Кабеи
Kâbê
7.6
7.6
2007, драма
Япония, 2 ч 12 мин
18+

В ролях: Таданобу Асано, Тиэко Байсё, Мираи Сида, Дэндэн, Саюри Ёсинага
и другие
Во времена жесткого внутреннего террора, когда Япония готовится вступить во Вторую мировую войну, муж главной героини попадает в лагерь из-за своих политических взглядов. Кабеи, оставшаяся одна с двумя детьми, не дает себе сдаться: назло всем - правительству, родному отцу, всему миру,- она не отказывается от мужа. Ее жизнь превращается в пример незаметного, непафосного, лишенного идеологии героизма, когда нужно накормить детей, послать в тюрьму теплое кимоно, сходить на собрание жильцов… И все это так, чтобы окружающие не заметили, насколько тебе тяжело.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Кабеи

английское название:

Kâbê

год: 2007
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Муцуо Наганума
композитор:
художник: Мицуо Дэгава
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $7 018
Сборы в США: $14 416
Мировые сборы: $14 416
Дата выхода
Мировая премьера: 26 января 2008 г.
на DVD: 5 ноября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 12 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Кабеи», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Кабеи», 2007

Подвиг во имя семьи

Япония эпохи вторжения в Китай, оккупации Манчжурии и захлестнувшего страну внутреннего террора, находилась на пороге вступления во Вторую Мировую войну. Главенствующая знать наживала капитал за счёт разорения селян, правящая верхушка требовала экспансии ультраправых, малейшее недовольство императорской властью грозило пожизненным сроком. А большинство тюремных лагерей было переполнено пацифистами и левыми различного толка, заключёнными за решётку в угоду милитаристам. В одно из таких мест из-за своих антигосударственных убеждений попадает уважаемый учёный и писатель Шигеру. На плечи его супруги Кайо (Кабеи) ложатся все бытовые трудности, забота об их дочерях, Теруйо и Хацуко, и постоянное противостояние правительству, ближайшему окружению и даже родному отцу в борьбе за собственную семью. Её жизнь становится образцом женской стойкости, незаметного ежедневного героизма, сводящегося к добыче пропитания для детей, отправке передач для мужа и присутствию на общественных собраниях.

Фильм Ёдзи Ямады отличается камерностью, плавностью повествования и носит преимущественно созерцательный характер. Из лаконичности декораций и хорошо продуманного антуража рождается невероятная атмосфера того времени, создаётся эффект присутствия и сопричастности ситуации. При этом режиссёр избегает жестоких сцен насилия и оставляет войну за кадром, показывая только её последствия, и делая основной акцент на персонажах. Неловком и ранимом студенте Ямадзаки, стремящимся стать опорой семье, неожиданно потерявшей кормильца. Талантливой золовке Исаке, начинающей художнице, всегда готовой похлопотать по дому. Бестолковом и добродушном дяде из Нары, с недалёкими взглядами, но всегда позитивным настроением. Упрямой и игривой Теруйо, отзывчивой и чуткой Хацуко. И, конечно же, на самой Кабеи в образе матери, жены, сестры и Женщины, покорной, терпеливой, освещающей своей теплотой и любовью путь каждого оказавшегося рядом человека.

Цветовая гамма картины, стремящаяся к монохрому, периодически разбавляется то бело-алыми полотнами национального флага, то медленно падающим золотом осенней листвы, то нежно розовым цветением сакуры. Традиционно присутствующая в японском кино природа и здесь играет немаловажную роль, хотя и служит чаще всего лишь эпизодическим фоновым обрамлением, отдавая весь передний план различным бытовым зарисовкам. Будь то чтение писем, пение в кругу семьи, скромный рождественский ужин, развеска свежепостиранного белья или же утомительное удаление рукописных пометок со страниц книг, передаваемых Шигеру. Действие в основном развивается в пределах интерьеров хозяйского дома и тюремной камеры, лишь изредка перемещаясь на одну из соседних улочек, местный вокзал или полупустынный пляж. Чтобы показать акцию протеста против роскоши, проводить близких в дальнюю дорогу или неожиданно побывать спасателем.

