Русская жертва
6.2
2008, военный
Россия, 1 ч 35 мин
12+

В ролях: Алексей Мамонтов, Марина Штода, Людмила Зайцева, Аристарх Ливанов, Александр Михайлов
и другие
Фильм посвящен подвигу псковских десантников. В основу картины положена история жизни и подвига псковского десантника, разведчика Алексея Воробьева, на основе дневника которого ведется рассказ.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Русская жертва

год: 2008
страна:
Россия
режиссеры: , ,
сценарий:
композитор:
художник: Фотис Петровский
жанр: военный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
военный

Отзывы критиков о фильме «Русская жертва», 2008

Восхвалим солдат, покаемся за императора

Можно смело сказать, что бой у высоты 776 во время второй чеченской войны в 2000г. самое знаменитое сражение. Знаменитое, потому что ему посвящено, немного-немало, целых три фильма! Прорыв 2006г. сериал Грозовые ворота и данный фильм Русская жертва. Но если первые два, это обычные военно-патриотические фильмы, то последний — очень интересный продукт.

Дело в том, что фильм снят по заявке церкви, поэтому фильм показывает жизнь одного из псковских десантников, сильно верующего; и параллельно показываются события отречения Николая II в 1917г. Вы спросите, а как связаны эти два события? Да никак. Это просто показывают.

Всю сюжетную линию с десантниками, их бытом и самим сражением, можно описать как приторно-пафосное-церковное. Фильм снят в очень возвышенных тонах. Все солдаты показаны поголовно верующими и чуть-ли не божественными ангелами, умирающими за веру. Все старательно стараются при строительстве монастыря, ходят в церковь, внимательно слушают рассказы священника о святых. Главный герой — Алексей Воробьёв, даже возмущается, почему в Пскове нет памятника Николая II. Похороны убитых проходят при церковных колоколах.

И ей богу, насколько же это пафосно и неправдоподобно. Поймите правильно, я не отрицаю подвиг псковских десантников и не отрицаю, что кто-то из них реально мог быть верующим. Но почему весь фильм снят так, что десантники только нательные кресты не целуют перед боем. Забавно было, когда в последние секунды, офицер и главный герой начали обсуждать поступок царских генералов, предавших Николая II. Да уж, во время кровопролитного боя на смерть, так и тянет поговорить о событиях 100-летней давности!

В этом проблема фильма. Он настолько пафосный, настолько прилизанный церковно, что аж бесит. И это опустить тот факт, что весь фильм — это сплошная церковная пропаганда. Что для меня лично странно. Религия и война. В библии если что убийства открыто осуждаются (Исход. Гл.20 13; Евангелие от Матфея. Гл.5 44 — 48) и поэтому всегда меня веселил этот факт, что церковь благословляет солдат, освещает оружие. Как это совмещается? Я не понимаю. А православные спонсоры фильма, не задумываются, что «воины Аллаха» против которых воевали десантники, тоже были верующими и тоже верили, что сражаются во имя Бога. Так почему, в случае с десантниками, они благоверные воины, а ваххабиты — бандиты? Кстати, судя по исходу боя, высшие силы были явно не на нашей стороне. Повторюсь, я не оскверняю подвиг десантников, я лишь считаю, что с религиозной точки зрения все эти действия выглядят крайне несуразно.

Кстати, про сам бой, мало что можно сказать. Во-первых, его слишком мало; во-вторых, действо происходит ночью, хотя в реальности происходило днём и поэтому ход боя толком не виден.

Вторая сюжетная линия посвящена заговору против Николая II. Линия ещё более странная. Как я сказал, с десантниками она никак не связана. Зачем её прилепили, непонятно. Она здесь только чтобы показать видение авторов. А видение их в том, что Николай II был святым, непогрешимым правителем, которого свергли предатели генералы. Причём как эта сцена обставлена! Три чиновника собираются в комнате и говорят: «Надо бы свергнуть царя, а то армия начала победы одерживать».

А если серьёзно, создатели видимо не желают знать историю, что предшествовало отречению Николаю II. Они видимо не знают, что к 20в. в России была куча накопившихся социально-экономических проблем: рабочие (пролетариат) которые трудились в нечеловеческих условиях за мизерную зарплату; крестьяне, которые были обделены землёй после крестьянкой реформы 1861г.; интеллигенция, томившаяся от всевластия самодержавия; национальности (евреи и поляки) которые желали независимости; военные, которые устали от первой мировой войны и хотели домой. Вот эти события, в совокупности и стали причиной Февральской революции и как следствие отречения Николая II. Замете, Февральская революция никогда так сильно не дискутировалась как Октябрьская революция. Знаете почему? Потому что, в феврале народ был консолидирован и был почти полностью настроен против нашего святого. Но, в фильме, ни о чём этом не говорится, вообще!

