Турне
Turneja
7
7.2
2008, боевик, комедия, приключения
Сербия, Босния-Герцеговина, Хорватия, 1 ч 42 мин
В ролях: Елена Джокич, Мира Фурлан, Славко Штимац, Воислав Брайович, Сергей Трифунович
и другие
1993 год. На территории Югославии бушует Гражданская война. Часть труппы Белградского театра отправляется на гастроли в Боснию, где, по слухам, война, практически, закончилась... Но не всегда можно верить слухам...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Турне

английское название:

Turneja

год: 2008
страны:
Сербия, Босния-Герцеговина, Хорватия, Словения
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Радослав Владич
композитор:
художники: Лилиана Петрович, Любомир Мрсович, Живан Тодорович, Предраг Петрович, Велько Деспотович
монтаж:
жанры: боевик, комедия, приключения, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 августа 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 42 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, комедия, приключения, военный

Постер фильма «Турне», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Турне», 2008

Театр обреченных.

«…Что одни, что другие. Так только, перестреливаются! Вся эта война во многом иррациональна. Во-первых, воюющие стороны состоят из похожих людей, с одинаковым языком, умом, чувствами. Они не различаются ничем. Представьте, как трудно будет снять фильм об этой войне! Не только из-за одежда, но и вообще… В настоящем военном фильме вы сразу скажете, чем отличаются две противоборствующие стороны: они выглядят и действуют по-разному. А мы сербы, хорваты и мусульмане все одинаковые! Один народ».

Эти слова принадлежат одному из персонажей нового сербского фильма «Турне», который является номинантом на премию Oscar 2009. Картина получилась злободневная, мудрая, и можно сказать, — гуманистическая. Война в бывших республиках Югославии затронула сердца не только людей, вовлеченных в кровавую мясорубку и отдававших свои жизни в борьбе за родину, но и миллионов сторонних наблюдателей по всему миру. «Турне» — правдивый рассказ обо всем случившемся.

На протяжении долгих лет об этой войне слагались «легенды», ходили слухи, не подкрепленные достоверными фактами и документами. СМИ говорили о том, что во многом конфликт спровоцировали США, которые давно мечтали переманить на свою сторону Балканы или хотя бы их часть. Это действительно так. Америка всегда стремилась извлечь выгоду из межэтнического конфликта, где бы он не происходил. Как коршун склевывает остатки гниющей падали, так и она решила добить страну сильной бомбежкой в 1988 году. Но незадолго до этого жизнь отнимали друг у друга родные люди по вине своих предрассудков и вере в то, что есть такие понятия, как «кровь чистая» и «кровь грязная».

Но как сказал Курт Воннегут: «Все живем мы на земле, варимся в одном котле…», и «Турне» верное тому подтверждение. Здесь нет нелепых сцен сражения, где кругом один шум да выстрелы, нет и пресловутых американцев, гордо размахивающих своим «звездячим» флагом во всех смыслах этого слова. Все это служит неким фоном, декорациями для развертывания основного действия. Вместо этого на первый план здесь выходит человеколюбие и идеал гуманизма, которого в наше время так не хватает!

Сюжет на первый взгляд прост, но он является связующей нитью, которая проводит нас через все перипетии сюжета. Труппа сербского театра организовывает шабашку в Сербобран, где ведутся активные боевые действия и где люди «вместо минералки пьют друг у друга кровь». Но артистов, которые только и ищут возможность как-нибудь подзаработать, это не пугает и они отправляются в путь на автобусе, напоминающем НЛО и подводную лодку одновременно (характерная черта для сербского кинематографа). По вине лукавого водителя Джуро, который не оповестил организатора о том, что на обратную дорогу требуются отдельные документы, они надолго застревают на фронте, где балом правят боль и смерть.

По мере развития сюжета наши герои оказываются сначала в лагере сербов, затем, отправившись на поиски Джуро, они попадают в лапы хорватам, после — к мусульманам. Такое развитие сюжета сильно, хотя и отдаленно, напоминает построение «Ада» Данте. А с чем еще может сравниться война? Поэтому это решение можно по праву назвать гениальным и похвалить режиссера картины Горана Марковича (в 1987г. снял всемирно известный «Дежа вю»). Еще большего уважения он заслуживает и за то, что всех этих военных, независимо от национальности и диалекта, он показал людьми. Такими, какие они родились, жили и умрут. Такими же, как мы все.

Герои фильма многолики, они подобно луковице обнажают потаенные слои своей души. Злодей оказывается добряком, робкий — спешит на помощь, уклоняясь от пуль. Холодная и расчетлива Соня (ее играет Мира Фурлан, которую в начале 90-х с позором выгнали из Белграда за космополитизм) плачет, видя, как на ее глазах гибнет человек, а Лале заявляет, что он не хорват, а артист.

