Этот исторический мини-сериал, как было справедливо замечено, снят в поджанре «докудрамы» и по сути является художественным фильмом, в котором события прошлого воспроизводятся актёрами с почти документальной точностью. Его создатели немногим ранее отметились работой в цикле «Древний Рим. Расцвет и крушение империи». Поскольку каждая серия снималась разным составом режиссёров, сценаристов и операторов — постольку в целом получилась мозаичная, разноплановая — и вместе с тем весьма достойная работа, которую смело можно рекомендовать для просмотра всем любителям жанра.
Формат рецензии вряд ли вместит в себя обзор всех эпизодов, поэтому остановимся в качестве примера лишь на первом в списке, о Наполеоне Бонапарте. Этот эпизод явно «особенный» и сразу ставит высочайшую повествовательную планку для всех остальных серий, так впрочем, и не достигнутую.
Первая серия — эдакий маленький шедевр документального кино о личности огромного масштаба, созданный заклятыми (в прошлом) врагами, с которыми Бонапарт вёл многолетнюю и очень упорную войну — войну на уничтожение… Фирменная фишка создателей сериала — поместить известную историческую персону в неизвестные широкой публике обстоятельства здесь блистает во всей красе. И Наполеон предстаёт перед нами не в блеске и сиянии неувядающей славы, а как никому неизвестный молодой человек, нуждающийся и страдающий, вынужденный заботиться о своей большой семье, где главную роль играла мать — сильная, властная и честолюбивая женщина, главный советчик и утешитель для сына в тяжёлое и для страны, и для семьи время. Но и в такой, казалось бы, безвыходной ситуации в молодом Бонапарте проглядываются зачатки его стратегического гения и будущего величия, умение подчинять, властвовать и увлекать за собой людей, искать нестандартные решения, проявлять инициативу.
Эпизод снят как бы в полуцвете, что трактовать можно двояко: а) намёк авторов на то, что перед нами — предыстория Бонапарта; б) указание на смуту и неопределённость той грозной для Франции поры. С технической точки зрения съёмки выполнены безупречно и фильм содержит вообще множество деталей и ёмких штрихов, которые можно оценить, только пересматривая фильм. А пересматривать его тянет снова и снова. Актёрская игра — выше всяких похвал, и здесь я бы в первую очередь отметил даже не Тома Бёрка, а его антагониста — Роба Брайдона (Фрерон). Очень оригинальная идея, кстати, — взять на роль палача и главного злодея одного из лучших комиков Англии…
Надо заметить, что полная версия фильма приблизительно на 10 минут длиннее того, что выпущено на DVD. В удалённых сценах раскрываются подробности отношений Полины (сестры Бонапарта) и Фрерона, закончившиеся неудачной попыткой сватовства.
И ещё совет тем, кто не смотрел фильм. Обязательно прочтите книгу «Наполеон» Евгения Тарле — и тогда получите при его просмотре непередаваемое, ни с чем не сравнимое удовольствие!
9 из 10
29 апреля 2017
Замечательный минисериал повествующий о эпизодах жизни 6 выдающихся полководцев в истории. С удивлением наткнулся на него и за ночь на одном дыхании пересмотрел все серии. Приятно удивило, с какой любовью авторы отнеслись к сему проекту — это не какая-то банальная документалка и 6 полноценных фильмов с прекрасными и полностью соответствующими эпохе костюмами (что и в крупных фильмах встретишь редко), интересными и не бредовыми сюжетами и хорошей актерской игрой. жаль хронометраж каждого фильма слишком мал. И так по порядку:
1. Атилла — фильм рассказывает о легендарном вожде гуннов Атилле и битве на Каталаунских полях в 451 году. В отличии от полнометражного фильма «Атилла» с Батлером, здесь костюмы римлян полностью соответствуют эпохе конца Империи, а вот гунны подкачали — ну не европиоиды они были, а монголоиды, и сражались они не в пешом как в фильме, а в основном в конном строю. Жаль что время на битву отведено мало и вестготы почти не показаны. Хотя актер который играет Атиллу весьма харизматичный несмотря на малую схожесть с реальным Атиллой.
2. Кортес. Первый фильм на моей памяти про такую замечательную личность как Эрнан Кортес. Жаль что создателям не хватило хронометража показать битву при Отумба и все перипетии осады Теночитлана, но все остальное снято на высшем уровне дял того внебюджетного кино.
3. Спартак — сюжет известен. Авторы не стали заморачиваться и почему-то изобразили римлян в поздних доспехах да еще из кожи (видимо вслед за выходящими сейчас бредовыми сериалами про Спартака). Слабоват по сравнению с остальными сериями.
4. Ричард 1 Львиное сердце — события битвы при Арзуфе и борьба с Саладином за Иерусалим. Порадовали правдоподобные костюмы крестоносцев (хорошо смотреть после поздних шлемов и одежд в недавнем «Робине Гуде»
5. Токугава. Хитрый политик захватывает власть в феодальной Японии. Порадовал сюжет и костюмы, хотя несколько странно было слушать японцев говорящих по-английски.
6. Наполеон — мой любимый фильм в серии. Рассказывает о том с чего начинал будущей император — с Осады Тулона — тема о которой если и упоминали раньше в кино, то вскользь. Очень интересный образ Бонапарта — умного и жаждущего славы, но при этом простого и храброго солдата. Позабавила сцена поедания Наполеоном яблока в начале и конце)
В общем вердикт — очень неплохая серия фильмов, главный недостаток которой — малый хронометраж — поэтому минус был.
9 из 10
31 января 2011