Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек-ветер |
год: | 2007 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Хуат Ахметов |
сценаристы: | Одельша Агишев, Хуат Ахметов |
продюсеры: | Рауф Атамалибеков, Станислав Ершов, Арман Асенов |
видеооператор: | Рифкат Ибрагимов |
композитор: | Юрий Потеенко |
художники: | Негмат Джураев, Зебо Насирова |
монтаж: | Маргарита Смирнова |
жанры: | фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
«Очень старый человек с огромными крыльями» — короткий рассказ Маркеса, вдохновивший немало режиссеров. Помимо работы Ахметова существуют два полнометражных фильма, один короткометражный и один анимационный фильм, создатели которых упоминают в качестве исходного материала эту новеллу писателя. И весьма характерно, что «прописать» Ангела режиссеры стремились на своей родной земле (так, например, помимо латиноамериканского мира Бирри — соавтор сценария всё-таки был сам Маркес — старый странный человек приземлялся на Украине и в Беларуси). Что и говорить: философская основа этого сюжета границ земных безусловно не имеет.
Странно, что я в своё время пропустил фильм Ахметова. Но хорошо, что не пропустил совсем. Ибо на мой вкус — это не только лучшая киновариация на тему «Очень старого человека..», но и достойный образец современного некоммерческого казахского кино (пусть и снятого на российские деньги).
Как и прочие режиссеры, Ахметов взял из Маркеса только общую сюжетную завязку; и как все прочие поселил своих героев на своей родине. Впрочем, краткость самого рассказа — в противопоставлении емкости его философской основы — делает географию его визуализации безграничной; также как и вариативность деталей сюжета и концовок.
Нельзя сказать, что основные философские намеки Маркеса или идеи Ахметова сугубо оригинальны. Всем известно, что всё не укладывающееся в привычной быт рода людского, каким бы невинным оно не было, будет воспринято обывателями как опасное и мешающее: до той поры, конечно, пока не перестанет быть новым. Совершенно понятно также, что власти не нужны фантастические сюрпризы, будоражащие сознание простого люда. Также известно, что любая религия предаст анафеме любое неземное явление, если не сможет использовать в рамках своей концепции.
В «Человеке-ветре», однако, есть и более тонкие философские линии. Так, определенная неоднозначность личности человека с крыльями и его роли в судьбе людей намекает на то, что человек ждет от посланца небес прямой и непрерывной благодати, не имея достаточно сил понять, что чудо уже свершилось (ребенок выздоровел, но этому находят более традиционное объяснение), а дальнейшее пребывание Ангела среди людей не даст им никакой пользы, пока сами они пребывают в зависти, корыстолюбии и обмане. Иначе: не сила святого, находящегося среди мирян, определяет благополучие последних, но само их поведение. Далее, кровь святого воскрешает жизнь невинного дитя: парадокс существования людей — для того, чтобы понять истинную природу святого, нужно сначала его убить. И, заметьте, Ангел понимает, что сейчас произойдет: этот момент кратко, но броско передан и режиссером и игрой Ясуловича. Кара же за непонимание святости тоже последует, пусть не сразу. И здесь нужно отметить незаурядный зловещий гротеск режиссера, посылающего эту кару на аул в виде творения рук человеческих — отработанной ступени ракетоносителя… И только Смерть (в образе ее посланца Мадара) хоть и пугает людей, но не является чем-то необычным. Вот только охотиться за ней бесполезно, и пытаться обмануть ее (избежать прямого взгляда Мадара) глупо — это приводит всё к тому же печальному результату, когда Смерть забирает свою дань: только уже руками тех, кто за ней охотился; и для силы урока забирает наименее предназначенного для этого, по мнению людей, человека, дервиша.
Но одно дело идеи философские, а другое дело их воплощение на экране. И здесь режиссер демонстрирует не только профессиональное мастерство, но и незаурядный художественный вкус, позволивший ему избежать мелодраматической слащавости в передаче сцен грустных и трагических и пустого пафоса в сугубо философских зарисовках. Яркое же гротескное представление Ахметовым общераспространенных людских заблуждений и пороков, которое почему-то низводят до банальной пародии на казахскую действительность, ни разу не переходит в фарс или дешёвую комедию и лаконично контрастирует с общим драматическим фоном повествования, а в деталях контраста — с образом Ангела, начисто лишенным комических черт и имеющим природу явно не просто «очень старого человека» (тогда как у самого Маркеса ангел лопал баклажанную икру, дурно пах и, наконец, болел ветрянкой).
