Осенний бал
Sügisball
7.2
7.1
2007, драма
Эстония, 2 ч 3 мин
В ролях: Рэйн Толк, Таави Ээльмаа, Юхан Ульфсак, Сулеви Пелтола, Тиина Таурайте
и другие
Насколько близким один человек может стать для другого? Можно ли прожить жизнь без любви? Может ли тот, кто однажды узнал, насколько хрупким может быть счастье, поверить другому когда-нибудь снова? «Осенний бал» — это несколько моментов из жизни шести людей, живущих в огромных панельных домах, построенных на закате советской эры. Писателя Мати бросила жена. Он подглядывает за ней в окно, не в силах поверить в случившееся. Он напивается и ходит по ночным заведениям, пытаясь найти себе женщину на ночь. Старый холостяк, парикмахер Август Каск засматривается на маленькую девочку, рискуя быть обвиненным в педофилии. Мать-одиночка Лаура в свободное время смотрит «Поющих в терновнике». Она ушла от пьяницы-мужа и теперь воспринимается мужчинами как доступный сексуальный объект. Но Лаура предпочитает оставаться одной — она больше не доверяет мужчинам. Архитектор Маурер думает о человечестве, но не уделяет внимания собственной жене, которая в отместку ему переспала со швейцаром Тео. Швейцар пользуется успехом у женщин, они проводят с ним ночь, но по утрам всегда уходят. Этих шестерых людей объединяет одно: чувство непреодолимого безнадежного одиночества в замкнутых панельных коробках спального района.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Осенний бал

английское название:

Sügisball

год: 2007
страна:
Эстония
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Март Таниэль
композитор:
художники: Айн Нурмела, Хелен Эханди, Март Заар
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 3 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Осенний бал», 2007

Видео: Трейлер (Осенний бал, 2007) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Осенний бал», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Осенний бал», 2007

Спальный район

Мелкими штрихами, без истерик и надуманной драматизации, без экспериментов с формой подачи материала, как будто бы без усилий авторы показывают обыденную жизнь спального района. Бытовые сцены, из которых, большей частью, и состоит жизнь. С помощью скупых изобразительных средств режиссёр воссоздаёт свой спальный район, атмосферу которого охарактеризую одним не очень красивым словом — безнадёга. Обочина жизни, выжженная зона. Воспользуюсь таким сравнением: жизнь там похожа на проколотый мяч, из которого вышел воздух. Все знают, что это мяч, но какой толк от него? Валяется в углу, никому не нужный, и сам об этом знает. А сделать ничего уже нельзя — слишком велика дыра. Сколько ни вкачивай туда воздуха, круглым и звонким он уже не станет.

Нельзя сказать, что обитатели района безропотно смирились со своей участью — желания у них остались, но вялые, не имеющие перспектив. Так рыба, выброшенная на берег и уже начинающая задыхаться, временами инстинктивно дёргается, надеясь на лучшее. Женщина от тоски потянулась было к другому, почувствовала в нём жизнь, промелькнула между ними вспышка искренности, и что? Поделился он с ней своей сокровенной мечтой — разбогатеть на вывозе мусора, и погасло чувство, не успев даже разгореться.

Несмотря на то, что фильм снят десять лет назад, актуальности он не потерял и не потеряет ещё лет десять. А, может, и больше. Почему — посмотрите и сами увидите. Спальный район находится не на территории, а в сознании. В некотором смысле, спальный район — символ, обозначение территории исчезнувших смыслов. Спальный район имеет свойство расширяться и его симптомы не всегда проявляются явно, до поры до времени их можно заглушить теми же горячительными средствами в виде напитков, зрелищ и развлечений. И всё же, хотя бы изредка, даже чувствуя себя ухватившим судьбу за хвост, оглянись по сторонам — не в спальном ли районе ты находишься?

