы.
В остальном — провал. Фильм можно было бы спасти, более образно, символически выстроив персонажей и их поступки, но здесь всё всерьёз. Особенно это странно, если предположить, что Мизгирёв ставил целью создать какое-то подобие культурного шока — вывернуть наизнанку недостатки среднестатистического человека, с его беспринципностью и стяжательством. Получился вывернутый наизнанку плюшевый медведь. В той же «Маленькой Вере» я созерцал то, что знаю из первых уст и про что читаю в местных новостях, а в «Бубне» я увидел просто истории из жизни разнокалиберных отморозков. Даже «невыдержавшая» собственной бездушности, бесцельности своего существования Катя в финале не вызывает никакого сочувствия, ибо ни на йоту не ощущается, что в ней проснулась какая-то душа. Совершенно очевидно, что души в ней отродясь не бывало. Это самоуничтожение робота. Зачем нам его созерцать? Таких людей просто не бывает.
И всё же, не смотря на все недостатки, в том, как фильм поставлен, ощущается нетерпимость к халтуре и знание дела. Знание цели. Это весьма обнадёживает.
14 марта 2011
При просмотре наших кинофильмов почти постоянно приходит на ум эта цитата из Некрасова, потому что нельзя, хотя бы отдаленно, считать это настоящим кино, потому что в настоящем кино (любой психологической сложности) есть (должна быть) внятная история людей, к которым в результате просмотра испытываешь хоть какие-то чувства: сострадание, восхищение, презрение, ненависть, но для этого надо понимать, что за люди перед нами, какова их история, что привело их к тем или иным поступкам. В фильме как будто есть ответ на эти вопросы (убогая провинциальная жизнь), но на самом деле все, как отмечено в предыдущей рецензии, так «скучно и безлико», что скулы сводит. Главная героиня позиционируется как интеллигентный человек, а, с другой стороны, не только книги ворует из библиотеки, но еще имеет наглость злобно и лицемерно преследовать неаккуратных читателей. Личность её возлюбленного тоже темна и непонятна, в историю о том, что он в ней разочаровался, узнав о её нечестности, не верю ни секунды. Есть мнения, что Негода играет хорошо, но как можно хорошо играть в фильме, где всё действительно «скучно и безлико».
Отрицательная реакция усиливается еще и тем, что явно есть претензии на достоевщину что-ли, в общем «мелкая философия на глубоких местах», или наоборот.
Моя оценка — 3 (с натяжкой)
13 марта 2011
Единственным спасением современного русского кинематографа осталось независимое кино, ярким представителем которого и является «Бубен». К счастью для нас это очень приятное пускай и довольно грубоватое кино. Неспешно повествование о тяжёлой жизни женщины, оказавшейся в безвыходной жизненной ситуации и её попытки хоть как-то наладить жизнь смотрятся очень реалистично. Режиссёру удалось изобразить жизнь обычных людей, живущих в отдалённых от цента страны городах. Многие сравниваю фильм с «Пианисткой», но автор не согласен с этим мнение, это кино совсем о другом.
Хорошая актёрская игра, жизненная история делают этот фильм пускай не шедевром но очень близким к нему, для начала очень хорошо.
5 марта 2011
Не знаю, такая почему-то возникает ассоциация. Вроде бы и оружие подобрали, и в стрелки не абы кого (как выяснилось лишь в итоге, впрочем) пригласили, но… Нет, это уже, разумеется, не «пальцем в небо», но всё равно мимо. Ибо не интересует.
Совершенно не интересует меня судьба таких людей. И мне просто смешно в который уже раз читать отзывы а-ля «фильм заставил задуматься», «честное, правдивое кино», «картинка из реальной жизни» и пр. Причем смех этот — он нездоровый, нервный. Поскольку в голове не укладывается, ей богу, как можно видя (раз фильм честный) такую реальность вокруг себя дни напролет усиленно ее не замечать, а посмотрев полуторачасовую нарезку всего того же самого — вдруг прозреть. Это от скудоумия или как, простите? Впрочем… Есть еще один вариант ответа. Ложь! Либо в посылке о том, что фильм — «окно в Россию», либо в утверждении о его «целебном действии». Вам что больше нравится?
