Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Северная стена |
английское название: |
Nordwand |
год: | 2008 |
страны: |
Германия,
Швейцария,
Австрия
|
режиссер: | Филипп Штёльцль |
сценаристы: | Кристоф Зильбер, Филипп Штёльцль, Руперт Хеннинг, Йоханнес Набер, Бенедикт Рёскау |
продюсеры: | Беньямин Херман, Данни Краус, Рудольф Санчи, Борис Шёнфельдер, Изабель Вельтер, Герд Хубер, Курт Штокер, Штефан О. Ханш, Тео Бальц |
видеооператор: | Коля Брандт |
композитор: | Кристиан Колоновитц |
художники: | Удо Крамер, Томми Фёгель, Биргит Хаттер, Франциска Куммер |
монтаж: | Свен Будельман |
жанры: | мелодрама, драма, приключения, биография, история, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $711 421 |
Мировые сборы: | $927 704 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 августа 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
Фильм повествует о событиях 30-х годов, когда четвёрка альпинистов решила покорить неприступную северную стену горы Айгер – «последнюю нерешённую проблему Альп», которой заинтересовался сам Гитлер.
«Северная стена» снята с уважением и с осознанием своей ответственности. Герои здесь – цельные, живые персонажи, которым невозможно не симпатизировать и за которых невозможно не переживать. У этой картины есть душа, есть человеческое лицо. Как нередко бывает с фильмами, основанными на реальных событиях, образы героев ещё долго продолжают жить в твоей голове. Я много думала о главном герое восхождения Тони Курце и переваривала эту историю. К ней как-то прикипаешь, не хочется с ней расставаться. В связи с этим у меня возникла неизбежная ассоциация с «Титаником», который произвёл на меня схожее впечатление в своё время. И, наверное, это неспроста, и действительно в этой истории есть что-то от Джека Доусона.
Талантливые актёры действительно оживили своих персонажей! Бенно Фюрман, так, вообще стал для меня настоящим открытием! Ему не нужно было ничего говорить – всё было написано на его лице. Он прекрасно сыграл то отчаяние, ту безнадёжность, то душераздирающее одиночество, с которым столкнулся его герой, оставшийся один на один с горой. Мы наглядно увидели, как брутальный и скупой на эмоции смельчак Тони превратился в беспомощную жертву. Гора словно преподавала суровый, жестокий урок нерадивому ученику, наказывала его. Вы сможете ощутить этот беспощадный холод, исходящий от горы – она по-настоящему пугает, сильнее любого монстра.
История Тони воистину трагическая, даже жуткая. Хотя самое подходящее слово, наверное – леденящая. Экстремальный альпинизм дарит немало возможностей погибнуть или травмироваться, – и все они, конечно, жутковаты, – но эта потрясла меня сильнее всех. Думаю, это был худший день в профессиональной жизни тех спасателей, день, который стоял перед их глазами всю жизнь. В начале фильма персонажи, прообразами которых они являлись, говорили, что все эти «идиоты» сюда приезжают на поезде, а обратно – в гробах. Это, безусловно, красивая фигура речи, но на деле всё оказывается ещё мрачнее – назад дороги зачастую нет. Горы отдают не всех.
И, раз уж мы заговорили об «этих идиотах», то нельзя не отметить, что фильм отлично передал ни с чем не сравнимую романтику тех времён, когда люди шли в горы, ведомые старым добрым духом приключений. Им не нужно было выдумывать себе задачи, чтобы выделиться из тысячи других альпинистов – они были первопроходцами. Они не могли окончить какие-нибудь курсы и закупиться килограммами проверенного снаряжения – всё готовилось своими руками, а опыт наживался травмами и неудачами. Когда несчастный альпинист глядел вслед улетающей в пропасть рукавице, я сразу подумала – вот будь у него наши варежки на резинке… Они не просто удобны, они могут спасать жизни! Опыт накапливается, ошибки учитываются, снаряжение совершенствуется – так, в общем-то, развивается любая наука и любое человеческое предприятие. Так вырос и современный профессиональный альпинизм. Но что-то на этом пути как будто бы потерялось… Здесь же мы можем вновь вдохнуть этого авантюризма и снова ощутить безграничность и неизведанность окружающего нас мира.
Изначально я собиралась посмотреть документальный фильм «Манящее безмолвие», но, узнав о существовании художественной экранизации событий, отдала предпочтение ей. Сейчас, посмотрев наконец документалку, я поняла, что, хоть я и даже близко не альпинист, история Тони меня так же зацепила, что-то задела во мне, стала для меня важной, как и для рассказчика – альпиниста Джо Симпсона. Я вполне понимаю одержимость этой горой и была рада увидеть, что не одну меня история Тони Курца так впечатлила. Разумеется, взгляды Джо на мотивы альпинистов, на их решения, характеры и настроения, очень отличались от предложенных авторами «Северной стены».
Как любое художественное кино, «Северная стена» не безгрешна на классические киношные приёмы. Как пример – решение одного из альпинистов перерезать верёвку и улететь в пропасть со всем пафосом, в то время как в реальной истории он «скучно» погиб от схода лавины. Но я нахожу подобный ход вполне обоснованным, ведь сцена этого самопожертвования подчеркнула тот отчаянный момент, когда главный герой остался в полном одиночестве. На самом же деле это произошло мгновенно.
