Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фактотум |
английское название: |
Factotum |
год: | 2005 |
страны: |
Норвегия,
США,
Германия,
Франция,
Италия
|
слоган: | «История творческого неудачника» |
режиссер: | Бент Хамер |
сценаристы: | Бент Хамер, Джим Старк, Чарльз Буковски |
продюсеры: | Бент Хамер, Джим Старк, Райнер Мокерт, Петер Надерман, Мейнхольф Зурхорст, Кнуд Бьорне-Ларсен, Рейнхольд Эльшот, Карл Баумгартнер, Кристин К. Уолкер |
видеооператор: | Юн Кристиан Розенлунд |
композитор: | Кристин Асбьёрнсен |
художники: | Ив Коли, Тере Дункан, Сара Кручовски, Кейт Шили |
монтаж: | Пол Генгенбах |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Сборы в России: | $16 500 |
Сборы в США: | $808 221 |
Мировые сборы: | $2 708 087 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 апреля 2005 г. |
на DVD: | 14 декабря 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Чарльзу Буковски, заурядно блюющему перед чтениями для студентов, пожалуй как никому удалось передать трагедию своего времени. Делал он это с особенным чувством юмора, которое в итоге и привело его к литературному пьедесталу. Эскапируя алкогольными неурядицами забвение и пустоту грязных комнат писатель, с помощью наработанной оптики, позволил нам увидеть безрассудство чередующихся американских эпох. И удрученных, пьяных и желающих доступной любви обывателей, которые беспомощными пятнами проявляются на негативе повествования.
Фактотум роман где альтер эго писателя Хэнк Чинаски путешествует между подёнными работами, ветреными романами и ежедневной выпивкой, существуя как бы внутри давным-давно покинутой американской мечты с обложек в стиле пинап. На них неумолимо состарившиеся красотки, покрытые плесенью номера дорогих отелей, а вместо Фред Астера из динамиков раздается проклятое диско. Хотя Фреда Астера писатель наверняка тоже не жаловал.
Действие книги происходит в 40-х. Фильма в 90-ых. Два этих мира так похожи. Буковски пишет о людях и пустоте, об усталости, об отсутствии мотивации делать что-то на благо. Так как благо всё равно приведёт к деструктивному финалу, потому что из всего диапазона ощущений людям свойственна лишь низменность.
Так буднично в книгах писателя герой идёт в сортир. Делает там дела, открывает бутылку, пьёт, ждёт пока алкоголь ударит по голове. Курит, ждёт той же процедуры от своей женщины, молчит, пьёт, а затем молча уходит. Будничная драма судьбы в алькове серого струящегося из окна света, который разбиваясь о бесконечные фабрики, авто мастерские, офисные коробки и закусочные отражается на лице превращая секунды жизни в новые морщины.
В Фактотуме много пустоты. Режиссер с лихвой передаёт её отчуждением кадра. Внутри городов проклятые всеми ветрами бары и заброшенные ремонтные мастерские. Среди них герой в потной рубахе совершает ежедневный моцион. Пьёт он тоже праведно и даже похож на писателя. Не хватает тут лишь фирменного чувства юмора Чинаски, которым тот мог отправить несмелого читателя в метафизический нокдаун.
17 октября 2023
Весь фильм я ждал – когда начнётся кино? Но оно так и не началось.
Вместо этого авторы собрали все отрицательные черты обывателя в одном месте и преподнесли зрителю. Что-то одно непременно найдёт отклик в вашей душе и заставит задуматься.
Протагонист настойчиво старается стать писателем. Сочиняет рассказ за рассказом и отправляет в издательство. Но слава, деньги и признание к нему не спешат. Чтобы сделать положение ещё более отчаянным: его жизненный путь сопровождают безработица, неустроенность в личной жизни, несправедливость общества и букет зависимостей. И самое страшное в том, что в фильме нет антагониста, или вереницы противостоящих герою злодеев, слома эпох или стихийных бедствий. И свалить то эту неустроенность жизни не на кого!
