Будда рухнул от стыда
Buda as sharm foru rikht
7.4
7.3
2007, драма, военный
Иран, Франция, Афганистан, 1 ч 21 мин
12+

В ролях: Аббас Алихоме, Абдолали Хосейнали, Никбахт Норуз
В развалинах у разрушенной статуи Будды тысячи семей борются за выживание. Бахтай, шестилетняя афганская девочка, хочет пойти в школу по примеру соседского сына, которые читает у входа в их пещеру. Раздобыв денег на покупку драгоценной тетради и взяв взамен карандаша губную помаду матери, Бахтай отправляется в путь. По дороге на нее нападают мальчишки, которые, играя подражают взрослым и воспроизводят ужасное насилие... Мальчишки хотят забить маленькую девочку камнями, взорвать ее, как талибы взорвали статую Будды, застрелить ее как американцы. Сумеет ли Бахтай сбежать от этих жестоких военных игр и добраться до школы?

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Будда рухнул от стыда

английское название:

Buda as sharm foru rikht

год: 2007
страны:
Иран, Франция, Афганистан
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Остад Али
композитор:
художник: Акбар Али
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 сентября 2007 г.
на DVD: 14 января 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Будда рухнул от стыда», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Будда рухнул от стыда», 2007

История достойная внимания

Я определяю эту киноленту не по оригинальному названию, а по своему — первоклассница. Только представьте — маленькая девочка, крошка, едва научившаяся стоять на месте и не падать — желает учиться! В этом желании прячется ответ в философии всех времён и народов — чтобы преобразовывать, прежде, следует изучить. Но как, она угадала эту мысль, если даже взрослая, ленивая особь, хитро обходит препятствия связанные с образованием, считая что «мне и так хорошо». Уж не Будда ли явился в образе малышки?

Молодая, красивая режиссёр Хана Махмальбаф заметно гордится своим фильмом. Она незримо всегда рядом с Бактай, а девочка сама, не спрашивая, принимает решения, упрямо ищет выход из сложных ситуаций, понимая, что желание учиться предполагает: убеждения, смелость, усердие, неудовольствия.

Совершенно неприемлем взгляд на современный Афганистан, как на оборванцев живущих в XIII веке. Это отвратительное высокомерие, как цветок «мальва горная» скоро завянет, превратившись в цветной пепел. А человеческое высокомерие, обрастёт цитатами циничных мыслей и пойдёт всякая игра, может быть — престолов.

10 августа 2017

Начну с того, что существует несколько практически беспроигрышных тем для кино, таких как, например: дети и война (как в данном случае), холокост, стоическое противостояние жизненным невзгодам человека, ставшего инвалидом, и еще кое-какие. Само по себе затрагивание этих тем в фильмах, по-видимому, зачастую считается их создателями самодостаточным, потому всем остальным они нередко пренебрегают. Фильмы, повествующие о таких вещах, как правило, непременно получают награды на различных кинофестивалях, если и не в Берлине или Сандансе, то хотя бы где-нибудь в Карловых Варах уж наверняка, не говоря уже о том, что ругать такое кино как-то не принято. Я не хочу показаться циником, и потому скажу, что надо всё же иметь в виду принципиальную разницу между реальной жизненной ситуацией и отображением её в кино. Всё-таки камера нужна не только для фиксирования на плёнке объектов окружающего мира, а монтаж — для соединения отснятых фрагментов воедино.

Всё вышеизложенное, к сожалению, напрямую относится ко второму полному метру младшей дочери Мохсена Махмальбафа. Кроме трогательной истории о девочке, во что бы то ни стало решившей выучиться читать, похвастаться этому фильму, увы, нечем. Впрочем, и претензии технического характера предъявлять особо не к чему (тем более к актерской игре, поскольку дети сами по себе — чрезвычайно кинематографичные создания), разве что к совершенно проходному, что называется, сценарию. Можно было бы, в принципе, списать неудачу на юный возраст режиссёра, однако же полнометражный дебют старшей дочери Махмальбафа «Яблоко», снятый ею примерно в этом же возрасте, выглядит намного лучше, я бы даже сказал — изысканнее, хотя там, очевидно, не обошлось без активного участия отца.

В общем, если изъясняться в терминах десятибалльной шкалы, то -

6 из 10

4 апреля 2013

Не верю…

Фильм-претензия на категорию «социальная бомба». Но только претензия. Как я люблю говорить: бомба не разорвалась, дискутировать не о чем, резонанса не случилось. Будда рухнул от стыда, это ужасно, но фильм все же слабоват (при всей моей любви к фильмам на тему человечности).