Мне лично глубоко наплевать, правдивый это фильм или нет. Я вполне допускаю, что описанная в картине ситуация могла иметь место (может, даже не один и не два раза) в реальной жизни. Только вот не волнует меня это ни капельки. Ни во время телевизионного показа, ни, условно выражаясь, за стеной, в соседней квартире. Потому что… Естественный отбор. Благо. Одной неполноценной особью меньше — и славно. И продолжайте в том же духе.
Скучно. Не противно даже, что характерно, — наверное, повторюсь, снято слишком хорошо, сыграно профессионально, но и не интересно. И, главное, непонятно. Для кого фильм? О чем он призывает задуматься? Очередная бессмысленная (хоть и качественная) зарисовка, по-моему. Одних (если всё-таки правда) не удивит, других — вряд ли напугает. Я-де таких не знаю, и точка, — выдумки это всё.
4 из 10
21 февраля 2011
Когда идеи теряют силу, они становятся вещами. Музеи и библиотеки как хранилища овеществленной, омертвевшей культуры являют собой в этом отношении сублимированный аналог кладбищ и моргов. Библиотекарь — тот самый гробовщик из упоминаемых в фильме «Повестей Белкина», имеющий на обслуге мертвецов своё скромное довольствие. Некогда живые тела обретают тут второе существование, но уже в качестве товара.
Тонкий образно-ассоциативный ряд, создаваемый Алексеем Мизгиревым в своей картине, выводит на довольно глубокую философскую проблематику, внешне задрапированную остросоциальным детективно-мелодраматическим сюжетом. Несомненно, отдельным персонажем фильма выступает духовная культура как таковая, взятая в своей литературно-книжной ипостаси, вполне типичной для постсоветской России — некогда «самой читающей стране мира». Своё социальное воплощение эта культура получает в Екатерине — незамужней библиотекарше бальзаковского возраста с двумя высшими, экзистенциально заброшенной в глушь шахтерского посёлка.
Драма главной героини в её раздвоенности. Внешне проповедуя высоту духовных идеалов человека (чего стоят только пафосные декламации ею киплинговской «Заповеди» на поселковых мероприятиях), внутренне она безразлична к ним — высокая классика здесь напрочь вытесняется «Тысячью и одним рецептом коктейлей». Это, с одной стороны, снимает с продажи библиотечных Пушкина, Сервантеса и Диккенса тень некого святотатства: «за один раз полные десять классов» — такое «комплексное предложение» вызывает помимо улыбки даже некоторое уважение. Не испытывая никакого пиетета к литературным иконам, Екатерина, по крайней мере, успешно реализует в себе коммерческие задатки, открывая в томах «под золото» потенциальный товар.
С другой стороны, наряду с одиночеством Екатерины, становится очевидным одиночество самой культуры, её идеалов и возвышенных ценностей. Автор затрагивает известную шпенглерианскую проблему — существование библиотек и прочих «храмов культуры», увы, не гарантирует культуре жизнь при отсутствии субъекта, не столько хранящего её идеалы, сколько живущего в соответствии с ними. В качестве такового, казалось бы, является заезжий моряк, демонстрирующий твердые моральные принципы, но на поверку оказывающийся типичным трикстером-искусителем. Он полностью разрушает мир героини, физически толкая её туда, где она в сущности уже давно находилась.
Ключевой вопрос фильма риторически дублируется в финальной сцене — брат Екатерины Игнат, устремившийся в порыве чувств к могиле сестры, вдруг останавливается в задумчивости на полпути. Зачем живому мёртвое?
20 февраля 2011
Это кино я не могу оценить однозначно, потому что и минусы и плюсы присутствуют. Очень странное, но при этом интересное творение, которое многие восславляют, прежде всего, за прекрасную игру Натальи Негоды, а потом уже смотрят на режиссуру или операторскую работу, если вообще смотрят. Главное, что мне не понравилось — подмена понятия интеллигенция. В фильме не упрощённое понятие, а просто другой термин, к примеру, начитанность или грамотность. Сидеть в библиотеке кучу лет и рассуждать о любви и измене Наташи Ростовой, ещё не значит быть интеллигенцией. Героиня Негоды заперлась внутри себя, для неё всё, что за пределами библиотеки, дома — страшный и злобный мир, в который лучше не попадать. Она же отовсюду бежала, всё ей не нравилось, везде было грязно и сыро, везде тарелка борща стоила за 100 рублей.
