Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Каникулы |
год: | 2006 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Марина Разбежкина |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июня 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 52 мин |
Дети из интерната приезжают на каникулы в деревню Тресколье.
Жители деревни — манси — потеряли всех оленей (истребили? сами умерли? отняли?) и живут подножным кормом, охотой, пекут хлеб и чистят завалы снега вокруг.
Дети любят приезжать домой. Но в доме — одна общая комната, а по вечерам свет только от керосиновой лампы. Младших купают в тазике на кухонном столе. Играми засчитываются как карточный дурак и катание на самодельных санках, так и рубка дров.
Общие условия жизни таковы, что в интернат дети поступали рахитичными.
Центральный эпизод: пожилая женщина 12 км на лыжах прокладывает себе колею в снегу чтобы отвезти обожженного ребенка до машины, идущей в город. Ребенок все это время лежит в кожаном мешке — вместо саней. Более того, на обратном пути он даже писает в этот мешок и никак не выказывает неудовольствие или неудобство. И сразу мысль: а если бы я оказалась по любую из сторон веревки, за которую женщина везет мешок с ребенком? Что бы тогда? Столько времени тащиться по снегу с неудобной ношей — упорный, крайне тяжелый труд. Но и волочиться по снегу в описанной шубе много часов подряд — испытание, которое городской (или лучше самозваное — цивилизованный) житель вспоминал бы еще несколько лет.
И этот рассказ об успешном в общем-то выживании (домой же добрались) все равно погружает в ощущение обреченности. Хозяйка дома, которая и на охоту ходит, и дом в порядке содержит — умрет. Мужчины пьют, не делая из этого тайны или трагедии. И кажется что дети, которые уже сегодня живут вне дома — в интернате, не вернутся в Тресколье, где много леса и мало домов, а останутся жить в городе.
Разбежкина очень любит снимать маргиналов. Сытый окультуренный человек ей справедливо не интересен. А живущие в общем вне цивилизации и хранящие свои традиции манси представляются маргинальными. Но если за маргиналами в общем понимании часто — будущее (как в том уверен Секацкий), то у этой деревни манси кажется мало надежд на долгую счастливо-сельскую жизнь.
Не могу не добавить. Я восхищаюсь Разбежкиной. Хотя бы в сравнении. Потому что я сижу на попе ровно, а она находит в себе интерес и мужество поехать к черту на рога снимать кино чтобы я, сидящая на попе ровно, смогла что-то увидеть.
17 мая 2013