Малышка Бактай очень хочет в школу. Как она сама говорит, она хочет знать буквы, чтобы учить разные истории. Девочка все-таки покупает себе тетрадь, хватает мамину помаду (вместо ручки или карандаша) и бежит с соседским мальчиком Аббасом в школу, откуда ее благополучно ссылают в школу для девочек. Ну, как «благополучно»… Девочка натерпелась. Это все игры, но они пугают, потому что это проекция взрослой жизни.

При просмотре в предвкушении боли и страданий организм напрягается самостоятельно. В фильме есть моменты, от которых зритель съеживается в негодовании: Бактай пытается качать свою маленькую сестренку, хотя сама не больно-то и старше (мама, видите ли, собирается за водой, которая вроде как есть), мальчика Аббаса мать привязывает веревкой, сама Бактай привязывает свою сестренку, мальчишки полностью копируют в своих играх поведение взрослых (догадайтесь, что из себя представляют взрослые). Но по мере просмотра напряжение сходит на нет. Почему же? Талибан — очень благодатная тема, о которой можно говорить долго и громко. Их жизнь, порядки, поведение, отношение к женщинам — это все злободневно, это не оставит безразличным никого, кто знает о Талибане хотя бы немного. О чем фильм? О Талибане. О детях и о взрослых, о войне и о мире, об обидах и радостях. Так почему же фильм, который позиционировали как информационную вспышку, вдруг оказался таким… хромым, что ли?

Итак. Фильм создает впечатление полного отсутствия подготовки. Кажется, что создатели посидели, подумали да и решили снять фильм. Почему нет? Хорошо, что есть о чем. Только вот режиссерской работы нет. Если учесть, что режиссеру было 19 лет, то больше скажу: можно было бы с больше отдачей и энтузиазмом отнестись к поставленной задаче. Этому фильму, картинам на подобные темы, даже не нужен профессионализм. Нужна страсть, которой я, уж простите, не разглядела.

Немного «фи» сценарию. В классе творится черт знает что (а именно: девочки красятся помадой, шушукаются, да что там — просто шумят), а учительница не видит и не слышит — она на доске буквы пишет, ага. Это фальшиво.

Зато операторская работа мне понравилась. Прекрасное изображение. И дети хорошие. Очень понравился эпизод с горящим воздушным змеем: вот она — сила детского воображения! Сам эпизод снят плохо, но задумка великолепна. Понравилась идея с высохшей грязью на Аббасе — он действительно маленький Будда.

Понравились диалоги. Все по-детски. Нет напускной взрослости, и это замечательно.

Хотя, знаете… Верю.

21 декабря 2012

Очень интересный фильм с точки зрения подачи идеи. Цельная, естественная картинка, включающая в себя, как настоящие декорации и пейзажи, так и самых настоящих, живых действующих лиц. А эти самые лица в основном дети, поэтому за ними вдвойне интереснее наблюдать и они вдвойне искреннее и живее, если так можно сказать. Сначала немного тяжело было смотреть, наверное, из-за жалости к маленькой малышке, которая хотела купить себе тетрадку и к которой все были так безразличны. А когда она заплакала, испугавшись, что её забьют камнями, я тоже всплакнула вместе с ней, очень уж реально всё это выглядело.

В общем, очень хороший фильм, смотреть стоит.

28 июля 2012

Рассказ о маленькой афганской девочке, которая хочет научиться читать и первый раз идет в школу.

Название фильма происходит от факта взрыва статуи Будды на территории Афганистана произведенного по решению правительства талибов. Это разрушение символа терпения, миролюбия и рассудительности обыграно авторами, как невозможность божества наблюдать за тем бесконечным злом и нелепостью происходящими вокруг.

Горное афганское поселение, крайняя бедность, особенный менталитет, люди живут в пещерах, их образ жизни не изменен уже многие века. В фильме мы этого прямо не наблюдаем, но Афганистан находится уже несколько десятилетий в различных войнах, и испытал на себе вторжение советских войск и войск НАТО. Три поколения афганцев взрослели под выстрелы автоматов. Поход ребенка за знаниями в таком мире, опасен для жизни в буквальном смысле. Смерть находится рядом с ребенком на каждом шагу, будь то расщелина, горная река или группа мальчишек играющих в свои военные игры.

История «афганского Филиппка» при всей своей образности для меня является в первую очередь кинодокументом о жизни в Афганистане, и прямым обвинительным приговором агрессивному исламскому религиозному догматизму, в частности — Талибану.

Этот фильм упрек всему образованному и развитому миру, который в погоне за личным комфортом закрывает глаза на смерть детей в странах третьего мира, на ту дремучую отсталость быта и нравов, в которой живет огромное количество жителей земли, на политику насилия и принуждения мирового капитализма. Авторы не даром выбрали местом действия Афганистан, это показательное исламское государство, которое пострадало в равной степени, как от идеологий, так и от корыстных интересов сверхдержав, и в итоге находится сегодня на грани выживания.