2 сентября 2016

«Как грустно, что жизнь совсем не похожа на роман» (Ж.-Л. Годар «Безумный пьеро»)

«Осенний альманах» Б. Тарра, «Осенняя соната» И. Бергмана… Тема одиночества, непонимания и отчуждения была одной из ключевых в фильмографии певца «некоммуникабельности» Микеланжело Антониони, те же мотивы увидим в разных картинах именитого Белы Тарра и малоизвестного голландского постановщика Алекса ван Вармердама. О зыбкости, неопределенности и неустроенности существования, стремлении каждого найти свое простое человеческое счастье и бесконечных препонах на пути к нему и, наконец, о главном — непреодолимом желании быть понятым и услышанным — об этом вторая по счету картина Вейко Ыунпуу «Осенний бал», ставшая лауреатом в альтернативной программе 64-го Венецианского кинофестиваля.

Этот фильм можно рассматривать как сборник небольших рассказов, объединенных одной общей для всех депрессивной доминантой. Каждый из героев, невзирая на их различие по возрасту, социальному статусу и семейному положению, по-своему несчастлив. Все они — будь то пожилой парикмахер с сексуальной девиацией, молодой дизайнер с супругой или простой швейцар — с собственным непосильным грузом комплексов и проблем словно вовлечены в одну систему координат. Подобно древнему уроборосу, в отчаянии и беспросветности их жизни невозможно разглядеть ни начала ни конца. Как бесконечно и неприветливое, давящее небо над головой обманутого мужа уже в начале фидьма. Получив приглашение на бал у Судьбы, лишь немногим посчастливится найти достойную пару.

Удачно созданная аутентичная атмосфера большого города и серых типовых многоэтажек (к слову, у венгра Белы Тарра есть картина с «говорящим» названием «Контакты в панельном доме», где теплые человеческие чувства оказываются бессильны перед неустроенностью быта) в какой-то степени помогает зрителю опосредованно идентифицировать себя с персонажами. Чуткая и психологически достоверная игра актеров, возможно, позволит рассмотреть в их поведении свойственные себе черты и характеристики. А музыкальное сопровождение Юло Кригула, постоянного композитора эстонского постановщика, располагает благодарного зрителя к интимному и неторопливому просмотру.

На непростые вопросы скорее онтологического, нежели социально-бытового порядка Вейко Ыунпуу не предлагает и тем паче не навязывает готовых ответов. Не сглаживая острые углы и с горечью признавая, что жизнь суть нелегкий, а подчас и неблагодарный труд, попытку их разрешения он оставляет на откуп своему внимательному зрителю. Ведь в реальной жизни сделать правильный выбор, а уж тем более принять единственно верное решение чаще всего оказывается очень непросто.

Работы таких режиссеров, как Вейко Ыунпуу, традиционно причисляют к авторскому кино, что, скорее всего, верно, учитывая их самобытность, нарочитую дистанцированность от мейнстримового кино и обращенность к определенной целевой аудитории. Однако в случае с «Осенним балом» рискну предположить, что картина, даже несмотря на отсутствие привычного для массового зрителя экшена, некоторую медитативность и скупость немногочисленных диалогов, могла бы быть принята и понята широкой зрительской аудиторией. Не боги горшки обжигают.

4 апреля 2016

Вдаль уплывают облака

Унылый серый пейзаж панельных джунглей таллиннского района Ляснамяэ. В этих джунглях обитают люди: озлобленные, спивающиеся, разочарованные жизнью. Молодость уходит бесследно, а вместе с нею красота и любовь. Запертые в своих многоэтажных коробках, словно в тюрьме, люди мечтают вырваться. Уехать подальше, чтобы не видеть больше груд мусора и скандалящих алкашей. Но так ли легко это сделать? Свободны ли они в своих решениях? Свободен ли человек в принципе, да и что такое свобода вообще?

Подобными вопросами задаются шестеро героев картины, кружащиеся в меланхоличном, медленном осеннем вальсе, порой задевая друг друга. Все они отчаянно пытаются зализать душевные раны, заполнить хоть чем-нибудь внутреннюю пустоту.

