| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Маяк |
| год: | 2006 |
| страна: |
Россия
|
| слоган: | «Дорога к себе — дорога к дому. Путей много — маяк один» |
| режиссер: | Мария Саакян |
| сценарий: | Гиви Шавгулидзе |
| продюсеры: | Ирина Прохорова, Антон Мельник |
| видеооператор: | Максим Дроздов |
| композитор: | Киммо Похйонен |
| монтаж: | Алексей Назарчук |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
4000000 |
Сборы в России:
|
$9 700 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 мая 2007 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 20 мин |
Несмотря на очевидный спрос кинолент о кавказских войнах, по-настоящему талантливых среди них не так много. Планка-максимум, которую ставят себе режиссеры — это рассказать о конфликте, увлечь боевыми действиями и внести стандартные нотки о любви, дружбе и предательстве. Искренности и хорошего морализаторства, которые были свойственны кинематографу СССР, в них обычно нет, зато есть желание выполнить план ко дню защитника Отечества и, по возможности, заработать денег. Прямо противоположным этой схеме стал дебют 23-летней выпускницы ВГИКа, армянского режиссера Марии Саакян. При поддержке фонда Роттердамского кинофестиваля и кинокомпании «Андреевский флаг» она сняла картину о любви к малой родине, погруженной в хаос войны. Любви, проникнутой каким-то воинствующим смирением, когда ты не берешь в руки ружье, чтобы защищать чью-то шкуру наверху, но хранишь его под кроватью, чтобы отстоять свой ветхий домик и близких людей, пока взрывы за углом сотрясают горы.
Волоокая Лена (Анна Капалева) возвращается из Москвы в родной аул, где в эпицентре очередной антитеррористической операции оказались ее бабушка с дедушкой. Где они именно находятся, один Бог ведает, потому что вначале 90-х весь Кавказ превратился в сплошную болевую точку на карте мира. Что характерно, сценарий к фильму писал грузин Гиви Шавгулидзе, вложив часть собственных впечатление о своей родине, что, в конечном счете, размывает всякие этнические границы и выносит на первый план именно историю людей в практически несовместимых с жизнью условиях. Спустя некоторое время, напуганная героиня пытается вернуться в Москву, но все сообщения с внешним миром оказываются разорваны. Лишь пессимистичное радио да вертолеты с гуманитарной помощью достигают ее. Иного выхода, как приспособиться к новой жизни, у Лены нет, и вскоре она задает себе вопрос, а так ли спасителен побег.
Под тревожную музыку финского аккордеониста-виртуоза Киммо Похйонена, Мария Саакян открывают своему зрителю красоту Кавказских гор и разоренных деревень, забавных людей с застывшими от страха глазами. Ни одного кадра насилия в «Маяке» нет, лишь старая бабушка регулярно бьет окна, потому что боится мародеров. Это фильм не о войне, а о том, как жить в ее условиях — так же стирать, так же ужинать, частенько менять лампочку из-за перебоев с электричеством и на всякий случай хранить свечку. Наименее стойкие переселятся на вокзал, чтобы в скором времени получить статуса беженца, а старики, повидавшие многое, так и будут доживать свои дни в гранатном зареве. Быть может, мир вернется в эту землю.
В конечном счете, «Маяк» едва ли ожидали акции протеста, частенько сопровождающие подобные фильмы, мол, режиссер ведет пропагандистскую деятельность в целях дискредитации такой-то и такой-то стороны, чего не избежала, например, Анджелина Джоли («В краю крови и меда») и Ясмила Жбанич («Грбавица»). Единственным противником для Марии Сааякн становится война, слишком сильным, чтобы с ней бороться напрямую. Оттого и нет в картине четко структурированного сюжета. Эпизоды следуют один за другим и лишь отдаленно намекают на связь между ними. Есть точка входа (Лена приезжает), но точки выхода, кажется, и нет. Лена адаптируется, и сумасшедшие пейзажи и патриархальная теплота втягиваются в нее и стирают печаль с лица, заменяя скорбной, понимающей улыбкой. Настоящая поэзия практически всегда рождается на стыке отчаяния и надежды.
30 апреля 2012
Мария Саакаян будто листает альбом с этюдами, нужно сказать изящными, но тема не позволяет. Этюд — набросок более или менее законченный, выполненный с натуры для ее изучения. Автор действительно с самой настоящей натуры (не издали, а совсем близко к этой натуре) изучает, вернее, постигает ту бессмысленную, нужно сказать — война, но… наверное, уместнее сказать — заблуждение — жестокое, беспощадное и глупое заблуждение приносящие одним удовлетворение амбиций, а другим горе и растерянность…
Растерянность, даже потерянность — лейтмотив фильма, вплетается в сюжетную линию, оттого она размыта и незакончена… НО так надо, для нашего сочувствия и соучастия.
12 января 2009