Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обещание |
английское название: |
Lupaus |
год: | 2005 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Илкка Ванне |
сценаристы: | Элина Халттунен, Инкери Килпинен |
продюсеры: | Аско Апаялахти, Петри Ситонен, Нина Кольйонен |
видеооператор: | Яни Кумпулайнен |
композитор: | Туомас Кантелинен |
художники: | Пентти Валькеасуо, Auli Turtiainen Kinnunen |
монтаж: | Туомо Лейно |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2700000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 декабря 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Привычная для современного зрителя милитаристская тема служит неотъемлемой частью пропаганды государственной идеологии и на выходе всегда способна преподнести сюрприз в положительном или отрицательном значении этого слова. Не секрет, что военные фильмы, от голливудских блокбастеров до более скромных локальных картин, рассчитаны на широкую целевую аудиторию, включая и тех, кто далёк от политики и истории или избегает их по принципиальным соображениям. Самой тиражируемой, безусловно, является Вторая Мировая война, видеотека которой насчитывает сотни, если не тысячи, работ различного масштаба и бюджета. Но если первоочередную движущую силу этой войны по использованию военного потенциала для геополитических амбиций или обороны успели изучить вдоль и поперёк, то раскрытие самого страшного конфликта в истории человечества через отдельного человека по-прежнему рождает порою весьма значимые сюжеты. Финский режиссёр Илкка Ванне в этом смысле предлагает взглянуть на ужасы войны глазами своих соотечественниц и находит в недалёкой истории своей страны подходящее обоснование под названием «Лотта Свярд».
История «Лотты Свярд» достойна отдельного упоминания. Она была основана в 1919 году и за два десятилетия превратилась в самую крупную в мире организацию женщин-добровольцев для обороны страны. Во время советско-финской и Великой Отечественной войны в рядах «Лотты Свярд» на фронт вышли более 100 тысяч финских женщин. Согласно уставу, они не должны были принимать участие в боях, но служили в сфере материально-продовольственного снабжения, медицины, связи, воздушного наблюдения и т. д. Организация была распущена в 1944 году по приказу находившейся в стране Контрольной комиссии союзнических государств, но слово «лотта» в Финляндии до сих пор знают почти все, тем более, что название имеет конкретную основу — так звали одну из героинь «Сказаний прапорщика Столя», поэмы Йохана Людвига Рунеберга о русско-шведской войне 1808—1809 годов, которая пошла с любимым мужем на фронт, а после его гибели осталась там, кормив солдат и лечив раненых.
Противоречивая и сложная историческая веха изначально формирует атмосферу определённого недоверия к режиссёру и его сценарию, выстроенному вокруг простой истории трёх молодых героинь с полуострова Порккала. Накануне войны с Советским Союзом всюду царят напряжение и страх, которые пока что не овладели Анной, её сестрой Рут и общей подругой Моной. Каждой из девушек есть к чему стремиться: любящая животных Мона желает учиться в Осло на ветеринарного врача, тихая и застенчивая Рут проявляет интерес к теологии, Анна получает предложение руки и сердца от своего друга. И поначалу даже война и мобилизация на фронт в ряду вышеупомянутой организации не разрушают полностью привычный круг героинь и словно бы помогают им раскрыть в себе лучшие качества и способности. Особенно это ощущается по доброте Моны, у которой на фронте нет никого ближе лошадей и её светлых мечтаний, оборачивающихся тёмными пятнами реальности в тот момент, когда она впервые лицезреет кровь и смерть молодого военнослужащего.
Ванне предпочитает сделать ставку на подзабытый, но беспроигрышный способ передачи восприятия суровой действительности посредством писем, которые пишутся или зачитываются героями фильма и передаются закадровым голосом, благодаря чему личный аспект понимания войны плавно выделяется из общенационального восприятия. Более взрослые персонажи настроены куда более скептически и при удобном случае непременно пускают стрелы в адрес восточного соседа. «Обещание» сложно упрекнуть в излишней антисоветчине, однако здоровое чувство национального самосознания здесь налицо, как и сравнения финского льва с русским медведем не в пользу последнего, а кое-кто даже позволяет себе отождествить чувство голода и холода с «советским адом». О многом скажут и родные места Анны, Рут и Моны на полуострове Порккала, который стал советским не на полвека, а на одиннадцать лет, но для многих финнов, включая семьи героинь, даже мысль о таком сроке стал губительным.
Хорошо сбалансированный и выдержанный в лучших традициях финского менталитета фильм Ванне о той войне, в которой мужчины «дрались не за что», а женщины, в первую очередь, из «Лотта Свярд», были удобным резервом, который, по мере необходимости, пополнял ряды сражавшихся на поле боя. Но мечтательная молчаливость молодых финских женщин, как и степенность всех жителей, соотносится не только с военным временем, но и с чем-то другим, более чистым и глубоким: мирным сосуществованием колоритных людей с широкой душой, любящих национальный фольклор, сауну, рождественские традиции и посиделки в дружественном кругу и, конечно, свою природу с её неповторимой первозданностью. Этим счастливым мгновениям отводятся считанные минуты, как и тяжёлым батальным сценам, между которыми живут затяжные образы странной и удивительной, но по своему прекрасной жизни женщин на войне.
28 июня 2017