За целостность повествования, собственный кинопочерк и серьезную философскую нагрузку смело ставлю
8 из 10
30 июня 2015
Согласно Корану, душу того, кто праведно жил, после смерти встречают молодые и красивые ангелы. Грешник может рассчитывать лишь на крылатых стариков в лохмотьях. Одному Аллаху известно как отделяют одних от других: ведь грешнику при раскаянии могут простить самое распоследнее беззаконие, а праведнику могут не отпустить и первое. Конечно, ангелы-то знают, когда и к кому идти, но и они, наверно, не застрахованы от ошибок в путевых листах. Где-то в казахской степи, в застывшем во времени поселке, яркая вспышка освещает небо, и в ясли одного из домов стремительной кометой падает пожилой человек с крыльями — посланец небес, то ли спустившийся, то ли изгнанный. Живущий в доме маленький мальчик смертельно болен. И весь его грех состоит, видимо, в том, что, повстречав на своем пути Мадара — вестника смерти с покрывалом на лице, малыш имел неосторожность заглянуть тому в глаза. Что по легенде ведет к неминуемой гибели…
Удивительно, но режиссерская работа Хуата Ахметова осталась незамеченной российским зрителем, даже несмотря на четыре премии на V Международном кинофестивале «Новое кино. XXI век» в Нижнем Новгороде. Даже участие народного артиста Игоря Ясуловича не спасло ситуацию — впрочем, казахское кино малопопулярно где-то за пределами бывшей КССР. Взяв за основу рассказ Маркеса «Очень старый синьор с большими крыльями», Ахметов перенес место действия в обычную казахскую глубинку времен своего детства. Симбиотически связав казахские, узбекские, персидские мифы, легенды и обычаи, режиссер вывел всё это к традиционности восточного общества, к его привычкам и быту, оставив мистический аспект лишь как объединяющий все направления фактор.
В степи люди как будто ближе к Богу, а молитва муэдзина разносится далеко за пределы крошечных поселений. Открытые пространства обнажают души, сразу показывая всю суть человека. Даже напуганные до смерти, люди выхаживают странного крылоносца, не представляя — кто он и зачем пришел. Мифологическая память подсказывает, что он прилетел за больным мальчуганом, но тот выздоравливает, и пришельца перестают считать сборщиком душ. Конечно, в экономически сложные времена крылатый человек мог бы разносить почту или стать самолетом-разведчиком, но мыслеслон, живущий в голове местного поселкового начальника, вставляет хобот себе под хвост и закольцовывает гениальную идею внутри степного мыслителя. Скоро жизнь входит в привычное русло, а на пернатого старика перестают обращать внимание. Ишь, какая невидаль — некоторые тут застали еще летающих драконов.
Нарочито карикатурное изображение казахской глубинки то ли пытается подчеркнуть ее фантазийную самобытность, то ли призвано на контрасте выделить притчевость главной идеи, то ли просто является самоиронией. Местный поселковый голова на официальные мероприятия приходит в тапках с помпонами, все жители легко болтают по-русски, полуразвалившийся кукурузник переоборудован под летающий супермаркет (он же — пункт обмена валюты). На высокую должность запросто могут назначить исходя из роста и комплекции кандидата. А для уважаемого городского начальника Хаким-ага даже можно вызвать солнце, выстрелив в тучу из пушки, — пародия на одного московского облачного разгонителя очевидна. Даже похоронный марш звучит трагикомично в обрамлении казахских народных мотивов. Сами мечты тут передразнивают реальную жизнь — чтобы было как в кино. Люди мечтают обменять степь на город (желательно с доплатой), убежать от обыденности, не подозревая, что серость не терпит пустоты, а создает мир серее себя, чтобы оправдать свое существование. Но во всем этом чувствуется доброе тепло и любовь, вложенные режиссером, — не Кустурицей единым, как говорится.
Постепенно пародия переходит в притчу о бренности бытия, в размышления о вечном. Может, небесный старик тоже родился впервые и всё для него в диковинку? Он пытается улететь, но крылья ломаются снова. Видать, даже у пернатых тварей есть миссия, не исполнив которую, нельзя жить дальше. И пока кто-то мечтает летать на фанерных крыльях, человек-ветер хочет выяснить суть собственного предназначения. Боль ангела порождает всесокрушающий смерч, а гибель его способна воскресить душу ребенка. Знать, миссия некоторых — и есть сама смерть, приносящая после себя всепожирающий огонь с небес. Люди кочуют с выгоревшей пустоши на новое место, то ли пытаясь убежать от самих себя, то ли скрываясь от Мадара, на которого молва привычно спишет очередное горе.
В ненавязчивых зарисовках гностик Ахметов на самом деле пытается разобраться, что же есть вера, но в итоге выводит лишь к неразрывности с традицией, отказывая божественному началу в первопричинности. В его трактовке можно запросто охотиться на вестника смерти, а ангела вылечить кумысом, чтобы затем арестовать его за тунеядство и бродяжничество. Свой дом всегда будет ближе любого Божьего посланника, а причины происходящего стоит искать в душах людей, а не в раззявившихся хлябях небесных. Впрочем, может, он не так уж и неправ? В конце концов, каждый из нас легко может сам стать Мадаром или Ангелом — достаточно просто заглянуть в себя и сделать выбор.
1 сентября 2014
Оригинальная лента российского режиссёра казахского происхождения, отмеченная на фестивале в Монреале. Действие происходит в азиатской степной части России или даже скорее в Казахстане. При этом немалая часть сюжета позаимствована у великолепного колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса из его рассказа «Очень старый человек с огромными крыльями».
Действительность далёкого аула изображена саркастически, почти все персонажи вызывают улыбку, а в приехавшем посмотреть на невиданное «существо с белыми крыльями за спиной» большом городском боссе легко угадывается тогдашний мэр Москвы Лужков. Не самая обычная роль ангела для добротного актёра Ясуловича, обладающего классным запоминающимся голосом, но в этом фильме потрясающе немногословного.
В целом фильм довольно-таки экстравагантный, с претензией называться «другим кино», но совсем уж высокую оценку я ему не поставлю.
6 из 10
2 июня 2012