Писатель Мати, основной мебелью в квартире которого являются забитые до отвала книжные полки, а на стенах висят постеры фильмов Джона Кассаветиса, страдает из-за ухода жены к другому. Он проводит дни в пьяном угаре, следит за женой, пристаёт к женщинам в тщетных попытках добиться от них физической близости и вообще ведёт себя как свинья.

Семейная пара Маурер и Ульви ведёт богемную жизнь, однако живёт в спальном районе на сонной городской окраине. Они давно устали друг от друга, но продолжают жить вместе просто по инерции. Им до крика надоело изображать из себя на людях счастливую пару. Надоело общество заносчивых друзей интеллектуалов. Они практически дошли до ручки и находятся на грани того чтобы впервые за долгие годы сорвать с себя маски и честно высказать друг другу всё, что они думают. Осмелятся ли?

Молодая женщина Лаура работает на фабрике и живёт одна с дочерью. Её бывший муж — опустившийся алкоголик, названивает ей по телефону и поджидает в подворотне недалеко от её работы. Он грозится отсудить у Лауры дочку, обвиняя женщину в распутстве. Другие мужчины видят в Лауре лишь доступный сексуальный объект. Лауре не нужна их любовь. Она просто хочет покоя. Покоя и счастья для своей дочери Лотты.

Финн Каски работает парикмахером и в свободное время засматривается на маленькую рыжеволосую девочку — дочь Лауры Лотту. Он рискует быть обвинённым в педофилии, но, всё же, не перестаёт наблюдать за девочкой, когда та резвиться в детском саду. Его сюжетная линия наиболее лаконична и недосказана. Что видит он в девочке? Может быть оставшуюся на родине внучку, с которой он не виделся уже очень долго и по которой безумно тоскует? А может свою дочь, умершую в детстве, от потери которой он так до конца и не оправился? А может он и вправду тот, кем его могут посчитать? Данный циничный и простой ответ опровергается, однако, горьким смехом Каски в финале его истории. В этом смехе заключены боль, понимание абсурдности своего положения и смирение. А что ещё делать? Остаётся лишь откинуться на диван и хохотать. Хохотать, чтобы хохот сменился рыданием, а рыдание — умиротворением.

Швейцар Тео пользуется у женщин невероятной популярностью. И ничего что наутро все они уходят. Тео не унывает — он ведь чертовски обаятельный и находчивый швейцар, в котором к тому же умер, судя по всему, хороший актёр. По крайней мере, роль писателя, посетившего конференцию о «балтийском сознании», с целью просто поесть и склеить женщину, удаётся ему блестяще. Но в душе его также зияет пустота. Встреча с такой же внутренне одинокой как и он сам женщиной, вносит в его размеренную жизнь сумбур, полностью выбивая почву из под ног. Да и пустоту эта встреча заполняет лишь ненадолго.

Эстонский режиссёр Вейко Ыунпуу, в своей лишь второй киноработе — экранизации романа Мати Унта, демонстрирует поразительную для новичка творческую зрелость. В «Осеннем бале» можно заметить вольные творческие заимствования, никоим образом не переходящие в плагиат, из фильмов Аки Каурисмяки, Вима Вендерса и знаменитой и уже ставшей культовой «трилогии смерти» Алехандро Гонсалеса Иньяритту. Кроме работы над глубоким содержанием картины, режиссёр не забывает и о её форме, удачно подбирая саундтрек и выстраивая кадры таким образом, что унылые пейзажи многоэтажек и индустриальных зон, заполняют внутриэкранное пространство какой-то странной меланхолично-притягательной атмосферой. В отличие от предыдущей работы Вейко Ыунпуу — короткометражки «Пустынный берег», действие которой происходит посреди красивейших лесных и пляжных пейзажей, в «Осеннем бале» его визионерской натуре было гораздо сложнее развернуться, однако он блестяще справился с заданием, находя, подобно художнику-импрессионисту, прекрасное даже там, где его, казалось бы, не должно быть. Особенно это удаётся в величественных кадрах, парящих среди серых туч птиц, а также нежных эпизодов воспоминаний Мати о былых счастливых мгновеньях со своей женой.