Гораздо более забавным мне показался другой момент: несмотря на висящий в воздухе тезис, что на горе все мы братья, и что фашистский режим с его страстью всё и вся завоевать и поработить есть зло, по сюжету «Северной стены», рассказывающей историю с позиции немцев, всё-таки выходит, что во всём виноваты австрийцы. Ни прись они за немцами по пятам, пытаясь нечестно отобрать у них победу, то и не произошли бы с ними подобные неприятности. И ни упрись один из них, как осёл, в своём желании победить вопреки здравому смыслу, то и дальнейших событий тоже не должно было произойти. Ну, по крайней мере, так это выглядит. В любом случае, никто не будет спорить, что австрийская пара альпинистов тут выглядела какими-то неуклюжими простофилями, полезшими туда, куда их квалификация им лезть не позволяет – словно герои классических французских комедий, преследующие кого-то в целях наживы. А это совсем не коррелируется с реальной историей, и потому выглядит странновато.
Киношные спасатели тоже вызывали вопросы. Поскольку сразу, в непогоду, они выйти на помощь не смогли, но сумели, в общем-то, визуально оценить ситуацию, то у них было достаточно времени, чтобы продумать, как они будут действовать, и взять с собой всё необходимое снаряжение. Однако они не нашли ничего лучше, чем выкрикивать свои издевательские советы, напоминающие знаменитое «просто добавь воды» из пародии «Городка» на рекламу «Инвайта». Понятно, что на исход событий это бы, наверное, никак не повлияло, но хотя бы, как говорят, всё было бы сделано в лучшем виде. В данном случае – в прямом смысле слова. После всего пережитого несчастный альпинист получил бы свою долю уважения, а не такой вот унизительный финал своей попытки покорить Стену.
А насколько беспомощной ощущала себя Луиза, подруга детства немецких альпинистов, стоя буквально в паре метров от Тони, насколько роковой была нелепость этой ситуации! Её история тоже очень трогает, хотя, понятное дело, что она была закинута на гору фантазией сценариста.
Однако страшнее всего осознавать, что когда-то на этой горе вся эта жуть происходила с настоящим Тони Курцем, и невозможно даже представить, каково ему было в ту ночь, когда никто его не поддерживал и не кричал ему «Тони, я тебя не брошу!»…
16 декабря 2023
Кратенько о фильме
Историю знала заранее, по этому просто хотелось посмотреть, как ее воплотят в кино. В целом атмосферно и не пафосно, но есть минусы.
Очень удивило, что девушка, знакомая с альпинизмом, а значит и с рисками, радуется возможности послать парней на это смертельное приключение и огорчается, когда они по началу отказываются. Она чуть ли не сама толкает их согласится.
Тема Германии того времени задета, но как бы плавно обтекает главных героев, чтобы не портить их положительный облик, и это видно, лучше бы режиссер вообще эту тему не трогал, раз не может быть беспристрастным.
Момент с перерезанием каната придуман для драматизма, его не было в реальной истории и этот поворот навевает ненужные ассоциации с фильмом Сталлоне.
Концовка смята, или по ощущениям от реальной истории скоротечна. Веревку они не забыли, а при передвижении потеряли, т к она не была прикреплена. Девушка внезапно шустро лазающая в обычной одежде по горам вызывает недоумение. Девушка там вообще для романтики, но поверить ей не получается.
В конце смысл свели к фразам о любви, которые не отражены в самом фильме. Как будто зритель не может ни в чем другом найти великий смысл. Ведь сама история о преодолении себя, о нахождении на пределе возможностей, об амбициях, о славе, о неоправданном риске, о любви к горам в конце концов. А в фильме фокус зачем-то сдвинули на переживания героини.
8 ноября 2023
Не так уж и много достойных фильмов про альпинистов, поэтому этот вполне сгодиться. Пускай горные злоключения показаны не всегда зрелищно, но градус переживания всё равно остаётся на должном уровне, ведь зрителя грамотно, объёмно знакомят с персонажами. Те оживают, становятся ближе, ясней, каждое их обморожение отдаётся болезненным покалыванием в теле.
Здесь и чисто спортивный интерес и желание прославиться, добиться чего-то большего — это безрассудство тяжело хоть как-то оправдать. Безумная погоня за адреналином, а вся эта политическая возня осталась далеко за кадром, хотя режиссёр и пытался добавить сюжетных линий, но они практически сразу же будут забыты, ведь на кону человеческие жизни.
Картина основана на реальных событиях, этот факт всегда подогревает интерес, но в данном случае возникли и недопонимания. Насколько плохо были организованы так называемые спасатели, а по факту они профессиональные альпинисты, которые в первую очередь знают перечень необходимого. Поразила фантастическая удачливость девушки, а после её какая-то атрофированная эмоциональность. Концовка и так была известна, а тут ещё эти несуразности, которые только подпортили общее впечатление.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это реальная трагедия, где погибли мужественные молодые люди, пускай их мотивы большинству покажутся пустячными, ведь ставка слишком высока, но это вовсе не отменяет их желания жить, выжить, к чему они стремились до самого конца.
Всем желаю приятного просмотра!!!
7 октября 2018
Всё, что я знаю, это то, что смерть пощадила меня…
Только тот жил, кто любил (с)
Не стоит ждать от сюжета чего-то грандиозного. Если разбирать этот фильм по кускам, то для величия маловато будет, НО… Это как с оркестром: один музыкант безусловно может быть хорош, но он становится великим только тогда, когда становиться частью коллектива. Невероятную атмосферу привнесла сюда музыка, окруженная потрясающими пейзажами Альп. Режиссер, из-под чьих рук вышло сравнительно недавно еще одно творение (Лекарь: ученик Авиценны), показывает не просто идею, цель, но одержимость ею.
Он поясняет, к чему может это привести, но также показывает -ненавязчиво- великую любовь женщины к мужчине, не смотря ни на что. Технически соблюдено всё верно. Время, нацистская Германия, прически, одежда- всё передано превосходно. Глазу фильм крайне приятен ибо картина выражена в стилистике 90-х, хотя это 2008.
