Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Это свободный мир |
английское название: |
It's a Free World... |
год: | 2007 |
страны: |
Великобритания,
Италия,
Германия,
Испания,
Польша
|
режиссер: | Кен Лоуч |
сценарий: | Пол Лаверти |
продюсеры: | Кен Лоуч, Ребекка О’Брайэн, Рафал Бакс, Ульрих Фельсберг, Лиза Маршалл, Валери Фил, Петр Райш, Тим Коул, Лена Козлова, Кэтрин Уильямс |
видеооператор: | Найджел Уиллоби |
композитор: | Джордж Фентон |
художники: | Фергус Клегг, Питер Джеймс, Кэрол Миллер |
монтаж: | Джонатан Моррис |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6000000 |
Сборы в России: | $12 163 |
Мировые сборы: | $6 262 845 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 2007 г. |
на DVD: | 9 июля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Классик социального кино Кен Лоуч в очередной раз порадовал правдивой лентой о проблеме нелегальной миграции. Огромный плюс It`s a Free World… в том, что в нем нет назидательности. Помимо Энджи, свою точку зрения на происходящие в обществе процессы выражают её отец, один из любовников, подруга.
Свобода в этом фильме отнюдь не ограничивается проблемой «уехать/остаться». Она понимается шире: бороться за достойные условия жизни или в «25 лет выйти на пенсию», скрепя сердце стерпеть обман или податься в народные мстители — это свободный мир, каждый выбирает по совести.
Беда в том, что в этой круговерти корысти, лжи и принуждения героиня забывает о простых человеческих истинах. Она с недоверием относится к рыцарской помощи друга, цинично заявляет только что отдавшей ей большую часть выручки компаньонке: «если намереваешься им платить, плати из своих». И Энджи можно понять. Будучи посредником, она так же, как и рабочие, оказывается обманутой, но объяснить это разгневанной толпе невозможно. Люди видят самый доступный объект для вымещения ярости и обязательно сорвут на нем свою злость — не сегодня, так завтра. Есть ли смысл по-человечески относиться к тому, кто испытывает к тебе ненависть?
Символично выглядит сцена, в которой один из взломщиков снимает с руки у Энджи подаренные часы. Действительно, одаривать или разбивать в кровь лицо — на все это воля самого человека.
Вымышленная свобода в государстве демократического типа не освобождает от ответственности: человек все равно остается лишь пешкой в игре больших боссов. Хорошее кино про рынок трудоустройства, миграцию, социальные взаимодействия в общем.
10 из 10
15 сентября 2013
Есть в этом фильме что-то документальное. Как будто просто вот взяли и засняли, как всё происходило и происходит с реальными людьми в главных ролях.
Все показанное в фильме вполне мне знакомо, в России всё намного хуже, чем в Англии. Тяжело, несправедливо, опасно и жестко. Тем, кто хочет уехать из своей страны, стоит серьезнейшим образом всё обдумать. Никто, как ни странно, не ждет «там» с распростертыми объятиями. Это свободный мир, поезжай, куда хочешь, но сначала подумай, где, с кем и на что будешь жить и какие проблемы тебя ждут. То, что здесь несправедливая власть, нечестная система и безработица, не означает, что в другой стране всё лучше.
17 февраля 2012
Левые идей всегда переполнены скептицизмом в отношении современного общества, а леваки, как ни крути, самые острые критики. Когда же есть возможность высказаться на весь мир у гениального режиссера, неравнодушного к социальной ситуации, то это гарантия того, что будет запущена цепная реакция, и о проблемах заговорят не только специалисты. В этом и есть величайшая функция искусства — преобразовывать сознание современников, которые однажды смогут изменить мир. И Кен Лоуч пользуется своим правом, раз за разом создавая то ли манифесты, то ли авторский и мудрый взгляд на острые вещи.
«Это свободный мир…» посвящен тяжелейшей проблеме, с которой столкнулась цивилизация — нелегальная миграция, потребность людей из стран третьего мира вырваться в лучшую жизнь, подвергая свои жизни опасности, перебираясь через границу, и продавая свой труд за гроши в стране, чьего языка они не знают. Кен Лоуч не первый, кто говорит об этом. Есть великое множество фильмов, так или иначе затрагивающий круг вопросов, связанных чернорабочими и мигрантами, но у Лоуча вышло самое четкое высказывание, с очень неожиданной стороны.