Но знаете, я может и плюнул бы на эти попытки церкви «покается» за убитого Николая. Но они ведь пошли дальше. В фильме, в открытую, говорится, что в свержении Николая II виноваты клятвопреступники — Алексеев, Брусилов, Рузский, Колчак (!). Я в этот момент не знал, от чего меня коробит больше. Что, вот так вот, ловко, создатели повесили на героев первой мировой и русско-японской войн клеймо «клятвопреступники». Или непонимание, Колчак тут причём? Александр Колчак — главный борец против большевистского режима; тот самый адмирал, который был расстрелян большевиками как верховный правитель России; оказывается тоже предатель! А то, что против Николая была настроена большая часть народа, что его отречение предпринималось как попытка успокоить народ. Не зря, изначально, Николай отрёкся в пользу своего сына. Этого не скажут. Просто предатели свергли невинного императора.

Ещё одна мысль, которая проносится через фильм — русские должны покаяться за грех перед Николаем. Вот этот бред я просто не смог выдержать. Какое отношение к императору имеют современные русские люди, они его свергали? Создатели не хотят нам рассказать про «славное» правление Николая — кровавое воскресенье, первая русская революция, разгон 1-ой и 2-ой дум, Ленский расстрел, неудачи в первой мировой войне. Ничего этого опять же нет и не будет. Николай — святой, каемся за него!

Вывод: по-хорошему, такому фильму надо бы впаять красную рецензию, но честно, я не могу. Да, фильм — церковная агитка, но видно, что создатели делали его с любовью и они действительно с уважением отнеслись к подвигу псковских десантников. Так что, серая. Единственный плюс фильма — это Борис Клюев в роли Березовского, великий всё-таки актёр. Правда, Березовский изображён как-то слишком гротескно. Здесь он показан организатором прорыва боевиков, а зачем ему это…? Не говорят, просто так.

В остальном же, фильм больше нелепый. Эта неуместная и идиотская линия с «заговором против Николая» которая ни разу не достоверна. Эта православнутость десантников, которые обсуждают правоверность генералов. А уж «клятвопреступников» Алексеева и Брусилова, я точно создателям не прощу.

4 из 10

9 июля 2020

Уж очень в лоб

Кино не самое плохое, какое может быть. Есть даже некоторая свежесть при недостатке чисто киношных умений.

Ходульные диалоги, «перекличка времен», монархизм и сусальный вариант православия, официозная «народность» и «верность Отечеству», теория заговора — фильм представляет собой причудливое, но аутентичное выражение мутной смеси, которая порождается сознанием представителей организаций типа «Боевое братство» Бориса Громова — как я понял по оформлению коробки с диском, она выступила спонсором картины. Таким образом, можно получить представление о комплексе идей этой аудитории и в то же время поприникать к высокой духовности, царящей в ВДВ, по версии авторов. О таких низких материях, как деньги, никто не заикается, все только и думают о верности присяге.

В то же время есть впечатление искренности постановщиков, что, кстати, дело не последнее. В день ВДВ вполне пристойный продукт, в качестве искусства кино — сомнителен, хотя есть попытки нетривиальных решений: вроде вкраплений хроники, писем псковских десантников, погибших в марте 2000 в Чечне, линии Николая Второго, преданного своими генералами.

Есть и грубые проколы: например, время абсолютно не воссоздано, ощущение 1999 года не возникает, хотя, казалось бы, мы все его очевидцы. Дошло до смешного: предатель-генерал говорит по мобильнику с Березовским из Ханкалы. Ага, ребята, в феврале 2000 там только мобильной связи не хватало. Можно, конечно, намекнуть, что это был спутниковый телефон — но и внешне не похож и сомнительно. Авторы просто забыли, что мобильная связь существовала не всегда, тем более в Чечне.

Да и присяга, верность царю и Отечеству — не вечные категории, а исторически обусловленные. Но историзм в «новой России» не в чести.

3 августа 2009

Военный фильм Русская жертва в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссерами являются Елена Ляпичева, Ирина Мелетина, Михаил Добрынин. Кто снимался в кино, актерский состав: Алексей Мамонтов, Марина Штода, Людмила Зайцева, Аристарх Ливанов, Александр Михайлов, Евгений Якушевский, Виктор Фалалеев, Константин Исаев, Александр Тараньжин, Виктор Бабич, Борис Клюев, Иван Архипов, Михаил Слесарев, Юлия Соловьева, Евгений Березовский.

Страна производства - Россия. Русская жертва — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.