Кино про современных мужчин
Фильмов про становление успешных владельцев бизнеса, отважных работников спецслужб и прочих супергероев очень много. Но в реальности они занимают лишь небольшой процент от современного общества. А что с остальными мужчинами? Они счастливы? Они сексуально удовлетворены? Они занимаются любимым делом?
В главном герое кропотливо собраны все основные, видимые для любого, недостатки неустроенного человека. Он не водит машину (даже прокатную). Нет своего жилья (снимает, или живёт у других). Нет семьи (с родителями отношения расстроены, а своя семья ещё не создана). И, самое главное, нет постоянной любимой работы, денежного хобби или своего бизнеса. Всё это на фоне хорошей солнечной погоды, которая только усиливает контраст и драматизм ситуации.
Кино про экономику
Чтобы совсем не умереть с голоду, главный герой вынужден хоть где-то работать. Но все должности, на которых ему удаётся побывать, находятся внизу иерархии экономической пирамиды. Ни одна из них не способна привести к успеху сама по себе. Они нужны лишь для поддержания существования, но не могут обеспечить полноценную жизнь и развитие личности. При капитализме конечная выгода всё равно концентрируется у владельцев бизнеса и акционеров, находящихся на вершине иерархии. А как быть, если вы по характеру не расположены к конкуренции и карьеризму, или если вы не хищник и не хотите им быть? При этом ваш организм продолжает вырабатывать тестостерон, и вы всё равно отчаянно хотите наверх? Создатели аккуратно дают первый совет: нужно выйти из пищевой цепи. Это не ваша игра. Путей наверх несколько.
Кино про творческие профессии
Главный герой, безусловно, не годиться для наёмной работы. Он творец. В работе на других, или в управлении другими, ему не преуспеть. В гуще однообразности и обыденности его писательский труд, его сочинения – и есть то уникальное, что создаёт только он. Его вклад в развитие общества. Но мы застаём его в тот момент, когда это самое общество ещё не успело по достоинству оценить этот вклад. А сам творец, будучи не признанным, пытается приглушить эту несправедливость и получить эндорфины всеми другими возможными способами.
Кино про зависимость
Курение, алкоголь, секс, игромания. Похоже, что герой собрал все ключевые легальные способы. И они, будучи употреблены не в меру, превращаются в постоянных спутников, в негативные неотпускающие ритуалы. Ну, хорошо, а как избавиться от некоторых из этих вещей хотя бы на время, если они мешают вести нормальную жизнь? Как выйти-то? Ведь, например, большинство проблем на работе у главного героя именно из-за этих досадных привычек. Здесь создатели дают второй совет: избавиться можно при помощи другого позитивного повторяющегося ритуала. В данном конкретном случае привычка героя писать и отправлять рассказы в издательство и есть тот повторяющийся ритуал, который способен однажды поднять его из трясины бытия. Чем конкретно завершается история – фильм так и не расскажет. Но, тем не менее, у этой истории есть вполне логичное и позитивное завершение.
И вообще, после просмотра на душе стало получше. Рекомендую.
8 из 10
14 мая 2022
Пьянство — это форма самоубийства, когда тебе позволено возвращаться к жизни и начинать все заново на следующий день
За что Буковски назван одним из лучших писателей XX века? Ведь в его произведениях матерных слов больше, чем на заборах в подворотнях. Бука, как его прозвали поклонники, не скупится на слова, не следует цензуре — все свое нутро он выворачивает наизнанку, на всеобщее обозрение. Буковски прост, как две копейки — пошлый алкоголик и игрок на скачках, бездельник и лентяй. Он не подчиняется социальным нормам и не держит себя в рамках.
Я был жалким бродягой большую часть своей жизни, и чтобы добраться из одного города в другой, я садился в автобусы.
Стихи и рассказы Чарльза Буковски тесно переплетены между собой. Это написанные простым языком житейские повествования и философские размышления, отражение души самого автора. Его alter ego — Генри (Хэнк) Чинаски, круг интересов которого сводится к нехитрому набору: виски-скачки-бабы-поэзия.