Сила воздействия фильма на зрителя заключается в том, что о таких серьезных и взрослых вещах, нам говорят дети, их игры, поступки, слезы…более сильный художественный прием трудно представить. А пыльные лица мальчишек, готовых закидать неверную камнями пугают меня больше любой голливудской страшилки.

Проблема существования мультинационального социума обсуждается сегодня многократно. Тема становится особенно острой при упоминании исламской экспансии Европы, когда либеральные завоевания сминаются под религиозным напором, а умирающее европейское христианство и насаждаемая потребительская идеология не могут сегодня что-либо противопоставить жестким фактическим исламским принципам. Я субъективно считаю, что религия взрастает на почве не образованности, причем, чем меньше знаний в человеке, тем более агрессивную религию он готов в себя впустить. Поэтому самым эффективным лечением тут является массовое образование, и чем шире и глубже оно будет, тем меньше шансов на дальнейшие «хирургические вмешательства». Эту простую вещь фильм объясняет практически «на пальцах». Другое дело, что текущее бедственное существование стран третьего мира находится в интересах большой политики, отдельных государств и капиталов. Вот за это действительно должно быть стыдно не только Будде.

17 апреля 2012

Умри, и ты будешь свободна!

Фильм увидел случайно, но не смог оторваться и досмотрел до конца.

Большинство картин в кинематографе снимается на избитые темы! Тогда на первое место встает мастерство актеров, хороший сценарий, богатый реквизит, дорогая видеотехника, умопомрачительные спецэффекты и т. п. Все это чаще всего компенсирует скудость доносимой до зрителя идеи, и это естественно!

Картина «Будда рухнул от стыда» из другой категории. Гнетущая, шокирующая реальность другого мира, неизвестная большинству зрителей, которую фильм показывает — ЭТО главное! Игра, реквизит, спецэффекты здесь не только не обязательны, но и излишни, ибо они могут сделать фильм искусственным, наигранным, трагикомичным! А это уже не будет правдой!

Фильм не внушает оптимизма, и это самое сильное в нём! Он намекает, что завтра, эта реальность может коснуться любого зрителя и побуждает его самостоятельно искать ответ и принимать решение — бояться или противостать, умереть или жить! Фильм побуждает зрителя к поиску и обретению таких убеждений, такой веры, что способны будут помочь каждому лично преодолеть себя, свой страх, и ту реальность, которую он нам приоткрывает.

Как оценить фильм? Я не знаю. Классный? Что же классного в такой жизни. Плохой? Нет, он лучше многих блокбастеров и экшенов последних лет!

Лично моё определение: Фильм правдивый, отрезвляющий, побуждающий каждого мыслить и становиться Человеком с большой буквы.

18 марта 2011

Умри и станешь свободной

Семейный клан Махмальбафов — притча во языцех современного фестивального кино, яркий парадокс неиссякаемого источника поражающих воображение кинолент, производимых с завидной регулярностью всеми членами семьи. «Будда рухнул от стыда» — полнометражный игровой дебют 19-летней дочери иранского гуру Мохсена Махмальбафа, не по годам зрелой и умной девочки Ханы, бросившей общеобразовательную школу и с восьми лет взявшейся за камеру, чтобы продолжать славную традцию своей замечательной семьи и с помощью искусства вступить в диалог с миром, который, по ее мнению, очень недружелюбен. И лента «Будда рухнул от стыда» самый искренний и жесткий удар поддых милитаризованным государствам, нанесенный из-под паранджи. Фильм отмечен множеством призов, среди которых Гран-При кинофестиваля в Сан-Себастьяне, Серебрянный медведь Берлинале за лучший полнометражный фильм, и премия «За мир», которого в картине юной иранки не было и в помине.

Как не было никогда мира и в Афганистане, в котором происходит действие фильма. Биамин, горное местечко, известное прежде всего тем, что в 2001 году талибы подорвали здесь 55-метровую статую Будды, на что тут же откликнулся Мохсен Махмальбаф, заявив, что никто статую не взрывал, она сама рухнула от того ужаса, что творится на земле. Статуе стало стыдно. Заинтересованность Мохсеном Афганистаном, его культурой, историей и тем бедственным положением, в котором оказалась страна, обусловила и выбор Ханы Махмальбаф, которая живет словно цыганка, как и вся ее семья, кочуя с места на место, спасаясь от цензурных запретов. Для «Будды, рухнувшего от стыда» запреты были неминуемы, отчего фильм снимался и в Афгане, и в Таджикистане и в Берлине. Основная тема фильма — это воспроизведение увиденного насилия в играх детей, которые пережили и нашествие русских, и аль-каиду, и талибан, а теперь и американскую оккупацию. Маленькая девоча Бактай, мечтающая пойти в школу, случайно становится жертвой игр в войнушку, неверной женщиной, которую следует забить камнями, расстрелять, закопать в могилу и побить камнями. Воспринимается это тяжело, ведь, когда играют в войнушку западные дети, это если и вызвает опасения, то только среди сверхактивных мамаш. В положении Афганистана такие игры смотрятся не просто как норма, а страшное предзнаменование будущего, которое, как известно, в руках детей. Насилие, воспроизводящее насилие, впитываемое с молоком матери. И что хуже всего, вовлечение в вечный круг насилия людей, не желающих принимать в этом участие.

