Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свободная зона |
английское название: |
Free Zone |
год: | 2005 |
страны: |
Израиль,
Бельгия,
Франция,
Испания
|
режиссер: | Амос Гитай |
сценаристы: | Амос Гитай, Мари-Жозе Сансельм |
продюсеры: | Николас Бланк, Нир Лемперт, Александр Липпенс, Josetco Moreno, Мишель Реильяк, Katriel Schory, Tai Shaked, Йона Блюменталь, Майкл Тапуа, Pedro Zaratiegui, Арлетт Зильберберг, Реми Бура, Элен Ду Бойс, Моше Эдери, Амос Гитай, Жан Лабади, Леон Эдери, Гади Леви, David Lipkind, Робер Гедигян, Женевьева Лемаль, Патрик Кине |
видеооператор: | Лоран Брюне |
художники: | Мигель Маркин, Алин Штерн |
монтаж: | Ян Деде, Изабель Инголд |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1234567 |
Сборы в США: | $32 381 |
Мировые сборы: | $410 392 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Существует большое количество фильмов, которые сложны для восприятия — картины Дэвида Линча, Стэнли Кубрика или Терренса Малика. Многие из их работ считаются культовыми и внесли свой значимый вклад в развитие кинематографа. Существует кино, которое интригует в начале, но проясняет или объясняет все загадки в конце — так часто делает Кристофер Нолан и Дэвид Финчер. Но, к сожалению, создаются и такие проекты, которые сложны для просмотра, так как не интригуют, и самое главное — они не вносят ничего в кинематограф, но заставляют краснеть от стыда любителей хорошего кино. Таким «стыдом» я и хочу назвать фильм режиссёра Амоса Гитая «Свободная зона» 2005 года выпуска.
Честно сказать, это практически бессюжетная история. Две женщины едут из Иерусалима в Иорданию, и обратно. Фактически всё.
На протяжении фильма сюжет обрастает другими линиями, как ненужными больными органами. Нам пытается показать, что во всём этом есть какой-то смысл. Нам говорят: «Вслушивайтесь в диалоги, они глубоки, если правильно их понимать». Но, я не могу слушать всё это! Когда каждая фраза говорится с паузой в 10—15 секунд а сама картинка сыра и непривлекательна, создаётся ощущение полного отсутствия эмоций у персонажей. Они что устали и только что проснулись? Почему всё так вяло и тягуче? Но, главное, отчего всё так ненужно в этом фильме?
В прямом смысле, это кино не нужно людям, так как не даёт человеку ничего. Предположим, что у фильма есть две оригинальные черты. Первые 9 минут фильма, крупным планом нам показывают лицо Натали Портман. И действительно, это смотрится необычно и неожиданно, но главное — абсолютно неоправданно. Так как мы не знаем почему она проявляет те эмоции, что показаны на экране. Если режиссёр концентрирует всё внимание на одном персонаже, и отдаёт 9 минут экранного времени только её лицу, то будьте добры объяснить хотя бы, что это за персонаж, и почему мы видим именно эти эмоции. Во-вторых, оригинальным ходом можно назвать монтаж картины. Дело в том, что во время дальнейшей поездки (после лица Портман) нам показывают как саму поездку, так и воспоминания (флэшбэки) из прошлого её героини. Смысл в том, что, на экране мы видим сразу две сцены, одна наложена на другую. И это, конечно, оригинально, но плюсов картине не прибавляет, скорее даже наоборот. Ведь если вы наконец решили объяснить почему главная героиня в исполнении Натали Портман делает, то что делает и испытывает, то что мы видим, то уделите больше внимания именно этим сценам, и не мешайте её с теми, что показывают персонажа в настоящий момент. То есть, это двойственность кадров лишь рассеивает зрителя, не давая ему шанса сконцентрироваться на чём-то одном.
И подобное состояние преследует зрителя до конца просмотра. Непонятно на чём именно режиссёр расставляет акцент, что важно, а что можно сразу забыть. И главный вопрос, который ты задаёшь самому себе в конце, вопрос, которым я сам задаюсь в последнее время всё чаще и чаще, — «зачем всё это снято?». Ведь у вас была талантливая актриса Натали Портман, что уже увеличивает успех фильма вдвое, но даже с ней кино кажется слишком унылым и ненужным.
