Груз 200
6.7
7.1
2007, триллер, драма
Россия, 1 ч 30 мин
18+

В ролях: Алексей Полуян, Наталья Акимова, Юрий Степанов, Михаил Скрябин, Сергей Александров
и другие
СССР, 1984 год. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет, виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство. Обвиняемый — хозяин дома. Расследования обоих преступлений поручены капитану милиции Журову.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Груз 200

год: 2007
страна:
Россия
слоган: «Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператоры: Александр Симонов, Заур Болотаев
художники: Павел Пархоменко, Надежда Васильева
монтаж:
жанры: триллер, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $570 000
Мировые сборы: $592 673
Дата выхода
Мировая премьера: 29 августа 2007 г.
на DVD: 12 июля 2007 г.
на Blu-ray: 7 июля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Постеры фильма «Груз 200», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Груз 200», 2007

Алексей Балабанов, гений безвременья (часть 9)

Много чего было сказано за прошедшие семнадцать лет о «Грузе 200», как комплементарного, так и критического: и то, что это банальная «чернуха», и то, что показанного на экране не могло быть в действительности, и то, что это самое весомое высказывание о советском наследии в наших душах и нашей культуре. При этом многие рецензенты трактовали сюжет «Груза 200» как прямолинейную аллегорию: Анжелика – это Россия, Журов – это власть, Артем – интеллигенция, Валера – западнически настроенная молодежь и так далее в том же духе. Подобная интерпретация, конечно, сильно обедняет замысел постановщика. То, что действительно потрясает спустя годы, так это тщательно детализированная визуальная фактура, интерьеры, лица, типажи, чудовищный в своей бесчеловечности индустриальный пейзаж. Конечно, прав один именитый критик, заявивший, что фильм Балабанова – о незахороненных мертвецах нашего прошлого, преступлениях советского периода, в которых никто так и не раскаялся.

В своем одиннадцатом фильме Балабанов очень умело выстраивает композиционную структуру, сводит и разводит сразу несколько сюжетных линий, в результате чего у зрителя возникает стойкое ощущение, что перед ним – кинороман. Безусловно, ключевым концептуальным моментом сюжета становятся споры о существовании Бога: кому-то это покажется лобовым приемом, однако, парадокс России еще со времен Достоевского в том и состоит, что наиболее важные разговоры совершаются в ней под водку. Пьют здесь и напиваются до беспамятства еще больше, чем во «Мне не больно», пьет даже Анжелика, чтобы окончательно не сойти с ума от того, что ей приходится пережить (Агния Кузнецова совершила в «Грузе 200» актерский и человеческий подвиг, удивительно, как она все это выдержала и не тронулась умом).

Именно в «Грузе 200» есть два актера-маркера, из харизмы которых вырастут два следующих фильма Балабанова: из Бичевина - «Морфий», из Скрябина - «Кочегар». Замечу, что даже мне, обычно стороннику наиболее радикальных художественных стратегий, кажется, что сцена с чтением писем излишне натуралистична и в чем-то даже садистски подробна. Без этого вполне можно было бы обойтись. В остальном «Груз 200» безупречен, и глобально (как портрет любой распадающейся империи, которая почти всегда накануне своей смерти развязывает никому не нужную войну), и конкретно (как умелая детализация ушедшей эпохи и населяющих ее характеров). Использование ритмов советской эстрады («Ариэль», «Песняры», Юрий Лоза) для намеренного диссонанса с чудовищностью рассказываемой на экране истории – весьма ловкий прием. В результате зрителя начинает тошнить от этого музыкального, благостного фасада советского бытия, ведь он скрывает кошмары бессознательного, разлагающуюся трупную ткань империи.

И так уж важно, было ли все показанное на самом деле (как утверждает режиссер, сведший воедино несколько слышанных им самим историй). Ведь «Груз 200» вовсе не про советский ад (кстати, обратили ли вы внимание на номера машины Артема, где есть буквы «А» и «Д»?), а о том, что он всегда с нами, что мы продолжаем его нести, так и не похоронив. Выйдя в один год с лентой Коэнов «Старикам тут не место», «Груз 200» исследует по сути ту же тему, используя схожие символы: что происходит с миром, почему люди так озверели, не предвестие ли это апокалипсиса? Каменное, эмоционально непроницаемое лицо Полуяна как маска, гримаса беспримесного зла в чем-то сродни физиономии Антона Чигура – героя Хавьера Бардема из фильма Коэнов. Их преступления, творимое ими насилие целиком и полностью иррационально, его никак нельзя разумно объяснить (хотя наверняка многие психоаналитики ухватятся за эпизод с бутылкой из «Груза 200» как ключ к характеру Журова).

Тем, кого данный фильм Балабанова сильнее всех взмутил, хочется задать вопрос: «Разве не в 1980-е орудовал Чикатило, разве не было множество дел о маньяках, о которых годами умалчивалось и стало известно лишь сейчас?» Или и это ложь? Артем, герой Громова, - теоретик атеизма, а Журов – его практик. Без одного не было бы другого. И то, что бывший профессор-атеист, пережив ужасы нескольких дней, в итоге приходит креститься, - это, по Балабанову, единственный выход из советского ада. Но выход личностный, частный. Он не может стать способом решения проблем всей остальной страны: невозможно крестить и воцерковить всех. Разве что с помощью насилия, о чем в частности писал Сорокин в «Дне опричника» еще за год до выхода «Груза 200» на экраны.

Балабанов выбрал в качестве времени действия своей ленты вторую половину 1984 года не только для семантической рифмы с романом Оруэлла: ему важно было запечатлеть образ страны накануне коллапса (так его молодые герои, уходящие в финале вдаль, - сущностно те же персонажи «Жмурок»). «Груз 200» - о сгущении тьмы перед рассветом. Ведь, как бы не хулили «перестройку», но она рассказала нашей стране правду о ней самой, и страна, этого не выдержав, рухнула, перейдя в инобытие, в посмертное бытие (что такое 1990-е как не чистилище?). По этой причине есть некая закономерность в том, что действие и «Груза 200», и «Морфия» происходит накануне катастрофы, не столько даже политической или культурной, но онтологической, когда концентрация зла в России достигает такой предельной точки, что это оборачивается мощным цивилизационным обрушением и истощением смыслов. В этом отношении «Морфий» разворачивается не только в том же семантическом поле, что и «Про уродов и людей», но также углубляет и расширяет эстетические открытия «Груза 200».

7 апреля 2024

Худший фильм знакомства с творчеством Балабанова

Я долго игнорировал существование творчества режиссера Балабанова и, с удовольствием, делал бы это дальше, но уж слишком много восторженных отзывов о том, какая это классика Российского кино, и какую кучу наград собрал фильм. Решил таки посмотреть, за что, собственно.

А в принципе-то и не за что. Формулировка 'правдивый показ нашей жизни' в чем? Гротескная гипертрофированная реальность времен конца Союза и начала 90? Невнятно и слишком уж многое можно попытаться натянуть на звание шедевра как сову на глобус под такой эгидой. Ощущение, что задача закидать фекалиями сложные времена распада Союза продолжает стоять настолько остро, что абсолютно пустой бессмысленный фильм могут наградить, да еще и хвалить.

Попытка найти тайный смысл и посыл в фильме напоминает попытку анализа литературного произведения в школе, когда стоит задача найти, и не важно, что там на самом деле было. В целом события фильма больше напоминают дешевый треш. Хотя даже до чернухи фильм не дотягивает.

Понятно, что времена были тяжелые, жизнь боль. Надежды нет. Как нет и вопросов и ответов, конфликта, идеи и смысла у этой ленты. Маньяк сыгран правдоподобно, не книжно, не надумано. История основана на реальных событиях. Бездействие органов власти тоже вполне в духе эпохи, но для документального кино это слишком наиграно, а для художественного - нет никакого послевкусия у фильма. Никакого желания поразмышлять, или даже отмыться, лишь жалость о потраченном на просмотр времени.

Лучше провести время любым иным способом, если под рукой только этот фильм.

23 февраля 2024

Раньше было лучше: и трава зеленее, и люди добрее

Продолжая знакомиться с творчеством Балабанова и попутно закрывая его фильмографию, ждал от 'Груза...' реально чернуху и тлен, но на деле это тот фильм, который, прикрываясь криминальной драмой, является нарочито ироничной черной комедией, которая если и шокирует зрителя, то в третьем акте. Но перед ним есть как бы еще два, и что делать, если они вычурно-сатирические? Вот и получается, что Алексей в своей фирменной манере и мета-текстом, который кочует из фильма в фильм, выдает базу.