По ночам перед тем, как заснуть, я часто раздумывал, что я буду делать, кем стану: грабителем банков, пьянчугой, нищим, идиотом, обычным работягой. Я останавливался на идиоте и обычном работяге, это казалось удобнее, чем что бы то ни было другое…
Итак, Генри Чинаски — идиот и обычный работяга. Жизнь он видит сквозь пелену сигаретного дыма и помутневшее дно стакана виски. Чинаски пишет рассказы, которые не приносят ему денег, работает где придется — на складах, бойнях, в ремонтных мастерских, на заводах… Он ФАКТОТУМ — мастер на все руки, хоть и работа идёт из рук вон плохо. Заработанных денег хватает на сигареты и алкоголь, а иногда даже на аренду небольшой комнаты.
я прохожу мимо дурдома.
некоторым из менее безумных разрешается
выходить на крыльцо.
они сидят там, как
голуби.
я чувствую, что мы с ними
родственники.
но рядом не сажусь
В ленте отсутствует привычная структура сюжета, как и во всех произведениях Чарльза Буковски. Это фильм по мотивам произведений автора, набор зарисовок из жизни фактотума. Обнаружить в себе искренний интерес к Чинаски сложно, без симпатии к Буковски все происходящее рискует показаться пустым и беспричинным. Но и симпатизирующих ждет разочарование, так как в фильме отсутствует привычная манера повествования и лексика автора. Дело не столько в присутствии цензуры, сколько в отсутствии натурализма, простоты, горького юмора, прямолинейности, всего, что формирует уникальную атмосферу произведений Буковски.
Эй, Чинаски:
Я кинематографист из окрестностей Голливудаи
в настоящее время снимаю кино, в которое мне
бы хотелось включить и вас.
Кажется, это идеальная роль для Микки Рурка, и он уже побывал в шкуре Генри Чинаски в 1987 году в фильме «Завсегдатай бара» (Barfly). Экранизация была снята при непосредственном участии самого Буковски, который на тот момент еще был жив. В «Фактотуме» образ Чинаски примеряет на себя Мэтт Дилон, и хотя с ролью он справился хорошо, все же фактурности Рурка ему недостаёт. Картина достаточно колоритно передает атмосферу и естественную среду жизни фактотума-Чинаски. Неспешно-созерцательный стиль, который выбрал режиссер Бент Хамер, немного напоминает джармушевский, но всё-таки до Джима Джармуша ему ещё очень далеко.
некоторые люди
перемалываются жерновами
делая свое
несчастье
предельным
фактором
существования
до тех пор
пока, наконец
не становятся
просто
автоматически
несчастными…
Тем, кто ценит творчество Чарльза Буковски, настоящую экранизацию посмотреть стоит хотя бы потому, что снимают их редко, а выпускают в широкий прокат ещё реже. Однако вряд ли в герое Мэтта Дилона кому-то удастся рассмотреть настоящего Генри Чинаски и уж тем более, Чарльза Буковски. Не ценители могут смело проходить мимо.
(Приведенные отрывки стихотворений из сборника «Стихи Последней Ночи на Земле», 1995)
22 октября 2020
Я мог бы выпить море,
Я мог бы стать другим,
Вечно молодым, вечно пьяным.
Я мог бы стать рекой,
Быть темною водой,
Вечно молодой, вечно пьяный.
Вечно молодой…
Я мог бы стать скалой,
Но уже другой
Кто-то молодой, кто-то пьяный.
Хочет стать рекой,
Быть темною водой
Вечно молодой, вечно пьяный.
Вечно молодой…
Вечно молодой, вечно пьяный
Вечно молодой, вечно молодой…
Вечно молодой,
Вечно молодой,
Вечно молодой…
«Смысловые галлюцинации» как лучшая рецензия происходящего на экране.
Да и само действо, сплошные СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ.
Фильм как гипнотический сон. Или сеанс гипноза? Пьянит без вина, туманит сознание.