Все герои «Осеннего бала» ищут счастья и покоя. Однако лишь двое в финале этой человеческой трагикомедии отношений под названием жизнь найдут искомое. Надолго ли?

10 из 10

30 октября 2013

Исступленные танцы балтийского абсурда.

Фортепиано выбивает легкую, едва заметную мелодию пока неизвестная певица поет отрывок песни. Все это происходит на фоне удивительно прекрасной панорамы охватывающей несколько жилых домов и замерзшее озеро более всего походящее на большую лужу.

До этого было начало фильма под названием «Осенний бал».

Началось все с жуткой ссоры. Во время же самой мелодии мы видим ту же пару. Правда девушка теперь блондинка и прямо таки светиться от счастья. И только после этого на самом деле начинается сам фильм.

Никогда не думал, что скажу нечто подобное, но Вармердама переиграли на его же собственном поле. Алекс Ван Вармердам это такой очень знаменитый в узких кругах режиссер, который прославился своими фильмами более всего походящими на театр абсурда с попутно вспаривающейся и выставляемой на всеобщее обозрение натурой любого человека. И переиграла его не какая то там легенда или голливудская именитая икона, а самый простой эстонский режиссер.

Вейко Ыунпуу если быть точным до самого конца.

Жизнь нескольких людей существующих во внутренностях серого спального района.

Пьянствующий писатель, потерявший всякие ранее доступные ему слова. Швейцар в дешевом ресторане мечтающей сделать собственный бизнес на вывозе мусора. Утомившийся от всего дизайнер, хранящий в себе упорную усталость от жизни и собственной не менее сломленной жены. Сломленной от одиночества конечно.

И это совсем не все!

А дальше будет…

Мать одиночка, убегающая от бывшего мужа пьяницы и изо всех сил оберегающая маленькую дочку. Тихий парикмахер финн невольно влюбившейся в ту же девочку. И огромное множество персонажей второстепенных, но не менее интересных в своих собственных историях. Каждый из них выписан с тщательностью и старанием, которое почти успело покинуть мир кинематографа. Каждый из них великолепен и это все, что я хочу сказать о самом сюжете.

Любой актер или минута или сцена… Все это образует одну грустную головоломку. Порой не всегда правильную или понятную после первого просмотра, но выполненную с такой тщательностью, что даже дух захватывает.

Право не знаю, что еще сказать об этом фильме без риска испортить вам часть впечатлений от возможности случайного раскрытия некоторых деталей.

И потому желаю вам приятного просмотра фильма, который действительно сумел на некоторое время ввести меня в состояние близкое к ступору.

20 августа 2011

В своих фантазиях я представляю себя человеком все время куда-то идущим или бредущим. Но не как герой известного клипа U.N.K.L.E., а в наушниках и на велосипеде разглядывающим жизнь. Вообще же так оно и есть уже в моей реальной жизни, но несколько метафорично. И дело даже не в моей показной мудрости, которая ничего не стоит. Я всегда не чувствовал себя человеком в обычном смысле слова, поэтому мне нравилось бывать в чужих квартирах, домах, городах, потому что своего дома у меня не было. Но фильм не обо мне, фильм о тех квартирах, где я бывал.

Пост-рок, вроде бы стал популярен несколько лет назад, он собрал в людях всю тяжесть существования на Земле, все непонятые внутренние мысли, он сосредоточил в своих темных протяжных гитарных мелодиях каждый эмоциональный тупик человека, и всю мелодичность застывшей грусти, которая уже не беспокоит, а столкнула тебя вниз и ты вечно будешь лететь в эту пропасть — это и есть пост-рок, и это и есть Осенний бал как киноотражение этого стиля. Надуманного здесь ничего нет, потому что только эта музыка в основном здесь играет, да, кстати, и еще одна из особенностей пост-рока — это нежелание делиться с окружающими своими страданиями. Человек поистине очень болезненное и нежное создание, и режиссер это более того, что чувствует, понимает и сопереживает в каждом герое, он через всех персонажей несет определенный отдельный смысл, и это поражает насколько сильно мы погрязли в себе. Спасибо, конечно, картине.

