Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Очки |
английское название: |
Megane |
год: | 2007 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Наоко Огигами |
сценарий: | Наоко Огигами |
продюсеры: | Куми Кобата, Томохико Сэки |
композитор: | Такахиро Канэко |
жанры: | комедия, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
22 сентября 2007 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 46 мин |
«Очки» — это новелла о циклах жизни, о прощании с иллюзиями и принятии вещей.
Таэко приезжает в отель с огромным чемоданом книг, которые она планирует прочесть, но судьба подбросила ей что-то иное — такой порядок вещей, в котором она не может управлять временем пробуждения с утра или меню на завтрак.
Пресытившись своенравностью данного уклада, она решает сбежать в другой отель — и тут характерно показана необидчивость принимающей стороны — несмотря на явное недовольство гостьи, ей дают полную свободу выбора и провожают взглядом до момента, пока машина не скрывается за горизонтом.
Фильм — словно японская версия фильмов Уэса Андерсона с ноткой «Спасения» Вырыпаева — мягко подводит главную героиню (и зрителя) к принятию циклов жизни и умению оставлять багаж знаний, если судьба дает возможность двигаться дальше. От отрицания молотого льда, который Таэко упорно отказывается испробовать, она приходит к смирению — и осознанию его вкуса, как, в общем то, и вкуса собственной жизни.
«Я была бы не против, если бы мир рухнул.
Так я думала перед приездом сюда», — говорит главная героиня молчаливой Сакуре, готовящей молотый лед бесплатно — каждый дает то, что может или хочет дать.
Но не думайте, что фильм веет серьезностью и просветленностью — здесь достаточно тонкой иронии, например, в лице молодой учительницы биологии, которая сетует на отсутствие красивых мальчишек в классе или совершенно потрясающем комплексе утренних упражнений, придуманных Сакурой, который прилежно выполняют и взрослые, и дети.
Фильм о том, как просто жить, принимая смену циклов жизни (уход-приход Сакуры), полный символов и в то же время — прост в восприятии, как гармоничная мелодия или стихотворение, не требующие от вас излишнего напряжения, а вливающиеся мягким потоком в сознание.
Смотреть в дождливую погоду или тихим вечером и самое главное — не суетясь, как поговаривала Сакура.
Ибо многие чудеса доступны тому, кто способен заметить «весенний океан, который просто плещет весь день напролет».
13 мая 2018
«Я просто хотела попасть туда, где не ловит мобильный телефон», — говорит Таэко. Говорит уже на середине фильма — и тогда ещё сама до конца не понимает, что имеет ввиду. Зачем она приехала сюда? Что ищет на этом острове, где нет ни души? Ищет — или, может, бежит от чего-то?..
Идея отказа от благ цивилизации ради пресловутого «познания себя» в последнее время приобретает всё большую популярность. И хотя о главной героине этого фильма поначалу не рассказывается почти ничего, зрителю легко угадать в ней обычного жителя мегаполиса, угнетённого вседоступностью товаров массового потребления и в то же время настолько привыкшего к комфорту, что не представляющего свою жизнь без целого ряда вещей. Мы видим это в огромном чемодане, который Таэко усердно тащит за собой из аэропорта, мы читаем это в её возмущённом взгляде, когда в отеле никто не торопится ей услужить. Героиня ведёт себя, как среднестатистический турист: собирается осматривать достопримечательности, ходить по магазинам, читать книги и любоваться закатом. И хотя никто из других гостей ей в открытую не мешает, все они ведут себя, мягко говоря, странно.
«Хамада» мало похож на отель в привычном смысле слова. Здесь хозяин отменно готовит, но никогда не спрашивает, что гости хотят на ужин. Здесь на завтрак приходит местная учительница биологии, и никто не спрашивает с неё денег. Здесь пожилая женщина может зайти к тебе в комнату, пока ты спишь, и смотреть на тебя, пока не проснёшься. Она же ведёт какую-то диковинную зарядку на берегу океана и продаёт сладкий лёд. Первую часть фильма Таэко довольно скептически наблюдает за происходящим и даже пытается сбежать в другой отель, но очень скоро начинает понимать разницу между новомодным местом с «концепцией» и просто домом, где всем хорошо. «Гости приезжают сюда, чтобы млеть», — говорит хозяин, раскладывая кусочки мяса и овощей на гриле. И Таэко перестаёт задавать вопросы, перестаёт ожидать сервиса и выбора. Постепенно копируя причудливое поведение других гостей, постепенно заглушая назойливый голос разума шумом день-деньской плещущегося океана, она наконец-таки расслабляется…
Современному человеку часто не хватает умения просто остановиться и быть. Ценить то, что есть, вместо того, чтобы расстраиваться из-за того, чего нет («Я не люблю сладкий лёд, я бы выпила чего-нибудь прохладительного»). Современному человеку так не хватает тишины — и в окружающей среде, и внутри, в голове. Всё нужно облечь в слова, объяснить, определить. Постоянно нужно получать информацию. Современный человек одержим планами и сроками. Современный человек не представляет жизни без денежных отношений. Распорядок дня в отеле «Хамада» кажется странным и даже комичным потому, что здесь всего этого нет. Здесь можно сидеть на берегу океана, пока не надоест. Здесь можно есть сладкий лёд, забыв о том, что ты его не любишь. Здесь можно искренне удивляться, по-детски округлив рот — «О!», когда первая капля дождя падает тебе на лоб. Здесь можно радоваться, когда — в обмен на приготовленную тобой еду — ты получаешь вырезанную из бумаги фигурку или сыгранную на мандолине мелодию. Здесь можно просто быть таким, каким человек задумывался природой. Счастливым. Свободным. Спокойным.
Режиссёр подводит к этой идее так же ненавязчиво, с такой же благодушной улыбкой, как хозяин отеля разговаривает с Таэко. Фильм не завлекает ни сюжетом, ни кричащей живописностью, ни особой оригинальностью. Даже персонажи здесь обозначены лишь условно: у них нет ни прошлого, ни будущего, а в настоящем они все предаются одному и тому же — млеют. Млеют в весеннем солнце, как кошки. Мурлычут при виде еды и просто радуются друг другу. Сложно не захотеть оказаться там, вместе с ними, где даже самые обычные действия (например, варка фасоли) исполнены какого-то священного смысла и удовольствия. Ведь все мы, в нашей суете, в нашем достатке и разнообразии стремимся лишь к одному — к счастью. А, может быть, оно действительно в мерном движении волн, в смене дня и ночи, во вдохе и выдохе?..
26 марта 2017
Скромная женщина Таеко прилетает на далёкий остров в надежде на уединение. Попав в гостиницу, она тут же была окружена навязчивым, «домашним» сервисом от хозяина апартаментов и его постояльцев. Решив сбежать от такого пристального внимания со стороны окружающих, она вдруг понимает, что на этом острове это единственное место, где она может по-настоящему расслабиться.
Лёгкий, незаурядный фильм, который оставляет после себя приятные ощущения. Никаких размышлений о смысле существования и месте человека в этом мире. Простое повествование о жизни нескольких человек на фоне живописных пейзажей. Всё что требуется от юзера это расслабиться, созерцать и рефлексировать. Понравится, скорее всего, не всем, но наверняка найдёт своего зрителя.
18 февраля 2012