Его героиня — это женщина, работающая на рекрутинговую компанию. предоставляющую работу мигрантам из стран Восточной Европы и Ближнего Востока. Однажды, будучи уволенной, Энджи решается на открытие собственного бизнеса. Сагитировав подругу, она с самого начала идет нечестным путем, занимаясь экономической деятельностью без регистрации, она ведь больше не в силах горбатиться на чужого дяденьку! Сманивая к себе мигрантов, она за гроши устраивает их на заводы и фабрики, выполняя кроме посреднической функции еще и бухгалтерскую. Деньги текут рекой, и постепенно появляются все новые возможности увеличить прибыль, одни бесчестней других, и на наших глазах мать-одиночка превращается в матерую мафиозу, которая платит за грехи, но не плачет. Она идет дальше.
Таким образом Лоуч подходит к проблеме нелегальной миграции со стороны эксплуататора, показывает его свободный мир, в котором тот волен делать, что хочет, и в то же время Лоуч утверждает, что не мы такие, жизнь такая. Система, породившая, такую уродливую вещь, как нелегальная эмиграция, предъявляет требования к тем, кто пытается на этом заработать, и даже если Энджи пыталась помочь иранцу Махмуду заработать и устроиться, то в дальнейшем, карьера поставит перед ней такие условия, при которых она будет вынуждена сдать его миграционной службе. Вернее не вынуждена, но обретая власть над другими людьми, и держа их условную свободу в своем кулаке, Энджи ощущает внутреннее право распоряжаться их жизнями. Это еще одна мысль, власть развращает.
- Когда мы готовились к фильму, то ездили в промышленные города — Абердин, Глазго, были в деревне. В Бирмингеме я встретил бригаду из двадцати польских рабочих, они мне такие истории рассказывали — чистый «Монти Пайтон», только очень страшный. Полное ощущение, что сто пятьдесят лет профсоюзной борьбы, достижений в области безопасности труда, медицинской помощи, гарантий — они просто испарились в один момент. Ничего этого больше не существует. Но борьба продолжается, она носит постоянный характер, многие годы или столетия — это всегда так: шаг вперед, два шага назад. (Пол Лаверти)
Весь фильм, как и сама Энджи, несется в бешеном ритме, как поезд, что несется к обрыву. Это уже не то умное кино со статичными кадрами и режиссерскими эстетскими находками, когда потаенные смыслы прячутся в зеркалах и искривленном временном пространстве. Лоуч требует, чтобы мы соображали быстро, наша мысль должна нестись с той же скорость, что и у его талантливой героини, иначе как выжить в свободном мире, когда каждый вокруг нас принимает решения по своему разумению. Великолепный сценарий Пола Лаверти опишет проблему нелегальной миграции лучше любого учебника, и взвинтит нервы до предела. И совсем не нужно придерживаться левых идей, чтобы прочувстовать этот фильм. Мы все живем в свободном мире, с горькой усмешкой констатирует Кен Лоуч.
9 из 10
14 августа 2010
После просмотра фильма Кена Лоуча «Это свободный мир» чувствуешь так, как если бы твое лицо со всей силы ударилось об стол. Не струганый стол. И твое лицо болит, да к тому же еще все в занозах. Так остро поставлены проблемы современного английского (да и пожалуй любого) общества. И как их решать не ясно ни режиссеру, ни зрителю.
Молодую женщину — Энжи, кадрового специалиста, увольняют с работы и она решает создать собственную фирму по найму нелегальных иммигрантов. По началу стараясь работать честно Энжи сочувствует «униженным и оскорбленным». Но в итоге она понимает, что вся Система — это замкнутый круг, выбраться из которого не представляется возможным. Честным быть нельзя. Либо ты обманешь, либо тебя.
Кен Лоуч в очередной раз ставит зрителя в затруднительную ситуацию. Здесь нет правых и виноватых. Главная героиня (имя которой по-русски звучало бы Анжела, то бишь Ангел) поступает хорошо, но это приводит только плохому. Поэтому ангелам в этом мире места нет. Зрителя вынуждают сочувствовать героине даже тогда, когда она поступает намеренно аморально. Ты на стороне Энжи даже тогда, когда знаешь, что это не правильно.
