«Ребро». Портрет жены художника на фоне эпохи
2006, документальный
Россия, 50 мин
Дополнительные данные
оригинальное название:

«Ребро». Портрет жены художника на фоне эпохи

год: 2006
страна:
Россия
режиссеры: ,
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Юрий Ермолин, Александр Гарибян
жанр: документальный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 50 мин

Отзыв критика о фильме ««Ребро». Портрет жены художника на фоне эпохи», 2006

Матушка и батюшка

Говорят, браки свершаются на небесах. Это означает, что когда двое на земле венчаются, то теперь они неразлучны во веки веков, ведь это зафиксировано в «небесной канцелярии». Жаль, но в наше время долговременные браки, как и само венчание стали феноменом. Об одном из таких феноменов повествует документальный фильм Галины Леонтьевой и Валерия Залотухи «Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи».

Слово «ребро» в названии, конечно, неслучайно. В Библии сказано: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…». Муж и жена по традиции считаются единым целым, и счастье, когда не только считаются, но и живут, как единое целое, как живут герои фильма: Елена Александровна Котикова и батюшка Отец Сергий.

В этом фильме интересна сама по себе задумка: исследование эпохи на примере жизни конкретного человека. Ведь что такое эпоха? Это период времени. А что такое человек? Это человек, живущий для эпохи, или, наоборот, время служит человеку? В любом случает, данный фильм повествует о людях, родившихся в нужное время и встретивших друг друга в нужном месте, этим он и уникален. Более того, внимательный зритель заметит, что начавшийся разговор об эпохе всё более и более сужается до конкретных людей и можно буквально по главам наблюдать, как с течением фильма авторы всё больше и больше увлекаются Сергеем и Еленой, уходя в итоге от эпохи и вовсе, как ушли от неё герои картины.

Но любопытна в фильме не только удивительная встреча двух людей. Ещё более интересным кажется их путь, совместный земной путь, пройдённый бок о бок «сквозь времена, которые согнули страну в бараний рог и пили из него». Уж сколько было событий за время их жизни: и многократная смена власти, и оттепели, и заморозки, и подполье, и гражданские перевороты напополам с военными, но они всё выдержали, всё прошли вместе, не отчаиваясь и не изменив ни себе, ни друг другу. Совместно укрепляя дух, художник и его жена не сломались под натиском жизненных перипетий, неся в сердцах Веру и Любовь, которыми согревали друг друга в любую эпоху.

Что случается с человеком, когда ему тяжело? А когда невыносимо? А если он уже в отчаянии? У всех по-разному. Кто-то спивается, кто-то берётся за оружие, кому-то проще покончить с собой… Такие люди служат времени. Но есть люди, которые, не доводя до предела, когда им просто тяжело обращаются к корням, далее к Богу, далее к природе и уединению, а также к искусству. Таким людям время служит само. Таковы и наши герои.

Режиссёры, сняв такой фильм, сделали зрителю прекрасный подарок — возможность воочию понаблюдать за истинно богатыми людьми. С течением времени картины зритель всё глубже заглядывает в сундук, в котором спрятаны настоящие сокровища. Одно из таких сокровищ — богатство природы, которой окружены герои. Жизнь по есенинским заветам на лоне природы, где «синь сосёт глаза», а братьев меньших в заботе о них «никогда не бьют по голове» со временем привела Елену и Сергея к смирению, а это одно из самых главных богатств человека перед смертью, и обретает его не каждый.

Стоит отметить, с какой заботой подошли авторы к своему фильму. Как в нём всё удачно скомпоновано: динамика в нём присутствует в начале, где много кадров с запечатлёнными на них событиями бешеной эпохи, а ближе к концу она спадает и повествование ведётся спокойно и неспешно. Так авторы подчёркивают само течение жизни героев. Даже к такому неприятному киношному действию, как монтаж создатели картины подошли очень внимательно и деликатно: кукушка во время разговора о смерти, иллюстрация к главе «Жена», где перед зрителем предстаёт не смонтированный кусок, а живой эпизод с интершумом, потому что иногда о женщине лучше промолчать; а как точно подобрано музыкальное сопровождение! Все эти моменты, коих в картине очень много и все работают, указывают на полное погружение режиссёров в свою работу и в жизнь этих замечательных людей.

Самое важное, что есть для нас в этих удивительных людях — это их принадлежность к русскому народу, их национальное самосознание, ибо мы обязаны помнить то, к чему испокон веков стремилась душа русского человека. Эти двое — Сергей и Елена, перед смертью принявшая монашеский постриг под именем Анны — пример для нас сегодняшних, погрязших в лжи и разврате. Пример для разрозненного общества, потерявшего самое себя, самоцель и утопающее в безвременье. На нашу долю, к сожалению, не выпало никакой эпохи.

И не зря последний портрет монахини Анны, уже посмертный, написан мелом на русской печи, ведь «печка, она завсегда стоять будет»

14 января 2011

Документальный фильм «Ребро». Портрет жены художника на фоне эпохи на экранах с 2006 года, премьера вышла более 18 лет назад, его режиссерами являются Валерий Залотуха, Галина Леонтьева.

Страна производства - Россия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.