Фильм, вроде, не столько об эмоциях и любви, которой здесь немало, а, может даже и не о человеке с его непониманием себя, потому что это все равно вопрос времени, которое уходит на размышления в процессе жизни, а у героев его мало и они пока не успели всего открыть в себе, поэтому каждый упирается в мысли, из которых нет выхода. Множество внешних социальных тем и внутренних, не знаю как их назвать, возможно, фразой «что же я такое в этой Вселенной?», так вот, множество этих тем постоянно вскользь задевают чисто издалека тему ненужности. И даже больше не друг другу — это как раз в картине очень ярко, а ненужности как формы непонимания себя, то есть «а почему мне никто не нужен, почему я никому не нужен» при том, что импульсивно каждый герой к другому стремится по разным причинам, но это больше бессознательное движение.

Не хочу в этом всем видеть режиссерскую работу, хотя гениальное умозаключение-ирония об овуляции, как главного ответа человеческим любовным мучениям взамен простому физиологическому наблюдению и последующему его использованию — это мастерски и невероятно стильно в срезе общей депрессивности. И вот не хочется все равно видеть в этом всем кино, по мне так подобным психо-музыкальным изливанием человечество познает само себя, то есть пока мы живем, думаем о чем-то, ищем, происходит установление некоего порядка, неподвластного нам.

А еще каждая страна, будь то Эстония, или еще более заброшенная «Ной — белая ворона» любят познавать свою географическую и Вселенскую ненужность, а что чувствует маленький человек в каждой такой стране страшно представить. Режиссеру удалось прожить так каждый миллиметр своей картины.

6 февраля 2011

Одиночество

Когда я еще учился в начальной школе, то усвоил одно из главных правил русского языка: нет слов, начинающихся на буквы «Ы». Когда я только «заболел» кинематографом, то я все равно не мог представить, что посмотрю эстонское кино. Но жизнь — явление интересное и увлекательное, и в один прекрасный день я посмотрел эстонский фильм снятый режиссером Вейко Ыунпуу.

«Я никем никогда не буду и захотеть стать кем-то я не смогу»

Город. Спальный район. Множество многоэтажек, серых и однотипных. Пустынные дворы и тротуары. Редкие прохожие. Почти постоянное ощущение равнодушия и одиночества.

Несколько историй незнакомых друг с другом людей имеют ряд общих черт и сходств. На протяжении фильма нам демонстрируют отрывки из их жизней. Этот «трюк» не нов. «21 грамм», «3 могилы», «магнолия» — все эти фильмы имеют схожую структуру и манеру повествования. Но «осенний бал» выгодно отличается от перечисленных мною картин. Пересечение судеб главных героев не будет являться кульминацией. Ее по существу нет здесь вовсе… или есть? Для каждого героя момент икс наступит в разное время и для каждого в отдельности. Судьбы героев пересекуться в одной точке, чтобы вновь продолжить движение в разные направления.

«Осенний бал» — кино типично арт-хаусное. Долгие статичные кадры. Минимум диалогов. Множество аллегорий. Медлительное развитие сюжета. Бесцензурность. И высокое качество! События развиваются в фильме неторопливо и неподготовленный зритель вскоре может заскучать. Но фильм отнюдь не скучный. Напротив, погружая зрителя в полусонливое состояние, Ыунпуу добивается главного — зритель погружается в кино. Отлично воссозданная атмосфера равнодушного спального района, главные герои, обладающие жизненными характерами и медленное развитие событий заставляет проникнуться фильмом, ощутить чувства героев и дух города. К середине фильма я уже не чувствовал, что смотрю фильм (простите за тавтологию). Передо мной разворачивалась жизнь обычных людей со своими радостями, надеждами и мечтами.