В итоге хочу сказать лишь одно — это действительно свободный мир. Здесь каждый волен делать то, что хочет.
9 из 10
5 июля 2010
У Энджи жизнь не сложилась, ее сын никогда не видел своего отца, она же сама к 30 годам сменила как минимум 30 работ, а с последней она вообще вылетела, так как не позволила к себе приставать.
В такой ситуации у многих возникает мысль, что хватит «работать на дядю», надо начать собственное дело. И пускай в начале будет трудно, зато потом…
Таким делом для Энджи и ее подруги стал найм низкоквалифицированных гастарбайтеров для временных работ. Но денег это приносило не так много, как хотелось. Пришлось заняться трудоустройством совсем уж нелегалов. Такой бизнес хорошо кончается редко, а уж тем более у Кена Лоуча, действительно классика социального кино.
Для меня пускай и не всегда честная Энджи гораздо более предпочтительный тип, ведь гости Лондона вполне понимали, на что они шли, въезжая по туристическим или студенческим визам. Для режиссера Энджи в конце чуть ли не получает по заслугам за все свои грехи.
Сомнений в реалистичности истории, впрочем, все равно не возникает. А рассказанная история, как минимум, поучительна.
7 из 10
6 декабря 2009
Классик остросоциального кино, британец Кен Лоуч и на этот раз остался верен себе. В новой работе «Это свободный мир» режиссер обращает свое внимание на проблему эмиграции в Великобритании. Собственно, сейчас эта тема довольно актуальна в европейском кинематографе — достаточно перечислить свежие работы Ульриха Зайдля, Фатиха Акина или братьев Дарденнов. Западная Европа усиленно ищет ответы на заданные временем вопросы, но пока находится лишь в стадии пассивного созерцания и слаботекущей рефлексии.
Лоучевский Лондон, что и Акиновский Мюнхен — интернациональный город, современный Вавилон, где перемешаны все расы и языки. Не особо страшась наплыва эмигрантов, некоторые британцы извлекают из последних всевозможнейшую выгоду, пользуясь отчаянным положением приезжих. Одна из них мать-одиночка Энджи, работающая в фирме по рекрутингу иностранных рабочих. После неожиданного увольнения с работы женщина решает открыть свое агентство на паях с подругой, дабы утереть нос обидчикам. Вот только на легальных рабочих много не заработаешь…
По сути, Энджи символизирует собой образ доброго белого господина с английских плантаций. Вроде бы и либеральные взгляды и даже некое подобие сострадания легко подменяются алчностью, корыстью и лицемерием. Для таких люди живой товар, который можно только выгодно продать, ничего не дав взамен. Осуждая во многом прошлых работодателей, Энджи незаметно превращается в одного из них. Она начинает относиться к людям только с потребительской целью. Но при этом на виду подменяя жажду наживы ложной моралью и напускной заботой. Убеждая себя в том, что все это делается для единственного сына Джейми, женщина вдобавок обманывает и саму себя, обнажая никчемность своей жизни и гнилость души.
Несколько удивляет обеливание Лоучем поголовно всех эмигрантов в глазах у зрителя. Для режиссера эти люди — эталон совести и честности. Если у Гая Ритчи все иностранцы бандиты, то у Лоуча чуть ли не святые. Видимо разочаровавшись в соотечественниках, британец ищет для себя новый идеал людей. И они у него есть — поляки, арабы, украинцы и многие другие. Все те, кто еще не вкусил все «прелести» западной сытой жизни.
«Это свободный мир» — произносит Энджи с экрана. И каждый зарабатывает здесь, как умеет. Всегда найдутся желающие по сходной цене купить билет в свою мечту и в другую жизнь. И всегда найдутся те, кто захочет на этом заработать, используя свое выгодное положение.
Итог картины неутешителен — вопросов стало все больше, а ответов так и нет. И в ближайшее время не появятся. Остается только хладнокровно наблюдать за развитием ситуации, не в силах помешать ее развитию. Пока что найти ниточку, связавшую прочно Восток и Запад кинематографистам не удается. Каждый сам по себе. Вынесенное в заголовок картины словосочетание «свободный мир» не иначе как горькая усмешка Лоуча. Кому как не ему это понимать.
4 февраля 2009
Этот фильм снят не для того, чтобы заставить общество в очередной раз возмутиться эксплуатацией мигрантов, как будто об этом не говорили тысячу раз. Главное, что героини в каком-то смысле ведут себя ровно так, как требует от них общество.