Живой классик страны восходящего солнца, знакомый отечественному зрителю главным образом благодаря своему масштабному триптиху («Сумрачный самурай», «Скрытый клинок», «Любовь и честь»), вновь снял умное историческое кино, на этот раз сюжетно далёкое от феодальной тематики. Ассоциативно отсылая к камерным лаконичным постановкам Ясудзиро Одзу, лента Ямады в то же время исповедует принципы современного японского кинематографа, стремящегося критически обозреть былые военные кампании. Фокусируясь на личной трагедии конкретной семьи, он словно бросает вызов идеологии того времени, когда роль индивида была ничтожна, а державу и императора возносили до небес. Но благодаря стремлению к точности и правдивости в изображении деталей, у режиссёра вышел весьма достоверный слепок эпохи, одинаково убедительный и с художественной, и с документальной стороны.

Вопреки тому, что критика государственной системы в «Кабеи» ещё активнее, чем в самурайской трилогии, её автор и здесь не способен уйти от японского мировосприятия. И в очередной раз создаёт фильм о преданности, доблести и чести, хотя проявляют эти качества отнюдь не бесстрашные шизеку с катанами наперевес, а простые горожане — преподавательница музыки, её погибшая в Хиросиме тётя и скромный старшекурсник. Но самопожертвование матери, на краю социальной катастрофы сумевшей сохранить семью и обеспечить своим дочерям будущее, придаёт картине полинациональное, а то и вовсе общемировое звучание. Показывая, что лишь следование своему призванию и долгу (в данном случае, родительскому) дают возможность потратить жизнь с честью. И именно эта мысль является ключевой как для персонажей ленты, так и для понимания всего творчества режиссёра.

25 марта 2017

Документ времени

Когда Япония уже вторглась в Китай, но еще не напала на США, профессора Ногами осуждают за непатриотизм — такая статья уже была предусмотрена японскими законами. Вина Ногами состояла в том, что он позволил себе сомневаться в необходимости военной агрессии против других государств. За это его отправляют в тюрьму. У него остается жена и две маленьких дочери, а также в каком-то смысле его бывший студент Ямазаки, ставший близким другом семьи. Его супруга вынуждена мириться с новыми реалиями. Она ходит в тюрьму, унизительно пытаясь передать мужу кое-какие продукты и книги, и терпит катастрофическую нехватку денег, когда даже на еду не остается средств. Но она как будто не унывает — весь ее вид воплощает смирение.

Лента Ямады находится в общем русле современного японского кино, пытающегося критически осмыслить военное прошлое. Акцент режиссер сделал на личной драме отдельно взятой семьи, и сам этот акцент уже противоречит тому, что наблюдалось в Японии в военные годы, когда отдельный человек не значил ничего, а страна и император — все. Ямада стремился к точности и ввел некоторые любопытные детали, позволяющие лучше понять то время. Например, книги, передаваемые осужденным, не должны были содержать рукописных пометок. Поэтому жена Ногами вместе с Ямазаки часы тратят на то, чтобы вручную стереть пометки со страниц книг Ницше и Канта.

Жену Ногами режиссер, по-видимому, стремился изобразить как пример женской стойкости в тяжелые годы. Это так. Однако она не является борцом с японской системой, как это хочется представить некоторым. Она не стремится изменить меру пресечения для мужа, не пытается его оправдать, не пытается даже облегчить условия его содержания. Она только приносит ему передачи, да и содержание их унизительно обсуждает с тюремными охранниками. Она скорее воплощает образец пассивного, недеятельного смирения и человека, который согласен на все, потому что изначально готов к худшему и намерен терпеть до конца. Таков специфический японский героизм маленького человека в военные годы.

Этот фильм еще может запомниться несколько нетипичной ролью, который в качестве Ямазаки сыграл Таданобу Асано. Обычно этот актер играет одну роль — несколько потерянного человека с минимумом одинаковых из фильма в фильм эмоций. Здесь он проявил себя с другой стороны и подтвердил свой несомненный актерский талант.

Фильм «Кабеи», ввиду того, что центральной темой его является женское смирение, получился с несколько смазанной драматической линией, из-за которой он потерял часть напряжения. С другой стороны, у Ямады вышел практически полноценный документ времени — точный и правдивый. Его можно рекомендовать всем интересующимся историей Японии, особенно тем, что ценит не только документальную, но и художественную правду.