Несколько слов о героях. Это далеко не шаблонные или карикатурные персонажи. Каждый из них реален. В них можно узнать незнакомцев с улиц. Обычные люди, которые растворяются в толпе себе подобных. Настоящие, искренние. Они живут и чувствуют как мы с вами. У них те же проблемы с которыми сталкиваемся ежедневно и мы. То же чувство одиночество и рутины. То же ощущение бессмысленности, отчаяния и как ни странно оптимизма, веры в лучшее будущее. Тут даже нельзя оценить игру актеров, т. к я не чувствовал ее. И разве это не самый ценный комплимент?

«Все хотят быть счастливыми»

А разве нет? Для чего же мы еще рождены если не для счастья и любви? Однако прозаическая реальность с серыми и тоскливыми буднями не дают насладиться жизнью. Стремление к идеальному счастью не иссякает и надежда не умирает, но одиночество и отчаяние все плотнее окружает человека. Любовь… Что такое любовь? В фильме показаны многие ее проявления. И каждый герой по-разному оценивает ее значимость. Доверие — вещь хрупкая, откровение сродни мужеству. Нам легче нацепить маски и ярлыки чем признаться кому-либо и прежде всего самому себе, что всё идет не так. Легче осуждать и обвинять других людей в безразличии и эгоизме, легче топить свое горе в вине и водке, легче просто бежать куда глаза глядят. Но ведь судьба любит сильных людей. Целеустремленных и упорных. И потому признание своих ошибок и раскаяние это шаг в правильном направлении.

Порою звучала чарующая, красивая музыка. Порою оператор ловил очень удачные кадры, например, лужи на асфальте. Порою были интересные сцены, например ходьба писателя в полном одиночестве вдоль трассы, загруженной автомобилями. Порою сердце бешено колотилось от сильных эмоций. Порою были танцы в одиночестве, а порою секс с двумя. Порою герои попадали в забавные ситуации, а порою в трагические. Порою герои страдали от ревности, порою от отчаяния, порою от эгоизма и равнодушия. Порою герои фальшивили, а порою они были искренни. И лишь одиночество, безнадежное и беспросветное одиночество было на протяжении всего фильма. Неужели оно навсегда и для каждого?

9 из 10

8 января 2011

Это мое кино

Украдкой беру порножурнал и бросаю в тележку, кассирша в супермаркете не видит ценник на порножурнале и начинает кричать кому-то в зал, пытаясь узнать цену. Сзади стоит небольшая очередь в кассу. Подходит девушка и возле кассы разворачивается дискуссия, так где же все-таки ценник и сколько стоит этот журнал. Яркий свет создает ощущение «Чтоб я куда-нибудь провалился», на несколько минут, пока все не выяснится и желание, чтобы все купленное само добралось до квартиры. Убежать нельзя — в конце концов мне не 15 лет, голова еще больше стала трещать от похмелья и остается только прятать глаза, потому что я уже уверен, что весь супермаркет знает, а скоро и весь мир узнает о том, что меня бросила жена и ушла к моему другу. А вдруг она всерьез его любит? Что мне тогда делать? А вдруг я буду любить ее вечно, ведь как это страшно. А она так и не прийдет, и вообще я ее больше не увижу. Нет, тогда лучше не жить…

«Нажрался» и бегу к окнам (благо, первый этаж), пытаюсь аккуратно посмотреть сквозь штору в их спальню и вижу ее счастливой в его объятиях. Сердце колотится, дыхание сбивается, в глазах то ли зависть, то ли слезы, понимаю, что нашей любви конец, и я сам в этом виноват. Хотя и она та еще стерва. Раскрывется штора и они меня видят… Бегу, хоть и понимаю, что уже поздно. Остается еще больше «нажраться», чтобы выключить эмоции, страх перед будущим и перед собой прежде всего. Нет, надо смешать пиво с водкой. И в ночной клуб. Должно стать легче. Не стало. Еще водки и пива, на автомате домой. Точно. Уснул…