Кен Лоуч
Героиня нового фильма британского классика Кена Лоуча -молодая мать-одиночка, уволенная с работы. Ей приходится вертеться как белке в колесе, чтобы хотя бы вылезти из долгов. Поначалу она служащая рекрутингового агентства оказывается в двояком положении: ее, отлично знающую свою работу, не понятно за что, выкидывают на улицу. Хотя предположения, конечно, есть. Накануне она плеснула пивом в лицо начальнику, не постеснявшемуся облапать ее в баре.
Энджи страшно устала от ситуации, когда одну плохую работу приходится менять на другую, пока сына воспитывают дедушка и бабушка. Ей надоело выслушивать упреки в собственной никчемности от отца и матери. Девушка решила открыть на пару со своей подругой собственную рекрутинговую компанию. Энджи объезжает места проживания гастарбайтеров, берет их на тяжелую, грязную и низкооплачиваемую работу. Она по началу не понимает, что если хозяин не заплатит им деньги, то рабочие будут разбираться с ней.
Девушка быстро понимает, что забыв о своей совести, можно заработать намного больше. Прослеживается явная ирония. В свободном мире у каждого есть свобода перестать быть человеком.
Кен Лоуч из той среды, о которой всю жизнь снимает фильмы,- его отец был заводской рабочий. Все его фильмы — про социальную несправедливость, с которой он борется, выбрав камеру в качестве инструмента.
В «Этом свободном мире» он показывает широкий срез проблемы. Гастарбайтеров действительно всегда обманывают, им не платят, на них наживаются. И делают это преимущественно люди, кричащие о демократии и политических правах, однако существует и другая сторона медали. Выжиманием пота из нелегальных рабочих занимаются люди, которые вкалывают и сами, забывая о своей семье, личной жизни и самое главное — совести. В фильме все детально показывается на примере главной героине, которая из приятной на вид девушки превращается в озабоченного деньгами робота.
Но мы живем в свободном мире. Система системой, эксплуатация эксплуатацией, но становится роботом или нет — все еще выбор каждого.
Фильм «Это свободный мир», безусловно, обязателен к просмотру любителям подумать о несовершенстве разных социальных систем и неправильности однобокого взгляда на окружающую действительность.
29 января 2009
Это фильм об одинокой женщине, которая окунулась в жестокий мир грязного бизнеса по найму рабочих-иммигрантов и стала одним из винтиков в бесчеловечной машине, прокладывающей путь по головам несчастных в погоне за большими деньгами.
Лоучем затронут болезненный вопрос, который уже давно стоит на повестке дня десятка европейских государств: проблема нелегальной иммиграции. Люди оставляют свою родину, свои семьи и отправляются в долгий путь заграницу на заработки, полагаясь на волю Проведения и, своего рода, проводников — наподобие героини фильма. В обязанности Энджи (как оказалось, совсем не ангела), входит оформление безработных из неблагополучных стран Восточной Европы, стремящихся во что бы то ни стало уехать за лучшей долей работать в Англию. Внушительных размеров мзда, переправка за бугор, поселение в вагончике, скорее похожем на клоповник, устройство на тяжелую, физическую работу, задержка зарплаты, а в худшем случае и вовсе ее отсутствие — вот обыкновенная судьба этих рабочих пилигримов.
После увольнения с работы, Энджи решает открыть на пару с подругой собственную контору по найму иностранных рабочих, но, охваченная алчностью и жадностью, переступает черту и берется за оформление нелегальных иммигрантов. Запах наживы одурманивает ее, раскрывает самые низменные качества. Она не дальновидна, поэтому не отдает себе отчет в том, как весь ее хрупкий, бумажный мир легко может покатится в тартарары. Стремясь построить счастье для себя и своего сына на чужих костях, на поте и крови приезжих рабочих, она устанавливает барьер между собой и пришлыми, между «человеком и тварями дрожащими».
Лоуч изобличает эгоизм главной героини с одной стороны, и показывает, как человек становится товаром, разменной монетой в руках «маленьких» и «больших» боссов с другой стороны. Забывая все святое, Энджи бросается в поток невыполненных обещаний, лжи, фарисейства.
Хороший пример острого социального фильма.
15 декабря 2008