Вспомнилась картина «Выжить» (Alive) `92 года. Суть передачи идеи абсолютно такая же.
Предсказуемость фильма чувствуется практически с самого начала, но глубины она не отменяет.
И только тот жил, кто любил… Аминь!
Смотри кино правильно.
10 из 10
17 января 2018
Альпинисты это те люди которые заслуживают огромного уважения. Они живут высотой, желанием покорять вершины и стремлением к небу. Стойкость характера, смелость, отвага и умение преодолевать трудности выделяют этих смельчаков на общем фоне. Но занятия альпинизмом сопровождает большая опасность, это дело нелегкое и многие распрощались с жизнью в попытках покорить очередную горную вершину. Тема альпинизма в мировом кинематографе представлена не так сильно. Хороших картин на подобную тематику вышло немного, а потому мне, как любителю гор было интересно ознакомиться с данной лентой.
Немецкий режиссер Филипп Штёльцль снял интернациональную картину, взяв за основу реальные события 1936 года. Именно тогда в швейцарских Альпах, две конкурирующие команды пытались покорить горную вершину Эйгер по Северной стене. На тот момент это была последняя нерешенная проблема альпинизма в Альпах. Данное событие приковало внимание всей Германии и широко освещалось в средствах массовой информации. Сценарий очень грамотно проработан. Первая половина фильма знакомит нас с героями, показывает их подготовку и позволяет раскрыть характеры персонажей. А вторая половина посвящена непосредственно восхождению на гору.
Режиссер старается показать не только героический дух отважных парней, но и общественную и политическую обстановку того времени. Кому-то это покажется излишним, но в целом это сделано тонко и ненавязчиво. Картина хоть и основана на исторических фактах, во время просмотра постоянно удивляет неожиданными поворотами сюжета. А в один момент и вовсе шокировало меня. Но для достижения подобного эффекта вы ничего не должны знать о реальной истории. Избегайте любой информации и тогда впечатления будут очень сильными.
В фильме блестящее визуальное оформление. Потрясающие кадры горных вершин, шикарно поставленные сцены снежных бурь, всё это завораживает и потрясает своей красотой и проработкой. Напряжение постоянно витает в воздухе, авторы замечательно передали тревожную атмосферу. А музыкальное сопровождение порой напоминает саундтрек из фильма ужасов. Эффект погружения весьма сильный. И очень точно показано восхождение с технической стороны, по реалиям того времени.
Оба исполнителя главных ролей Флориан Лукас и Бенно Фюрманн блистательно справились с поставленной задачей и выдали отличную игру. Им удалось практически идеально раскрыть характеры своих героев. А потому уровень сопереживания очень высокий. Очень хорош и Ульрих Тукур, хотя его роль и вторична. Ну а Йоханна Вокалек со своей нестандартной внешностью, замечательно раскрывается в образе простой девушки из народа. Она подкупает своей искренностью.
Северная стена это отличное изображение темы альпинизма в кино. Атмосферный, напряженный, захватывающий приключенческий фильм. Сильнейшая драма, которая оставляет огромное впечатление. Если вы любите картины про альпинизм, то вы не имеете право пропускать данное произведение. Безусловно рекомендую.
8 из 10
18 августа 2017
Возникло желание посмотреть европейский фильм. Я ввёл страну Австрия в поисковик и вышел на данный фильм Германо-Австро-Швейцарского производства. Высокая средняя оценка, краткое описание и трейлер дали понять, что картина серьёзная. Снимать драмы немцы вообще умеют. И я решил ознакомиться с этой лентой.
Перечислю отрицательные, на мой взгляд, моменты в фильме. После приглашения покорить горную вершину один из участников отказался по причине опасности мероприятия. При этом отказ должен был выглядеть максимально эмоционально. Герой должен был «дуться»,т. е. после приглашения активно сопротивляться новым попыткам склонить его на участие в событии, ходить с крайне унылым выражением лица, а потом в самый неожиданный момент передумать. Такая сюжетная линия встречается во многих фильмах, повествующих о рискованной деятельности. Смотрится это всё по-детски. Поскольку время событий приходится на тоталитарный режим, то всякое упоминание вождя не может быть связано с юмором, критикой. Однако в фильме можно видеть как на приветствие «Хайль Гитлер» курсанты два раза отвечают:«Пока». Не думаю, что за это они бы не получили жёсткий выговор. Для принятия драматизма режиссёр изобразил момент, в котором один из альпинистов, будучи привязанным к другому (может неправильно выразился, но как грамотно описать, не знаю), находясь на горе, отрезает верёвку и сваливается в пропасть с целью облегчить ношу другому. Однако по данным википедии такого события не произошло. Также группа альпинистов состояла из 4-х человек изначально. В фильме же изображают 2 конкурирующие пары, которые уже на горе, столкнувшись с трудностями, объединились для выживания. Конечно, это делается для придания эффекта драматизма. Но тогда подпадают под сомнение и другие изображаемые моменты тех времён. Просто для меня реализм является одним из самых важных критериев.
К плюсам можно отнести цветовое оформление, радующие глаз кадры высоких гор с разных углов. Также меня впечатлило как актёры изображают переживания, связанные с трудностями на горе. На их лицах видно всё отчаяние. Впечатляет, и не во многих фильмах такое можно увидеть. Напряжение, возникавшее в сложных ситуациях, ясно может ощущаться зрителем. И когда ситуация становится необратимой, начинаешь сопереживать. Приятно также было увидеть в конце фильма как девушка отказалась от предложения продолжать карьеру в Берлине, обосновав тем, что не сможет больше видеть одно только стремление к наживе, свойственное большим городам. Вообще чувствуется стиль хорошего европейского кино.
