Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Семейная тайна |
английское название: |
Un secret |
год: | 2007 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Клод Миллер |
сценаристы: | Натали Картер, Филипп Гримбер, Клод Миллер |
продюсеры: | Ив Мармион, Сильвестр Джуарино, Альфред Юрмер |
видеооператор: | Жерар де Баттиста |
композитор: | Збигнев Прайснер |
художник: | Жаклин Бочар |
монтаж: | Вероника Ланж |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 12290000 |
Сборы в России: | $17 939 |
Сборы в США: | $623 558 |
Мировые сборы: | $16 052 924 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 сентября 2007 г. |
на DVD: | 11 марта 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Я не так часто смотрю французское кино (тем более современное), поэтому решил попробовать, так сказать, на вкус, что-то из французских лент последних лет.
Честно говоря, у меня есть подозрение, что я выбрал не ту ленту.
С самых первых кадров, мы видим лица людей, которые наполнены бесконечной грустью, тоской и меланхолией. В начале, я думал, что это лишь небольшая затравка для развития интересного сюжета. Особенно, из-за того, что наше время было показано в черно-белых тонах, а прошлое в цвете, что мне, на самом деле, понравилось. Но, нет. Увы, эта меланхолия и бесконечная тоска, которая отражается не только в лицах, но и поступках героев, будет сопровождать зрителя в течение всего фильма и, как бы это ни было прискорбно, сопровождает его и после окончания картины.
В начале, первые минут двадцать, у меня сложилось впечатление, что эта лента расскажет нам о том, как детские психологические травмы влияют на наше будущее и взрослую жизнь. Как они меняют мировоззрение, а порой ставят нас в некие психологические рамки, которые мешают нам коммуницировать с обществом, принимать действительность такой, какая она есть и вообще мешают жить. Отчасти этот фильм, конечно, затрагивает эти проблемы, но, как оказалось, рассказывает нам он о совсем другом.
Эта история о холокосте. О той теме, которая никак не может оставить зрителя равнодушным и обязательно затрагивает те или иные струны души. Однако, этот фильм, почему-то не заставил меня испытать какую-то бурю эмоций. И, видимо, всё из-за той же нудятины, которая откровенно чувствуется, если ты хотя бы десять минут смотришь это кино.
Я прекрасно понимаю, что подобная тема даже подразумевать под собой не может наличие веселых улыбок на лицах героев, смеха, шуток и радости. Но, чёрт побери, я видел много фильмов, посвященных этой проблеме, и вот они действительно оставляли неизгладимое впечатление. А тут ничего кроме радости от того, что пошли финальные титры.
Кто-то скажет, что герои этого фильма вызывают жалость к себе. Да, некоторые безусловно. Но всё это теряется при виде того, как женщина, у которой муж в плену, ложится в постель с мужем его сестры, у которого, собственно, жена и сын в нацистском лагере. Тут уж никакой жалости и понимания по отношению к этим персонажам я не чувствую.
Единственным, более менее положительным элементом этой ленты, для меня стала игра актеров. Они действительно неплохо играют. Хотя с другой стороны всюду ходить с грустным лицом, практически не реагируя на действия внешнего мира, возможно, так себе талант.
30 мая 2016
Еврейская семья в оккупированной нацистами Франции. У Клода Лелуша в 80-х годах был схожий фильм — «Уйти и вернуться». Но несмотря на то, что и Миллер и Лелуш — оба французские евреи примерно одного возраста, их восприятие мира и режиссерский подход заметно отличаются:
Лелуш — это завороженный ребёнок в огромном магазине игрушек (мире). Его глаза широко открыты, он жадно заглатывает воздух, он окрылён. Он трепещет перед этим странным, неподвластным ему изобилием. Как у кокетки в ювелирном магазине, у Лелуша восхищенно разбегаются глаза — поэтому он и не может рассказать в своих фильмах одну историю и внятно — в магазине столько потрясающих игрушек, что он просто не в силах выбрать что-то одно.
Клод Миллер же совсем иной ребёнок. Он замкнутый, необщительный Николя на «зимних каникулах»; подавленная более сильными личностями аккомпаниаторша Софи; озлобленная на неприветливый мир «дерзкая девчонка» Шарлотта; потерянная, запутавшаяся в мужском мире без отца Мари «на смертельной истребительной дороге всё на север»; дочь сумасшедшей, лишенная счастливого детства закомплексованная Бетти Фишер. Это совсем иной мир — мир нелюбимых. Но мало того — это и не мир Франсуа Трюффо — учителя и наставника Миллера. Трюффо — стопроцентный француз, или даже — француженка. Его ранимость женственна и легковесна, его альтер-эго Антуан Дуанель лишь беспечный мечтатель, но вовсе не аут-сайдер и не изгой. Трюффо не несчастлив — в отличии от Миллера.