В чём его секрет? Почему вновь и вновь я возвращаюсь к нему спустя годы? Рациональное объяснение подыскать не трудно, во-первых, во вторых, в третьих… и ответ готов- всё верно, так и есть. Но разве слово способно передать в полной мере мир чувствования гармонии, тонкую настройку души, неуловимость постижения происходящего с характеристикой мига озарения как вспышки? Вряд ли. Вряд ли. Сегодня ты находишься именно в той плоскости, в том состоянии, которое позволит незримо рукоплескать в восторге, а завтра всё будет совершенно иначе. Свет озаряющий тебя (при просмотре), угаснет. И сам будешь дивиться себе- И ЧТО Я МОГ УГЛЯДЕТЬ ЗДЕСЬ ВЧЕРА?
Музыка. Вне сомнения- именно музыка служит каркасом скрепляющим это полотно. Чинаски и «и же с ним» прибывают как будто бы в некой иной, аномальной реальности и проявление её, именно в этом звуковом сопровождении- тягучем, однообразном как хохот шамана. Абсолютное растворение- подобие «подсмотренного, ухваченного, очерченного»- Оливером Стоуном в выпестованном «Дорз»(1991) с Джимом Моррисоном ирреальность; трансовое состояние как естество жизни, голоса звучащие изнутри- нотная гамма «напева» дешефрованная для нас, обывателей, алкоголь- как галлюциноген растормаживающий сознание. Эзотерик назовёт это Хрониками Акаши, психиатр- предвестником шизоидного бреда… Впрочем я НИ ТО и НИ ДРУГОЕ. Я лишь пишу рецензию на увиденное.
… Так значит ГУРУ и СУМАСШЕСТВИЕ? Помните в «Модильяни»(2004), Ренуар спрашивает- Ты сумасшедший? И улыбка в ответ очерчивает плутовство Амедео, а вилка большого и указательного пальцев, отводимые себе границы. Здесь всё то же самое.
Кто то согласится со мной в оценке, кто наоборот скажет-.. . эко куда его кинуло. Ну, брат, ты хватил… Однако всё это так. И сказано было в самом начале- СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
А разве «Поллок»(2000) не наделён противоречиями Чинаски? Визуализация полной схожести. И.. . выпадение из социума- ни понять, ни принять не можем.
- Никаких амбиций, никаких стимулов к жизни,- негодует отец.
- Чинаски, Вы уволены,- сухо констатируют работодатели. И ответом- отстранённое, безучастное лицо без единой эмоции, ну, чем ни царь Соломон наших дней- «И это пройдёт»… Потрясающее хладнокровие.
И что же здесь привлекательного спросит обыватель? Это же «Пьянь» непотребная?
Да, так оно и есть. Но 3—4 рассказа в неделю это дорогого стоит. Перед нами большой художник. Невостребованный, ненужный обществу. Но ТВОРЯЩИЙ созерцая окружающий мир. Душа его не принимает ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, а тело требует ПИЩИ. Разум- мерило противоречия, судья. Отсюда и все мытарства.
Я мог бы выпить море,
Я мог бы стать другим,
Вечно молодым, вечно пьяным…
10 из 10
Бесценный Самородок
8 апреля 2018
В своё время, вопреки ожиданиям, я не вычитал в Буковски ничего особенного и отложил его в долгий ящик. А потом залпом проглотил «Покидая Лас-Вегас» и поймал себя на мысли, что «Пьянь» или «Фактотум», несмотря на неоднозначные отзывы, зайдут куда лучше литературных первоисточников. Неоднозначность отзывов подтверждаю, но о потраченном времени не жалею.
Не ждите от фильма интриг, динамики или чего-то в этом роде. Это именно картина — статичная, пропитанная дешёвым алкоголем и нескончаемым потоком сигарет. Нет у главного героя философии. И не надо её искать. Это хаос поступков и мыслей, помноженный на сосуществование высших ценностей и низших потребностей. Вот только второго в фильме в излишке, а первого — в серьёзном недостатке.
При просмотре вас не сможет не зацепить сцена с ботинками. Она выворачивает наизнанку нутро Чинаски, ибо ждать от него можно и удара по мордасам. Вот именно таких контрастирующих элементов не хватает «Фактотуму». Прибавка к реализму и трагичность составила бы добрый десяток процентных пунктов, герой стал живее, происходящее — куда реальнее.