Да, я не могу сказать, что Балабанов - мой автор, но мне нравится, как он рассуждает в своих работах. То, что я у него видел, мне импонирует, хотя не везде нравится форма его картин. 'Груз 200' - это пример того, что посредством простого и понятного языка можно рассказать историю, основанную на реальных событиях. Всячески порицая власть-имущих и правоохранительные структуры тех лет, которым 'все дозволено', режиссер вытаскивает наружу все людские пороки советского общества 80-х. Да, это кино, снятое в 2007 году, и оно не запечатлевает СССР в разрезе времени, поэтому глупо делать выводы о соцлагере, полагаясь только лишь на данную картину, но в ретроспективе - это очень едкое и острое кино, которое способно вызвать не только шок у зрителя, но и дать пищу для ума. Многие пишут в сети, что тут только лишь тлен, а сам случай оторван от реальности. Смотря это кино, я не увидел там что-либо сверхъестественное. Может, потому что я сам провинциал? Данные события вполне могли бы быть. Цивилизованная и современная жизнь всегда заканчивалась за МКАДом, поэтому не удивлен.

Мне нравится, как выглядит кино. Вообще, люблю картины, снятые на пленку. Алексей себе не успел изменить с носителем информации: цифровизация еще полностью не вошла в обиход на момент релиза. Неплохой и, скорее, дефолтный монтаж. Отличные актерские работы, которым веришь и сопереживаешь. Липсинк, как и всегда, вышел из чата, но я так понимаю, что это было проблемой всех 'пленочных' фильмов, где сложно сводить звук на пост-продакшене. Порадовало наличие Юрия Лозы на саундтреке (сейчас это некий интернет-мем, благодаря Хованскому).

По итогу, 'Груз 200' - это отличное кино, которое не является универсальной историей для всего остального мира. Смотря данную картину, ты постоянно себя ловишь на мысли: 'Да-да, я тут живу'. Но при этом, если убрать всех филерных персонажей-функций, то получится идеальное ретроспективное политическое высказывание, да и в целом антисоветское современное кино. Само наличие актеров третьего плана с их сюжетными ветками, которые в глобальном плане не двигают повествование, удручает, но на их фоне виден реальный контраст, и управляющая идея приобретает еще пару доньев снизу. И это хорошо.

8 из 10

21 декабря 2023

'Лучший' фильм Балабанова, и надеюсь мой последний фильм Балабанова

Мне тяжело дается эта рецензия, Фильм Груз 200, это мрачная, жестокая и пугающе реальная картина. Балабанов вложил в нее свой личный опыт, рассказы собранные за всю жизнь, и был лично знаком с жертвами похищения, поэтому надпись “основано на реальных событиях” стоит не для нагнетания дешевого саспенса, а действительно заставляет ужаснуться.

После просмотра фильма, я не мог прекратить чувствовать себя мерзко, смотреть Груз 200 неподготовленному зрителю я лично запрещаю, это не та картина, которая несет в себе развлечение или вдумчивые размышления.

В фильме очень сильна атмосфера угнетения, а осознание возможности реальности событий на экране, сильно давит психологически, но суть картины, на первый взгляд не слишком очевидная, кроется в иной плоскости, за сценами насилия физического и психологического стоит образность персонажей и аллегории на реальность.

Балабанов сам говорил актрисе Агние Кузнецове, что она играла “всю Россию”, так и каждый персонаж в этом жестком фильме играет двойную роль, но все эти образы сложно воспринимать на первый просмотр.

Моей неокрепшей подростковой психике потребовалось пересилить себя и посмотреть фильм дважды, и только через день, чтобы уловить эту красную нитку любезно оставленную Балабановым для зрителей.

И честно скажу, это не великая идея или откровение для страждущих, это простое не запыленное настоящие, поданное через призму реального опыта, оттого фильм Груз 200, является провокационным и очень отталкивающим.

6 из 10

Не могу порекомендовать этот фильм никому, любителям чернухи - смотреть не на что (есть и по круче), искателям смысла - искать нечего (тут все на поверхности), единственное, что могу сказать, смотреть только когда ты морально готов видеть жестокую реальность глазами режиссера, или иначе говоря “когда дорастешь”

P.s Я не дорос…

2 августа 2023

Война и развращение людей.

Груз 200. Сколько всего в этой, казалось бы простой и малозначительной, фразе. Для кого-то она ничего не означает, у кого-то вызывает животный страх, а кому-то лишь отдается глухим и холодным эхо потерянного прошлого. Мне кажется, что фильму удалось передать именно ту трупно-синею и мертвенно-серую палитру, которая ассоциируется с его названием.

Нет смысла скрывать, что для многих как раз таки эта работа является главным творением Балабанова. Отчасти подобные заявления даже можно назвать объективными. Все дело в разнообразии картинки, которая при этом очень удачно ложиться на повествование. Мануфактуры, заводы и котельные злачного Ленинска предстают для зрителя в чарующе-мрачном обличии. Что-то наподобие безжизненных каменных стен какого-нибудь Минас-Моргула из Властелина Колец. Только в разы страшнее, ведь, в отличии от твердыни темных сил, подобные Ленински настоящие. При этом ленту разбавляют и куда более яркие эпизоды. Молодежные вечеринки в сельском стареньком ДК, посиделки на балконе. И все снято максимально профессионально - освещение, контрастность, различные планы. Иными словами, технические и режиссерские аспекты в фильме не вызывают вопросов.

Актёрский состав выполнил свою работу на отлично. Взаимодействия персонажей выглядят весьма натурально, что не может не радовать. Лично для себя выделю Громова, Серебрякова и Полуяна. Их персонажи получились настолько настоящими, что создается впечатление, будто ты уже встречал кого-то подобного в жизни. Хотя, честно говоря, далеко не со всеми персонажам «Груза» хотелось бы вообще когда-либо пересекаться. Но на то и спасибо актерам, за столь сильный перформанс. Сюда по той же причине добавил бы Баширова, ибо отвращение к его герою трудно как-то передать словами, но, к счастью, экранного времени у данного персонаже слишком мало.

А вот смысл фильма и его трактовка - это самое интересное. Наиболее простой вариант - тупо сказать, что перед нами «пересоленная» хтонь и ничего более. Но ведь на самом деле в ленте много аллюзий. На страну, в то тяжелее время, на народ, который в этой стране жил, и на все обстоятельства, окружавшие тогдашних людей. Может быть углубляться в суть и подтексты неприятно, словно копошиться в разлагающемся трупе, но таков моральный посыл истории. Практически каждый кадр можно пытаться дешифровать, ибо у Балабанова с художественной-постановкой все в порядке и любая деталь имеет свое сакральное значение. Любой постер, книга, даже случайно брошенная фраза. И особенно музыка. Здесь она не просто хорошо подобрана, но еще и придает некоторым моментам двойной смысл. В общем, настоящий ящик Пандоры.

Что сказать по итогу? Культовый фильм. Такие можно не любить, но уважать стоит.

31 июля 2023

Сергей Балабанов и его посредственность

Режиссёр снявший Брат и Брат 2 и с недавних пор мной рассмотренные Жмурки. Режиссёр, который отлично показывает убийства, как бы странно этой не звучало. Был заинтригован очень давно. Фильм, по словам людей из разных интернет источников, который точно не стоит смотреть ни при каких условиях. Триллер, снятый в 2007 году в России получивший рейтинг 18+. И так узнаем, так ли страшен чёрт, как я малюют.

Фильм о эпохе беспредела и безысходности. Сказал бы тот, кто судит лишь с точки зрения фильма не читая учебников .

Недостатки

Одна из моих главных претензий это то, что фильм не задаёт вопросов и не даёт никаких ответов.

Всё статично, всё спокойно, нету звукового сопровождения, за редким исключением в плане музыки. После фильма “Брат” и его весьма посредственного продолжения в которой был какой никакой сюжет, динамика, классная музыка и фильм мог затянуть, здесь, нет.

Диалог в начале - НИКУДА НЕ ВЕДЁТ! Он просто есть, он хоть и раскрывает героев, но это раскрытие вообще не влияет на героев и на их точки зрения. Может это показывает разницу между городским и деревенским? Может быть, но я больше склоняюсь к ненужности этой сцены.

Преимущества

Сцена, когда трупа жены внесли в комнату хоть и неприятна, но удивляет, как “Брат”, 1997. Во-первых, нам показывают вскрытие гроба под весёлую музыку, будто нечего и не происходит. Во-вторых, ужас, испытываемый от игры Анжелики, а точнее её актрисы, пробивает.