7 из 10
24 апреля 2016
Когда ты в самом низу… у подножья стены, И смотришь вверх, ты спрашиваешь себя: «Как человек может здесь подняться?» И почему вообще кто-то этого хочет? Но спустя несколько часов, Когда ты уже на вершине, и глядишь вниз, Забываешь про все и всех… Кроме единственной, что обещал вернуться
После этих слов я непременно верила, что герои вернутся. Фильм основан на реальных событиях и, казалось бы, финал давно известен, но надежда не умирает до самого последнего момента. Восхождения на гору и сейчас при более лучшем снаряжении является непростым делом, а в 1930-х было ещё сложнее, но не многих это останавливало. Великолепная актерская игра и режиссерская работа заставляет нас переживать за каждого героя по отдельности и группу в целом сразу. И переживаешь каждую секунду, каждой клеткой своего организма и даже больше.
Фильм произвел на меня такое сильное впечатление, что я долго ещё не могла смотреть что-то ещё. А после просмотра долго не могла уснуть.
10 из 10
19 октября 2015
Когда ты в самом низу… у подножья стены,
И смотришь вверх, ты спрашиваешь себя:
«Как человек может здесь подняться?»
И почему вообще кто-то этого хочет?
Но спустя несколько часов,
Когда ты уже на вершине, и глядишь вниз,
Забываешь про все и всех…
Кроме единственной, что обещал вернуться.
В чем главная идея этого фильма? По постеру скажешь, что про бравых альпинистов, первопроходцев в непроходимых дебрях великих гор. Другие, прочитав краткое описание, поймут как правдоподобную историю, случившуюся незадолго до рождения Третьего рейха, заключающуюся в поднятии всех сфер жизни Нацистской Германии, и военную, конечно, в особенности. Но нет, все ошибочно.
Много фильмов снято про любовь, много необычных и еще больше посредственных слезливых историй, кончающихся счастливым концом. Но только немцы ухитрились связать столь животрепещущее и вечное чувство, как «любовь» и поистине легендарное событие, отчасти благодаря которому развился альпинизм, этот один из самых экстремальных видов спорта. Любовь помогла решиться одному из героев рискнуть собой и попробовать оседлать, добраться до вершины Айгера, да не абы как, а через неприступную Северную стену, именуемую как «Стена смерти». Стать первым, внести свою лепту в альпинизм, засветиться в газетах, запечатлеть свое имя в анналах истории? Возможно, ведь события зачастую переписываются и многие факты утрируются. Но я сейчас не столько о правдоподобности, о документальности пекусь, как о сценарии фильма. Ведь нам повествуется лишь одна цель — помочь своей возлюбленной репортерше в карьере, а потом вернуться. Героем. Весьма показательно и сентиментально, этого не отнять.
Когда взираешь на экипировку этих ребят, в голове прокручивается одна и та же мысль: «У них, черт возьми, стальные яйца!». Вы только представьте себе — снег, мороз, вьюга хлещет по лицу. Гладкая и абсолютно вертикальная скала над тобой, а у тебя даже перчаток нормальных нет, разве что вязаные варежки, что продают бабки возле метро каждый день. И нужно ведь орудовать, забивать замки в расселины, при этом не получив обморожения. И кто, спрашивается, герой? Вот такие вот люди, которым лишь одно название — Кремень.
Очень чувственная и интересная картина, которая не оставит вас равнодушным. Тут нет переигрываний, отсутствуют чрезмерные ненужные эмоции, которым Станиславский поставил бы вердикт — «Не верю». Кино при просмотре не дает взгляду ускользнуть, зевнуть, заскучать. А концовка с большой долей вероятности сделает вас слегка ошарашенным на последующие дни.
Только тот жил, кто любил.
Бывают времена, когда мне очень тяжело в это верить.
Но, по большому счету, я ощущаю себя живой.
И любовь… тому причина.
8 из 10
4 января 2015
Мне фильм не слишком понравился.
Мне очень понравилось, как отображена историческая атмосфера. Действительно погружаешься в те времена.
Но вот я — любитель фильмов про альпинизм. Здесь, на мой взгляд, очень скомкано все было. Я могу понять, что Гитлер поставил какой-то план, который нужно выполнить, но все-таки, профессиональные альпинисты не совершают столько ошибок. Никто не отправляется в такое (тем более!) ответственное восхождение, не проверив очень тщательно свое снаряжение. Не знаю, когда начали прогнозировать погоду, но, думается мне, и в те времена тоже тщательно отслеживали погоду на дни восхождения. Да и в фильме тоже есть момент, когда говорят о предстоящей погоде когда уже альпинисты ушли в горы. Ну странно как-то.
По поводу второй группы, ощущение было, что на такое (очень важное!) восхождение послали новичков. Потому и начали случаться непредвиденные ситуации. Но мне сложно себе представить такую халатность в горах. Если люди опытные — такого не может случиться.
Ну и конечно спасательная операция… ну в реальности тоже трудно себе представить, чтобы настолько плохо она была организована. И любящая девушка в конце как-то… нереально спокойно себя вела. Я все представляла, что если бы там был мой любимый, я бы совсем по-другому себя вела и другие действия производила. Странно.
Не знаю… в каких-нибудь фильмах — слэшерах такое простительно, но в фильме про альпинистов — профессионалов… не знаю.
Красивые съемки, да. Местами реалистичные, страшно даже становится. Но вот абсурдность ситуации не позволяет лично мне восторгаться этим фильмом.
Мне кажется, есть гораздо более сильные фильмы на тему альпинизма. Прежде всего, снятые документально или полудокументально.
