Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возвращение домой |
английское название: |
En mand kommer hjem |
год: | 2007 |
страны: |
Дания,
Швеция
|
слоган: | «...and nothing is as it used to be!» |
режиссер: | Томас Винтерберг |
сценаристы: | Томас Винтерберг, Могенс Руков, Мортен Кауфман |
продюсеры: | Моа Вестесон, Мортен Кауфман |
видеооператор: | Энтони Дод Мэнтл |
композитор: | Юхан Сёдерквист |
художники: | Мортен Исбранд, Манудела Ригер-Куск, Энн Метте Тролле, Аня Вессель |
монтаж: | Сорен Б. Эбби, Вальдис Оускарсдоуттир |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 400000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Пожалуй, главным лейтмотивом в творчестве одного из ведущих демиургов «Догмы-95», культового датского режиссёра Томаса Винтерберга является минорная тема возвращения. В программном для постановщика фильме «Торжество» возвращения персонажа из забытой прошлой жизни знаменует собой тотальное разрушение привычного дотоле миропорядка, в «Субмарино» возвращение из заточения и без того блудного брата оборачивается тупиком, дисконнектом, анемией и апатией. Возвращение как первичная сюжетная коллизия, пробуждающая меланхолию нарратива, у Винтерберга никогда не сулит ничего и никому ни хорошего, ни условно нормального; недремлющие призраки прошлого, по Винтербергу, не прощают никогда. В свою очередь в «Охоте» и «Дорогой Венди» возвращение лишено овеществления; оно воплощено как метафора обратных социальных процессов, а в самом неприметном в контексте куда как более монументального творчества режиссёра фильме «Возвращение домой» 2007 года Винтерберг привычную для себя тему обыгрывает уже в мажорной тональности с ненарочитыми полутонами абсурда.
На первый взгляд кажется, что Винтерберг стремится зарифмовать «Торжество» с «Возвращением домой». Сюжеты обеих картин, снятых, между тем, в совершенно различных хронотопических условиях, до бесстыдства схожи, не говоря уже о том, что формула прошлого как бумеранга и там, и здесь раскрывается полноценно и конкретно. Но видна существенная разница в подходе и, соответственно, дальнейшей реализации драматургической экспозиции фильма; в «Торжестве» торжествовала практически греческая трагедия, тогда как в «Возвращении домой» эта самая трагедия существования присутствует скорее на периферии, на очень дальней обочине повествования, она сугубо побочна, тогда как первична скорее исключительная авторская созерцательность, направленная на главных героев фильма, через призму которых Винтерберг создаёт на выходе сатирическую галерею типажей в разрезе национального характера. Впрочем, эта созерцательность, растворяющаяся в весьма лапидарном киноязыке, упакована в оболочку абсурда, существующего на нескольких уровнях.
Абсурд первоначальный в фильме — это история неблаговидного оперного певца, вернувшегося в свой родной город и узнавшего, что он давно уж как папаша взрослого светловолосого дитяти. Выросшего, между тем, в условиях тотальной свободы воли, а потому живущем по всем принципам «человека абсурда», как, впрочем, и все герои фильма, искренне считающие, что все им позволено и все этим оправдано. Винтерберг на сей раз не копирует реальность тотально, но доводит её до состояния и всеобщей нереальности, ирреальности. Герои картины, но в особенности Себастьян, Мария и Ганс, тот самый возвращенец из приторного большого мира, считают, что их жизнь имеет внятные цели, но это, увы, совсем не так. Словно герои мифа о Сизифа, они обречены на беспрестанное повторение собственных ошибок. Ганс, сбежав из неуютной провинции и бросив свою единственную настоящую любовь, которая после этого пошла в пошлый разнос, став и розовой, и голубой, и ещё чёрт знает какой, на то же самое обрекает своего сына, который запутался в отношениях и, кажется, не видит из-за своей деструктивной инфантильности никакой разницы между любовью и просто сексом. Сын повторяет ошибки не только отца, который и не думает раскаиваться, но и своей матери, рефлексирующей и истерящей одновременно. Если восставшее из пепла прошлое отрезвило героев «Торжества», то в «Возвращении домой» ничего такого не предвидится. Все остаётся почти как было до этого, неизменным и нелепым. И именно в этом кроется главная, но невысказанная напрямую Винтербергом трагедия персонажей «Возвращения домой» — отсутствие у них не столько морали, сколь желания что-либо переменить к лучшему в своей жизни, которая и не жизнь вовсе, а череда абсурдностей, складывающихся в закономерность бытия.