В отличие от своих сверстников в Америке, которые узнают о насилии из голливудских боевиков, дети Афганистана познали его, наблюдая за ужасами, которые испытали их родные. Они видели, как их отцам отрубали головы в их собственных садах. (Хана Махмальбаф)

Наличие в фильме детей, конечно, бьет в десятку. Этим приемом Хана избегает показывать насилие на экране, но одновременно с этим находит более убедительный способ продемонстрировать угнетенное положение Афганистана, который не мог не потрафить фестивальной публике. Если вы не сочувствуете маленькой Бактай, то все равно будете впечатлены ассоциациями, которые вызывают эти дети, выступающие то в роли американских войск, бомбящих город, то талибов, очищающих землю от скверны.

И каков итог? Хана Махмальбаф эффектно сообщает, что лучше умереть. Смерть — это путь к свободе для людей, проживающих в пещерах, в стране, чья экономика сидит на героиновой игле, на земле, которую оккупируют самые разные силы, всегда обещающие свободу, но еще больше разрушающие уклад жизни афганцев. Так все безнадежно, что даже Будда, архетип терпимости, толерантности и милости, рухнул от стыда, чтобы больше не видеть зло, с которым приходит гуманитарная помощь в Афганистан.

И знаете, режиссеру 19 лет было, как и мне сейчас. Если не помните себя в этом возрасте, или его не достигли, оглянитесь по сторонам. Сам по себе фильм сильный, несмотря на то, что с виду очень простой, но вместе с тем мое уважение умножается во много раз к юной Хане Махмальбаф, дочери, достойной своего отца, и сказавшей больше и убедительней об афганском народе, чем аналитики от мира науки, боящиеся ступить ногой на эту землю.

8 из 10

27 августа 2010

Я убью вас когда вырасту!

Введение. Фильм более чем стоит посмотреть, ситуация в Афганистане не изменилась и по сей день. Увидел его не случайно, был «подарен» на дне рождения.

Камера в фильме заснимет всё, но не основное действие, которое происходит где-то в углу кадра, актёра\актрису всегда закрывали от камеры, повседневной жизнью будь то висящие куски мяса или летящий воздушный змей.

Само действие происходит в городе Бамиан, Афганистан. Название фильма очень подходит, нежели прошлое «Тетрадка», Будду не взорвали, видя, что происходит на земле Афганистана, он рухнул… от стыда… Фильм простой. Сидел и смотрел до самого конца, не отрывая глаз от маленькой девочки, которая не любит войну, а хочет ходить в школу и уметь читать забавные для неё рассказы.

Самый сильный эпизод, когда мальчишки начинают играть с Бактай в войнушку. Дети в Афганистане уже научены ненавидеть, унижать и мучить, будь то это обычной игрой. И они отнюдь не невинные, оказывают почти шоковое воздействие! Это не сравнимо с моими детскими\школьными днями.

Такие фильмы очень редкие, которые могут пробить сердце в любых жизненных ситуациях. И мне искренне жаль, тех войнов и их жизнь. И эта терпеливость главной героине, просто поражала меня.

10 из 10

6 июля 2010

Неуверенное кино

Признаюсь, я не имел представления о том, что режиссер фильма — юная Хана Махмальбаф, дочь режиссера Мохсена Махмальбафа, создала этот фильм в 19 лет. Поэтому, говоря о неуверенности фильма, я говорю о чем-то простительном в таком контексте.

Однако, это не то кино, которое можно поставить на одну полку с качественными работами восточных режиссеров, или посмотреть в ожидании чего-то, чем можно глубоко проникнуться в силу убедительности этого.

Фильм показывает, какое влияние оказывает на детей современного Афганистана взросление среди актуальной не первый десяток лет, проблемой взаимоотношений внутренних политических сил со внешними. Ну а грубо говоря, талибов с американцами.

Трудно винить за неубедительную игру всех юных и не очень актёров. Трудно предположить, что это действительно актёры. Пожалуй, самым интересным для меня было заглянуть в мир Афганистана — документальная составляющая картины.

22 октября 2009

Драма Будда рухнул от стыда на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Хана Махмальбаф. Список актеров, которые снимались в кино: Аббас Алихоме, Абдолали Хосейнали, Никбахт Норуз.

Производство стран Иран, Франция и Афганистан. Будда рухнул от стыда — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.