7 из 10

8 марта 2015

Сильных дух хрупкой женщины

«Кабеи» — глубокая сильная японская драма, которая трогает до глубины души и потрясает своей историей. Фильм получился весьма чувственный и проникновенный. Его история показана весьма сентиментально и утонченно. При просмотре испытываешь разные чувства, и данное кино реально цепляет и оставляет сильные впечатления. Японцы умеют снимать глубокие драмы, которые наполнены болью и драматизмом. Я случайно посмотрел этот фильм и даже не думал, что он мне так сильно понравится.

Мы видим обычную семью: папу, маму и двух дочерей в предвоенное время. Отец семейства пишет запретную литературу, и поэтому его обвиняли предателем и изменником родины и на очень долгое время посадили в тюрьму. В это смутное и нелегкое время женщина осталась одна с детьми и пытается выжить. Все плохо и безысходно, но она не теряет надежду и верит, что все будет хорошо…

Актеры все играли хорошо, и сама драма получилась отличной. Были несколько моментов, когда при просмотре хотелось плакать. Считаю, что «Кабеи» настоящая сильнейшая качественная драма, не посмотреть которую, означает действительно потерять многое. Ёдзи Ямада отличный режиссер, и данное кино моя любимая его работа. Так же понравилась атмосфера придуманная в этом фильме: на улице то идет снег не спеша и волшебно, то падают осенние листья, то расцветает сакура. Японская актриса Саюри Ёсинага играла весьма правдоподобно: очень чувственно и эмоционально. Внутри у ее героини все кипело, но виду своего отчаяния она не показывала, а все время приободряла дочерей и хранила надежду на лучшее. Данная история мне хорошо запомнилась и запала в душу. Считаю, что этот фильм несомненно заслуживает внимания зрителей и положительных откликов. «Кабеи» — кино, которое раскрывает историю одного незаметного подвига, и мы видим настоящую драму, которую нам так отлично и со вкусом показали.

9 из 10

29 сентября 2013

Сила материнской любви

Какие чувства испытывает человек, слышащий слово «мама»? Несомненно, глубоко в подсознании и на клеточно-генетическом уровне все мы храним этот код, который, как правило, становится нашим первым словом и в дальнейшем лишь звуки его произнесения наполняют сердце теплотой, нежностью и любовью. С течением жизни мы находим близкие и родственные души, к некоторым испытываем любовь, но чувства к матери принципиально иные: переживая их, мы вне возрастных границ, мы чувствуем себя детьми, нуждающимися в заботе и ласковом тепле, а мать, обнимая свое дитя, раскрывает изначальную, заложенную Создателем, функцию хранения жизненной силы семьи и домашнего очага.

В истории кинематографа тема матери затрагивалась неоднократно и данный факт не вызывает удивление ввиду потрясающей морально-нравственной глубины одного из фундаментальных человеческих феноменов. Фильм «Кабеи» японского режиссера Едзио Ямада стал лично для меня открытием нового горизонта понимания ценностей семьи и материнского самопожертвования. Картина повествует историю японской семьи Ногами в тяжелый период Второй Мировой войны, когда судьбы людей ломались в жерновах чудовищного конфликта. Режиссер оставляет за кадром войну и зритель погружен лишь в ее следствие. Когда главу семьи Шигеру Ногами, уважаемого профессора и писателя, отправляют в тюрьму за антигосударственные высказывания, все тяжести ведения семейного быта ложатся на хрупкие плечи супруги и матери двоих девочек, Кайо, которую дети ласково называют Кабеи. Несмотря на суровые реалии времени действия фильма, мы не увидим ужасов войны и сцен мук населения. Перед нами очень светлое и теплое, как материнские руки, кино. Преимущественно камерная постановка позволяет сконцентрировать внимание на персонажах, ярких и незабываемых, способных вызвать удивительный диапазон эмоций от улыбки до сострадания. Будь то неуклюжий и трогательный студент Ямадзаки, отдающий все силы в помощь семье, оставшейся без мужчины, грубоватый и неотесанный дядя, которому чужды приличные манеры, но присуще особое оптимистичное мировосприятие, утонченная художница тетя Исака, пусть не очень умело, но все же от всей души помогающая по хозяйству. При всей совокупной печали, становящейся нестерпимо отчетливой к концу ленты, эти люди дарят минуты радости и присутствие такой важной поддержки, в которой нуждается каждый человек в тяжелое время. Даже суровый отец Кабеи, в порыве гнева отрекающийся от дочери, вызывает скорее жалость, как личность, безжалостно растоптанная кованым каблуком власти, проводящей политику подавления свободомыслия и вовлечения народа в бездну социальной катастрофы.