Образ действительно сложный, но Негода не делает его простым, не открывает какие-то лазейки, чтобы зритель смог его понять. В этом и причина такой сухости эмоций, даже вообще причина их отсутствия после фильма. Фильм даёт повод для мыслей, новая чернуха, которая пытается остановить закат человечества. Новая и довольно обычная, к сожалению. Россия — машина времени, где, отъехав на двадцать километров от Москвы можно попасть в прошлый век, а то и в позоплошый. Героиня вообще живёт в каком-то безвременье, она настолько стала бесформенной, а жизнь её стала настолько походить на жизнь амёбы, что, кажется, выхода нет. А выход есть, всегда есть, и имя ему любовь, настоящая, сильная, преданная. Только Екатерина не смогла её удержать, не удалось ей уйти от амёбного прошлого. Никому не удалось.
Печальная история о российской действительности с довольно хорошей актёрской игрой и операторской работой, но со слабо выдержанным высказыванием и разобщённым изложением событий. Будут люди, которым фильм понравится, и они смогут по-другому взглянуть на наш мир, я тоже взглянул по-другому, увидев красоту в зелёном фургоне в ночи, больше ничего.
6 из 10
20 февраля 2011
Обшарпанный, неустроенный быт, убогая общага и запущенные дома и заводы, подъезды и квартиры полуразрушенного глухого городка. Автор явно боится нищеты и разрухи. Слишком уж они у него безнадежны и непривлекательны, в их показе не видно ни внутреннего приятия, ни внутреннего возвышения над ними. Этот фон доставляет мучительной боли чувства, будто передающиеся от автора. И в то же время, автор пытается привыкнуть к этому фону, будто воспитывает себя и зрителя, явно избалованного в последние сытые годы экономического подъёма страны.
Фон неприкрашенной, отталкивающей разрухи и нищеты, выбран скорее всего, неосознанно, и — не случайно. Он как бы визуализирует состояние душ героев. На невидимом уровне наших душ творится тот самый беспредел 90-х, крушение одной эпохи и страшное межвременье, когда до первых лучей зари новой эпохи ещё невероятно далеко… И кажется, что не дожить до рассвета, не найти выхода, не обрести спасения… Поколения заставшие советское воспитание уже вскоре перестанут быть наиболее активной частью общества, самым молодым из «советских» уже в среднем по 35 лет. Новое поколение воспитано в совершенно новой системе ценностей, в безвременье тех самых 90-х. Некая общая душа нации ощущает, что утеряны прежние идеалы коллективизма, общественной морали, старые добрые нормы приличия, что наступает новый этап. Душа нации — стойкое образование, и то, что произошло на уровне политическом и материальном в последнем десятилетии 20-го века, только теперь начинает разворачиваться на уровне души. Чернобыль.
В чём же коллизия сюжета, если смотреть на внутреннюю сущность происходящего? Провинциальная интеллигенция, женщина-интеллектуалка, библиотекарша, которая прячется в глухой и неустроенной провинции. Её никуда не тянет, нет сил, нет желаний, нет энергии на какие-то свершения или подвиги «народничества». Есть желание обрести рай на земле, обретя близкого по духу мужчину. Недалёкий и приземлённый стоматолог её не привлекает. И вот к ней прибивает такого же идеалиста с мёртвой душой, как и она сама. Отчего она торгует книгами, воруя их из библиотеки? От нищеты — отчасти; но это лишь предлог. По большому счёту она разрушает свою душу, свою нравственность, которые стали не нужны, ведь по сути своей они призваны защищать и усиливать в нас Любовь к Богу. Но так как этого направления у героини нет, то нравственность, самоотдача просто мешают ей строить личное благополучие. Голос души, Любви, сострадания в ней мёртв абсолютно. Это бросается уже с первых кадров, когда она довольно жёстко разговаривает с девочкой — посетительницей библиотеки, не удержавшейся и взявшей более установленных правилами двух книг. Потом это проявляется в жёстком отказе ухажёру — стоматологу, в отсутствии сочувствия несчастному влюблённому парню и девушке-соседке («Не можешь — не живи»).
Здесь нам показано то, что обычно не показывают: интеллигенты и интеллектуалы могут быть не гуманными, добрыми и сочувствующими, а злыми, чёрствыми и беспринципными. Такие есть не только среди библиотекарш, но и среди врачей, учителей, чиновников. Но тем сильнее, тем безудержнее почти неконтролируемое их желание к личному счастью: героиня жёстко торгуется, покупая халву для любящего её, заболевшего отца, а затем безжалостно отбирает квартиру у брата. Ну а потом, она захочет уничтожить и кинувшего её мужчину, и способствовавшего разрыву бывшего ухажёра-стоматолога, который жаждал отомстить ей, за её высокомерный отказ.