В «Семейной тайне» взрослый, но «сломленный» мужчина по имени Франсуа ('Низкая самооценка» — как записано в уголовном деле «маленькой воровки» Жанин из другого фильма Миллера по сценарию Трюффо) рассказывает нам историю своей еврейской семьи в годы до и после Второй Мировой. Но это не оскароносный «Пианист» — Полански лично пережил Холокост, спасаясь от преследований на улицах польского Кракова, а для Миллера война — лишь «сосуд» семейных несчастий, а не их причина. Персонаж Ханны — эдакая современная Медея — не властная фурия как у Пазолини, а сломленная растоптанная женщина, жестоко лишенная единственного действительно важного в жизни — любви окружающих и любви к себе самой. Рассказчик, Франсуа Гримбер, также не увидит любви или гордости в глазах родного отца, а в глазах матери — ничего кроме унизительного снисхождения. Это мир Клода Миллера — мир детей, которых не любят.
Несмотря на всё вышесказанное, «Семейная тайна» не трогает до слёз и не пробирает во время просмотра до самого сердца (как путанный, но искренний, открытый и кричащий фильм Лелуша «Уйти и вернуться»). Миллер, как и его персонажи, замыкается в себе, сдавливает крик, прячет слезы, скрывает эмоции, горит и сгорает лишь внутри… Общая картина складывается ещё к середине ленты, но впечатление (прозрение) от этой «общей картины» придёт значительно позже — своими произведениями Миллер лишь ронял семена в душу зрителя, и в итоге эти семена всякий раз взрастали.
10 из 10
p.s. Посвящается Клоду Миллеру (1942—2012)
29 апреля 2012
Уже давно французские кинематографисты приучили нас, в своих фильмах, что если они захотят сделать что-то с нашим мозгом — они сделают это. За примерами психоделических триллеров долго не приходится ходить. А пример классического триллера Кровавая жатва, совершенно рушит любые законы данного жанра хоррора. Ну а это фильм про другое. Хотя мой пример с Жатвой здесь совершенно не случаен. Великолепная Сесиль де Франс появляется в фильме Семейная тайна в роли сногсшибательной красавицы Тани -являющейся женой красавца мужчины Максима и образцовой матерью для их сына -. Франсуа.
Вообще вся семья является примером для многих семей. Потому как здесь, идеальные отношения внутри составляют её основу. Всё начинается меняться тогда, когда маленькому Франсуа начинают сниться ночные кошмары с незнакомым ему мальчиком. Когда вместо друзей их сын играет с вымышленным братиком. Тут то и раскрывается подлинная история еврейской семьи Гринберг живущих во Франции, переживших оккупацию в условиях гонения и лишений. Не стану скрывать что сюжет -достаточно предсказывается уже в середине фильма.
И начинаешь понимать кто есть кто на самом деле в этой сложной(как нам пытаются показать)цепочке семейных родственников и знакомых. Так же не является секретом и чёрно-белая часть фильма, в которой всё понятно практически с самого начала. Ну фильм смотрится достаточно интересно и с долей определённого напряжения, пропитанного темой жутких кадров военной хроники и упоминанием о второй мировой войне. К счастью для фильма создатели не стали привлекать внимание зрителей -темой войны. Которая, являясь ключевой отходит совершенно на задний план в череде личностных драм пережитых каждым из её героев. Нету (к счастью)той версии о Холокосте, сознательно взывающей повысить интерес к фильму определёнными режиссёрами. Нет здесь какого-то финального аккорда, который в силу доставшегося ему финального времени фильма должен поставить всё на свои места.
Фильм приходит к своей логике равномерно и последовательно не затягиваясь на каких-то моментах и совершенно не спеша
4 января 2011
Собственно, диктатура здесь лишь обрамление, способ подать зрителю вопрос о соотношении женской эмоциональности и здравого смысла, а также о вреде дисбаланса в оных величинах.
Действительно, если женщина способна в силу ревности к мужу или в силу желания сделать его жизнь более счастливой с другой женщиной (Вспомнить по бредовости этой диспозиции могу только суриковскую мутотень «Вы не оставите меня»), предпочитает сдаться, то с бабами лучше дело не иметь вообще. Пожалуй, такую идею может вбить себе в голову излишне впечатлительный зритель. Не поддаться искушению этой мысли мне помогла собственная дочь, заявившая, что абсолютно не понимает героиню Людивин Санье. Сказано было буквально следующее: «Подумаешь, муж другую полюбил. Жизнь то одна. А мужей еще можно надыбать хоть килотонну». «Уф, есть еще здравый смысл в дамах»,- подумал я и решил покопаться в достоинствах и недостатках собственно фильма.
Достоинств нашел больше. И способ подачи материала (практически одновременное впадение в три времени 1955, 1985, 1942), и драматизм ситуации, и легкая шизофреничность главного героя, который придумал себе брата, который оказался не совсем придуманным. И очевидный удар по эмоциям при помощи документальных хроник лагерей уничтожения.
Умно, нервно, запоминается, заставляет думать.
