Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Опиум |
английское название: |
Ópium: Egy elmebeteg nö naplója |
год: | 2007 |
страны: |
Венгрия,
Германия,
США
|
режиссер: | Янош Сас |
сценаристы: | Геза Чат, Андраш Зекер, Янош Сас |
продюсеры: | Heiko Burkardsmaier, Бернд Хельталер, Майкл Рейтер, Эрика Тарр, Тибор Кршко, Андрас Хамори, Трэйси Бримм, Лациа Корныло, Пал Шандор, Кейт Майерс |
видеооператор: | Тибор Мате |
композитор: | Йохан Йоханнссон |
художники: | Тибор Лазар, Янош Брекль, Юдит Сайбер |
монтаж: | Анна Корниш |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
4 февраля 2007 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 48 мин |
Классический венгерский писатель Гёза Чат, по автобиографическим дневникам которого поставлен этот фильм, жил в трагический период венгерской истории, во время Первой мировой войны, был врачом с зависимостью от морфия. В его произведениях современное научное мировоззрение сочеталось с иррациональными ужасами, одновременно отображая кризис Австро-Венгерской империи и личный психологический кризис автора. Его героями преимущественно являются странные, душевнобольные, несчастные и неудачливые люди.
В «Дневнике сумасшедшей» повествование ведётся от лица доктора, который сам мало чем отличается от своих пациентов. Когда он не помогает больным, он пишет, выплёскивая мироощушение человека, жизнь которого тянется без счастья и удовольствия. Однако в то время как психически больные подвергаются самым мучительным методам лечения, ему повезло иметь возможность лечиться самостоятельно, имея неограниченный доступ к опиуму. И вот на его профессиональном пути попадается пациентка, встреча с которой разжигает в них обоих неожиданное и невыносимо напряжённое состояние…
Мало какое кино осмеливается так мощно, с мрачной грубостью и жестоким гиперреализмом показать картину безумия.
12 августа 2019
Общее впечатление от сего творения выражу кратко: до предела невнятный и крайне вторичный продукт, созданный как помесь шванкмайеровского «Безумия», «Джорджино» Лорана Буттона и булгаковского «Морфия».
Первый вопрос, появившийся после просмотра: о чём вообще кино? Если этот вопрос появляется — свидетельство того, что кино мне активно не понравилось. Вообще вопросов, помимо этого, по фильму возникает масса. Второй по значимости, после «о чём фильм?» — какого чёрта на протяжении всей картины так активно торпедировалась тема что доктор — морфинист, если на сюжет кино это не повлияло никаким образом? Что был он морфинистом, что не был — какая разница, ничего это не изменило. Так зачем это подчёркивать? Далее. Каким образом он лечил свою пациентку — из фильма это совершенно непонятно. Что именно она так навязчиво писала? И прочее, и прочее, и прочее…
Нет, в фильме есть несколько довольно красивых эпизодов, но они практически все содраны либо из «Джорджино», либо из «Безумия», а те фильмы на порядок круче этого самого «Опиума», который, к тому же, ещё довольно сильно затянут и очень нединамичен. Тоска, короче говоря. Не надо это смотреть. Лучше уж гляньте Буттона или Шванкмайера, оригинал ведь всегда лучше копии, да ещё и такой бледной.
3 из 10
9 ноября 2018
По сути, одна из самых простых лент, повествующих о зависимости человека от самого себя, настолько ярко выраженной, что и в другом человеке он тоже будет искать только лишь себя — и никого больше.
Возможен ли при таких условиях какой бы то ни было психоанализ — разумеется, никоим образом.
Возможно ли какое-то взаимодействие, за исключением попытки подавить собеседника и заставить его удовлетворить свою потребность в, что называется, возможности посмотреть на себя со стороны — разумеется, никоим образом.
Возможно ли устоять при контакте с подобным человеком — разумеется, только лишь изначально будучи ровно таким же, каков и он сам, с ровно такой же силой сопротивления и, да, желанием видеть только лишь себя.
Можно ли посчитать опиум, являющийся дьяволом для одного, тем же самым дьяволом, столь явно преследующим другую — разумеется, никоим образом. Опиаты, к сожалению для доморощенных и не очень психоаналитиков того времени, были и остаются всего лишь наркотическими веществами, вызывающими зависимость, в первую очередь, проявляющуюся именно что в превознесении данного вещества на самую высшую ступень потребностей.