Но и этот фильм конечно посмотреть можно.
23 декабря 2014
Казалось бы, фильм ничем не примечателен для рядового зрителя, всего лишь история о группе людей, решивших, что они способны потягаться с величием природы.
Именно на их рвении, пожалуй, и держится вся эмоциональная подоплека фильма.
Северная стена многие годы была охарактеризована лишь легендами, в которых правда пусть и была, но весьма в небольшом количестве.
Тщеславие, жажда признания и «лавров победителей» по возврату помогают героям не бросить начатое, не сорваться.
Однако, ах и увы, гора вовсе не так проста, как может показаться. Она своего рода фундамент природы, недоступный и желанный.
И для вершины горе и боль разодранных до крови пальцев, обледеневших конечностей и готовности наброситься друг друга из-за малейшей распри лишь доказательство того, что Северная стена все еще может отвадить посетителей от бесполезной, в некотором роде, идеи покорить ее.
«Дайте мне героя-немца — победителя последней европейской вершины накануне Олимпиады!» — это, как мы понимаем, веяние времени, впрочем, как и в любом тоталитарном государстве.
Из одной только этой фразы становится предельно ясно, что, по сути, для людей покорение стены будет лишь символом, на который они могут взвалить бремя борьбы.
Впрочем, авторам удалось сделать так, чтобы этот фильм хотелось пересматривать, чтобы хотелось докопаться до его сути, до того самого, что было вложено в него всей съемочной группой.
И так же мастерки создатели кинокартины показывают, насколько близко от «героев» кипит настоящая жизнь, где буквально в нескольких километрах живут люди и они, должно быть, даже не подозревают о том, насколько сложным было бросить вызов против своей природы, скрыть свой страх.
Для тех, кто в попытке не потерять лицо перед другими, запутался в своих же масках.
P.S. Еще один плюс картины в том, что ты буквально кончиками пальцев ощущаешь себя, будто ты тоже там, с этими людьми, разделяешь с ними их трагедию, их холод, их нежелание сдаваться и отдающую горечью решимость идти до конца, во что бы это ни стало.
9 мая 2014
Некоторые фильмы я смотрю просто потому, что они новые. Другие — прочитав критические отзывы в англоязычной прессе. Ну и дураки, скажу я вам, сидят в весьма солидных западных киноизданиях. Где они нашли отголоски «Триумфа Воли» Лени Рифеншталь в этом фильме? Где обнаружили «подлинно германский дух», способный покорять горные вершины? Хотя фильм и снят по реальным событиям 1936 года, и альпинисты — альпийские стрелки — никакого дела до «германского духа» и «триумфа воли» им нет. Да и солдатскую лямку они тянут с неохотой — в основном, моют туалеты, мечтая поскорее уйти в запас. Они покоряют самые неприступные склоны лишь ради самих себя — а не ради Великой Германии. Фюрер маячит в картине где-то слабо уловимым фоном — отражается в корреспонденте профашистской газетенки, которому не терпится сваять статью о том, как немцы первыми оказались на вершине Северной стены — самой опасной горы альпийской гряды. При этом человек по фамилии Ландау, весьма состоятельный буржуа, пока что имеет возможность свободно говорить: «Я рад, когда немцы завоевывают громадную каменную скалу, а не что-нибудь другое». Шутка вполне сходит ему с рук — хотя до экспроприации всего его имущества совсем недалеко. И если бы он знал, чем все закончится, уже собирался бы в эмиграцию за океан.
Вместе с несимпатичным корреспондентом к Северной стене отправляется девушка-фотограф из того же издания, подруга немецких альпинистов. В ее задачу входит заснять триумфальное восхождение. Но потом она понимает, в какую авантюру ввязались ее друзья, и заявляет, что «приехала сюда не фотографировать» — и тоже лезет на скалы…
Если бы режиссер Филипп Штёльцль хотел снять что-нибудь с «подлинным германским духом», он бы, наверное, переместился на пару лет вперед — в 1938, когда альпинисты из Австрии и Германии действительно добились успеха, что немецкая пропаганда использовала в полной мере. Но он избирает для изображения совсем другую — драматическую и очень человеческую — историю. И все же, это история героизма.
Что ведет альпиниста в горы? На этот вопрос есть много разных ответов. На мой взгляд, прежде всего, гордыня, желание доказать самому себе, что ты смел, удачлив, что ты сильнее коварной природы. Вот о чем этот фильм. Он о слишком гордых маленьких людях, считающих себя слишком большими и способными на подвиги.
Фильм сделан очень качественно. Иные моменты хочется даже пересмотреть — столько в них силы, красоты и трагизма. Филипп Штёльцль — режиссер очень внимательный и к картинке (он делал полнометражное сочное видео «Раммштайну») и к сюжету (триллер «Экспат» в 2011 году был очень и очень хорош в этом плане), и потому мне странно, что картина получила так мало наград, и только на родине режиссера — в Германии — правда, и за сценарий, и за режиссуру, и за работу оператора. Могли бы дать и за компьютерные эффекты — не сомневаюсь, что без них не обошлось. Когда один из альпинистов раскачивается на веревке над пропастью — и потом буквально перепархивает на новый скалистый выступ — это выглядит, как волшебство.
А человек все-таки безрассуден — с 1936 года минуло много времени, с тех пор Северная Стена Альп многократно покорена альпинистами со всего мира. Но остается настолько же опасной. И все новые и новые люди-букашки взбираются на нее, чтобы пройти по крутому маршруту — и поставить теперь уже рекорд скорости. Буквально недавно, в 2010 году, на Северной стене трагически погибла очередная группа смельчаков. Что ж, перед нами большое кино от очень сильного режиссера на все столь же актуальную тему — человеческого героизма.