Одержимый идеей семейного позора, он не способен дать дочери хоть каплю веры и надежды, являя собой пример человека, заблудившегося и утратившего свет в душе. Природа, как и подобает японскому стилю, весьма важная составная часть, но она не навязывается зрителю, а изящно дополняет мизансцены цветением сакуры за окном тюрьмы или кружащимися хлопьями снега в приоткрытых седзи (раздвижные двери). И все же главными действующими лицами в фильме являются Кабеи и ее дочери Тэрубеи и Хацубеи. Образ матери отчетливо символизирует слабость, кротость и смирение. Кабеи передает эмоциональную атмосферу посредством выражения лица, используя при этом минимум слов. Из ее уст звучат только самые нужные и важные слова, способные поддержать детей и мужа. При этом мы с болью в сердце видим насколько морально тяжело этой женщине и насколько она сама нуждается в помощи. И лишь когда непокладистая и озорная Тэрубеи, внимательная и заботливая Хацубеи, как две противоположности соединяются под чуткой опекой матери, составляя идеальный образ семьи, теплая атмосфера любви и привязанности проникает зрителю прямо в сердце.

Не стоит искать в картине глубокий, скрытый за простотой форм, смысл, она доступна и понятна каждому ведь истины, затронутые Ямадой вечны и лежат вне специфической японской ментальности. Подвиг матери, пережившей страшные душевные страдания, но тем не менее подарившей дочерям жизнь и будущее, общечеловечен. Ведь мужчины развязывают войны, приносящие неисчислимые беды, а женщинам остается только, превозмогая горе от потерь, нести огонь жизни во имя счастья и благополучия своих детей. Посмотрите это кино и вспомните о той, чьи ласковые руки когда-то качали ваше беззащитное тельце, чей усталый голос пел вам колыбельные и чьи теплые губы дарили вам поцелуй, как высшее проявление любви к человеческой Жизни.

Матери посвящаю.

30 октября 2010

Кабеи — мать, жена, женщина, жительница Японии. Фильм о жизни сильной женщины, для которой самым важным была её семья: ее осужденный за «неправильные» мысли муж и её две подрастающие дочери. Удивительной выдержки и доброты человек. Верная, любящая, всепрощающая. Она смеётся сквозь слезы, она благодарна за удары, она ждет и надеется до самого конца, а после остается верной и любящей.

В фильме отлично передана атмосфера жизни в Японии того времени. Ты вживаешься и сопереживаешь. Фильм является как бы рассказом-воспоминанием младшей дочери Кабеи.

Мне очень понравилось, что главные события этой семьи, на которых построен фильм, не вытесняют ощущение повседневности и обыденности, в которых заключается основа реалистичности всей картины.

Возможно фильм может показаться затянутым, но на самом деле это не так. Развитие сюжета спокойное и этот ритм поддерживается до самого конца.

10 из 10

27 февраля 2010

Наконец, дошли руки до «Кабеи». Я в принципе ожидала крепкую, ямадовскую драму в приглушенных тонах, камерных интерьерах, с хорошими актерами и неспешным повествованием. Все так. Но все-таки что-то больше этого!..

Ямада-сан для меня как Миядзаки в аниме. Ты ждешь от него определенной тематики, стилистики и вообще, кажется, уже предугадываешь его почерк. Но все равно, каждый раз это интересно, увлекательно и доводит до слез (радости или грусти, по-всякому).

Этот фильм получился очень лиричным, камерным и теплым. То, что он снят по реальным событиям (прям как любят американцы с их «докьюментари»), совершенно не играет никакой роли в истории. Такова могла быть и выдуманная история. Здесь нет выпячивания личности, события или эпохи, как принято в`докьюментари».

Это история про людей и их повседневный подвиг. (Такое определение я бы дала большинству фильмов Ямады.)