А вот дьявол, преследующий пациентку, — так, с адекватной точки зрения, желание поддержать свою семью и нежелание бросать её, выходя замуж, это всего лишь детский страх, который при адекватной беседе исчез бы сразу, если бы девушке объяснили, что действительно любящий муж и не позволил бы ей уехать из семьи, и, уж тем более, не стал бы сковывать её по рукам и ногам, сводя брак лишь к удовлетворению физиологических потребностей. Разумеется, наличие подобного страха для того времени вообще естественно, потому как нередки были случаи, когда девушек насильно увозили из семей, и именно поэтому понимание того, что муж — это по определению исчадие ада, секс — по определению греховен, и вообще любое проявление хотя бы минимальной разумности у представительниц женского пола никоим образом не поощряется, было более чем распространённым и, можно сказать, даже естественным.
Потому и выбор главной героини вполне понятен — ей нужно было именно исчадие ада, и, как ей изначально показалось, она его обнаружила в обличье собственного доктора.
В чём загвоздка — лента основана на реальных событиях, и в реальной действительности главная героиня достаточно быстро поняла, что никаких проблем психического свойства у неё и не было, её спутник — всего лишь треклятый шовинист, у которого нет своих идей, а потому проще всего выдавать собственную спутницу за сумасшедшую, а её наработки выдавать за свои, и, что куда более важно, при любой попытке дистанцироваться прибегающий к одному и тому же способу успокоения якобы больной — всё тем же опиатам.
Но, разумеется, рассказывать о настолько тривиальной истории в контексте высокопоставленного психоаналитика режиссёру показалось слишком уж не возвышенным, потому от реальной истории остались лишь зависимость от морфия и тот факт, что тексты действительно были скопированы и в дальнейшем опубликованы.
В чём, пожалуй, единственный наличествующий положительный аспект данной ленты, — действительно очень убедительно показаны все способы работы якобы психоаналитиков, по сути, никоим образом и не изменившиеся, несмотря на расширившийся список методик; настолько убедительно, что обращаться к ним не хочется и не захочется ни с какими вопросами, скорее всего, никогда.
Более того, в реальной истории, что характерно, действительно хватило пары дружеских бесед.
Стоит ли смотреть — при наличии излишней доверчивости к специалистам любого толка определённо. Вменяемым людям — ну если только совсем заняться нечем.
13 апреля 2017
Человек вне социума… Иррациональная, фатальная жизнь. Эмоции целиком владеют телом и разумом, а не наоборот, как принято считать. Что человек? Солнце, десница божия? И миллионы зол. Главное — где свобода этому существу, где его творчество, если миром правит зло, не всматривающееся в природу человека, а ограничивающее его правилами, понятиями, властью…
Психоаналитик, ненавидящий свою профессию. Желающий быть солнцем, но на деле-писарь, констатирующий чужие пропасти, чужие горения. Демоны, захватившие тело и душу Гизелллы, здесь лишь подтачивают жертву-доктора, обрекая жить в вечной депрессии.
Может, судьба подарует ему участь проводника от безумия к нормам общества уравновешенных людей? Предательство самого себя-его вечная участь, неспособен он на безумие сердца. Неспособен он свое и чужое чувство поставить на планку абсолютного владения своей и чужой душой. Даже смерть дарить не хватит смелости, лишь искромсать, урезать чужую душу, и обезопасить себя, навсегда запутавшегося в компромиссах. Представитель рационального общества, никогда его творения не станут хаосом и безумием, и всегда останутся патологией — записками нечистоплотного врача.
16 апреля 2016
Экранизация редкого писателя Гёзы Ката, одного из необычных декадантских умов Австро-Венгерского культурного пространства. Гедонизм и цинизм идут рядом с остротой ума, очевидно как у главного героя, так и у его создателя.
Визуальный ряд, музыка, монологи в фильме создают уникальное настроение, отблеск внутреннего мира кусочно-заданной личности. Зрителю дают почувствовать, как ощущает бытие психически больной человек — то есть потерявший связь с привычным нам миром. Безумие это не страшно и не весело, это одиночество, ночь, тоска, сами в себе.