8 из 10
27 февраля 2014
Любопытный фильм своей уникальной историей, своим историческим фоном и антуражем.
Молодость, порыв, стремление к славе, любовь, самопожертвование... Столько позитива у главных героев! Сегодня уже это необычно наблюдать — во времена моды на хлюпиков и нытиков, которые дальше макдональдса, дискотеки и Гугла никуда не ходят за самопознанием. Сборы-горы-трудности-напарник — всё бы ничего более удивительного, но авторы замахнулись на нетривиальное время кино-истории — 1936 год, Германия… Фашистская Германия, как ни крути, со своими пропагандистскими штампами «белокурой бестии» в политике и спорте. Так что будущие смельчаки на непокорённой отвесной стене — не просто спортсмены, но рядовые альпийского подразделения вермахта.
Какие же молодцы авторы, что им хватило гражданской тактичности художников не делать из двух друзей истинных арийцев. Весёлые ребята отвечают на приветствие «Хайль!» весёлым «Пока!» и так же весело отправляются штурмовать горы.
Это теперь, после открытия коммерческого маршрута на Эверест с GPRS и термобельём, предельная высота для тех мальчишек — 3 км с хвостиком — воспринимаются как детские шалости. Но тогда — с пеньковыми верёвками, керосинкой и без радиосвязи, но в маминых вязаных перчатках — лёгкий морозец -10 для свитера и брезентовой ветровки был подвигом. Представляете? Чтобы осуществить свою мечту, нужно не в шоп сбегать за титановой оснасткой, а самостоятельно выковать из железа скальные крючья. И лететь не чартером в Непал, а на велосипедах — в соседнюю Швейцарию каких-нибудь… 700 км. В фильме есть изумительный кадр: горник-итальянец с болтающимся чайником, подвязанным к рюкзаку. Таких кадров, причёсанных и вылизанных бутафорией и одеждой «под винтаж» — целая картина! Поэтому смотреть очень интересно.
В этом фильме, построенном по всем законам драматургии, есть, конечно, явные и скрытые режиссёрские контрапункты. Сверкающее барство элиты, пришедшей поглазеть в подзорные трубы на рекорд, замешанный на крови, отмороженных пальцах и потерях друзей. И журналистский нюх матёрого газетчика, взявшего в помощницы подругу одного из восходителей. «Дайте мне героя-немца — победителя последней европейской вершины накануне Олимпиады!» — это, как мы понимаем, веяние времени, впрочем, как и в любом тоталитарном государстве.
А вот любовь немецкой девушки принадлежит всему человечеству, но никак не «третьему рейху» Ей осталось совсем немного времени до всеобщего оболванивания идеями ефрейтора Шикльгрубера, но её сердце подсказывало, что нельзя идти по трупам ради достижения спортивной сенсации. Кстати, сенсация произошла в жизни месяцем позже — аккурат на Берлинской Олимпиаде: чернокожий легкоатлет Джесси Оуэнс завоевал четыре золотые медали на глазах у фюрера и спортсмену из США… удалось дожить до глубокой старости.
К тому же авторы очень умело ответили на вопрос, так или иначе мелькающего в мыслях:
- А вы то сами как относитесь к историческому помутнению в умах и сердцах немцев, раз уж сделали фильм об обычных героях той страны в том времени? Великолепно ответили всего одним предпоследним кадром в финале. Каким? Для этого нужно досмотреть фильм до конца.
P.S. Приходится констатировать на примере хоть этого фильма (и с огорчением делать вывод) о том, что утрачена школа отечественного дубляжа. Очень уж диссонируют гормональные звонкие ноты молодых мастеров слова в голосовых переводах ролей пожилых редакторов-мужчин из газеты. Люди в возрасте около 50-ти лет не в состоянии так «чирикать», даже в эмоциональном возбуждении…
9 из 10
28 января 2014
Большинство фильмов с драмматическим сюжетом наверное можно поделить на две категории. Они либо интересны либо не интересны. И очень редко можно встретить фильмы сюжет которых по настоящему завораживает зрителя, и которые не попадают под категорию интересных или хороших развлекательных поделок. Для зрителя способного глубоко проникнуть в происходящее на экране это будет фильм-откровение о смысле жизни и о нелепости некоторых человеческих представлений об успехе в этом мире.
До последней четверти в принципе фильм вполне обычный… Внизу в ресторане, потягивая вино из бокалов сидят журналисты желающие создать для своей аудитории новых героев нужных им для ведения политической пропаганды. Где-то, уже почти на самом верху, карабкаются несколько смельчаков решившие сыграть в рулетку, в которой как они и сами с недавних пор понимают ставкой стали их собственные жизни.
В общем, конечно когда смотришь этот фильм то уже ожидаешь что на наверху что-то произойдет. И даже знаешь что ничего хорошего по определению там произойти не может. Мелкие ошибки, на которые сначала не обращают внимание, загоняют бывалых альпинистов в самую настоящую ледяную мышеловку. Но когда ты доходишь до переломного в сюжете этого фильма момента, то оказывается что твои представления о возможном финале этой драммы были мягко говоря поверхостными.
Перед зрителем неторопливо сменяют друг друга картины гибели некогда сильных, волевых и целеустремленных людей замерзающих на скале в условиях к которым они оказались не готовыми. Все происходящее смотрится как страшная расплата за браваду, подростковое тщеславие, повышенные амбиции и завышенные самооценки…
7 февраля 2013
В 30-х годах нашего века до восхождений на 8-тысячники еще оставалось много времени. А вот Альпы пытались изучить досконально. Вследствие чего многие альпинисты пытались пройти ту самую Северную стену Эйгера.