Почему отец героини любит её больше, чем сына-шахтёра, работягу? Думаю, это метафора: общество всегда традиционно связывала надежды на лучшее будущее именно с интеллигенцией. Просвещённые люди являются лидерами, ведущими общество за собой. Отец героини, видимо, не понимает, что если у таких людей, кроме образования и интеллекта будет мёртвая душа, то эти люди будут идти к краху. Героиня является идеалом и для девушки-соседки. Но та говорит странные вещи: «Я всю жизнь мечтала быть такой как вы», а потом: «Я Вас всю жизнь ненавидела». Заблудившийся духовный лидер ведёт стадо к пропасти.
Истинную ценность жизни человека и красоту души даёт не ум, не интеллект, и не воспитание… но некой невыразимое чувство, именуемое Любовь, которое освещает и делает красивой любую окружающую действительность.
Почему героиня режет себе вены? Потому что у неё просто нет сил вынести боль расставания с человеческим счастьем, ведь в душе нет главного обезболивающего — Любви и Бога. Есть только интеллект, увядающая красота и стремление к личному счастью, которые, став её божками заводят её в тупик.
Этот фильм посмотреть — надо; независимо от того, понравится он или нет, он выполнит свою главную функцию. Застревая незаметными занозами в нашей душе, такие фильмы капля по капле создают состояние напряжённого ожидания луча света, который осветит наши души и покажет истинный смысл нашей жизни.
Посмотрев этот фильм в обрамлении передачи «Закрытый показ» с А. Гордоном, ещё раз убедилась, что режиссёры авторского кино, снимая очень глубокие по смыслу фильмы, сами до конце не могут осознать и объяснить то, что они хотели сказать. Ценность их фильмов не в осознании ими своего высказывания, а в том, что они чувствуют и умеют с помощью кино визуализировать и вытащить на поверхность состояние нашей общей на всех души.
9 из 10
Просветление в фильме, наверное, всё же есть. С помощью шоковой терапии в морге, которую устроил ей бывший ухажёр-стоматолог (через которого несколько раз в течение фильма выполняется терапия её души), ему удалось немного реанимировать её душу. Именно после этого она что-то почувствовала: что душа её мертва, что смерть близка — она дарит квартиру брату. Главную фразу говорит стоматолог: «они — варвары. А Вы…». Но самое щемящее чувство вызвала картинка, которая долго-долго, наверное, уже всю жизнь будет у меня перед глазами. Она едет рядом с папой на шахтёрской вагонетке, а он ест из бумажного свёртка купленную ею халву.
20 февраля 2011
***
Невозможно жить без любви. Не для всех, но для некоторых людей. Хотя бы с мечтой о любви. Так можно многое вытерпеть, перенести. Когда и мечта разрушается, жизнь становится бессмысленной. Нет, точнее, будут сказать, бесцельной.
Героиня не хочет имитировать любовь с благополучным зубным техником, промышляющим скупкой краденного. И влюбляется в вора. Ясно, с самого начала, понимая, кто он такой. «Не было у тебя никакой жены» — обрывает героиня план «морячка» получить от нее теплую милость в обмен на байки о горкой доле. Однако в реальности, а не в рассчитанном на сентиментальность случайных «вагонных» попутчиц, изложении, доля его намного горше. «Она его за муки полюбила»… А он? На этот раз — не захотел, не смог простить, что и она не без греха — после того как выяснилось, что формально и она воровка.
В этот фильме главная тема корнями в среде-контексте. Может быть в этом его главное достоинство.
На обсуждении у Гордона дама-филолог определила жанр -«натуральный очерк». А сценарист-режиссер Мизгирев упорно отсылает зрителя к «Повестям Белкина». По сути задачи, которую поставил для себя автор фильма — нам к зрелому Пушкину. Однако по способу подачи, действительно — через натуральный очерк, потом писателей-народников, сквозь раннего Серафимовича и даже позднего Платонова к реально большой и важной проблеме материальной тяжести существования. С начала до конца фильма зримо давит «среда». Но до тех пор пока не рухнула мечта о любви никто не посмеет сказать, что героиню «среда заела».