… В фильме показана любовь в нескольких ее проявлениях: любовь как сексуальное влечение; любовь как душевные страдания; любовь как извращение; любовь как эгоизм; любовь как одиночество. Режиссер фильма Вейко Ыунпу подверг структуризации (простите за такое слово) любовь, чтобы показать, какой многоликой: извращенной, настоящей, сиюминутной бывает это чувство. Еще любовь — это боязнь переступить черту, изменить свою жизнь, перестать смотреть по старенькому телевизору запретную любовь в фильме «Поющие в терновнике». А как это сделать, если от снова пьяного мужа бежишь, чтобы только глаза его не видели. Да, безусловно, все персонажи фильма страдают и боятся одиночества. Но не это даже в фильме главное. Одиночество предстает в фильме в двух ипостасях: глобальное (или тотальное) и обычное, возникающее на почве взаимоотношений между людьми. Эгоизм и нежелание раскрыть любимому человеку душу, отдавать всего себя до самой капли — вот что является отправной точкой. Нежелание понять (да-да, именно нежелание), а не невозможность. Если человек этого не смог, значит просто не захотел. Почему не захотел — философского ответа никто не даст на этот вопрос.

Тотальная эгоистичность порождает недомолвки, потом ругань и разрыв отношений. Большое спасибо режиссеру Вейко Ыунпуу, что он сказал своим фильмом, что Любовь — это не секс, а один лишь секс не является любовью — эта мысль тоже довольно четко определена в фильме. Также вызывает просто восхищение то, что режиссер не стал помещать персонажей в какие-то невыносимые условия, все люди в фильме — это не низы общества, они живут в обычных бытовых условиях, это обычные среднестатистические люди. Спальные коробки-многоэтажки только подчеркивают прямолинейность в отношениях между людьми и как бы не дают вырваться из этого замкнутого круга. Очень хороша цветовая палитра — нет мрачности, темноты, зато вы найдете все оттенки серого цвета, если хорошо смотреть на окружающую среду персонажей.

Существенного намека с какими-то национальными признаками в фильме нет. Есть пара эпизодов, но все действие сосредоточено на персонажах и их чувствах. То есть действие фильма могло происходить в любой стране. Любовь одна, вот только проявлений ее — миллиарды и ценность ее не исчисляется ничем. Можете прибить меня кирпичем, но мужик, который следит за совсем маленькой девочкой в детском саду и сует ей через забор конфетки — это тоже любовь, но вкрай извращенная, патологическая. Потому что даже чувство психически нездорового человека — это тоже любовь, но любовь-болезнь, любовь-патология, которая, случись что, может привести к катастрофе. Мне думается, что режиссер этим эпизодом показал, что любая другая любовь — это тоже заболевание, опасное для душевного состояния человека. И тоже неизлечима (если это настоящая любовь). Тем не менее мы все хотим любить и быть любимыми, так как эта болезнь дает нам много-много приятного.

Структура фильма довольно проста, и он этим как раз и выигрывает. В фильме нет никакой дикости происходящего, многие могут посмотреть его и увидеть себя в нем. Многие не сочтут фильм таким уж фатальным и беспросветным, поскольку в нем почти нет никаких рыданий и заунывной музыки, криков и надувных эмоций. В нем — ваши соседи, вы сами, знакомые по работе или ваши родители (дети). Все до боли узнаваемо. Фильм — это сменяющие друг друга зарисовки из жизни нескольких людей. Писатель Мати, который вваливается пьяным в «ночник» (его бросила жена). Кроткая, скромная женщина Лаура, радующаяся тому, что починили старый телевизор и она снова предастся красивым мечтам, смотря фильм «Поющие в терновнике», пока пьяный муж неизвестно где находится. Архитектор Маурер, желающий в глазах женщин выглядеть, как герой-любовник. Мужчина, следящий за девочкой из детского сада. Но как приговор несколько раз звучит в фильме фраза: «Я никем никогда не буду и захотеть стать кем-то я не смогу».