Фильм поставлен очень реалистично по сравнению с большинством других фильмов про альпинизм. Музыка подобрана хорошо. Единственная проблема с русским переводом< который я нашел только одноголосый. Надеюсь вскоре появится нормальный перевод этого фильма.
-Когда ты у подножья стены и смотришь вверх — ты спрашиваешь себя: — Как человек здесь может подняться? И почему, вообще, кто-то хочет это сделать? Но через несколько часов, когда ты уже на вершине и смотришь вниз — забываешь все и всех, кроме той единственной, которой обещал вернуться…
Эта фраза из дневника альпинсиста Тони Курца надолго запала мне в душу.
10 из 10
покойтесь с миром ребята.
24 ноября 2012
Я видел фильмы, в том числе документальные о восхождениях альпинистов. Но только спустя время (а точнее в момент просмотра данного кино) я задался вопросом «зачем?».
Зачем нужно лезть туда, где каждый твой шаг или же неверное решение может стать последним, что ты сделаешь в жизни? Ведь, по существу, никому нет дела до того, что ты залез куда-то там, достиг того-то. Люди сегодня тебе поаплодируют, а завтра будет новое, свежее приключение, событие, которое до тебя донесут СМИ. И только ты останешься и будешь знать, что ты был «там», ты это сделал и только тебе это будет важно всегда.
Так я веду к тому, что настоящий бескорыстный альпинист(по-моему) делает своё восхождение для себя. Не для славы, не ради денег или же уважения друзей — хотя и всему этому, он и рад… Но только он и эта вершина, его вершина имеют смысл И чем тяжелее восхождение, чем больше ты потеряешь на пути к ней {вершине}, тем слаще и приятней будет твоей душе там, в небесах…
21 апреля 2012
«Нет на свете такой вершины, которую не покорила бы настойчивост.»
Именно эта фраза привела меня к фильму «Северная стена». На это изречение я наткнулся однажды в социальной сети, оно меня зацепило, и я решил взять его к себе «на стену». В тот же день моя знакомая прокомментировала его в духе «не спеши с выводами» и посоветовала глянуть фильм «Северная стена».
Я люблю смотреть фильмы, основанные на реальных событиях. В таких фильмах рассказываются реальные истории о реальных людях, а не голливудских «героях-рэмбо». В этом аспекте «Северная стена» меня не разочаровала. Сюжет заставляет поверить в происходящее на экране, актёры играют естественно, отсутствует ненужный пафос, режиссура на уровне. Героям хочется сопереживать и до последнего момента верить в счастливый конец, но это не сказка, это жизненная трагедия…
Фильм-трагедия, фильм, который заставляет задуматься о жизни и погоне за мечтой. Нет на свете такой вершины, которую не покорила бы настойчивость? Нужно в это верить! Возможно, тебе и не дано покорить определённую вершину, но если есть мечта, за которую ты сражаешься до конца, умереть, сражаясь за такую мечту не страшно, и ты не должен этого бояться, т. к. вёл правый бой.
PS: Жаль, что всё так сложилось. RIP: Андреас Хинтерштойсер, Тони Курц, Вилли Ангерер, Эдди Райнер.
8 из 10
2 февраля 2012
И я присоединяюсь!
Сами горы Альпы, это нечто, как же описать всю их красоту, всю неприступность и грозность. Чудесное творение природы, от которого, глядя вверх захватывает дыхание, а взойдя, смотря вниз, человек чувствует себя королем. Это действительно потрясающий фильм, который стоит смотреть.
Несмотря на то, что это драма, что герои погибают, от фильма веет положительными эмоциями. Тот факт, что герои стали командой, говорит о понимании дружбы, что не может оставить без внимания.
Что же скрывает в себе и бережет там, на вершине «Nordwand»?
Пройдемся же по фильму…как два друга проходились по скалам…
Что меня заинтересовало, так это Филипп Штёльцль — место рождения: Мюнхен, Бавария, Германия — совпадение или все основано на реальных событиях? Но режиссер хорош, знает толк и знает, то что в хороших пейзажах половина успеха, но вот сами диалоги, не очень порадовали, хотелось более проникновенных, но как и говорилось вначале, позитив придал неусовершенствованным диалогам момент который говорит «а зачем вообще говорить», без слов видно, как старался передать Филипп Ш. тот мир, ту всю красоту гор и всю трагичность истории.
Весь фильм очень стихийный, переживания за альпинистов героини, были настоящими (значит, хороша актриса). Борьба за выживание самих альпинистов, и жертвование собой.
Немцы, чтобы там не говорили, умеют снимать качественное кино. И сказать «браво» стоит!
28 декабря 2011
Экстремальных фильмов много. И это кинолента по общей теме совсем не нова. Но…такого замечательного фильма в этом жанре я еще не видела.
Первая часть эмоционально спокойная и все ждешь, когда же начнется…
И вот началось. Началось то, что не оставляет ни единого шанса на равнодушие.
Честно говоря, до просмотра этого фильма мне порядком поднадоело видеть на экране наигранный героизм и невероятную жизнеспособность человека в совокупности с техническими возможностями, не знающими предела. А здесь я нашла то, что хотела увидеть, то, что бывает на самом деле. О том, что фильм основан на реальных событиях я узнала позже, но в течение просмотра у меня сложилось стойкое впечатление, что ДА, черт побери, так и было!
Очень убедительный фильм. Все в нем правдоподобно: и лазание (без всяких чудо-прыжков, бесконечно длинных веревок и висений на одном пальце), и общение героев между собой (без пафосных речей), и страдания, и безвыходные ситуации и гибель.
Поражена реалистичными съемками!