Итог

Не хочется пересматривать и вообще вспоминать, что тратить на это время. Особенно концовка фильма.

2 из 10

Только за музыку.

26 мая 2023

Жених приехал

'Груз 200' Балабанова я бы сравнил с 'Сердцами Четырёх' Сорокина. Фильм до сих пор считают самым 'грязным', 'шокирующим' и 'отталкивающим' в карьере режиссёра, как и произведение Владимира Георгиевича. И я могу понять, почему.

Что взятая для сравнения книга, что фильм - нарывы, которые зрели в своих авторах и в какой-то момент прорвались, залив зловонной жижей страницы книги и киноплёнку. При этом Балабанов ведёт себя со зрителем гораздо более щадяще. Он медленно запрягает историю, вводит в неё основных действующих лиц и плавно отпускает их в разворачивающийся сюжет... чтобы уже к середине фильма измазать практически все сюжетные линии в трупном яде, крови и дерьме.

Балабанов в своих публичных выступлениях говорил, что не хотел эпатировать публику, просто это те фрагменты жизни, которые он лично наблюдал и захотел воспроизвести в фильме (например, эпизод с изнасилованием бутылкой). И в какой-то момент при просмотре ты начинаешь это чувствовать, пускай и не сразу. Вроде сидел, хмыкал и воспринимал происходящее как чёрную комедию, и вдруг...

В этот момент становится по настоящему страшно.

Чем ещё запомнился фильм? Например, Лозой на фоне промзон, диалогами Серебрякова с профессором о Боге, персонажем вечно бухой мамки Журова, бедным Сунькой и ещё много чем. Но вишенка на торте — это, безусловно, эпизод 'Жених приехал'. Во время его просмотра испытываешь либо ступор, либо начинаешь смеяться — ради сохранности психики.

Если сухо оценивать сценарий с точки зрения мотивировки персонажей, логики их действий и общей логики происходящего, то тут проблем нет. Провисаний нет, белых ниток тоже не наблюдается. Персонажи, пройдя через выпавшие на их долю испытания, меняются. У кого-то ломается психика, кто-то умирает, кто-то становится убийцей, а кто-то приходит из атеизма к православию. А Балабанов снимает про это фильм.

Субъективная оценка: 8 из 10. Не лучшая работа режиссёра, но уж точно самая личная. Готовы ли Вы к такому душевному стриптизу — решать Вам. В конце концов, всегда можно пересмотреть 'Брата' или 'Войну' и не испытывать психику лишний раз.

30 января 2023

Это кино не менее культовое из творчества Балабанова, чем Брат и определённо не менее знаковое. Но если в Брате - героический эпос на фоне тлена и хтони, то в Грузе положительных героев нет. Понятно, что есть вроде как не плохие люди, но это рассказ о самих демонах, а не о борьбе с ними. Да и главных персонажей в фильме, скорее так же нет.

Сюжет тоже толком и не расскажешь. Ну не о маньяке же это кино. Маньяк это аллегория власти. Власти, которая, даже, по своему любит, но в этой любви нет ничего человеческого. Если власть решила полюбить и обращает внимание, то это будут разрушительные отношения. Что бы выжить, надо стать самому этой властью. Но тогда потеряется то, что делает личностью.

Балабанов создал ад на экране, используя жёсткие эксплуатационные приёмы и окунул в это зрителя, через бытовое окружение. И люди, которые попали в этот балабановский ад, никак не могут из него выйти. Потому что надо стать другими. А самое печальное, что в таком контексте, даже став другим, ты променяешь один ад на другой. И если, например в Про уродов и людей зритель скорее не узнаёт в персонажах себя и друг друга, то в Грузе - яркое отражение человеческих сущностей.

Наверное, в этом, какой-то историко-политический подтекст. Но ведь так, на самом деле и есть. Мы тащим за собой в будущее всю ту грязь, которая прицепились в прошлом.

Конечно, это своеобразный взгляд и он депрессивный, и так наверное жить нельзя. Но задуматься и помнить об этом стоит. А вот что с этими знаниями делать, сказать не могу. К сожалению. Но поговорить и обсудить всегда можно.

29 ноября 2022

Зря потраченное время.

Периодически видела упоминание этого фильма, в контексте, что это шедевр. И вот решила потратить своё время и посмотреть его, ожидая увидеть картину 'со смыслом'.

Начало картины заинтриговало. Казалось, что в фильме будет какая-то идея, которая поможет посмотреть на всё под другим углом. Спойлер - это не так.

Да, мы видим общество, далёкое от морали. Людей пустых и без ориентиров. А ещё мы видим чернуху. Чернуху и ещё раз, чернуху. Великого смысла я тут не вижу. Вижу лишь нотку пропаганды религии, мол, люди-то бездуховные и вот что творят. Вижу, как показано злоупотребление властью. А дальше что? Мораль? А тут её нет. Лишь беспросветная пучина безысходности. И да, такая безысходность была и есть в реальности, но в чём ценность этого фильма? Показать нам, как всё плохо? Показать нам грязь, сумасшествие, боль, злоупотребление полномочиями, безответственность? Да, фильм нам это показал. Нас просто окунули в болото, при этом не предоставив ничего взамен. Вот как я вижу этот фильм.

Хотелось бы добавить, что я не имею ничего против 'чернушных фильмов'. Но тут стоит понимать, что большая часть этих фильмов и не позиционируется как нечто с глубоким смыслом. Здесь же именно заявка на какое-то откровение, на великолепное кино. Нет, не вижу. Для шедевра здесь должна была быть хоть какая-то мораль, а её просто нет. Лично мне это напоминает эдакий трешачок, по типу многоножки, ибо там точно также не было никакой морали или глубокого смысла. Всё было настолько на поверхности, как и здесь.

Не соглашусь, кстати, с оголтелыми фанатами, что те, кому не нравится фильм этот фильм не понимают. Пардон, но глубинного смысла тут не наблюдается. Можно, конечно, придумывать красивые аналогии, а можно просто прямо оценивать сам фильм. Понимаю, что у всех свой взгляд и видимо фильм удался в том плане, что неравнодушным мало кого оставил. Кто-то плюётся от него, кому-то же он нравится. Тут режиссёр преуспел.

1 из 10

Не рекомендую тем, кто ожидает от фильма большего, чем только показ безысходности.

3 сентября 2022

Вечно актуальный фильм

Груз 200 это фильм, который будет актуален, к сожалению, еще многие годы. Балабанов отлично отработал на аудиторию, имеющую больше двух извилин, которые могут взглянуть чуть глубже, чем на внешнее сходство с каким-нибудь слэшером.

Просмотрев фильм стало понятно, что главная героиня олицетворяет Родину. Она переживает изнасилование бутылкой от полицейского (тоже не просто так), её насилуют алкоголики, в то время как мать полицейского не замечает всего, что происходит прямо под ее носом. Ей интересен только 'чёрненький'.

Ну и в конце концов, наиболее впечатляющая сцена для меня это встреча с женихом. Это уже не просто девушка потеряла своего жениха, это потеря Родины напрямую. И таких потерь, конечно, было огромное множество.

Также не могу не отметить мастерство Балабанова красиво показывать некрасивое. Нарочито уродливый Ленинск снимают с такой постановкой кадров, что иногда посещают мысли о том, что не такой уж он и уродливый.

В принципе фильм до мозга костей наполнен безнадежностью, эта безнадежность заражает зрителя по ходу просмотра фильма, и это первый фильм на моей памяти, который смог навязать мне настолько сильное чувство чего-либо. Полностью заслуженная десятка

26 марта 2022

Бред какой-то

Я разочарован. Читал всякие восторженные обзоры о том, какой это типа сильный фильм, очередная правда-матка от мэтра Балабанова и прочее такое. И вот наконец посмотрел. И честно говоря, вот весь фильм было устойчивое ощущение что Балабанов образца 2007 уже явно не торт.

Фильм показывает нам преступников и моральных уродов в провинции в позднем СССР. И всё. Больше он ничего не показывает. Сам по себе груз 200 (т. е. погибшие на войне) тут хоть и идёт фоном сквозь весь сюжет, но принципиального значения в фильме не имеет, а скорее просто идёт чтобы добавить жести.