Любовь как жизненное везение и невезение тоже подразумевается в фильме. Одно слово — и может не быть серебряной свадьбы, не тот тон, дальше ругань и рушатся, как карточные домики отношения людей. Бытовые неурядицы, неприятности на работе могут в один момент сделать человека одиноким, а одиночество порождает незащищенность и еще большую массу проблем, которые люди вулканом сбрасывают друг на друга в попытке убежать от гадких реалий жизни к иллюзиям.

«А сам я, сколько ни стараюсь отдаться весь, целиком, распахнуть настежь двери моей души, — я не могу открыться до конца. Где-то в глубине, в самой глубине остается тот тайник моего «я», куда нет доступа никому. Никому не дано найти его, проникнуть в него, потому что никто не похож на меня, никто никого не понимает». (Ги Де Мопассан. «Одиночество»)

6 ноября 2010

«Sugisball» (Осенний бал)

«Осенний бал», если правильно на него настроится, может здорово помочь разобраться в себе на примере главных героев этого фильма. Главное преимущество, которым стоит воспользоваться — реализм, абсолютная адекватность происходящего на экране. Тут нет фантастически неправдоподобных сюжетных коллизий и спецэффектов нового времени, зато есть то, с чем каждый из нас сталкивается постоянно, — жизнь обывателя большого города без преувеличений.

Как не парадоксально, авторы, поставившие насквозь проблемный и беспросветный фильм не несут негативный заряд, не провоцируют и не манипулируют чувствам зрителя, что ценно для думающего зрителя, они лишь созерцают, «делятся» собственным опытом. Тут нет откровенной чернухи, характерной для современных российских арт-хаус лидеров, таких как Алексей Балабанов, Василий Сигарев, Алексей Мизгирев.

Режиссер, действуя в манере Алехандро Иньярриту и Гильермо Арриага, конструирует действие из эпизодов жизни персонажей, постепенно посвящая в их переживания и быт. Вейко Ыунпуу использует архетипы жителей спального района индустриального центра (в данном случае Таллинна). Среди тех, за кем мы наблюдаем, успешный молодой дизайнер, гардеробщик без образования, мать-одиночка, раздираемый противоречиями пожилой парикмахер, скульптор-неудачник и другие. Все они не могут найти родную, близкую сердцу душу в коробках многоэтажек, возведенных на закате советской эпохи. Одиночество и непонимание — вот что объединяет героев «Осеннего бала». Давно никто не показывал бессилие отдельной личности перед обществом и перед «жизнью, где нужно жить, а не существовать» как это сделали Вейко Ыунпуу и автор оригинального романа Мати Унт.

Любого из персонажей этого фильма Вы можете видеть каждый день в 8 утра в автобусе, трамвае или маршрутке любого крупного города России. Благодаря безупречно подобранному музыкальному сопровождению эффект созерцания-сопереживания усиливается. Музыка помогает воспринять фильм целостнее и дольше не выпускает из памяти. Фильм цепляет своей близостью к зрителю, особенно ценным он может стать для тех, кто пусть косвенно и неосознанно, все-таки отождествит себя с кем-нибудь из действующих лиц этой истории.

Насколько тяжелый, настолько и мощный «Осенний бал» — безусловный фаворит нового эстонского кино.

28 января 2010

Драма Осенний бал на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Вейко Ыунпуу. Список актеров, которые снимались в кино: Рэйн Толк, Таави Ээльмаа, Юхан Ульфсак, Сулеви Пелтола, Тиина Таурайте, Маарья Якобсон, Аллан Хмельницкий, Янек Йоост, Карл Кермес, Юло Кригул, Kaupo Käsik, Armin Kõomägi, Пол Лаасик, Эрки Лаур, Мари Лилль.

Страна производства - Эстония. Осенний бал — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.