Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
«Ребро». Портрет жены художника на фоне эпохи |
год: | 2006 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Валерий Залотуха, Галина Леонтьева |
сценарий: | Валерий Залотуха |
продюсер: | Виталий Сидоренко |
видеооператоры: | Юрий Ермолин, Александр Гарибян |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 50 мин |
Говорят, браки свершаются на небесах. Это означает, что когда двое на земле венчаются, то теперь они неразлучны во веки веков, ведь это зафиксировано в «небесной канцелярии». Жаль, но в наше время долговременные браки, как и само венчание стали феноменом. Об одном из таких феноменов повествует документальный фильм Галины Леонтьевой и Валерия Залотухи «Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи».
Слово «ребро» в названии, конечно, неслучайно. В Библии сказано: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…». Муж и жена по традиции считаются единым целым, и счастье, когда не только считаются, но и живут, как единое целое, как живут герои фильма: Елена Александровна Котикова и батюшка Отец Сергий.
В этом фильме интересна сама по себе задумка: исследование эпохи на примере жизни конкретного человека. Ведь что такое эпоха? Это период времени. А что такое человек? Это человек, живущий для эпохи, или, наоборот, время служит человеку? В любом случает, данный фильм повествует о людях, родившихся в нужное время и встретивших друг друга в нужном месте, этим он и уникален. Более того, внимательный зритель заметит, что начавшийся разговор об эпохе всё более и более сужается до конкретных людей и можно буквально по главам наблюдать, как с течением фильма авторы всё больше и больше увлекаются Сергеем и Еленой, уходя в итоге от эпохи и вовсе, как ушли от неё герои картины.
Но любопытна в фильме не только удивительная встреча двух людей. Ещё более интересным кажется их путь, совместный земной путь, пройдённый бок о бок «сквозь времена, которые согнули страну в бараний рог и пили из него». Уж сколько было событий за время их жизни: и многократная смена власти, и оттепели, и заморозки, и подполье, и гражданские перевороты напополам с военными, но они всё выдержали, всё прошли вместе, не отчаиваясь и не изменив ни себе, ни друг другу. Совместно укрепляя дух, художник и его жена не сломались под натиском жизненных перипетий, неся в сердцах Веру и Любовь, которыми согревали друг друга в любую эпоху.
Что случается с человеком, когда ему тяжело? А когда невыносимо? А если он уже в отчаянии? У всех по-разному. Кто-то спивается, кто-то берётся за оружие, кому-то проще покончить с собой… Такие люди служат времени. Но есть люди, которые, не доводя до предела, когда им просто тяжело обращаются к корням, далее к Богу, далее к природе и уединению, а также к искусству. Таким людям время служит само. Таковы и наши герои.
Режиссёры, сняв такой фильм, сделали зрителю прекрасный подарок — возможность воочию понаблюдать за истинно богатыми людьми. С течением времени картины зритель всё глубже заглядывает в сундук, в котором спрятаны настоящие сокровища. Одно из таких сокровищ — богатство природы, которой окружены герои. Жизнь по есенинским заветам на лоне природы, где «синь сосёт глаза», а братьев меньших в заботе о них «никогда не бьют по голове» со временем привела Елену и Сергея к смирению, а это одно из самых главных богатств человека перед смертью, и обретает его не каждый.
Стоит отметить, с какой заботой подошли авторы к своему фильму. Как в нём всё удачно скомпоновано: динамика в нём присутствует в начале, где много кадров с запечатлёнными на них событиями бешеной эпохи, а ближе к концу она спадает и повествование ведётся спокойно и неспешно. Так авторы подчёркивают само течение жизни героев. Даже к такому неприятному киношному действию, как монтаж создатели картины подошли очень внимательно и деликатно: кукушка во время разговора о смерти, иллюстрация к главе «Жена», где перед зрителем предстаёт не смонтированный кусок, а живой эпизод с интершумом, потому что иногда о женщине лучше промолчать; а как точно подобрано музыкальное сопровождение! Все эти моменты, коих в картине очень много и все работают, указывают на полное погружение режиссёров в свою работу и в жизнь этих замечательных людей.
Самое важное, что есть для нас в этих удивительных людях — это их принадлежность к русскому народу, их национальное самосознание, ибо мы обязаны помнить то, к чему испокон веков стремилась душа русского человека. Эти двое — Сергей и Елена, перед смертью принявшая монашеский постриг под именем Анны — пример для нас сегодняшних, погрязших в лжи и разврате. Пример для разрозненного общества, потерявшего самое себя, самоцель и утопающее в безвременье. На нашу долю, к сожалению, не выпало никакой эпохи.
И не зря последний портрет монахини Анны, уже посмертный, написан мелом на русской печи, ведь «печка, она завсегда стоять будет»
14 января 2011