Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Он ругается матом |
год: | 2006 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Тофик Шахвердиев |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 42 мин |
Признаюсь, что поначалу мне были непонятны все эти шнуровы сочинения. Я воспитан на очень высокой музыкальной культуре, в том числе эстрадной. Советская эстрада — это уникальное явление в музыке, это надо очень хорошо понимать. Соловьев-Седой, Исаак Дунаевский, Блантер, Фрадкин, Колмановский, Пахмутова, Богословский, Таривердиев, Тухманов, Зацепин, Юрий Антонов, Евгений Мартынов — это целая школа, плеяда! Ничего подобного не было написано нигде: ни в Великобритании, ни в Америке (Френк Синатра пел другие песни, не такие, как Муслим Магомаев). Это такое же грандиозное, самобытное и великое явление, как нью-орлеановский джаз, французский шансон или венская оперетта. И поэтому я не понимал, почему песня «Экспонат», в которой нет ни стихов, ни музыки, просто набор слов про какие-то лабутены, может пользоваться таким спросом. Я не понимал, о чем там идет речь, о чем эта песня вообще.
Но когда я посмотрел клип, я несколько изменил свое мнение. Я понял, что «Экспонат» высмеивает умение русских девушек пустить пыль в глаза своим потенциальным женихам, а также страсть к модной обуви под названием «лабутены» (женские туфли на красной подошве). Многие барышни узнали в клипе себя. Благодаря клипу посещаемость упоминаемой в «Экспонате» интерактивной выставки Ван Гога в Москве выросла в полтора раза. Даже сам Станислав Говорухин оговорился, что клип вышел талантливым, поэтому его создателей можно понять и простить за проявленное остроумие! Авторы клипа затронули в нем многие болевые точки современного социума. «Аудитория откликнулась, потому что наш режиссер Анна Пармас подняла реальную проблему. Девушки узнают самих себя, поэтому у видео тысячи комментариев», — рассказал Дмитрий Муравьёв, продюсер Fancyshot — компании, которая снимала клип.
Мне нравится такое странное противопоставление: люди, которые приходят на концерты «Ленинграда», чтобы очень сильно заявить про свой нигилизм, пофигизм, должны упорно работать в офисе, чтобы позволить себе это. Вот как всё сильно заверчено, оказывается. Сергей молодец, он очень тонкий стратег. Его первая работа — пиарщик, и все мы понимаем, что на самом деле он человек образованный, интеллигентный, типичный петербуржец. Как и Ксения Собчак — тонкая женщина, достаточно умный, воспитанный, интересный собеседник, умеет красиво парировать едкие вопросы и достойно держится перед микрофоном и телекамерой, но она на работе. Она занимается тем, что хабалит. Такое время, такая работа у них.
Рок-стар ехидно хихикает и вещает о том, что рок-фестивали — это апогей дурных манер и безвкусия, и вообще, ему ближе филармонии, потому, как там чище, бухло лучше и люди приятнее. Или вот еще одно его изречение: «Мариинский театр и группа Ленинград» занимаются абсолютно одним и тем же делом — расширяют границы сознания». Дичь какая-то! Даже самые чистенькие рок-звезды должны быть маргиналами, то есть находиться на обочине привычного культурного процесса. У рокеров должен быть свой культурный процесс, существующий назло всему остальному. А тут вам филармония, Мариинка, телепередача, кино, джэм-сейшн с Башметом. Ну прямо ботаник какой-то. И никто не против, если бы этот ботаник не надевал растянутые спортивные штаны, не мочил горло шампанским (для запаха) и не лез на сцену, чтобы орать матом. Что же это получается? Он весь сам из себя умный и прилежный, но вот работа у него требует братания с нетрезвыми народными массами. И их же потом в эфире еще и быдлом называет. За их же денежки.
В российском рок-движении, конечно, не только Шнур отличается отменным коммерческим нюхом, но никто не колотит бабло с таким цинизмом: на два фронта и не краснея. Он, наверно, скоро на коньках с Семенович будет плясать. Смешная, кстати, получится парочка.
Есть подозрение, что эти господа уже записали свои лучшие пластинки, однако среди кучи самоповторов они, безусловно, предложат что-нибудь занимательное. «МДМ» и «P.P.» вполне себе песни, которые, наверняка, поселятся не в одной тысяче мобильных телефонов. И еще этим артистам, наверно, следует сделать комплимент за то, что их усилиями рок-музыка превращается в то, чем она и должна быть. Во вредную привычку.
Любой альбом и всякий концерт «Ленинграда» отлично дают понять, что рок-н-ролл — это небезопасная и часто совершенно бессмысленная авантюра, от которой мирным гражданам лучше держаться подальше. Впрочем, именно возможность проявить свое животное начало и влечет толпы людей на рок-концерты. Возможность насладиться совершенно деструктивной, животной музыкой влечет публику за пластинками «Ленинграда». Слушая такое, вы вряд ли делаете правильный выбор, но ничего не можете с собой поделать. Это как вредная еда, сверхдозы алкоголя и прочие яды. Наверно, от рок-н-ролла тоже может быть похмелье, но разве думаешь об этом, когда делаешь погромче?
Так что подытожим: Сергей Шнуров — это образ сегодняшней России. Вздорный, ироничный, самоироничный, чудной, где-то матершинный, но он одаренно отражает бездарное время. Он — зеркало сегодняшнего времени, такого глупого, тупого, где нет больших песен, музыкантов, нет музыки. И тексты бездарны в сегодняшних наших песнях, нет никаких национальных хитов. Нет песен, равных «Чертовому колесу», «Свадьбе» Муслима Магомаева в плане популярности, в музыкальном, художественном плане. Но Шнур талантливо отражает это бездарное время. Он его простебывает сегодня. ОН НЕ БЕЗДАРНОСТЬ. Он эксцентрично отражает бездарность российской эстрады. Он сегодня ЛИЦО РОССИИ.
29 апреля 2017