Что касается истории, то мне понравился и ритм повествования, и сочетание смешных и трогательных моментов (опять типичный Ямада! — вспомните его самурайскую трилогию). Декорации в фильме достаточно лаконичны и где-то даже играют роль кулис, как в театре. Но это есть гуд, потому что так больше сосредотачивается внимание на персонажах., да и продуман антураж хорошо — у меня ощущения театральности не возникает.

Актерский состав великолепен. Кроме замечательных главных ролей Саюри Йошинага и Асано Таданобу (просто неузнаваем в роли доброго тюфяка), я просто влюбилась в девочек (особенно непосредственную маленькую Тэрубэ). А какой там дядюшка с золотыми зубами! Очень живое и искреннее исполнение, без переигрывания и пафоса. А главное каждый кадр так наполнен любовью персонажей, их внутренний мирок, потерянный в океане невзгод, так притягателен, что печальные события в конце фильма не могут пересилить ощущения доброты, тепла и нежности, которое оставляет этот фильм.

12 сентября 2009

Фильм созерцателен. Завязка, кульминация и развязка вертяться вокруг судьбы мужа Кабеи, попавшего в лагерь из-за своих политических взглядов, хотя он и не является главным героем. Его арест, болезнь и потом смерть являются главными вехами в жизни осиротевшей семьи.

Минимум декораций передают максимум атмосферы военной Японии, создают эффект присутствия.

Я считаю что эта картина — о героизме. О том домашнем ежедневном героизме, о котором не принято сочинять баллад или писать книг. О ежедневной битве с окружающим тебя бытом, когда нужно накормить семью, послать мужу в тюрьму теплое кимоно, потому что наступает зима, сходить на собрание жильцов и все это так, чтобы окружающие на поняли, как тебе тяжело преодолевать все это.

Кабеи — женщина, которая, попав в трудную жизенную ситуацию, не дала себе сдаться. Назло всем, назло правительству, миру, назло отцу, она не отказалась от мужа, а отец отказался от нее.

Она выжила. Вырастила дочерей, выдала их замуж и умерла «в окружении детей и внуков» в глубокой старости. Своеобразный хэппи энд, я думаю…

Когда сеанс закончился и включился свет, то почти все в зале плакали… Я думаю, это самый большой успех кино у зрителя.

1 декабря 2008

Честно говоря, это не кино в привычном нам понимании: нет ярко выраженных завязки, кульминации и развязки… Практически не используется музыкальный фон. Повествование очень плавное до такой степени, что может показаться излишне затянутым (что в общем-то и не мудрено, т. к. фильм идет 2 часа с хвостиком и это при отсуствии какого-либо экшена).

НО! Благодаря всему вышеперечисленному создается необыкновенная Атмосфера присутствия и вовлеченности в происходящее. Атмосфера чем-то напоминающая Мульт Миядзаки «Мой сосед Тоторо» (кстати дочки главной героини это проекция девочек из Тоторо, даже внешне. Теплая, обволакивающая, согревающая… И ты настолько оказываешься опутан этим, что не задумываешься, что собственно создала ее та самая Кобеи, женщина — центр фильма и центр удивительно гармоничного мира, который она сумела создать вокруг себя, к которому тянулись самые разные люди. И грелись ее светом.

И тем более ценно и удивительно, что подобное было возможно в эпоху Мэйдзи, эпоху милитаризации национального самосознания, время вступления Японии во вторую мировую и время не менее жесткого внутренного террора, когда ломались и и более сильные люди, мужчины, не чета простой женщине, которую никто никогда не готовил к борьбе за выживание.

В общем, фильм о женщине, которая удивительным образом умела практически любому человеку, оказавшемуся рядом дать возможность почувствовать себя Человеком.

13 ноября 2008

Драма Кабеи на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Ёдзи Ямада. Список актеров, которые снимались в кино: Таданобу Асано, Тиэко Байсё, Мираи Сида, Дэндэн, Саюри Ёсинага, Даисукэ Гори, Рэи Дан, Кэйко Тода, Коэн Кондо, Цурубэ Сёфукутэй, Мицугоро Бандо, Токиэ Хидари, Мику Сато, Макото Акацука, Теруюки Исии.

В то время как во всем мире собрано 14,416 долларов. Страна производства - Япония. Кабеи — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.