Если обязательно надо давать фильму лапидарную оценку, то по отношению к «Бубну, барабану» моя — «выдающийся для текущего момента». Во всяком случае, приз эйкуменического жюри и призы за лучшую женскую роль — по заслугам.
19 февраля 2011
Для меня этот фильм стал историей о правде и лжи, об искренности и иллюзиях, о силе и слабости человека.
Главная героиня — провинциальная библиотекарша живет двойной жизнью — днем она демонстрирует пример высокой морали, застегнутая на все пуговицы с поджатыми губами и гордо поднятой головой, осуществляет функцию коллективной совести и духовного наставника — борется с должниками, читает стихи детям, поддерживает всех тех, кто слаб духом и идет к ней за советом. Вечером же она обличается в нелепые одежки и идет торговать крадеными из библиотеки книгами. Днем играет роль неприступной старой девы, ждущей настоящую любовь, вечером она бросается в объятия первому попавшемуся существу, носящего название «мужчина».
Казалось бы, она является образцом фальши и лицемерия. Но, что удивительно, ведя себя с точки зрения общества лживо и аморально, она все равно остается самым честным и искренним персонажем фильма. В отличие от всех остальных, она не пытается казаться, а живет так, как ей велит сердце, она свободна от условностей, ее сознание не затуманено самообманом.
Если она совершает плохой поступок, она никого не пытается убедить в том, что она совершила поступок хороший «во имя чего-то там» и «потому что». Окружающие восхищаются ею и одновременно ее ненавидят — они не умеют жить так ужасающе откровенно. Им постоянно нужно уверять себя в том, что они «хорошие», чтобы не нести никакой ответственности за свои поступки — убивая, хоронят «по-христиански», воруя, подчеркивают, что «чужого не надо», словесно унижая, считают себя «воспитателями» испорченных душ. И только главная героиня, единственная из всех, способна нести ответственность за свою жизнь и за свои поступки. И в этом заключается ее сила и ее жизнестойкость до последнего вздоха.
Фильм кому-то кажется мрачным и даже «чернушным», но для меня это фильм, лечащий душу. Потому что все, что правдиво и «о главном», показывает нам путь. А хеппи-энда не случится, пока люди не раскроют глаза на самих себя.
10 из 10
19 февраля 2011
Честно говоря, наибольшей проблемой, стоявшей передо мной в вечер после просмотра, была не проблема героев, ни социальной деградации, ни потенциального полного вымирания интеллигенции, а то, как назвать эту рецензию.
Если же мысленно отделить развязку фильма от первых 60—70 минут, можно было бы говорить и говорить! О чем угодно, к примеру о том, что героиня закована своими принципами в клетку, да в такую клетку, из которой можно спокойно выйти, и она выходит (чтобы барыжить награбленным, или к своему отцу, который так ее любит), но она всегда возвращается обратно.
А поскольку эта концовка имеет место быть, то все просто — товарищ, тот что Б. О. Г., явился катализатором тому, что Екатерина Артемовна покидает клетку. И неважно, чего она в жизни добивалась, имея два высших образования и при этом работая в поселковой библиотеке. И неважно, что все называли ее циничной и злой. Все, кроме брата, которому она так мешала устроить жизнь своей семьи. Все это становится неважно. Да и весь фильм становится таким неважным и несущественным. Ведь в этом весь ужас и прелесть этого фильма. Ведь этому ужасу есть одна причина — смерть, и никакие контраргументы уже не имеют веса.
Для меня лично ужас пересилил, поэтому оценка низкая. Но прелесть перечеркнуть нельзя, и поэтому я считаю, что окрас этой рецензии не негативен.
Актерская игра мне понравилась, операторская работа подчеркивает самую суть — действия есть, жизнь идет, а динамики нет!
Лично я считаю лишними кадры голых женщин, стражей порядка, боящихся крови. Но когда думаешь, а что же еще здесь лишнее — понимаешь, что лишняя здесь главная героиня. Она вся неуместная в этом социальном острове провинции, который никак не хотят оставить сценаристы и режиссеры. В этом фильме лишнее все — и макароны на ворованные деньги, и «Анжелика», которую толкают бабке в поезде, и пацан, портящий книги. Их как будто долго собирали по кусочкам, искали по одному критерию — ненужность. Нашли, и замешали, нехило так замешали! и библиотекаршу, и зэка, и отца-шахтера, и даже несчастную бабку с помидорами на привокзальной площади. Но, что примечательно, они все вместе смотрятся довольно цело.
