Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Невоспитанные |
английское название: |
Die Unerzogenen |
год: | 2007 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Пиа Маре |
сценаристы: | Хорст Маркграф, Пиа Маре, Малин Швердтфегер |
продюсеры: | Кристоф Фридель, Клаудия Стеффен |
видеооператор: | Диего Мартинес Виньятти |
композитор: | Йохен Арбайт |
художники: | Петра Барчи, Джулиан Брандес, Julia Koep |
монтаж: | Daniela Boch, Мона Брауэр |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 февраля 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Исповедальный дебют Пиа Маре «Невоспитанные» канонично вписывается в формат минималистского инди, ставшего, по сути, уже отдельным жанром. Скромность бюджета диктует условность декораций, скудость выразительных средств, нарочитый отход от драматургической линейности сюжета в пользу псевдодокументальной экспрессии. Интонационная обрывочность, тем не менее, не портит впечатления от цельности истории, напоминающей формой очерк или стилизованное сочинение на тему: «как я провёл лето», — без правильно расставленных знаков препинания, без чёткого начала, без внятного конца.
Стиви, девочка-подросток, проводит все сезоны, скитаясь от места к месту с родителями и небольшой кучкой прибившихся «друзей семьи». Они — великовозрастные хиппи, свободные граждане без определённого места жительства, приторговывающие травкой, пренебрегающие цивилизационностью как образом жизни. Дочь не хочет быть похожей на своих предков, она хочет быть, как все…как все нормальные девчонки её возраста — ходить в школу и дружить со сверстниками. Она хочет мечтать о том, как скоро станет взрослой, а не взрослеть преждевременно, участвуя в криминальных делишках мамы и папы, созерцая их беспутное существование, ведущее к единственно трагически-очевидному исходу.
Размышления Пиа Маре в чём-то перекликаются с «Tillsammans» Лукаса Мудиссона, где раскрывался аналогичный конфликт отцов и детей в условиях импровизированной коммуны. Тем более Маре, как и Мудиссон, имеет шведские корни. Но «Вместе» были аутентичны семидесятым, что придавало им толику ностальгии. «Невоспитанные» современны и поведение героев не имеет оправдания «свободолюбивого» времени. С другой стороны, именно по этой причине безалаберные родители Стиви не видятся «плохими» людьми. В какой-то мере они индивидуалисты на фоне закостенелой буржуазности германских пригородов, хоть индивидуализм их от социальной пассивности. Они любят свою дочь, хоть и не знают других способов, как её воспитывать, кроме наглядных демонстраций своей собственной непутёвости. Местный туповатый молодняк оказывается более удобным примером для подражания, т. к. молодёжь из «нормальных» семей делает те же вещи: тусит, курит траву, бездельничает, но они…дети, им можно.
Интеграция в социальную среду «равных себе» оборачивается вхождением в привычный до отвращения мир, но с парадного входа — с того, где подобное поведение одобрено возрастным цензом. Детям прощается играть во взрослых. Взрослым оставаться детьми чревато. Они рискуют запомниться в искалеченных судьбах родных чад лишь улыбчивыми головами, вклеенными в чужие идиллические фотографии. Неудивительно, что душевная близость у героини возникает не с обретёнными подругами-ровесницами, а с мальчиком маленького роста, совсем юного возраста. Человек с «истинным» детством, катающийся на велосипеде и восторженно щёлкающий фотоаппаратом всё, что попадает в объектив. Не человек — человечек, сообщающий о своей первой эякуляции, как о долгожданном событии. Для Стиви, привыкшей видеть трахающихся людей и запросто беседующей о минетах, подобное заявление способно вызвать лишь дежурную ухмылку.
Режиссёр, вопреки ожиданиям, не сгущает краски, не совмещает пенопласт со стеклом, избегает чернухи, никого не осуждает. Дистанция и в пластике актёрской игры, способной поначалу вызвать раздражение амёбностью подачи как главной актрисы, так и остальных фигурантов. А среди них ведь сам Бироль Унел, звезда фильмов Фатиха Акина, мастер именно эмоционально-выпуклых образов. Унел играет отца Стиви немного отрешённо, лениво даже в сексуальных и мордобойных сценах. Режиссёрская задача — вывести провокационные ситуации за пределы спешной эмпатии. И это почти везде удаётся. Искренняя вовлеченность автора несомненна, пусть многое сделано на грани дилетантизма. Броский «непрофессионализм» лишь чётче отсвечивает наивный взгляд ребёнка, решившего слишком рано стать взрослым. Маровское взросление — не потакание порокам вынужденной «невоспитанности», а желание (и умение) принимать ответственность за себя и своих близких.