Картина исключительно под настроение. И если какой-нибудь «Повар на колёсах» порождает желание перекусить, то «Фактотум» — прибухнуть. И попробовать снова взять за книжного Буковски.
9 декабря 2016
Фильм, как экранизация, вышел вполне сносным, что очень неожиданно. Но самое удивительное, что книга была более лёгкой, не по смысловой нагрузке, а именно по подаче. Книга увлекает, от неё невозможно оторваться, а главный герой интригует свои принципиально-отсутствующим каким-либо взглядом на жизнь.
Кинематографическая версия не даёт ни одного шанса этому бедолаге, опуская того на самое алкогольное дно. Когда как на самом деле, он пьёт не потому, что его мучает жажда или зависимость, просто ему нужно чем-то себя занять. Именно поэтому принципу большинство людей курят — я вроде как при деле. Это лежит на поверхности, но это малая часть правды.
Его феноменальный пофигизм подкупает своим философским подтекстом. Он размышляет об успехе, о творческой компетентности, о бытие в целом. Он готов голодать, лишь бы ничего не делать и просто поглощать спиртное. В этом чувствуется некий протест. Но против чего, не ясно ни ему, ни зрителю, ни читателю. Но он есть и это задевает, заставляет искать, наводит на размышления…
Чинаски, алкоголик по своей природе, ему спиртное необходимо чтобы выжить, пережить извечный творческий кризис, отбыть свой срок, храбро пытаясь не искать в своём существовании смысл.
Достоинство книги, как и фильма, честь ему и хвала, в том, что перипетии такого низкопробного формата вызывают бурю эмоций и несметное количество мыслей, правда, не всегда умных, но голова работает и на том спасибо.
Всем желаю приятного просмотра!!!
18 августа 2016
Фильм снят в 2005 году режиссером Бентом Хамерром, через год выступившим в качестве продюсера киноленты «Неуместный человек». На роль главного героя был взят Метт Диллон.
В этой киноленте мы видим Генри Чинарски, который играет совсем еще молодого Буковски. Это время его путешествия по Америке. Ранним утром он выходит из автобуса после пятидневной поездки и неторопливо прогуливается по улицам Нового Орлеана, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Филадельфии, Сент-Луиса, Майами в поисках дешевого съемного жилья.
Очередной отель, очередная ночлежка, очередная скамейка в парке. Он вновь — сборщик креплений флуоресцентных ламп, сортировщик, грузчик, разнорабочий. Снова стриптиз клуб, дешевая забегаловка, проститутки, выпивка. Он необычайно легко и быстро меняет работы и места жительства. Этот период жизни писателя описан им в одноименной автобиографичной книге «Фактотум»:
«Я уволился с прежней работы, развернул карту США, посмотрел на нее и решил, что Нью-Йорк — это как раз то, что надо.»
Мы видим непритязательного молодого человека, который познает мир. Который смотрит на него недоверчивым взглядом из-под сдвинутых бровей. Чинарски примерно 23—25 лет. Он пишет по 3—4 рассказа в неделю и периодически отсылает их в различные издательства. Большинство его сочинений приходят обратно с отказами в публикации. Но здесь Чинарски пробует говорить с людьми, понять их поступки, мотивированные жаждой наживы, служебным долгом, материальной ответственностью. Он пытается достучаться до них сквозь все эти двери.
Действие фильма происходит во время Второй Мировой Войны, за несколько лет до периода времени, охваченного в фильме «Пьянь». В «Фактотуме» Чарльз пишет:
«В одну из этих кошмарных ночей закончилась Вторая мировая война. Для меня эта война всегда была чем-то далеким и смутным, почти нереальным. И вот она кончилась.»
В фильме присутствует эпизод, в котором Генри Чинарски встречает в баре весьма привлекательную девушку, угощает ее выпивкой. После этого они вместе идут в круглосуточный магазин, чтобы купить алкоголя и сигар за счет некоего состоятельно покровителя новой знакомой главного героя.