Абсурд же внутренний лежит в фильме в пространстве общеизвестной мысли датчанина Серена Кьеркегора, основанной на истории библейского Авраама. Впрочем, жертвенность в «Возвращении домой» не столько физическая, сколь психологическая, и она происходит не во имя Бога, но вопреки ему, как сопутствующая и кормящая эгоизм нового Авраама, он же Ганс. Ганс жертвует благополучием своего сына, отдав на поруки не самой пристойной матери, пустившей все давно насамотек. По сути Ганс убивает зарождение семейственности, убивает в первую очередь в самом себе, но он сам не считает такой поступок неправомерным, для него это привычно, но для всех остальных, в особенности для режиссёра, который насытил свою картину сплошными антигероями, это парадоксально в своей очевидной абсурдности. И возвращение Ганса домой это в сущности возвращение в никуда — из бесцельного, но роскошного богемного существования в бытовой примитивизм, населенный такими же человеческими примитивами, для которых важнее всего лишь поспать, пожрать да потрахаться и, желательно, дружной птицей-тройкой.
28 июня 2015
Провинциальный европейский городок отмечает свой юбилей, ожидая на торжества своего почетного жителя — всемирно известного оперного певца, когда-то просыпавшегося и засыпавшего под колокольный звон местной церкви, а ныне старательно переживающего экзистенциальный кризис. Мог ли при этом скромный заикающийся паренек, служащий на кухне единственного в городке отеля и запутавшийся среди двух своих девушек, знать, что этот оперный певец — на самом деле его отец, вовсе не сводивший счеты с жизнью на рельсах много лет назад, а благополучно сбежавший от своей возлюбленной, даже не подозревая о её беременности.
Таков костяк сюжета, на основе которого, пожалуй, можно создать порядочный, крепко сбитый фильм. А можно и не создать. Скажем честно, режиссер если и не халтурит, пуская всё на самотек, то явно не стремится создать шедевр, лишь иногда разбавляя происходящее на экране сдержанным нордическим юмором (чего стоит просьба сына к своей девушке больше не спать с его родителями — в том числе с матерью-лесбиянкой) и большой ложкой здорового идиотизма (как, например, сцена с ритуальным танцем поваров вокруг свиной туши).
Вообще же, назвать этот фильм комедией трудно, скорее, это мелодрама с некоторой долей самоиронии и привлекательным мускулистым парнем в главной роли, которого с завидным постоянством одевают во всё белое на протяжении всего фильма.
За не позволившие скучать эротические сцены ставлю фильму
8 из 10
1 сентября 2012
Когда-то- тридцать лет назад, в моде были фильмы: о развале семьи, отживании института брака, о разводах, судебных дележах собственных отпрысков(самый яркий пример- «Крамер против Крамера»). И вот теперь детишки подросли, и последние лет шесть, появилось огромное количество картин на тему налаживания контактов между блудными родителями и повзрослевшими чадами(«Сломанные цветы»,«Входите без стука» и т. д.).
Человек, которому принадлежало право первой «Догмы»(«Торжество»)- Томас Винтерберг, всегда славился своими абсурдиско-метафорическими трагикомедиями. Вот и здесь он попытался в своей привычной манере, цитируя отчасти себя самого, со своим полнометражным дебютом, снять фильм о «маленьком человеке», перед лицом которого- распахнулись дверцы шкафа, забитого под завязку «скелетами» прошлого.
В некий город, накануне его 750-летнего юбилея, приезжает всемирно известный артист, некогда родившийся и живший в этих краях. Среди рукоплещущей толпы, находится обычный парень- Себастьян, страдающий заиканием, вызванным детской травмой(когда-то давно его отец покончил с собой). И каково же будет изумление молодого человека, когда он, от собственной матери(ставшей после «ухода» главы семьи- лесбиянкой) узнает, что этот заезжий гастролёр и есть его папаша. Подогревает интригу также то, что Себастьян оказывается втянутый в любовный треугольник, по граням которого оказались его нынешняя девушка Клаудия, и бывшая любовь Мария(только что вышедшая из сумасшедшего дома, в который попала после «несчастного случая», с гибелью собственной матери).
Первое что приходит в голову, это ассоциация(как не странно) с «Гамлетом»(дабы режиссёр и сам датчанин). Тот же «призрак» отца, та же Офелия(Мария) глотающая антидепрессанты. В роли отчима(Клавдия?)- тут проходит любовница, матери героя. Вообще трудно назвать этот фильм(как заявлено авторами)- комедией, да и драмой его тоже не назвать. Это скорее аналог сериалов(сжатый до полутора часов), даже так…- это арт-хаусное «мыло».
Всё вроде достаточно занятно, если просто судить по беглому синопсису, этой картины, если бы не одно «но»… Этот фильм невыносимая пошлость! И вторая половина действия, каждой следующей сценой, вызывает отвращение всё больше и больше. А финальный хэппи-энд, с «поцелуем в диафрагму»- выглядит абсолютной низостью морали и вкуса. Как вам такая фраза(после того, как Мария изменила герою с его же отцом, и теперь слышит примирительную тираду Себастьяна)- «Пообещай мне, что больше никогда не будешь «спать» с моим отцом,… и с моей матерью». Дополняет этот «цирк»- идиотское блеянье за кадром двух унылых скандинавок(в роли саундтрека), и даже ядовито-яркая картинка кадра, не даёт этому кино возможности, стать художественно полноценным.
4 из 10
22 октября 2010