Я совершенно не согласен с тезисом о том, что это вот мол правда-матка, поэтому смотрите на неё. Такие преступники есть везде, и в США, и в Швейцарии, это никак не связано с трагедией общества. Помойки тоже есть везде, при любых режимах и в любых странах, ну и что, теперь надо снимать крупным планом помойки?

Прошлые фильмы Балабанова были наполнены смыслом: Брат очень атмосферно передал трагедию общества и конкретного человека в этом обществе. Брат-2 был заштампован, но это тоже был атмосферный фильм, который по моему личному мнению вообще содержал двойное дно - это русский 'Звёздный Десант'. Фильм Война - тоже шедевр, глубоко раскрывший события чеченских войн.

'Груз 200' - это тупо чернуха ради чернухи. И на техническом уровне уже не то - актёры обычно у Балабанова всегда не играли на камеру, а жили в кадре. Тут они играют, причём довольно посредственно. Попадания саундтрека в кадр уже нет такого, как раньше. Атмосферы тоже никакой. Сценарий скомканный, раскрытия героев нет.

Чаще всего в пользу фильма говорят в стиле 'добро пожаловать в реальный мир, ты не знал, что мир такой?'. Я на это отвечу: мрачняк хорошо получается у Юрия Быкова, потому что там не просто мрачняк, а анализ людей, почему они такие, Быков своими фильмами разговаривает со зрителем и показывает что движет людьми, когда они совершают гадкие поступки. Здесь же просто показана чернуха ради чернухи.

Не рекомендую смотреть, ничего кроме отвращения и разочарования не будет. Всё таки Балабанов он не про чернуху, он про атмосферу. Хочется качественной, осмысленной и умной чернухи - смотрите Быкова.

1 из 10

19 марта 2022

Правда глаза режет

Маньяк-гипербола на жестокость и сумасшествие бродящую в обществе. Но не он там главный герой. Главный герой там - само общество. Мать маньяка - образ равнодушного обывателя возведённого в абсолют. В чудовищной ситуации, она подходит к жертве и даёт совет: 'ты мужу-то не груби', жертва посылает её, а мать говорит 'ну, ладно'. Говорит это тем тоном, который каждый слышал миллион раз после тяжёлого разговора с кем-нибудь из родственников. 'Ну, ладно', - разворачивается и уходит, не обращая никакого внимания на дикость ситуации. Она сошла с ума? Обыватель сошёл с ума? Нет, просто именно так выглядит абсолютно равнодушный обыватель. Этот обыватель пьёт водку как воду (сегодня антидепрессанты), замечает мух, но не замечает причину их появления, часами смотрит телевизор, где его развлекают песнями и умными разговорами о политике, которых он не понимает, не слышит, не анализирует.

Менты - образ системы исполнительной власти. Там нет конкретных ментов, просто лица, приходят, уходят, ломают двери, выполняют приказы. Эти Лица перестали замечать, что работают на маньяка, выполняют приказы маньяка, даже когда вываливают труп к жертве. Они не фыркают, не удивляются, не пытаются что-либо предпринять, они просто работают на маньяка. Их оценка ситуации такая же больная, как у их командира. Если бездумно годами выполнять приказы, рано или поздно перестанешь замечать кто их отдаёт и просто станешь лицом в фуражке.

Профессор - образ интеллигенции, который мучается от того, что мог бы как-то помочь в расследовании. Которого мучает мораль. Единственный персонаж, который имеет мораль. Но он слабак, он в системе, где нельзя терять репутацию. Он готов призвать других одуматься, но не готов сам предпринять решительные действия, ведь ему объявят выговор. Выговор за действия, продиктованные моралью, состраданием, желанием справедливости. И он трусит. И в итоге единственное, что ему остаётся - верить.

Казалось бы, фильм - замкнутый круг. Все плохие, всё плохо. Но ведь каждый может поступать иначе, чем герои фильма. Нужно признать, что каждый из нас имеет те качества, описанные выше. Признать и вылечить это в себе. Чтобы никто из нас не мог стать жертвой бесчеловечности, равнодушия, трусости.

9 из 10!

23 февраля 2022

Комната с мухами

Когда-то давно мне на глаза попались кадры из 'Груза 200'. Смотрел его кто-то из друзей. И от одних только кадров было впечатление, что фильм настолько жуткий, что моя психика не выдержит его просмотра. Просто больно смотреть, выворачивает наизнанку, взрывает мозг. Безумие какое-то, дикое насилие над человеческой личностью. Но впечатление это стёрлось, и не так давно я решила всё же посмотреть этот фильм..

Да, фильм очень тяжёлый. Слабонервным, беременным, детям, пожилым людям, людям с подвижной психикой его смотреть категорически нельзя. Нужны стальные нервы и умение абстрагироваться, следить за сюжетом.

И тогда перед нами психологически верно (достовернее, чем, например, книжный Ганнибал Лектор) предстаёт настоящий психопат, к которому, по стечению обстоятельств, попадает молодая героиня Агнии Кузнецовой. И дальше начинается такая беспросветная и точно воссозданная чернуха, без которой этот фильм не состоялся бы и не имел такого воздействия.

То есть, всё, за счёт чего этот фильм стоит смотреть - это та ПОДЛИННОСТЬ, которая является фишкой Балабанова, талантливо воссоздающего такую вот реальность. И поскольку эту реальность не вычеркнуть из нашей жизни, увы, фильм 'Груз 200' является художественным высказыванием и представляет, соответственно, художественную ценность.

Это русская натуралистическая драма. Какой же она ещё может быть? Или вы рассчитывали, что не будет здесь ни реального насилия, ни скрипучей койки с трупом жениха, к которой прикована наручниками главная героиня в комнате с сумасшедшей бабкой... Ситуация доведена до максимального беспросветного мрака, до идиотизма, калечащего психику. Именно так и может быть, когда попадаешь к психу. Разве нет?

В данном жанре здесь прекрасно всё.

Музыка: хиты позднесоветской эпохи: 'Песняры', 'ДК', 'В краю магнолий' и т.д.

Актёрская игра и подбор актёров. Достоверна до такой степени, что аж страшно. Несомненный дебют Агнии Кузнецовой. Героиня доходит до истощения и мы это видим. И сдвиг сознания тоже виден. Алексей Полуян вне критики. Сыграть абсолютного психопата, да ещё и мента - да так, что веришь безоговорочно - дорогого стоит.

На фоне этой чернухи достоверно показана ущербная чиновничья и милицейская система, где есть хорошие и плохие люди, есть откровенные сволочи, которые ничего не делают и это стоит кому-то жизни. Всё это показано в таком столкновении, что тоже поражает. Сценаристам браво.

Кто-то скажет, что таким фильмам не место на экранах, и я соглашусь. Но такие фильмы, как художественное высказывание, должны и обязаны быть.

И каждому русскому человеку, а ещё тому, кто хотел бы понять Россию, этот фильм посмотреть, я считаю, необходимо.

8 из 10

1 декабря 2021

Хороший «Балабановский» фильм.

Сравнивая «Груз 200» и предыдущие его работы «Замок» или «Про уродов и людей», видно, насколько Балабанов вырос, как режиссер. Балабанов стал мастером.

В «Грузе 200» наконец-то внятно, понятно хорошим последовательным языком рассказано, то что Блабанов пытался сказать на протяжении предыдущих его работ. («Браты» не в счет).

Касательно реплик в адрес фильма: «чернуха, ужас ужас и т. д.»

Фильм про маньяка в том числе, маньяк и должен вести себя, как маньяк. Почему про «Молчание ягнят» никто не кричит «чернуха»!!!. Но возрастной ценз строго 35+. Тех кто помоложе конечно все это шокирует.

Никаких особых ужасов в фильме нет. Показан типичный маньяк из СССР на фоне типичного Совка.

И сам СССР показан удивительно достоверно. Масса деталей. Люди ведут себя так, как вели себя.

Всем, кто «ностальгирует по СССР», фильм обязателен к просмотру — и быт, и люди, и маньяки — вот так было в СССР. Люди жили. Показана жизнь, как она была и.. . есть.

Особенно нужно отметить игру актеров — все без исключения играют замечательно. Одна мама «маньяка» чего стоит.

Кстати видно, что главные роли писАлись под Маковецкого и под Миронова. Миронов в роли мента маньяка смотрелся бы еще лучше. А вот Профессор в исполнении Юрия Степанова получился лучше Маковецкого, правда он все равно его переозвучил.

Фильм, выйди он году в 1985—1987 (а его бы уже разрешили в прокат) — произвел бы эффект разорвавшейся бомбы.