Эмоции при просмотре «Свободной зоны» напомнили мне те же эмоции, что я испытывал во время недавно просмотренного мною фильма «Планетариум» 2016 года выпуска. По сути я невзлюбил оба эти фильма. И там и здесь, Натали Портман сыграла главную роль, и становится действительно обидно, что отличная актриса растрачивает свой талант зря на подобные проекты. Ведь она действительно заслуживает много больше, чем роли в таких фильмах.
4 из 10
19 августа 2017
Израильский режиссёр Амос Гитай мало знаком широкому зрителю. Он работает, в основном, в своём авторском стиле, снимая кроме полного метра и документальные хроники и короткометражные фильмы. Однако, сам он является частым гостем и номинантом на Каннском кинофестивале, что говорит о том, что критикам нравится его необычный взгляд. И участие его в киноальманахах, объединяющих все континенты, «11 сентября» (не стоит говорить какому трагическому событию посвящён фильм) и «У каждого своё кино» (новеллы как раз о кино) говорят про уважение к Гитаю и оценке его заслуг.
Лента «Свободная зона», вышедшая в 2005-ом году, разработанная совместно Израилем, Бельгией, Испанией и Францией, расскажет про дорожное приключение, начавшееся у двух женщин: пассажирки Натали Портман (родилась в Иерусалиме и настоящая её фамилия Херцшлаг, надо ли что-то добавлять?) и водителя Ханы Ласло (разумеется, израильтянка). На такси они отправляются в Иорданию, чтобы найти некоего мужчину и решить финансовую проблему. Когда они добрались в Иорданию, то встретились с Хиам Аббасс (родилась в Назарете). Та некоторое время была с тем самым мужчиной, но он исчез, а про деньги она ничего не знает. У женщин складываются странные отношения, вроде в чём-то и дружеские, но в воздухе витает напряжение.
Напряжение это ещё связано с энергией и атмосферой «Свободной зоны». Не надо рассказывать, что Израиль живёт в постоянном состоянии войны с Палестиной, да и Иордания далека от спокойного государства. На этом фоне блокпосты, которые проезжают женщины, разбитые снарядами и бомбами дома, держат в постоянном страхе и угнетении. Не даром, что «Свободная зона» снята в серых тонах, никакого света не проникает. Оператор ленты Лорен Брунет пользуется чуть ли не любительской кинокамерой. Таким образом, создаётся эффект полноценного реализма и натурализма происходящего. Зритель как бы должен себя ощутить безмолвным случайным попутчиком. Надо сказать, что такой метод съёмки для многих с первых же секунд покажется режущим и далёким от любопытного. Сам я начинал смотреть «Свободную зону» дважды — в первый раз выключил фильм по прошествии пары минут видео, так как с трудом понимаешь, что будешь смотреть, когда действие начинается с кабины машины, в ней сидит постоянно плачущая Натали Портман, а Хана Ласло говорит короткими фразами, будто ничего не происходит. Да и угнетающий фон и атмосфера не способствует тому, что фильм приковывает к себе внимание.
По игровой составляющей «Свободная зона» держится на трёх актрисах. Своим присутствием они хоть сколько-нибудь разбавляют фон серости и уныния. Хана Ласло (получила Серебренную Пальмовую ветвь в Каннах за свою игру в этом фильме) и Хиам Аббасс (тоже могла рассчитывать на премии, слишком натуральное исполнение) играют без излишней суматохи, но довольно экспрессивно, особенно это демонстрирует финальная сцена со спором этих двух женщин. Этнографически они сыграли без огрехов, поэтому не зря выше в рецензии было указано к какой стране они принадлежат гражданством. А вот Натали Портман немного затерялась за их спинами и яростной манерой игры. Да, она тоже уроженка Страны Обетованной, но всё же её школа — это Голливуд и, в первую очередь, сам Люк Бессон, поэтому в авторскую картину «Свободная зона» она не совсем удачно вписалась, но, возможно, опыт участия в ней послужил трамплином для получения «Оскара» за «Лучшую женскую роль», когда она сыграла у другого классика артхауса, но на сей раз с мировым признанием, Даррена Аронофски в «Чёрном лебеде».
Картина далеко не для каждого зрителя и уж точно не подходит для широких масс. Скорее, её увидят поклонники таланта Натали Портман, чтобы увидеть её в необычном образе в нестандартной картине, так же далёкой от коммерческого кино.
5 из 10
P.S.: Отдельное спасибо за грустную песню про две монеты, аж за душу берёт.