Ошибочно думать, что фильм — сплошное средоточие пессимизма. Юмора, а особенно сатиры, здесь предостаточно. Смешно смотреть на то, как гостей из Белграда в ресторане сербский генерал угощает турецкими сладостями, хотя воюет с мусульманами, или как постовой, рассматривая паспорта, спрашивает, кто из присутствующих Джавахарлал Неру (на самом деле это название улицы, на которой проживает Лале). Особенно в этом отношении создатели не пожалели вояк, которые сами того не зная, делают больше всего зла. Один из них произносит тост, говоря о чистой нации, о том, что он и его народ — белые орлы. Почему нация чиста? Ее что, через фильтр пропускали? Примеры можно приводить до бесконечности. Многое, скорее всего, разойдется на крылатые слова, но не у нас, а в Сербии.

Поэт по фамилии Любич — гротескный персонаж. Его можно назвать «заблуждением в самом соку», вершиной идеологического маразма. Великий стихоплет, автор «Сербской голгофы» ездит туда-сюда по линии фронта, разглагольствует о том, что слово может пригодиться намного больше, чем тушенка или пара ботинок. Такой поддержкой сыт не будешь. Но задиристому поэту разве есть до этого дело? Когда на обратной дороге в Белград, он оказывается лицом к лицу с мусульманами, его пыл охладевает, а на лице возникает гримаса ужаса. Ведь это он призывал к этническим чисткам в начале 90-х и это он говорил о том, что сербский народ святой, а остальных нужно втоптать в грязь. Фашизмом попахивает, не так ли?

Что стало с Любичем, и так ясно. Его самолюбование было наказано. Люди с зелеными повязками на лбах его уже не отпустили, а наши артисты изменились окончательно и бесповоротно.

Да. «Турне» никогда не сможет вобрать в себя весь ужас войны, но она способна пролить свет на некоторые события. Например, на то, что люди сами забыли, зачем они стреляют друг в друга или о том, что не во всем виновата Америка. Эта лента открыла миру совсем другу войну, которую не так просто разглядеть за рядами танков и бронетранспортеров. И это длится до сих пор…

Сергей Чичерин

21 мая 2011

Чтобы увидеть все, надо взглянуть на мир широко открытыми глазами.

Фильм я смотрела на его большой премьере в Белграде. Он мне понравился своей жизненностью да и хорошим, притягивающему к себе как конфетка сюжету.

1993 год. Начало фильма начинается с гримерки Белградского театра. В гримерке видится дым от сигарет и споры главных актеров за карточным столом (Мишко (Николич), Сонья (Фуран), Жаки (Татич), Лале (Кичич) и Станислав (Станич)). Такая своеобразная пятерка гигантов за карточным столом.

На предложение Станислава поехать в Боснию, в Републику Сербскую где бушует война никто кроме Станислава не имеет позитивное отношение к этому. Все знают что там этнические чистки. Но деньги, как говорится, решают все. Как только все узнали, что их ждет вполне неплохой гонорар то споры «ехать или не ехать» прекратились.

Через два дня (вообще картина по сюжеты показывает примерно неделю жизни героев) герои едут в турне. Вместе с ними едет студентка Ядранка (Джокич) которая будет исполнять главную женскую роль в представлении для военных по Републике Сербской.

Кстати, почти весь фильм связан не только с войной но и с некоторыми отношениями героев между собой. Например, весь фильм почти показаны и не самые лучшие отношения между собой открытой и харизматичной Ядранки и циничной и расчетливой Соньи. Отношения Ядранки и Лале, которые носят не только дружеский характер но совершенно другое и даже больше.

По моему, самый интересный персонаж в этом фильме это Сонья (Фурлан). По национальности она хорватка, что могло в Сербии (да и вообще в бывших Югославских республиках (кроме Хорватии разумеется) нанести пятно в твою жизнь). Она в супружеских отношениях с Жакием (Татич) который полная противоположность Сонье. Мне вообще не понятно, как осторожная, остроумная, рациональная Сонья может жить и терпеть такого человека, как Жаки… Они с ним часто ссорятся, но все же Сонья с ее ясным умом и разумом отчетливо понимает, что только с ним она сможет жить вместе.

Этот фильм можно смело назвать фильмом, который такая маленькая страна, как Сербия, давно не делала. Историю о том, как из мирного и тихого Белграда (именно так и было во времена Боснийской резни) люди, сами того не желая, из-за денег попадают в войну без причины.

10 из 10

3 апреля 2009

Боевик Турне в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Горан Маркович. Кто снимался в кино, актерский состав: Елена Джокич, Мира Фурлан, Славко Штимац, Воислав Брайович, Сергей Трифунович, Эмир Хаджихафизбегович, Светозар Цветкович, Богдан Диклич, Джек Димич, Стела Четкович, Бранка Селич, Dejan Mijac, Dusan Jakisic, Radenka Seva, Ljubisa Savanovic.

Производство стран Сербия, Босния-Герцеговина, Хорватия и Словения. Турне — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.