Конец фильма такой как должен быть! Люди, к сожалению, глупят в экстремальных условиях и человеческие возможности не безграничны. И даже самые высокие моральные принципы взаимопомощи тут не помогут.
Долго не могла уснуть после фильма…
16 марта 2011
Что такое горы?
Для одних — завораживающая красота, победные репортажи в газетах и собственная корысть.
Для других — бесконечное напряжение всех сил, обмороженные конечности и вызов собственной природе.
Существуют сюжеты, подсказанные самой жизнью, где уже не убавить, не прибавить. История, представленная в фильме «Северная стена», как раз из их числа. Задача режиссера здесь не только в сохранении тех роковых случайностей, которые «темная сторона» Айгера преподносит покорителям, но и в удержании должного уровня драматизма и сохранения интриги (взойдут — не взойдут, спасут — не спасут) на протяжении всей ленты. В целом Штельцлю это полностью удалось. Даже зная трагическую развязку, меня до конца не покидала маленькая надежда на какой-то более менее положительный исход. Но режиссер не стал предаваться большинству американских коллег и с чисто немецким хладнокровием вбил ледоруб взятой им линии до конца.
Самым же пародоксальным и оттого еще более страшным является тот факт, что совсем рядом кипит обычная жизнь — слышны голоса туристов, гул поезда, в хорошую погоду возможно и звон пивных бокалов. До тебя же, человека, который бросил вызов горе, дела уже нет никому. Ты там — один на один с горой, в другой жизни, другой реальности. И ты либо поднимешься на вершину и спустишься героем, либо гора возьмет тебя к себе и оставит потомкам лишь жалкий некролог: Погиб/пропал без вести при восхождении на вершину.
В память о тех, кто уступил горам, но не проиграл себе.
25 августа 2010
Что или кто нас тянет в горы? Кого-то тянет жажда покорения неприступной вершины, испытание себя на прочность, кого-то тянет друг для проверки на вшивость. Бывает, что лазают по указке, честь страны там и прочее. А ведь с горы можно и не вернуться. Она словно как живая, ей нравиться убивать.
Здесь речь как раз о такой неприступной горе, которая долгое время не позволяла себя покорить. И о сильных духом людях, которые решили в это раз стать первыми. И о любви. Как же без нее.
Фильм как бы разбит на две части. Первая половина — знакомство с героями, кто они, откуда, на что готовы ради восхождения. Вторая половина происходит на горе, поначалу у подножья дружелюбной затем по мере подъема смертельной. Великолепно передано ощущение восхождения. Объемные панорамы, смена погоды, бьющие через край людские эмоции, эффект безысходности, страха.
4 из 10
30 мая 2010
Фильм основан на реальных событиях 1936 года. Поэтому в фильме можно увидеть зарождение современно альпинизма, и когда смотришь на снаряжение этих людей чувствуешь силу духа этих людей.
Сценарий сделан отлично, особенно если учесть, что фильм основан на реальных событиях, то сразу отпадает несколько «ляпов», которые на самом деле являются вполне реальной человеческой глупостью.
Актеры сыграли отлично, за весь фильм ни одного нарекания не вызвало.
Съемки просто потрясающие: очень красивые виды, складывается чувство полного присутствия на скале.
Этот фильм, лично для меня, стоит выше всех ныне существующих фильмов про восхождения, скалолазание и альпинизм!
10 из 10
14 февраля 2010
Фильм основан на реальных событиях. Эйгер до сих пор пользуется дурной славой из-за неприступности своей Северной стены, при восхождении на которую в 1936 году погибли четыре альпиниста. В истории покорения Эйгера эта катастрофа — одна из самых трагических.
Лично мне было интересно посмотреть эту картину глазами профессионала. Не альпиниста, но скалолаза. Ожидания меня не обманули. Все крайне достоверно: начиная историей и заканчивая альпинистским снаряжением того времени.
Фильм смотрелся на одном дыхании. Отличная постановка, актеры справились великолепно.
Спасибо сценаристам и режиссеру за отлично поставленное зрелище.
9 из 10
28 января 2010
Единственная причина, по которой я собирался посмотреть этот фильм, являлось то, что я хотел побольше узнать о мире альпинистов, о том как они живут, что делают, и собственно как происходит восхождение на вершину. Эту историю я знал давно, о том как четверо альпинистов объединяют свои усилия, что взобраться на вершину Северной стены Айгера. Перед просмотром этот фильм не представлял для меня никакой ценности, я думал, что это обычный проходной приключенческий фильм про альпинистов, в котором ярко изображены восхождения на вершину альпинистов, но на самом деле я получил очень хорошую приключенческую спортивную драму, да которая к тому же основана на реальных событиях.
Игра актеров замечательная. Не исключено, что все эти лазанья по горам осуществлялись при помощи каскадёров, во многом из-за того, что во время бури были плохо видны лица людей, но ещё и потому что эти трюки опасны сами по себе, да и не для подготовленных людей сложны по исполнению, но если актёры всё это делали сами, то кроме как «браво» больше ничего сказать не могу.
Сценарий довольно таки оригинальный. Сама тема фильма оригинальна. Я не буду вдаваться во все сюжетные хитросплетения, не буду говорить о характере героев, это просто второй фильм про скалолазов, который я посмотрел, и он был гораздо лучше того первого. Тут есть и отличная драматическая развязка, и хорошее, хоть и нудное течение событий, временами неплохое музыкальное сопровождение, в общем, всё в норме.
В итоге по оценкам:
Режиссура — 8
Актёрская игра — 9
Сценарий — 8
Оригинальность — 10
В итоге я получил для себя отличный драматический фильм, да к тому же ещё и про альпинистов.
8,5 из 10
16 июня 2009