Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не бойся меня |
английское название: |
Den du frygter |
год: | 2008 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Кристиан Левринг |
сценаристы: | Андерс Томас Йенсен, Кристиан Левринг |
продюсеры: | Шарлотта Бух, Кристина Хейдукова, Шарлотта Педерсен, Павел Мюллер, Сиссе Граум Йоргенсен, Карен Бентзон |
видеооператор: | Енс Шлоссер |
композитор: | Кшиштоф Пендерецкий |
художники: | Йетте Леманн, Сорен Шварцберг, Хелле Нилсен |
монтаж: | Пернилла Беч Кристенсен |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Всё же, насколько мы внушаемы, зависимы от стереотипов и предрассудков, мнения посторонних людей и от правил, установленных кем-то и нерушимых для добропорядочного члена социума… Сколько всего скрытого внутри каждого из нас… желания, фантазии, которые мы так часто подавляем в себе… Живем с оглядкой на кого-то и на что-то… Не каждый из нас может позволить себе, например, громко закричать посреди улицы… потому что ему хочется это сделать, выплеснув эмоцию здесь и сейчас… но, согласитесь, выглядеть это будет более, чем престранно… что подумают люди на улице? И этот вопрос будет вертеться в голове… равно как и желание закричать… борьба и дилемма… и, понятное дело, человек, дабы соответствовать нормам и правилам, дабы не привлекать внимания к себе, то есть быть КАК ВСЕ, выберет «не крикнуть», подавить это странное, но, по сути, безобидное желание и выплеск эмоции… И подобных «подавлений» свободы с годами не становится меньше внутри тебя… напротив, это копится и копится… Добавим в копилочку стрессы, ежедневные проблемы и заботы, и суета сует вокруг незаметно как, но заполняет тебя изнутри…
Он пытается найти, и без труда находит, изменения в своем состоянии… Ему это нравится, Он всё больше входит во вкус и наслаждается новыми ощущениями… Словно крылья вырастают за спиной, полет и ощущение свободы переполняют… Всё тайное вылезает на поверхность и становится явным… Закостенелая на лице маска сползает, появляется улыбка… Жизнь приобретает цветность…
Всё меняется, когда наш герой узнает правду о принимаемом препарате... Неожиданная новость меняет ход мыслей и размах крыльев… Что делать теперь? Что делать, когда ты почувствовал вкус свободы… когда ты позволил, пусть не раствориться, но прикоснуться к этой свободе…
Какое решение примет наш герой? Сможет ли Он начать новую и яркую жизнь? Или, спустя время, на его лице появится прежняя маска, а в душе – бездыханная пустота?..
Размеренный фильм с углом обзора как во вне, так и внутрь себя. Для многих покажется утомительно скучным. Для любителей подумать, поразмышлять, возможно, увидеть кое-где себя – такая возможность представится… Для меня фильм оказался не увлекательным, но весьма понятным.
30 апреля 2024
Средний возраст — притча во языцех. Молитвами психоаналитиков, ученых и прочей околонаучной публики его неизбежность уже давно воспринимается как свершившийся факт. А в тех случаях, когда он вдруг почему-то не наступает, самовнушение помогает сублимировать его всеми способами. Так случилось с 42-летним Майклом — тот возраст, когда в рафинированной Скандинавии жизнь теряет всякий смысл, подкосил и его. Взрослый мужчина впадает в депрессию, его мучает беспричинная тревога, начались проблемы со сном. Впрочем, что удивляться — серость и затхлость обывательской жизни, когда бессмысленные званые вечера с пустопорожними беседами нагоняют лишь смертную тоску и сон, способна довести до ручки кого угодно.
Единственным выходом видится шестимесячный отпуск. Кончилось время безумной беготни. Хочется больше думать, осмысливать, в кои-то веки завести дневник. Вот только долгожданный отдых не приносит облегчения, депрессия не проходит, а время уходит как песок сквозь пальцы. Стресс усугубляется, и вот уже спасительным выходом видится лишь новое лекарство от депрессии, что так заботливо подсовывает брат жены.
Таблетки дают мнимое ощущение равновесия и гармонии, жизнь сразу расцветает новыми красками. Кажется, что только сейчас появился какой-то смысл. С каждым днем эмоции всё ярче, но в таблетках ли дело, когда после долгих лет пресного существования просто пробуешь жизнь на вкус? Ведь если всю жизнь идешь по одной колее, то, свернув с нее один раз, открываешь для себя новый мир, в котором можно самому повелевать своими желаниями и поступками. А если даже для встречи с собственной матерью, сданной за ненадобностью в дом престарелых, ты вынужден отпрашиваться у жены — разве твоя жизнь принадлежит тебе?
Кристиан Левринг не балует зрителя своими картинами — может пропасть на 2—3 года, а то и на 6 лет. Видимо, обдумывает концепцию. И глядя на перерождение персонажа Ульриха Томсена понимаешь, что годы затишья не потрачены впустую. Тонкости человеческой психологии обнажаются в поступках Майкла, он будто энтомолог, наблюдающий за бабочками. На протяжении картины камера бесстрастно фиксирует, как эмоции исчезают, превращая лицо героя в маску. Метод кнута и пряника даёт свои плоды, и вот уже ты сам владеешь ситуацией и можешь принимать решения. До поры до времени удается списать все свои желания на действие таблеток, но что ты будешь делать, когда таблетки закончатся, а желания так никуда и не уйдут? «Не бойся меня» — отличный пример представления мечты среднестатистического европейца: взять свою жизнь под контроль, стать хозяином своих поступков и решений и, наконец-то, обрести долгожданную свободу от людей и событий. Но вот вся свобода оказывается фикцией, и что делать теперь? Левринг подсказывает свой вариант ответа: Майкл смог остановиться в последний момент, осознав саму суть собственной свободы, но потеряв всё остальное.
В противовес слащаво-жизнеутверждающей патоке «Красоты по-американски» картина Кристиана Левринга отрезвляюще реалистична. Осознание себя в конечном итоге не приносит облегчения, избавление от сковывающих факторов выглядит сомнительным — ибо приобретение неравноценно потере. Тот случай, когда, возможно, лучше прожить всю жизнь, так и не узнав себя настоящего, но оградив близких от раздирающих противоречий и внутренних демонов. Конечно, возможность начать жизнь с нуля, познав все грани себя истинного, — жутко заманчивая перспектива. Вот только дойдя до края, не окажется ли, что путь был пройден зря? Может порой быть в каком-то смысле искусственным не так уж и плохо?
16 июля 2013