И не вполне предсказуемо, что само по себе достоинство. Вот только хорошего настроения после просмотра не ждите. Ждите чувство легкой грусти, сожаление о Несбывшемся, «свежести рук, радости слез» и спазмов генетической памяти о том, что, к счастью, впрямую (не косвенно)обошло наши поколения стороной, о военных преступлениях фашизма.
Красивое непростое кино. Французский шарм при этом не пропадает.
7 марта 2009
Эта история одинокого мальчика Франсуа.
Перед нами раскрывается его детство, юность и зрелость…
Детство
Франсуа не оправдывает надежд семьи, успевая по всем предметам на отлично, он освобожден от занятий по физкультуре, которая, по мнению отца, является профилирующем предметом.
Замкнувшись в себе, он выдумывает себе брата, который в отличие от него, лихо выполняет все трюки на снарядах, а по ночам мучает Франсуа в кошмарных снах.
Юность
Перед нами все тот же замкнутый паренек. На пляже, вместо того, чтобы отдыхать, он берет с собой словарик по английскому языку и заучивает таблицу неправильных глаголов.
Но неожиданный приступ агрессии, когда он готов был убить одного из своих одноклассников, меняет многое в жизни Франсуа…
Зрелость
Это взгляд на прожитые года, подведение итогов и окончательная точка в семейной тайне Франсуа.
В результате мы имеем хорошую драму, созданную Клодом Миллером. В своем творение он открыл для размышления множество дверей. А отличный актерский состав и игра с ярко-насыщенными красками против черно-белых, несущих дополнительную смысловую нагрузка, делают фильм красивым и увлекательным.
8 из 10
6 февраля 2009
Пишу этот пост исключительно в анонсных целях, чтобы попытаться просто быть полезным при выборе фильма для просмотра, не загружая читателя сего каким-то глубокими разборами и мыслями.
Я был несколько растерян после просмотра. Был растерян тем, что ожидал от фильма других эмоций. Такая тема как Холокост не может оставлять равнодушным, поэтому мой выбор был осознанным, и я готовился к чему-то пронзительному. Тем паче, что Клод Миллер родился в 1942 году, а значит видел глаза тех людей, которые остались живы, слушал из рассказы, да и сам фильм основан на автобиографичном романе Филиппа Гримбера «Секрет».
Сколько разных и восхитительных фильмов было снято про трагедию «богоизбранного» народа: пронзительный «Список Шиндлера», «Пианист» с нежной грустью и печалью глаз Эдриан Броуди, трагичный и жизнерадостный «Жизнь прекрасна» и даже игривый, но очень трогательный «Я обслуживал английского короля». Кроме «Я обслуживал английского короля», режиссер всегда был на переднем крае Холокоста или в самом его центре. «Семейные тайны» — это совсем другое: война, весь ужас Холокоста находятся далеко за обзором кинокамеры. На передний край выходят внутрисемейные дела, быт, ревность, любовь и скелеты в шкафу, которые рано или поздно обнаруживают члены семьи, находящиеся в неведении, что делает жизнь носителей тайн отчасти легче и честнее. Сюжетная линия проста, а война и Холокост здесь всего лишь та неминуемая сила, которая заставляет семью бежать из оккупированной Франции и катализирует внутрисемейные процессы. Ни война, ни Холокост не стали причиной случившейся трагедии семьи, все причины внутри семьи.
Мне неловко писать, но я не смог во время просмотра пережить трагедию этой семьи вместе с ней. Я остался, страшно написать, по большей части равнодушным. И даже реалистичная манера съемок, великолепная игра Сесиль де Франс и хорошая игра других актеров не пробудили во мне трепета, и комок не встал колом в горле. Избалованный, в хорошем смысле, шедеврами синематографа я уже не ожидаю от ленты с такой темой меньшей остроты, меньшего проникновения в мою душу, чем те, что я пережил при просмотре перечисленных мною картин. Видно было, что автор старается, он честно относится к своему делу, получилось добротное европейское кино и Клод Миллер отдал свою дань тем временам и тем людям, но я, видимо, слишком требователен.
Поэтому я не буду рекомендовать этот фильм к просмотру, но если вы все же решите его посмотреть, то не ждите многого.
П. С. «Семейные тайны» или «Секрет» был номинирован на 11 призов «Сезар» 2008, во Франции его посмотрели около 1,5 миллионов человек, но премия «Сезар» досталась только Жюли Депардье за лучшую женскую роль второго плана.
31 января 2009
Прекрасный фильм, рассказывающий историю еврейской семьи во Франции, начиная с 1936 года, сквозь войну и до наших дней. Постепенно снимая поверхностные слои, режиссер обнажает секрет, полностью переворачивающий наше первоначальное представление о героях и событиях.
Фильм ставит моральные проблемы с теплотой и сочувствием, никого не обвиняя. Мастерски осуществляется перенос во времени, чередование цветных и черно-белых кадров. Весь актерский состав играет талантливо, Сесиль де Франс искренняя и хороша, отлично справляется со сложной ролью.
Рекомендую всем любителям настоящего кино!
25 января 2008