21 сентября 2021

Обшарпанные стены квартиры с балконом, перила которого проржавели еще лет двадцать назад, а далеко, фоном, маячащие купола церкви: светлые, сверкающие. Символически красный «Запорожец», который глохнет почем зря посреди ночи черт знает где, где-то посреди выдуманной губернии, заставляя водителя отправляться за помощью к местным, вроде и не нищим, но сидящим по уши в дерьме, поскольку по-другому — не умеют, и хлещущим водяру, как воду, да заедающим ее грибным супчиком. Индустриальный, опять же выдуманный, райцентр Ленинск с тяжелым небом, с которого ночью не светят звезды: смог от труб предприятий густо вьется, собираясь в замысловатые узоры и не позволяя солнечным лучам пробиться к земле. Впрочем, солнце у Балабанова и не предусмотрено. В это кино солнце не заглядывает. Никакого просвета: мрачные взгляды, грязные души. Поздняя советская эпоха. Вот общий мазок балабановского «Груза».

Одни свято верят в шедевральность его фильма, дескать, это кино до краев наполнено скрытыми смыслами, большими и малыми; оно отображает эпоху, дает срез той болезни общества, которой оно было поражено на момент второй половины 1984 года. Другие презрительно морщатся, не желая принять то, что Балабанов демонстрирует с экрана — непомерную, тупую, монотонную, болезненную жестокость, творимую во имя жестокости. Третьих вообще не зацепило, и они вышли из кинозала или закрыли интернет-страницу с фильмом. Наверное, есть и четвертые, которые тупо насладились происходящим на экране, но этим уже ничем не поможешь.

Много слышал и много читал об этом фильме, но посмотрел впервые. И мне сейчас, из 2021 года, наверное, проще оценить эту картину Алексея Балабанова, нежели тем, кто оценивал ее в момент выхода, в 2008-ом. За это время изменилось все; как в каждом человеке в частности, так и в обществе в целом, многое стало более понятным, чем было тогда, тринадцать лет назад. И личное мое мнение об идее «Груза 200» такое: более ярой антисоветчины еще не видел отечественный кинематограф. Да и вряд ли увидит в ближайшем будущем.

Антисоветчина Балабанова бьет наотмашь общей ложью, приправленной частной правдой. И конечно же, она бьет режиссерским талантом. Умением передать посредством пленки тона и полутона именно таким образом, каким они попадут в самое сердце. А Балабанов знал, как попадать в сердце зрителя: он попадал не раз.

Рядом с антисоветчиной Алексея Октябриновича меркнут всяческие «Зои» и всевозможные «Девятаевы», меркнут даже «Утомленные солнцем», потому что они — не правдивы изначально, и их вранье без особого труда разоблачается на «Ютубе» всем известными видеоблогерами.

Алексей Октябринович сделал умнее: взял частную правду (историю о менте-садисте, маньяке и импотенте, которые, конечно же, были, и никто не утверждает обратного) и облек ее в общую ложь (мифологический рассказ о легкомысленной девочке-стране, которую туповатый и пронырливый паренек в майке с надписью «СССР» завез туда, где девочку практически взял в плен тот самый мент-садист, олицетворяющий систему, и долго над ней куражился. Причем куражился в таких формах, увидев которые, воспитанные дамы должны густо краснеть, а этичные джентльмены неловко покашливать в кулак.). А потом Балабанов и вовсе сделал вид, что он просто рассказал посредством кино о неких реальных случаях, происходивших с разными людьми в разное время, а в контекст он ничего такого не вкладывал. Мол, думайте, как хотите — ваше право.

А некоторые писатели, которых я безмерно уважаю, но только как писателей, так и вообще пробрасывали мысль, что показанная Балабановым мерзость — собирательный образ реальности СССР начала 80-х. Хотелось бы спросить у этих писателей, относят ли они себя или своих родителей к этой реальности? Или они, как и полагается настоящим светочам нации, всегда находятся чуть выше и чуть в стороне от основной массы народонаселения страны? Наверное, все же в стороне. Интеллигенция всегда чуть в стороне и как бы ни при чем.

Да и вообще, когда думаешь обо всех этих нынешних борцунах с «кровавой гэбней», вспоминается строчка из песни, принадлежащей перу Михаила Танича: «Ох, уж больно, …, без риску все вы смелые!»

2 из 10

Двойку натянул только за профессионализм Балабанова.

29 июля 2021

На маленьком плоту…

Груз 200:

Это не жутко. Это красиво. Это жутко красиво. И ещё это смело.

Прекрасная провокация. Гениальная провокация. Ряд актеров отказались от ролей, понимая скрытый смысл, заложенный Балабановым. Образы просты, но очень характерны.

Военный, зек, милиционер и рыдающая изнасилованная пленница в кадре-все это Россия, наша страна. Конечно, можно посчитать, что это слишком жирный мазок, но иногда нужно.

В то, что профессор уверовал-не поверю. Но все равно персонаж яркий. «Помочь нужно-но я не помогу, место дорого». Россия.

Эстетика на высоте. Угнетающая атмосфера отягощена индустриальными планами заводских городов. Железные дороги, трубы, дым, грязь, лужи, дождь, тихая гитара Юрия Лозы. Погружает.

Ну, а за сцену с разгружающимся самолётом Грузами 200 и в то же время погружающимся на него новыми десантниками-отдельное спасибо. Все гениальное просто.

4 апреля 2021

Не как художественная картина, как рассказ об ужасах времён СССР — понравился.

Правда, порой, в передачах-рассказах по типу «следствие вели» к пострадавшим героям проникаюсь куда большим состраданием, чем к гг Груза — Анжелике.

То ли дело в плохой игре, которая не раскрывает красочно оцепенение, ужас и ненависть к насильнику.

То ли в том, что нас не знакомят с героиней, история её ограничена тем, что она — дочь секретаря райкома, у неё красные туфли и слабовольный характер.

После всех совершенных над ней действий её тело и мимика чистые и невредимые, состояние более-менее бодренькое и я без понятия, как от данного вида можно испытать всю гамму эмоций?! Непорочность была «до», но не могла остаться «после», покажите мне преобразование! Я за эстетику реализма!

От того, что визуально сцены издевательств «фу», мерзко и музыка соответсвует происходящему — пару раз передёрнуло, но до глухого сдавливания в груди — нет, не довело.

Хотели ли вообще ввергнуть нас в панический ужас? Я не знаю, кажется, режиссёр смог бы сделать это, если хотел бы (он бесспорно очень талантлив). Возможно, я искала в картине что-то сугубо своё.

80% интереса во время просмотра у меня поддерживал маньяк, который с первой секунды появления в кадре зародил подозрение «этому тихушнику суждено показать свои «лучшие стороны»».

Пустота в глазах (которые оживляются только при извращениях), моральное отсутсвие в реальном мире и полное присутствие в своём — идеальный портрет настоящего больного. Хорошая игра заставляла ловить себя на мысли «до чего рожа и мимика отвратные, я готова ненавидеть актёра из-за роли и это супер».

20% оставшихся мой интерес удерживали детали атмосферы СССР: предметы быта и декора, облупленная штукатурка и потёки на стенах в подъездах…

Прекрасное погружение удалось.

Об остальных зацепивших героях вкратце: мать маньяка — отличный надлежащий образ, профессор — отличный надлежащий образ. Остальные прошли мимо подобно фоновому шуму.

7 из 10

22 марта 2021

Мамкин владелец дум человеческих: хотел как лучше

Рецензий очень много, но я не увидела в них одной очень важной идеи: Груз 200 — очень вредное для общества кино. На самом деле такие вредные мысли мы видим еще в Брате (который я, конечно, трепетно люблю): единственный ответ творящемуся вокруг беспределу — самоуправство.

Так и в Грузе 200: какую управу можно найти на этого холодного и жуткого мента, который не просто обладает всей полнотой власти, он олицетворяет абсолютную власть (якобы. про «Анжелика — это Россеюшка немытаябедная, нонимаете?!» я не буду ничего писать)? Только отчаянный отпор, убийство — одно беззаконие наказать другим? А чаще всего ты вообще с ним ничего не сделаешь, будешь только бессловесной жертвой, которой никто никогда не поможет?

Во все времена, в любом государстве при любом строе найдутся мерзкие психопаты, обличенные властью. Так всегда было и всегда будет, пока человек — человек. И какая же лучшая защита от этих выродков, как можно предотвратить такие случаи? Что, застрелить из ружья всех мудаков, чтобы остались одни сладкие зайчики? Лучшая защита — это сильные государственные институты, их престиж и авторитет. Среди таких институтов бесспорно полиция. И что же делает Балабанов? Он своими фильмами из раза в раз показывает, что хороший человек — он ментом не станет. Что там только твари какие-то. И в этом нет никакой новизны, никакого откровения, смелости на это не нужно.