21 октября 2014
- Потом пришли бедуины. Они не дрались. Они знали, что если пролить кровь, добра не будет. Они высылали представителя, который дрался с представителем другого клана. Тот, кто садился на другого, выигрывал.
- Это хорошая идея. Если бы Абу Мазен сел на Ариэля Шарона или наоборот, всё бы закончилось — конец конфликта.
В этой картине Натали Хершлаг, которую мы знаем под фамилией Портман, отдает дань своему еврейскому происхождению, произнося пару реплик на иврите. Конечно, она могла тараторить на нем весь фильм — всё-таки рідна мова, но замысел режиссера предполагал смесь трех языков, дабы подчеркнуть столкновение интересов трех стран в лице трех женщин. Разумеется, их свела вовсе не политика, а бытовые мелочи — взыскание долга, за которым Ханна едет в Иорданию, прихватив с собой Ребекку, расстроенную разрывом с женихом. Но они приехали не в добрый час: дом палестинки Лейлы, обещавшей вернуть деньги, подожгли, и теперь ей надо решать свои проблемы.
Фильм Гитая мог бы мне очень и очень понравиться, если бы не пара деталей. Дергано-репортажная манера съемки раздражает и отвлекает от сюжета — это раз. Хотелось бы, чтобы финал наступил на десять минут раньше — это два. Был бы своего рода хэппи-энд, пресловутый «конец конфликта». Но всё же не могу сказать, что осталась разочарована: история цепляет.
Жили-были муж и жена, она мечтала выращивать и продавать цветы. Первая партия цветов погибла при бомбежке. Вторая — когда иммиграционные службы повязали всех работников-гастарбайтеров. И тогда муж сказал: видишь, дорогая — здесь неизменны только две вещи: стена и война. Так супруги занялись перепродажей арабам бронированных машин, потому что у цветов не было шансов расцвести на этой земле. Представляя себе в общих чертах историю израильско-палестинского конфликта, нетрудно оценить, что еще не скоро наступит пора перековать мечи на орала. Но кто должен был проявить инициативу? Должны ли Мазен и Шарон ступить на ринг, или народ должен сказать: стоп, дорогие власти, мы устали от войны, и нам плевать, чей конкретно будет вот этот кусок земли, только пусть на нем колосится урожай или пасутся козы. Да, евреи хитры, а палестинцы воинственны, но уж как-нибудь научимся ладить…
Кроме Натали, в картине засветилась великолепная Кармен Маура, но появилась она только на минутку. А «Пальму» дали Хане Ласло, и это хорошо, хотя мне больше прочих понравился Макрам Кхури, «американец». Его рассказ получился весьма проникновенным. Портман впечатлила не особо — уже с первой затянутой сцены «плачет девочка в автомате» ее игру лучше всего описывает слово «уныло». Хотя не исключено, что это тоже хитрый замысел режиссера, так что ругать актрису я не буду.
13 января 2013
Свободная зона — это место, где могут пересечься разнообразные культуры и образы жизни, как схожие, так и бесконечно далекие друг от друга, а в отдельных случаях и насмерть друг другу противостоящие. В подобную свободную зону, расположенную между Израилем, Иорданией и Саудовской Аравией лежит путь двух женщин: еврейки Ханны (Хана Ласло), которая должна забрать у посредника крупную сумму денег за поставку бронированных автомобилей, необходимых в странах на вечном военном положении, и молодой американки Ребекки (Натали Портман), недавно расставшейся с женихом из-за случаев насилия, которые он совершал на войне. Когда они встречают палестинскую женщину Лейлу (Хиам Аббас), обычное роуд-муви приобретает поистине метафорические черты, и три женщины, в этом свете, начинают олицетворять свои народы, терзающие своими разногласиями эти земли.
Израильтянина Амоса Гитая на родине не очень-то и любят, несмотря на то, что он представляет собой главную экспортную кинематографическую силу. Трудно сказать в чем причина. Может быть его компромиссность в ангажированных темах, или наоборот радикализм, а может здесь сыграла роль сложность его кино. «Свободная зона» — фильм неоднозначный, во многом повторяющий избитый американский сюжет о дилерах, которые с приключениями забирают у кого-то деньги, но усложненный как в техническом, так и смысловом планах.