Эта сцена не раз встречается в романах и рассказах Чарльза. Каждый раз девушка имеет другое имя. В «Фактотуме» ее зовут Лора, в «Пьяни» ее звали Ванда. Почему этот образ, эта ситуация так любимы писателем? Может быть, случайная незнакомка со стройными ногами — это олицетворение музы, богатый покровитель которой не в состоянии оценить ее истинную сущность, не может применить ее по назначению? Повстречав Чинарски, она видит в нем нечто такое, что ускользает от прочего взгляда. Возможно, она дает писателю то, что не хотят или не могут дать другие:
«Человеку не нужно любви. Ему нужен успех. В том или ином выражении. Это может быть и любовь, но вовсе не обязательно.»
В жизни Чарльза Буковски эта случайная незнакомка — Джейн Куни Бейкер, его первая жена, с которой он знакомится в одном из баров. И она действительно становится его музой, позднее она вдохновит его творчество.
В жизни писателя всегда большую роль играли скачки. Сперва для него это было источником заработка, позже недолгой альтернативой пьянству. В конце концов, писатель вновь открыл бега для себя в качестве некой литературной встряски. Главный герой фильма, также, весьма успешно играет на ипподроме. Он покупает себе дорогой костюм, лучшие выпивку и сигары.
В завершении фильма мы слышим весьма оптимистичный закадровый монолог на тему того, что нельзя сдаваться, если вы начали что-то делать. Этот Буковски первой половины 20 века полон энергии. В его осанке чувствуется мужественное спокойствие по отношению к жестокости и несправедливости этого мира. Если сравнивать эту ленту с «Пьянью», то у этой более открытый конец. Зритель становится свидетелем лишь завершения очередного неудачного дня Чинарски, в глазах которого отражается обнаженная стриптизерша.
Как известно, на надгробном камне писателя выбита надпись: «Don`t try» («Не пытайтесь»).
10 из 10
13 мая 2015
«Я спал больше, чем ты жил, сынок»
Атмосфера медленного, тягучего отчаяния и безысходности. Отменный саундтрек. Композиция «Slow day» на стихи Буковски — просто гимн однообразных, бесконечно тянущихся дней, которые Хэнк скрашивает выпивкой, женщинами и игрой на скачках. Но главная его отдушина, лекарство от сумасшествия, смысл жизни — это писательство. Хэнк подобен какому-нибудь бродячему поэту вроде Басё — он пишет обо всем, что видит, как фотограф, но на его пленке запечатлены не вдохновляющие виды природы, а вся нелепость и уродство урбанистического ада.
Воплотить на экране главного героя доверили Мэтту Диллону. Хоть он и старался, и походку порой выдавал феерическую, но сыграл довольно бледно. Не удалось ему передать тот пьяный азарт одинокого, но самодостаточного и умеющего любить жизнь бродяги. Конечно, мало удивительного и романтичного в скитаниях с одной рутинной, безнадежной работы на другую, но, как писал Бук, и банку сардин можно открыть со стилем. Стиля то, ему, Диллону, и не достало, здесь он заметно проигрывает не только Микки Рурку и Бену Газзара — воплощениям Буковски в других фильмах («Пьянь» и «Истории обыкновенного безумия»), но и своей партнерше Лили Тэйлор. Мы видим просто подавленного неудачника без дъявольщины в глазах.
Я прочитал «Фактотум», стоя у стеллажа в книжном магазине, прочитал запоем, словно проглотил бытулку забористого пойла. Фильм же так не вставляет, и если и вызывает желание напиться, то только от тоски.
8 августа 2013
Легко ли написать ОДНУ, но хорошую книгу? Практически невозможно. Если не верите, то попробуйте сделать это. Как же получается, что один человек смог написать более 30 мощных, самодостаточных, стильных произведений искусства и ни разу не повториться и не постареть? Смыслом своей жизни он избрал борьбу. Борьбу с обществом, которое хотело поработить и закабалить его («ОНИ хотели сделать меня кладовщиком»). Вся его судьба — это поиск хотя бы капли свободы в тех узких рамках существования, в которые он поставлен — а это 12-часовой рабочий день, безумные, шизоидные подруги (по большей части — шлюхи), дешевые, грязные гостиничные номера, свихнувшийся мир. И единственным орудием борьбы с этим миром является письмо. И Буковски использует его по полной. Но его главный козырь — естественность. А фильм же, в свою очередь, получился несколько искусственным, хотя и сохранил дух автора.