И мозгов, видимо, тоже. Потому что позволительно какому-нибудь второсортному ужастику про маньяка позиционировать что угодно как угодно. И художник всегда может сказать «я так вижу». Но режиссер, который претендует на одного из лучших в стране, может разве втаптывать в грязь целую институцию, которая должна защищать и оберегать нас? Если верить Балабанову, то какая-нибудь девушка, защищаясь от домашнего насилия, в полицию заявлять не должна. А то ее там еще и бутылкой от самогона, там нравы-то такие. Должна сама ему дать отпор, ведь на закон надежды нет.

А в полиции не все такие как у Балабанова! Там много хороших ребят, которые пошли туда не упиваться властью, а делать добро. Но чем больше таких отвратительных говнофильмов (снятых скорее с позиции бездомного алкаша, которому от полиции доставалось порой, и вот он обиделся), тем меньше хороших и порядочных людей захотят там работать. И тем более озлобятся те, кого так изобразили. Ну спасибо, блин, за социалочку.

Я не призываю рисовать всех полицейских, врачей, учителей и так далее хорошими. Человека любой профессии можно сделать отрицательным персонажем. Но изображать целое большое ведомство безжалостными монстрами, которые питаются человеческими страданиями — это неправильно и вредно. Потому что нужно избавляться от жестоких людей, а сама полиция будет всегда, она необходима. Зачем развивать ненависть к ней?

Про отсутствие развития, «ненавязчивое» православие, неадекватный уровень жестокости («так, нужно показать, что героине плохо. Изнасилование — естественно. и чтобы непременно мерзкий алкаш. И труп, гниющий труп ее жениха! А она голая. Да, теперь точно понятно, что она страдает») распространяться не буду. Про это написано уже очень много.

14 января 2021

Все дороги ведут в хутор

Перед анализом давайте обратимся к раскрытию понятия «Груз-200». Это условное кодированное обозначение, применяемое при авиаперевозке тела погибшего (умершего) военнослужащего к месту захоронения.

Сюжет построен в виде двух пересекающихся линий, где на одной линии мы следим за действиями профессора Казакова, а на другой за молодежью. Точкой соприкосновения является сам хутор. Именно с неё начинают переплетаться эти сюжетные линии персонажей.

Что касаемо передачи настроения эпохи окончания застоя и начала перестройки, то Балабанов подошел к ней с радикальной точки зрения. В то время как многие фильмы стараются снять прилизанно, он же в противовес всем выводит на передний план все лопнувшие волдыри. Возьмем например вышеупомянутый клуб, расположенный в старой, обшарпанной церкви, внутри которой от штукатурки практически нечего не осталось, или детская игровая площадка с ракетой из прутьев, на которой облезла вся краска. И все это- эстетика 80-х годов.

Затрагивая символизм, сам режиссер утверждает, что образ Анжелики- это представление развития России. Если взять за основу сюжетный путь девушки в этом фильме, то можно увидеть, правда частично, становление современного государства. И тут, без преувеличения, можно только осыпать овациями Балабанова, за такой смелый символизм.

Решения в операторской съемке показались очень интересными и, главное, уместными. Взять момент в квартире капитана Журова, где камера перемещается следом за ним, что создает иллюзию нашего присутствия в тот самый момент, а так же создает саспенс, ведь мы не знаем, что он приготовил для пленной Анжелики.

Монтаж тут тоже носит в себе символизм. Часто между действиями персонажей, мы можем лицезреть поезда и заводы, что выглядит гробницей индустриализации.

Куда без дополнительной балабановской подачи атмосферы через музыкальные произведения. Здесь имеет место быть и Юрию Лозе с его «Плотом», «Ариэль» с «В краю магнолий», ну и куда без «Кино» с композицией » Время есть, а денег нет». И каждая песня играет в определенный момент или начинает вызывать ассоциации, как например композиция «Ариэль»- «В краю магнолий» играет на протяжении фильма только в машине профессора.

Актерский каст здесь получился безупречным. Тут вам и Алексей Серебряков, Александр Баширов и Алексей Полуян, у которых имеется природный дар играть гнусных подонков. Ну и конечно Агния Кузнецова, исполнившая роль Анжелики- еще не распустившийся цветок, но преодолевший столько ужаса.

Ну и конечно самый сокровенный вопрос: «Так о чем же сей фильм»? Это картина масштабного количества проблем нашего постсоветского общества, показанная на примере 80-х годов прошлого столетия с доживающим последние года советской властью. Кумовство и безразличие, неопределенность государства и малодушие — все это было, есть и сейчас, еще в более развитом виде.

8 из 10

13 июня 2020

Никакой фильм

Балабанов снял великолепный фильм «Брат-2». Фильм, ставший культовым — и ставший индульгенцией режиссёра, оправданием любых его иных творений. И вот фильм «Груз-200» — словно отрыжка после сытного обеда. Или задворки со строительным мусором возле нового красивого дома.

Взявшись писать отзыв, я сначала прочитал рецензии других людей. Предполагал тонны СПГС (синдром поиска глубинного смысла) — так оно и вышло. Люди, окститесь! Фильм снят в 2007 году, а в нём бездарные цитаты из советского перестроечного фильма «Маленькая Вера»! Вы что, не распознали этот депрессивный промышленный пейзаж, эти грохочущие железнодорожные составы, эту водку стаканами? Фильм не депрессивный и не антисоветский, он просто никакой. И очень зря режиссёр не послушался совета актёра (Маковецкого — см. факты о фильме) и всё-таки снял это.

Повторы и самоповторы, гигантские сюжетные провалы, незнание советских реалий: секретарь райкома живёт в ветхом доме, требующем капремонта, и т. п. Мы уже никогда не узнаем, что было в голове у Балабанова, когда он снимал этот позор. Мне хочется верить, что режиссёр хотел сделать что-то в духе американского маньячного треша 1950-х, но или «не вытянул» талантом, или «материал» (поздний СССР) оказался неподходящим.

Если отставить в сторону рефлексии про и контра СССР, сюжет фильма столь же прост, как и американские фильмы вроде «Пятница, 13-е»: милиционер влюбляется в случайно увиденную девушку, и из-за собственной импотенции (как Чикатило, да) сходит с ума.

Был бы я кинокритиком, нагнал бы всякого бреда про аллюзии с Данте, или там с Босхом. Но зачем? Фильм плохой, сюжет не выстроен, операторская работа дрянная. Даже цветовое решение фильма, долженствующее нагонять тоску, вызывает желание оторвать руки оператору и монтажёру. Единственный позитивный момент в фильме — теперь понятно, где Серебряков подхватил свою привычку всегда играть в фильмах пьяного Серебрякова.

2 из 10

16 мая 2020

«Город солнца»

Фильм с возрастным рейтингом «18+»

За такое кино при советской власти расстреляли бы.

Но у нас сейчас гласность, свобода воли, свобода вероисповедания и открытой коррупции, как я это вижу.

Этот фильм гипертрофированно очерняет советское время. Я не знаю почему. Я понимаю, что нынешнее время застало переходный момент между СССР и Россией/СНГ. Я понимаю, что этот период далеко не самый лучший. Я понимаю, что искалечено этим периодом десятки тысяч и сотен тысяч семей. Гипертрофированный рост коррупции, блуда, воровства и много чего ещё произвел на свет именно переломный момент распада СССР. На фоне мирного свержения советской власти в странах бывшего Союза начали расцветать различные секты. Вновь встала с колен русская православная церковь и многие другие религиозные течения, скажем так, разрешенного «сверху» толка.

Вот и один из героев этого мини-эпоса заикается о том, что строит свой «Город солнца».

Но секта не всегда состоит из многих членов. Помните, что она всегда начинается с одного человека, с идей этого человека. У всего обязательно есть глава. У мира тьмы, например, сатана. В этом кино есть свой сатана, который скрывается под личиной, скажем так, «извращенного самаритянина».

Фильм неплохо снят, у него даже немного интригующий сюжет. Но он всё-таки чужд даже для современного российского человека. Есть в этой ленте что-то чересчур больное.

14 мая 2020

На самом деле, манёвр совершён был ловкий: усыпить обывательскую бдительность чёрно-юморными «Жмурками» и достаточно нежным «Мне не больно», Алексей Октябринович как берсерк обрубает эту «пуповину» тихой режиссерской гавани картиной «Груз 200».