Амос Гитай замыкает своих героев в пространство тесного автомобиля и сложных историй, что рассказывают герои. Пределы салона они покидают редко. А если покидают, то неизменно оказываются в опасной среде: в подожженной деревне или оазисе, десятки раз уже разрушенном различными сторонами. К тому же, когда они едут в машине, режиссер минут пятнадцать посвящает в предысторию Ханны и Ребекки посредством накладываемых друг на друга полупрозрачных кадров, что довольно сложно воспринимать, и, наверное, еще сложнее было монтировать. Наиболее удачным моментом можно считать красивейшую первую сцену десятиминутных рыданий Натали Портман под старую еврейскую кумулятивную песню «Ghad Gadya», текстово напоминающую «Дом который построил Джек» — постоянно повторяющиеся слова, с новой строчкой при каждом повторении. Эта песня в фильме занимает ключевую позицию, как и сцена. Обе они с небольшими изменениями повторяются в конце, только что Портман больше не плачет и вообще она уже не в кадре, а Амос Гитай ударяется во фронтальную метафору неизменности арабо-израилських отношений, на которые каждый раз накладывается еще больше факторов, как и в вышеупомянутой песне: «Немного баранины: ее купил мой отец за две монеты. Немного баранины: пришел кот и съел баранину, купленную моим отцом за две монеты. Немного баранины: пришел пес и укусил кота, что съел баранину, купленную моим отцом за две монеты. Немного баранины: пришла палка и побила пса, который укусил кота, что съел баранину, купленную моим отцом за две монеты…»
Иносказательная «Свободная зона» интересна прежде всего сюжетом, на которые накладываются реалии ближневосточного региона с его опасностями, террором и индустриальными пустынями. Натали Портман помимо сцены коронного плача в целом органично вливается в компанию Ханы Ласло и Хиам Аббас и в чем-то даже уступает опытным коллегам. К слову Хана Ласло получила за роль израильтянки, помогающей мужу, пальмовую ветвь за лучшую женскую роль. И следует признать, что сыграла она достаточно хорошо, правда русский перевод скрывает ее образ и превращает актрису в одесситку, а ведь Амос Гитай старался с помощью трех языков (английский, арабский и иврит) показать культурное многообразие этого региона, которому однако, по его мнению, никогда не суждено жить в мире. А Ребекка, потерянная душа, от отчаяния бедственного положения и неизбывности склок, бежит через границы, рискуя попасть под автоматную очередь, прочь из этого абсурдного мира, а может быть, что более вероятно в контексте исторических событий, она еще и прихватила с собой Ханнины деньги. Кто теперь разберет… «Немного баранины: пришел огонь и поджег палку, побившую собаку, которая укусила кота, что съел баранину, купленную моим отцом за две монеты».
8 из 10
30 января 2011
Хоть я и решительно не понял, чем закончился фильм, и куда это понеслась героиня Портман, а также почему израильтянка решила наехать на палестинку после нескольких часов езды, пару слов решил написать. Хотя бы потому, что ни единой рецензии фильм на этом сайте не имеет.
Смотреть стал только из-за Натали. Являюсь её поклонником и посмотрел уже почти всё, что можно было с ней. С этой точки зрения я получил от фильма то, чего и хотел перед просмотром. Натали здесь невероятно красива, но играть ей особо не приходится — разве что в начале, когда несколько минут подряд блистательно показан коронный номер Портман — слёзы.
Нам показывают едущее по дорогам Иордании авто, унылые пейзажи полуразрушенной страны, флэшбеки из жизни водителя — немолодой израильтянки и её спутницы — молодой американки, которая только что рассталась с женихом. Показано напряжение, существующее между палестинцами и израильтянами, полное недоверие, напряженность на границе. За всем этим Ребекка молча наблюдает со стороны. Следует рассказ израильтянки об их с мужем трудной жизни, затем палестинки и её мужа — «американца». Показана трудная жизнь, где люди вынуждены просто выживать, а не жить в настоящем смысле. Война приносит огорчения обеим сторонам.
Сейчас пересмотрел финал фильма и подумал: а не Ребекка ли забрала деньги и утащила их под шумок очередной разборки? Тогда ясно, куда она побежала. Понятна и задумка режиссера — эта беда палестинцев и израильтян, их ненависть друг к другу, что за ней они не увидели, как их обоих обманули. Что символично — американка. Но это всего лишь предположение.
В целом, фильм неплохой и достаточно атмосферный. Ни в коем случае не пожалел потраченных девяноста минут. Портман просто радует глаз на фоне местных пейзажей, затронута актуальная во все времена проблема — проблема отношений палестинцев и израильтян, вечной войны, жизни в таких условиях.
6,5 из 10.
24 сентября 2009