Вот и все. А названия для рецензии так и нет. Это и осталось моей единственной проблемой.
4 из 10
18 февраля 2011
Работа Алексея Мизгирева едва ли станет вашим любимым фильмом — он всегда будет занимать особое место — вне оценочных категорий. Невероятно сильная по содержанию и исполнению лента. Некогда бежавшая в США за лучшей жизнью актриса, Наталья Негода, так и не смогшая реализоваться там, вернулась, исполнив, по моему мнению, одну из сильнейших ролей в российском кинематографе. Безупречная игра… Исключительно стоящие диалоги и дерзкое отсутствие музыки(здесь ее не может быть), звучащей по обыкновению в наших любимых картинах и заставляющей навсегда оставить их в своей видеотеке. Живая реальность будто гулкими шагами входит в пространство экрана, ни на секунду не прерываемая ни одним посторонним звуком, могущим ее приукрасить.
В на первый взгляд кажущейся таковой статике кадра, в оборванных фразах героев, в паузах между словами и кроется весь смысл… В талантливом сценарии этого фильма — все между строк.
Город N… да и не город вовсе, а говоря словами одного мелькнувшего персонажа фильма «города нет — есть поселок». Обстановка далекая от жизни. Всецарствующее существование, гнетущая безысходность, в обстоятельствах которой сложно осудить кого-либо. Вот и не судишь… Становишься просто свидетелем жизни, которая где-то есть, но по счастливому случаю, не коснулась тебя. Этот поселок кажется вечным приютом своих обитателей-сирот. Идти некуда, не к кому, незачем…
Главная героиня фильма, Екатерина, работающая заведующей библиотекой глухого провинциального российского городка, уже давно поняла, что в том, что окружает ее, виновата лишь она сама. Имея два высших образования, жаждя подняться над смрадом человеческой глупости, но поддавшись обстоятельствам и сомнениям, — она выковала себя и никогда не жаловалась — гордая. Ждавшая всю жизнь единственного, что не теряло для нее смысла, в отличие от всего остального, — любви — она научилась сносить все… но даровано не было. И было больно, а потом свыклось, притупилось. Вот так и была… «Нельзя жить тряпкой. Пока терпишь — человек, не можешь — тряпка…», — говорила она, понимая, что как бы ни хотелось, сама не верит своим словам. «работа помогает, только труд дисциплинирует…» Заученные фразы вроде «вы исключены из библиотеки», делавшие ее профпригодной, и стали строительным материалом для того каркаса, который она выстроила внутри себя. Работая в бледненьком, убогом «храме книг» порядочную часть своей жизни., она сама превратилась в библиотеку, экземпляры которой, пожалуй, и не нужны никому, разве что в качестве успокоительного чтива на ночь… и она безжалостно исключала из нее захожих, легкомысленных «читателей».
В фильме дважды звучит стихотворение Киплинга, в переводе Лозинского называвшееся «заповедь»… Оно стало гимном Екатерины Артемовны и её руководством по жизни. Этим она боролась с каждодневным мракобесием и серостью умов
Единственно любивший ее Игорь, врач-стоматолог клиники все того же городка, однажды произносит:
-Они дикари. Вы, Екатерина Артемовна, — нет.
Все одиноковы,- тихо ответила она.
Она знала, что в каждом из нас есть — не раз звучавшее за фильм — «говно», что мы можем пытаться, но порядок вещей никогда не изменится.
Она жила, как и сама говорила, по средствам — так нужно… и любить тоже нужно — по средствам. Но во тут она промахнулась — расточительствовала. Как сама сказала, «бабой совсем стала»… В городе N появился загадочный моряк… невольно ворвавшийся в ее жизнь, дав надежду… Что и она, преданная самой жизнью, недолюбленная, оставленная и потерявшая веру в смысл, может еще получить шанс. Но и здесь судьба поглумилась…
Поступки героини, какими бы они ни были, сложно назвать неправильными. В фильме вообще нет деления на черное и белое… все слилось в сплошную серую субстанцию, из которой не вычленить ни добродетели, ни порока. Екатерина, воровавшая книги из своей же библиотеки, списывая на недобросовестных читателей, продавала их по дешевке на вокзале… Все знали, но никто не осудил. Лейтмотив: «жизнь такая…. Каждый вертится, как может…» Только он осудил… Он, являвшийся Б. О. Г… в каком-то смысле он и вправду стал для нее богом, верой… Позже она узнает, что аббревиатура Б. О. Г. значит «был осужден государством»: «блатные на золоте набивают в знак протеста несправедливому, по их мнению, приговору» — Игорь рассказал. И это он — унизивший ее, говоривший… что вокруг только низшие, падшие, развовровавшие все. Он — укравший у нее едва теплющуюся надежду… предательски бежавший,. найдя у нее на короткий срок призрение.