Эпатаж удался на славу — и без того провокационный постановщик сочиняет мощнейшую по психологизму работу, но не в плане какой-то морали (её тут нет, а как обычно у Балабанова — обличие и высказывание), а в плане сконцентрированной в полуторачасовом хронометраже желчи, чернухи и страданий. К слову, большего в фильме и не найти, так как весь тот сатанизм и бесовщина, что творилась под закат советского союза, находит приют в наполненной трупными мухами комнате капитана милиции. Последний же, как олицетворение правящей силы, мол «смотрите, мне и не будет ничего».

Всё это безумно грязно и отвратительно. И даже если и есть тут куски правды, о которых заявляют в зачине картины, то использовать их как детали конструктора для глумления очень и очень подло. И что обидно — не находится параллелей, которые обычно проводит Балабанов. Разве что герой Серебрякова, утопично мнящий о Городе Солнца. А за последнего тоже обидно. Неужто Алексей Валерьевич так вжился в роль постоянных забулдыг, что не видит граней, которые заметили его коллеги по цеху? Определенно худшая на момент выхода картина Алексея.

4 из 10

8 апреля 2020

Если Бога нет, значит — всё позволено

«Груз 200» — мрачная криминальная драма. СССР, 1984-й. В небольшом пригороде индустриального центра пропадает молодая девушка: один свидетель происшествия сбегает, второй свидетель — профессор кафедры научного атеизма — хочет пойти в прокуратуру, но боится последствий. Тем временем в городке царит ментовской беспредел: капитан Журов — садист и маньяк, его сотрудники похожи на него и беспрекословно подчиняются капитану. Почему же столько возмущения этой картиной? Отказ в фестивальном прокате, отказ от проката многих кинотеатров России. Может, Балабанов слишком сгустил краски? В представлении режиссёра союз был бездуховным, искусственным государством с фальшивыми ценностями и бессмысленными идеалами. Балабанов показывает то, что мы сами предпочитали не замечать в советское время: купола без крестов — в церкви местная дискотека. В храме пляшет пьяная молодежь, тут же, в церкви — туалет. В этой реальности Бога нет, официально. А если Бога нет, значит, всё позволено?

Да, страна советов показана предельно мрачно — но не является ли фильм личным протестом Балабанова против глянцевого образа СССР, как страны космонавтов и бесплатных квартир? Люди постарше стали забывать пустые полки продуктовых магазинов и повальный алкоголизм, а люди помоложе черпают представление об СССР из ностальгически-приторных передач и текстов. Не стоит обижаться на Балабанова, что он не показал в фильме лубочное советское счастье — он показал тот СССР, который никто не хотел замечать — но который был. Этой картиной Алексей Балабанов доказал, что может снимать не хуже Триера, не хуже Коэнов. Вам не понравилось увиденное? Что ж, Балабанов не собирался соответствовать чьим-либо ожиданиям. Его взгляд на СССР, пускай и мрачный — лучше розовых очков ностальгии.

9 из 10

7 марта 2020

Время есть, а денег нет

Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова. Две единицы. Одну единицу составляют восторженные отклики, включающие в себя словечки «шедевр», «гениально», «это и есть Россия», «сама жизнь». Другая единица отдана на откуп возгласам строго противоположным: мракобесие, бред, несусветная чушь, сжечь на костре. Наверное, это противостояние мнений будет жить ещё долго, хотя в 2020 году навряд ли получится шокировать усреднённую молодёжь фильмом «Груз 200». Да и пофиг, когда денег нет, а времени отбавляй, можно наткнуться на разную эпохальную дичь.

Естественно, лично мы не считаем творение Алексея Балабанова дичью. Смотрели всего лишь дважды за всю коротенькую жизнь. Дважды становилось не по себе. Обошлось без жертв, слёз, рвоты и стула. Да вот с художественной точки зрения понравилось ведь, каким бы больным на всю головку меня вы там ни считали. Снято было всё так, что видишь советский быт в не самых средневековых тонах. Такой себе ламповый мирок с занятными песенками, алкоголем сшибающим, путёвыми персонажами. Даже если вдруг взбредёт в голову сравнивать ту эпоху с нынешней, то разницы нет.

По уровню насилия, жестокости, похоти, естественно. С другой стороны, «Груз 200» настоящий фильм о любви. Безответной, всепоглощающей, больной любви. Просто рынок рекламы в понятных целях постоянно рисует понятие любви в ярко-красных красках с сердечками, валентинками и ангелочками. А закусить не хотите ли? Нет? Тогда давайте жить дружно и смотреть кино от лучших мастеров своего дела. Для нас этот фильм является своего рода антистрессом, кой не даёт забыть, что «мир прекрасен, за него стоит бороться; после увиденного соглашусь лишь со 2 утверждением».

Жизнь ведь не всегда похожа саму на себя. Сначала неожиданно появляется плод схлестнувшихся в бою сперматозоида с яйцеклеткой. В то время как одна тёла даёт отворот-поворот стеснительному мачо. Где-то на задворках надоедает работать правой рукой, зарождается негаданно желание разорвать табу. Потом девственница перестанет быть таковой, когда дядечка милиционер в преклонном возрасте почувствует тягу к возвышенным чувствам. Будут трупы, признания, водка, город солнца, коммунизм, импортная колбаса. И скоро наступает весна, которая подарит веру в жизнь.

22 февраля 2020

Реальность для самых поехавших

Короче, я посмотрел «Груз 200».

Если от фильма ожидается суровая драма, превозмогание и сотни моральных выборов, то смотреть «Груз» не стоит. Если от фильма ожидается чернушный ужастик типа «У холмов есть глаза» или «Поворот не туда» — то посмотреть стоит.

Я ожидал от фильма именно первое, из-за чего я был очень расстроен во время просмотра, однако расстройство все же немного скрасило то, что как чернушный ужастик «Груз» вполне сносный.

Как же Балабанов хочет изобразить, что все плохо. Сильнее его желания лишь только желание жрать водяру прямо из бутылки у главного героя «Левиафана». Мало того, что Балабанов снял фильм про маленький индустриальный городок где-то в грустных восьмидесятых, так он еще и вымазал кадр цветокоррекцией, которая убирает вообще все цвета к чертям. В итоге господин режиссер кормит нас максимально тошнотной картинкой, но снятой, безусловно, интересно и красиво. Вдобавок к мразотной напускной серости предлагается максимально безысходная история про абсолютно дикую и больную чернь.

Я читал, что большое количество актеров отказались сняться в этом фильме, и я их очень понимаю, в таком сниматься не стоит ровно по той причине, по какой актеры мирового (или хотя бы государственного) масштаба не снимаются в трешевой чернухе. Тэглайном этого фильма и вообще единственным синопсисом должна быть фраза «Все очень плохо», безусловно. Я мог бы пересказать весь сюжет фильма одним предложением и в итоге получится новостной заголовок для кликбейта на фишинговых сайтах, либо гипертрофированная сводка за неделю в региональных новостях. Вместо просмотра лучше прочитайте краткое содержание, и время сэкономите, и испытаете все те же чувства, как после просмотра.

Цель этого фильма, как и любой чернухи — заставить зрителя словить вау-эффект. «Человеческая многоножка» вызывает вау-эффект, «Груз 200» вызывает вау-эффект сценами даже чуть более абсурдными, но настолько же натуралистичными и отвратительными. За пределами этих вау-эффектов смысл такого кино заканчивается.

Актерская игра тусклая и скудная: актер, играющий маньяка, хорошо изображает каменное лицо, молодчина, девка-жертва довольно плохо играет панику и истерику.

Музыка в фильме известная и по какой-то неизвестной мне причине все треки повторяются по несколько раз, надоедая.

Собственно, я ожидал много и сложно, получил мало и просто. Под пивко потянет, если не относиться серьезно с самого начала. Но разве кто-нибудь смотрит трешевые фильмы ужасов всерьез?

6 из 10

16 декабря 2019

Как триллер «Одинокий маньяк» фильм зайдёт, хотя существуют куда более зрелищные проекты по этой теме. Но только не как серьёзный фильм о негативных явлениях при социализме!

Жёсткое, грязное, местами жуткое криминальное фэнтези. Кино задумано как «выгребная яма» советской действительности. Но для этой цели оно неправдоподобное!