4 октября 2013
Одинокие городские старушки часто находят себе занятие на весь день, сидя у окна. Вон детишки гвоздиком по капоту украшают брошенную колымагу, вон бесстыжие девицы попами в обтяжку крутят, тьфу. Лист газеты планирует вдоль подсыхающей клумбы, усыпанной вонючими бычками. Приблудший кот тянет за угол комок птичьих костей. Вот и солнце на закат пошло, можно и подремать под дежурный сериал.
Такой повседневной жизнью зрителя зацепить трудно. Даёшь скрежет тормозов по асфальту, треск автоматных очередей, автоботов и десептиконов, кровавый поцелуй нежити. В крайнем случае, что-нибудь элитарное, с философской элегией и артхаусными стансами. Либо касса, либо фестивали. А, если звезды лягут, то и то, и другое. Хотя бывает и другое кино. На него попадает три с половиной человека. То ли слепой рандом онлайновского дайвинга заносит в омуты болотного метана, то ли человеческая лень не даёт переключиться с какого-нибудь немодного телеканала, вынужденного демонстрировать невостребованные крупными китами фильмы, то ли диковинный конкурс сдует пласт пыли.
Не самая известная актриса Пиа Маре получила крайне скромную сумму на свой режиссерский дебют. Настолько скромную, что её не хватило не только на мало-мальски известных актеров или незатейливую графику, но даже на какой-нибудь сценарий, заточенный под фестивальные одобрямсы и последующую широкую известность в узких кругах. Пришлось работать с тем, что нашлось. Историей про девочку, переходного периода, пытающейся самой приспособиться к равнодушному миру и пристроить в нём непутевых родителей, ограниченных легким потрахиванием, покуриванием и выпиванием.
Конечно, иногда работы такого плана задевали определённый нерв, обсуждались на кухнях кинофабрик. Авторов приглашали на симпозиумы и конференции, давали гранты и премии второго плана. Если режиссер сможет сделать следующий ход, нащупать свою тропку, то, глядишь, увеличивающиеся возможности могут выдать пропуск в мир широких экранов или красных дорожек. Но Терри Гиллиам давно уже снял свою «Страну приливов», а фестивали выдали весь лимит наград картинам про детей-сирот при живых родителях.
Конечно, если бы у Цеси Шмитц-Чух было бы обаяние Одри Тоту или харизма Миллы Иовович, возможно, картина бы зацепилась за сознание. Или хотя бы один эпизод удалось создателям сделать нестандартно, своеобразно, запоминающе. Но вновь и вновь ручная камера рвано показывает девочку-подростка, ругающуюся с шелопутной матерью, люмпены обыденно распивают пиво из холодильника, детвора старательно выполняет команду постановщика пройти пять шагов вдоль еле видной линии, подпрыгнуть или натужно улыбнуться, в зависимости от сценария.
В такого рода фильмах часто делают напор на чернушные веянии. Здесь же, как и в жизни, все происходит, как правило, без затей. Ножами в живот не пыряют, детей не насилуют, чемоданчик с миллионом в окошко не выбрасывают. А смотреть на повседневность в кино и находить это интересным под силу не каждому, как не всякий может высиживать весь световой день у окна во двор. Пиа Маре робко пробовала нажать на давно известные кнопки интереса. Вот девочка собралась совершить первый сексуальный эксперимент с маминым хахалем, вот пачка евро перекочевывает из ящика стола под шорты, а расфасованный порошок утрамбовывается под пол, вот сценки соития в ванной, на диване и малолетние папарацци. Но эти и другие попытки, словно убоявшись трафаретных линий, сразу же комкаются, затираются следующими унылыми кадрами.
Отцы и дети, момент начала взросления, неухоженность семьи и поиск внутренних ценностей. Эти вводные породили тысячи картин и сюжетов, заставляя миллионы сопереживать и очищаться. Лента «Невоспитанные» прошелестела обычным нудным дождиком, который не смог даже слегка промочить случайно завернувшего в эти края путника.
27 февраля 2013