И напоследок… она говорила, жалующимся ей на тяжелую жизнь:
— Не можешь — не живи …
Вот она и не смогла…
Отцу, дряхлеющему, говорила:
— Прижмет, когда сердце… если. Знаешь, ты дыши так бубен-барабан, бубен-барабан…
Вот и умолк бубен-барабан ее сжатого сердца…
11 октября 2010
Фильм гораздо многограннее, чем кажется на первый взгляд — в темных тонах, без музыки, пресловутая российская глубинка, отравляющая и убивающая всех и вся. Но… Я немного знаю провинциальную жизнь. Там люди живут очень неплохо (те, кого я знаю и уважаю). Работают(ездят в город на работу), имеют семьи, ведут хозяйство, просто радуются жизни, не имея какого-то выбора в развлечениях или времяпровождении,- все достаточно предопределено… Ведь все в руках самого человека. Хочешь жить — живи. Хочешь хорошо жить — живи хорошо. Не хочешь — никто не требует. Только ты сам(а) в ответе за все, в первую очередь за свою жизнь, за выбор в ней. Увы, мы далеко не всегда это понимаем. А ведь красота — в глазах смотрящего. Веки только разлепить надо. Спиваются и снариваются в российских глубинках? Знакомая ситуация, насмотрелась этого. Ну конечно, денег же много, что бы их еще на спиртное или наркоту тратить. А потом: да это провинция, жуткие условия, денег нет, развлеченй нет, феррари или хотя бы хендай нет и денег на это нет, а по телевизору показывают, заманивают, зависть разжигают и т. д. и т. п. Бред это все и отговорки, дабы свое скотство оправдать. Проще же нажраться или уколоться. Терпеть и дышать «бубен-барабан» — тоже не выход. Терпелка рано или поздно заканчивается.
У меня возникла ассоциация с фильмом «Курочка Ряба». Кто хотел хорошо жить — тот все для этого делал. Кто в скотстве хотел ковыряться — делал это и возмущался, что не все этого хотят. И гнобили односельчане работягу, который рискнул в белых перчатках толчки драить. Но и один в поле может быть воин. Главное — не сдаваться. Упал — отжался, дальше побежал.
В фильме героиня ругается с родителями мальчишек, которые портят книги, а сама приворовывает и продает их по поездам. Пресловутый морячок (или все же зек, который оставил дантисту зажигалку с аббревиатурой БОГ — «был осужден государством»?) рассказывает ей душещипательную историю, как его дед отсек себе мизинец (другие воруют, а мне больно), и говорит, что хотел начать новую жизнь, а тут разочаровался в избраннице, узнав, что она сама воровка. Так начинай, кто тебе не дает? Ты сам в ответе, не фиг на других кивать. Каждый пытается судить другого, оправдать свою гнусность, пусть и вынужденную (но все равно за тобой выбор). «Подруга» боится пропустить жениха получше (у нынешнего кровь носом идет, когда возбуждается — ну и что?!) и видит нового избранника в «морячке» (или все же зеке?) и стремится опорочить соседку. И вот этот клубок мотается, плетется и чем дальше, тем распутать его сложней. Самое простое — резануть по венам после того, как месть показалась еще большей гнусностью, чем предательство. А вот какая сложность — поделить отцовскую квартиру с братом, послать в маскву-маскву «морячка-зека» и с ним подружку-соседку до кучи, и жить несмотря ни на что. И чем ей дантист плох был? Вроде, кровь из носа не шла. Короче, все бабы -дуры. Нет, граждане, надо просто жить. Не дышите «бубен-барабан», просто дышите и танцуйте «раз-два-три, раз-два-три». Можно и рюмочку выпить (не бутылку из горла за сельпо, а потом морду односельчанам бить), а рюмочку. А потом Тузика отвязать и с ним в лес по грибы-ягоды. Варенье варить, огурчики солить, белье стопочкой перебрать-сложить, старый мопед починить, ребенку книжку добрую почитать, жене цветов в поле нарвать-мало ли хороших дел? Жить!!! Это же так просто!