Фильм называется «Опиум», и наркотики не имеют к сюжету и смыслу в общем-то решающего отношения. Что-то вроде связи «Записок юного врача» и «Морфия» у Михаила Афанасьевича. Вроде как и красной нитью, но на самом деле не о том.
Кат сам сидел на игле большую часть жизни, творил об изнасилованиях малолетних, братоубийстве и прочих мрачных вещах на английском, немецком, испанском, итальянском языках. В возрасте 32 лет убил жену и пытался убить себя, что удалось со 2 раза. По его произведениям ставили балет и оперу.
9 июля 2012
Необычный фильм,, рассказывающий нам о безумии. И самое интересное непонятно кого… Мира? Людей? может Бога? Это совершенно неважно, неважен ответ… важен вопрос!
Серьезная и неоднозначная картина, действие которой разворачивается в начале двадцатого века далеко в горах. Доктор (Ульрих Томсен) переведенный в высокогорный дом для умалишенных за пристрастие к опиуму находится в глубочайшей депрессии. Помимо увлечения опиумом его интересует литература. Он пишет книги, в которых исповедуется пред читателем. Он пишет о себе и о своем опиумном мире. Выдернутый из всего привычного и спокойного мира на новое место, где существуют свои законы, и свои правила, он встречает Ее. Болезнь, поразившая ее заставляет писать. Писать лист за листом то, что диктует ее внутренний голос. Голос, которому невозможно противостоять.
Ибо он есть она.
Пройдя нелегкий путь вместе герои предстают пред зрителями совершенно обнаженными. Помыслы и действия натянуты в густом тумане опиума и безумия, смешиваясь со страхами и отчаянием образуют, то нечто что можно было назвать — Опиум: Дневники Сумашедшей.
Наполненный невыразимым точной передачей безумия и страсти фильм течет по венам все ближе к мозгу и там селится очень надолго, благодаря безупречной игре актеров. А помещения старого замка, медицина начала двадцатого века и даже те небольшие кусочки природы составляют именно тот антураж, который не заменят спецэффекты и многомиллионные вложения. В фильме хорошо передан уровень развития психотерапии на 1913 год, что для придирчивых и искушенных зрителей будет бесценным подарком.
Но, не смотря на все положительное, что я уже успел сказать, концовка показалась мне немного смазанной. А музыка не была мной услышана как таковая но, несмотря на все это фильм можно смело рекомендовать любителям необычного и качественного кино.
7 из 10
10 февраля 2010
Невозможно оторваться от просмотра. В картине странно переплетены эстетическая красота и безобразие, причём второго больше. На его фоне всего этого безобразия красота особенно замечательна и ощутима.
Впечатление сильное. Давно на меня так фильмы не действовали. В какой-то момент уловила, что вижу на экране кусочки из жизни. К концу фильма невольно поймала себя на мысли — как бы теперь самой с ума не сойти.
8 из 10
30 апреля 2009
Арт-хаус, он и не то арт-хаус, чтобы показывать что-то немыслимое для «простых» режиссеров. «Дневник сумасшедшей» затягивает зрителя с головой и не отпускает до конца фильма. Тело как-то невольно начинает боятся, ползут мурашки по всему тело, но, скорее, это не из-за страха, а из-за любопытства и некоторого шока, в конце концов мандраж начинает спускаться к низу живота. Вот что значит настоящий фильм!
Странная любовь больной и ее доктора. В своих записях она описывает сцены своей жизни с дьяволом-искусителем, который не дает ей покоя, который хочет превратить ее в блудницу. Наверное, в докторе она его и находит. Доктор Беннер сам непростой человек — употребляет морфий, тоже пишет что-то наподобие дневника. «Койтус 42 раза» — одна из его записей. Оказывается, что доктора также люди, тоже не могут прожить без этого счастья.
«Как всегда я отрясен тем, насколько быстро можно испортить женщину» — еще одна мысль доктора. И не странно, что запомнилась, в настоящее время также, никуда это не ушло. Каждый сдерживает свои желания до тех пор, пока оно не переливается за границы сознания.
Любовь, ревность, страсть, желания, разрыв, печально расставание — все присутствует в этом фильме, только в необычной обработке.
От фильма довольно сложно отойти, некоторое время все еще находишься под впечатлением.
10 из 10
25 апреля 2009