Крыша у мента внезапно съехать может при любой власти — происходящее на экране иначе не объяснить. Но это стало бы заметным, хотя бы когда он дал распоряжение принести Груз-200 в жилую квартиру с помощью нескольких сотрудников милиции, а больных на голову в органах не держат. Более того, когда у очень влиятельного человека пропадает дочь, и никто в городе ничего не может сделать, чтобы найти её, стало возможным позднее, во времена бригад и бандитов. Странно, что девушка ничего не делает, чтобы освободиться. Судьба Груза-200 это вообще дикий ляп, но без него и фильма бы не было.

Он основан не на реальных событиях, а на реальных слухах. Можно предположить, что какой-нибудь впечатлительный читатель в начале 80-х, когда Балабанов мотался по стране в качестве ассистента Свердловской студии кинохроники, пересказал ему сюжет романа «Святилище» Уильяма Фолкнера как «случай из жизни»: в заброшенный дом, где нелегально продают алкоголь, приезжает юрист (в фильме — профессор научного атеизма), потом парень с девушкой, которую, напившись, забывает среди страшноватых аборигенов. Девушка становится жертвой маньяка-импотента по прозвищу Лупоглазый. Тот насилует её кукурузным початком (в фильме — водочной бутылкой), потом везёт на машине в город (в фильме -на мотоцикле, но повторяется фраза девушки: «Из меня кровь течет!») и определяет в бордель (в фильме — поселяет у себя дома и приковывает к кровати), сдавая в пользование дружкам (у Балабанова для этой цели маньяк использует алкаша-арестанта, изъятого из КПЗ). Дальше у Балабанова всё намного страшнее, но и вышеозначенного достаточно, чтобы написать в титрах: «По мотивам Фолкнера» — вместо: «На основе реальных событий».

Наивный грибной маньячный триллер. И только!

Для характеристики конкретной «выгребной ямы» нужны реалистичные истории — СВОИ истории.

23 ноября 2019

Бабушку жалко

Посмотрела фильм только сейчас, по прошествии уже почти 13 лет. Ничего не хочется говорить о сюжете и каком-то «сакральном» смысле — ничего этого в картине нет. Все яснее ясного. Налицо откровенно типовое, штампованное кино о современном «русском мире», в котором бесполезно искать какой-либо смысл, и снятое абсолютно в «русском» духе, где все вокруг невыносимо убогое, серое, грязное, обшарпанное и ментовское, Только, возможно, чуть больше «клубнички» с трупами добавил Балабанов и перенес все это зачем-то в 1984 год.

У меня этот фильм вызвал абсолютно те же душевные ощущения, что и фильм «Мусульманин». Та же кучка глубоко несчастных, запутавшихся людей — одни по уши запутались и бултыхаются в религиях, другие — в научном коммунизме, третьи — в пьянстве и каких-то «городах Солнца», где все жены общие. Ничего не соображающие люди, которые при этом каждый гнет свою линию и доказывает своему ближнему огнем и мечом, что его правда самая правдивистая.

Добро пожаловать в русский мир-с… Скучно на этом свете, господа…

П. С. Единственный чел, кто вызывает сочувствие — это мать Журова. Балабанов постарался с этой кучей засаленных драных кофточек и телевизором потрохами наружу.

3 из 10

19 ноября 2019

«Чем быстрее умрешь, тем будет меньше времени грешить»

Сегодня, когда прошло более 10 лет после выхода этого фильма, когда А. Балабанов принят обществом как «великий режиссер», особенно сложно критиковать или же хвалить это кино. Весь фильм как будто пропитан этой метафорической «гнилью», которая пронзила всю государственную систему страны и сами души советских людей. Стоит ли слепо верить А. Балабанову, и принимать происходящее на экране правдивым, или же это все гиперболизированная обида отдельного человека, «вытекшая грязью» на наши глаза? Разбираться явно не нашему поколению…

Абсолютно каждый герой этой картины грешен, как и его страна, собственно. То, что СССР — прогнившая коррумпированная дыра, все и так поняли, эта история, к счастью, не нова. А вот люди — каждый, как будто, представляет характеристику «завсегдатая» грешника: один пьянствует без остановки, другой невесте изменяет, третий вообще маньяк-извращенец…

«Груз 200» оказался грузом на душе и сердце каждого зрителя, но не потому, что сюжет показывает трагедию погибших в Афганистане молодых парней. А потому, что автор картины как будто воспользовался зрительской симпатией для того, чтобы через нашу силу и сопротивление показать ЭТО.

Фильм противоречив, эмоции тоже, поэтому 6\10

P.S. все таки актерам нужно отдать должное за съемки в такой сложной картине.

23 октября 2019

Ознакомившись с оставленными на фильм рецензиями, я был поражен. Причем самым неприятным образом. Смысл фильма абсолютное большинство поняло с точностью до наоборот. Большинство увидело что, «Фильм показывает все ужасы Советского союза. Беспросветность системы, ужасы творящиеся в глубинке и т. п.». А на самом деле, режиссер показал совсем иное, он показал результат — к чему привел развал Советского союза! Чувствуете разницу? Разлагающиеся трупы — это и есть разлагающийся труп СССР, некогда могучего и справедливого народного государства. Девушка олицетворяет собой тот самый Советский народ (невинный, изнасилованный, обреченный, с поломанной судьбой). Барыга мечтающий о городе Солнца, и при этом творящий беззаконие и демонстрирующий аморальное поведение (упивающийся собственной извращенной моралью)- это есть олицетворение представителей нового кооперативного движения — барыг. Безумный мент — это олицетворение сошедшей с ума старой власти. Родственник политолог — еще один образ старой власти, которая довела до абсурда собственные убеждения, выродившихся теоретиков, потерявших связь с миром и реальностью, которые сами не верят в то, что вещают народу. Модный продвинутый, жующий жвачку и бухающий на тачке дружок — это олицетворение той части народа, которые слепо и с восторгом приняли «западные ценности», а именно понятие свободы как вседозволенности и открытого проявления аморальности — т. е. дебилов, которых сегодня уже процентов 90%. Тот кто полагает, что Балабанов преследовал цель показать зрителю «ужасы СССР», тот просто глупец.

Сам фильм поставлен так, и производит омерзительное впечатление именно потому, что это и было впечатление режиссера от произошедших в 1983- 1993 событий. В этом, в очередной раз и проявился гений Балабанова как кинохудожника. В умении нарисовать Художественную картину, и в образах передать зрителю весь ужас произошедшего развала Советского общества, его общества. Поймите, это не игровое кино, это не фильм ужасов «Бродячие мертвецы», без смысла. Этот фильм по деталькам разбирать надо. Долго и скрупулезно. Это шедевр.

14 октября 2019

Триллер в милых советских декорациях?

Я не думаю, что картина «Груз 200» так однозначна. Она не подходит под ярлык «антисоветчина» или «чернуха», да и триллерам картина уступает. Скорее «Груз 200» — это лента о вырождении коммунистической идеи, предвестник скорого её краха.

Гнилые все: простые люди из глубинки, коммунистические верхи, милиция. Никто из них не способен спасти девушку от маньяка. А стоит ли вообще её спасать, если она сама шатается по клубам, выпивает и уезжает с незнакомцами? Она сама выбрала этот путь. То есть, и жертва — не жертва.

Тут всё не то, чем кажется: Бог, которого нет, вроде и есть, мечты о светлом будущем — прикрытая ограниченность ума, правительство — не всесильно и не в состоянии найти маньяка. Реальная сила — капитализм, который вот-вот грядёт. Деньги всё решат.

Также, хочется отметить смелость актёров (не каждый захочет сняться в таком) и декорации. Одно то, что по радио играет «Пионерская зорька», а на улице шагают пионеры, пока маньяк везёт жертву к себе, уже заслуживает похвалы. Игра на контрастах и смешение прекрасного с ужасным придаёт картине колорит.

Боитесь шокироваться — не бойтесь. Искушённый зритель не дрогнет перед парой взрослых сцен. Всё самое страшное кроется в заложенном смысле.

2 июля 2019

Триллер Груз 200 на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Алексей Балабанов. Список актеров, которые снимались в кино: Алексей Полуян, Наталья Акимова, Юрий Степанов, Михаил Скрябин, Сергей Александров, Валентина Андрюкова, Константин Балакирев, Алена Фалалеева, Дмитрий Карпов, Марина Королькова, Игорь Малухин, Андрей Мокеев, Александр Мосин, Мария Никифорова, Илья Пляцковский.

В то время как во всем мире собрано 592,673 доллара. Страна производства - Россия. Груз 200 — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.