Развитие сюжета четко следует тексту книги под названием Factotum (правильный перевод- трудовая книжка), наполненной описанием разнообразнейших работ, длительных запоев, случайных баб и по. бок с ними. Как утверждал сам писатель среди женщин попадались и хорошие, но редко (как и среди работ). Одна хорошая женщина все же фигурировала в фильме «Пьянь». В этой же картине женский пол представлен более разнообразно. Но и не женщины как таковые играют в жизни писателя главную роль. Она отведена ему самому.
Тут-то и нужно бы М. Дилону раскрыть свои способности, отразив то преображение, которое приключается с Чинаски, когда тот садится перед чистым листом бумаги, когда он буквально переносится, улетает из реальности. Но неизменности гримасы актера позавидовали бы и греки. Хотя к чести Дилона следует сказать, что повторить такого маститого художника к счастью пока не удается. Несмотря на популярность его идей и образа (вспомним хотя бы сериал с Духовны) сам стиль еще не поставлен на конвеер.
Зато Мариса Томей одним своим видом уже наполняет экран чем-то магическим, чудотворным. Актриса эта также естественно выглядит на экране как животное или ребенок.
Немалый вклад в общий дух фильма внесла музыкальная композиция «Slow day» со словами из стихотворения с одноименным названием. Фактически такое ее исполнение способно скрасить все недостатки фильма.
В целом, можно сказать, что Хамер избежал симуляции и «гиперреализации» первоначального замысла. Фильм получился вполне достойный, хотя и без того задира, искры, что присутствовала у Микки Рурка.
В заключение цитата самого Чарльза Буковски, красноречиво объясняющая его отношение к собственной персоне и славе с ней связанной:
«И, что хуже, спустя какое-то время после моей смерти, меня по-настоящему признают. Все те, кто боялся или ненавидел меня при жизни, внезапно меня примут. Мои тексты проникнут всюду. Откроются фан-клубы и всякие общества. Это будет тошнотворно. О моей жизни снимут кино. Меня подадут куда более отважным и талантливым, чем я есть. Гораздо. Этого хватит, чтобы боги блеванули. Человеческая раса преувеличивает всё: своих героев, своих врагов, своё значение. Ебанаты.»
28 февраля 2013
«Я не был ни мизантропом, ни женоненавистником, но мне нравилось одиночество. Хорошо сидеть себе где-нибудь в закутке, курить и попивать. Я всегда был лучшей компанией самому себе.»
Грязный, обшарпанный бар с царящими в нем запахами устаревшей блевотины и дешевого виски. Чинаски… Писатель Генри Чинаски, который с самого утра пьян до той степени, что уже не в состоянии даже поднять доверху заполненный стакан с янтарной жидкостью и небольшой мертвой мухой плавающей по волнам будущих снов одного талантливого человека. День только начинается, хотя немногочисленные соседи по несчастью этого еще даже не осознали…
Буковски? Или Мэтт Диллон? Скорее второй, хотя он искренне пытается сойти за первого. Отдать любимой женщине, сломавшей каблук, свои потертые ботинки? Ударить ее или провести весь вечер с карандашом, листком бумаги и бутылкой крепкого пойла. Попутешествовать на яхте в окружении трех полубезумных шлюх и человека, уже почти завершившего собственную оперу под гордым названием «Император Сан-Франциско». Быть честным с самим собой и признавать иронию собственного жалкого для многих существования, несмотря на литературный гений. Быть человеком. Наверное, именно это основная фабула «Фактотума».
Хорошее кино, которое не стало личным исключительно из-за несостоятельных стараний Бента Хамера. Его сумбурный кинематографический пересказ основных событий из романа Буковски похож на красивый, дорогой револьвер с патронами, пролежавшими во влажном месте не один десяток лет. Порой он, конечно же, стреляет как в вышеупомянутой сцене с ботинками или в эпизоде, когда Генри выпивает дешевый портвейн с уставшим негром во время приближающегося заката, но подобные выстрелы крайне редки.