2 сентября 2010
Целое направление в российском кино, которое можно было бы озаглавить Сказки про темноту. Так называется фильм Николая Хомерики, также идущий в этом русле.
Маленький провинциальный город, настолько маленький, что все ключевые точки известны наперечет. Завод или фабрика, может быть, шахта, но так или иначе единственное место работы, несколько ресторанов, несколько улиц. Главный герой — человек хороший, не лишенный недостатков, но в любом случае вызывающий симпатию. Вся среда, в которой находится персонаж, словно специально создана для его медленного удушения. Бабочка или муха в комнате с плотно закрытым пыльным окном. Действие в фильме практически отсутствует, разговоры максимально вялые, лейтмотивом проходит мысль: отсюда нельзя убежать. В течение фильма герой задыхается, более или менее осознавая свое положение. Среда не стремится его уничтожить, она его «гнобит», медленно, но верно. С ходу вспоминаются «Свободное плавание» Хлебникова, «Волчок» Сигарева, «Сказка про темноту».
6 из 10
28 августа 2010
Самая страшная мысль в фильме, что ничего никогда не изменится (можете не согласиться). А самую страшную фразу, сколько ни слушай из уст Натальи Негоды — всегда страшно. О фильме ничего не знал, не читал отзывы, смотрел давно, но когда даже не актерская игра Негоды — это даже не знаю, как словами описать. Очень удивился, что фильм как-то незаметно для очень-очень многих прошел. И ничему не смог «этих многих» научить, или подсказать хотя бы. Просто не видели и не хотят смотреть. Я люблю такое кино. Это «мой» фильм. Честный, гениальный. Такие фильмы никогда не оценены по достоинству миллионами людей. Ну и ладно. Всему свое время. Люди вернутся к таким фильмам и потом будут разгребать, что сделано, а что не сделано. Боюсь, поздно уже (не будет поздно, а уже поздно). Вот что страшно.
Потому что походку, манеру разговаривать, взгляд на жизнь (если это жизнью сейчас называется) героини Негоды уже никакой любовью не изменишь. И к одежде такой она намертво прилипла. Появись хоть принц на белом коне (он как раз и появляется, только без коня и в форме) — не нужен он ей. Чувства омертвели давным-давно, любовь умерла, а ее даже ненависть не заменила. Ничего внутри нет — пустота. Это лишь по сюжету она как бы влюбляется и ревнует, а в душе понимает, что уже никогда у нее жизни не будет. Она просто пытается «уцепиться» за нормальную жизнь, хочет и старается любить, но не может.
Если предположить, что все у них с заезжим аферистом получилось, неужели кто-то поверит, что они бы жили дружно и счастливо? Нет. Я в драматургии фильма вижу дальше побои, синяки, собирание бутылок, совместные пьянки, и, единственное, что непонятно, так это кто кого первым в пьяном угаре ножом пырнет.
Символично то, что работает Катя в библиотеке и книги ей нужны для жизни (здесь я, например, вижу намек на переоценку ценностей сегодняшней морали и нравственности). Но не для духовной жизни книги нужны, а чтобы бегать по поездам и продавать их в попытке купить поесть и во что-то одеться. Ну не читается Толстой с Чеховым на голодный желудок, при отсутствии элементарных шмоток и хорошей в полном понимании этого слова жизни. Катю спасали только озлобленность и ненависть ко всему миру от суицида, пока она не встретила… нет, не любовь, а надежду вылезти из ямы, в которой она находится. И так в этой яме и осталась. Алексей Мизгирев прячет от нас многие вещи в фильме: суицид для Кати не страшен, жизнь для нее страшна (и не в моряке даже дело), а в среде, в которой она находится. И даже неважно, увели бы у нее ухажера или нет — концовка фильма от этого не изменилась бы. Просто самое дно жизни.
В принципе, практически при двух актрисах и одном актере создать гениальный фильм сложно. Мизгирев, может быть, до конца так и не осознал (награды и премии не в счет), что это гениально. Любая мелочь, темные улицы городка начала перестройки (может, чуть позже). Я просто аплодирую стоя. Умно. Жизненно. Честно. И патриотично (да-да, я не ошибся), очень патриотично по отношению к своей стране и к людям, с болью и раной в душе это рассказано. Спасибо за такой фильм — какие уж тут оценки ставить. Гениально. Точка.
21 июля 2010