«Фактотум» — это как временная петля, затянувшаяся на крепкой шее старины Чинаски уже много лет тому назад. Постоянные поиски всевозможных причин для дальнейшей жизни, дешевая выпивка, короткие рассказы и женщины, которые так сильно на него похожи. Глупая работа и неизбежное увольнение с жалким пособием на несколько месяцев. Пиво с сырым яйцом в качестве завтрака и ипподром как завершение хорошего дня. Глупые вопросы от мясных, безликих манекенов и очередная драка в грязной подворотне… Такова жизнь главного героя и ничего с ней уже не поделать. Да и так ли необходимы подобные перемены для Генри?
Очередной пьяный, шатающийся фильм подошел к логическому финалу, оставив после себя целый ворох сумбурных чувств и невозможность всякого повтора в этом одном отдельно взятом жанре имени Чарльза Буковски. Стоит, наверное, сказать спасибо за честную, но не до конца успешную попытку воплотить в реальность грезы гениальной пьяни, его книжных островов и целого легиона безумных персонажей…
Спасибо?
2 июня 2012
Не стоит даже читать название фильма, если ты не знаком с Буковски.
Философия фильма сходна со смыслом книги.
Да, пожалуй не то показано время, много чего стоящего вообще не показано, но то, что есть, преподнесено зрителю так как надо.
Именно таким был Чинаски и сам Буковски. Именно с таким видом он заходил в незнакомое помещение, именно так относился к работе и выпивке, и именно так он любил никого не любя.
Все это кажется скучным, унылым, безынтересным, когда ты смотришь на этот фильм с высока. Но позвольте же сказать, это не блокбастер, какой-то там и не драма, номинированная трижды на оскар, это не арт-хауз, и даже трейлер у этого фильма никудышный.
Поэтому когда смотришь подобное, нужно отбросить все, отключиться от своего, надежного, «удобного» мира, и перейти в мир Чарльза Буковски, полного разочарования, утраты всяческой надежды, но безоговорочно, воле к жизни.
.. А еще лучше знать душу автора. Есть сцены, где зритель должен додумывать эпизод сам. В книге это все разжевывается и никаких вопросов не возникает. Поэтому не говорите о фильме так, будто вы смотрели комедию, а получили ужасы.
Это нормальный фильм. Его можно нормально смотреть.
28 ноября 2011
- Может пойдём, выпьем по стаканчику?
- У тебя же нет ни цента!
- Именно в такие дни и хочется выпить. (с)
Чарльз Буковски — писатель с сложной судьбой и сложным характером. В основу этого фильма лёг одноимённый автобиографический роман писателя.
Главный герой — Генри Чинаски — бесконечно одинок. Он живёт своим творчеством, пьёт, скитается по барам. У него нет друзей, да и ему они не нужны. В жизни Чинаски нет ярких событий, это череда дней, идущих одни за другим. Он не ждёт от судьбы невероятных сюрпризов. В промежутках между запоями Чинаски пишет. Кажется, писательский талант — единственное, что держит его в грязном мире.
Нет, Чинаски не тунеядец и маргинал. Он искатель. Он ищет в самых мерзких вещах что-то прекрасное. Смотря на мир сквозь алкогольную призму, писатель видит обыденное в новом интересном свете. Он не хочет вести другой образ жизни, он чувствует, что нормальный мир не для него.
После просмотра этого фильма не остаётся горького привкуса. И в отличие от картины «Пьянь» (еще один фильм о жизни Чарльза Буковски), смотреть фильм было не мерзко.
Жизнеутверждающее кино. Талант не пропьёшь!
7 из 10
20 января 2011
Слабое и скучное произведение. Слабое прежде всего потому, что многие, почти все, сцены фильма поставлены просто беспомощно. Они сыграны и поставлены таким образом, что о какой бы то ни было экспрессии (которая в книге определенно присутствовала) можно забыть напрочь. Некоторые сюжетные линии фильма вообще никуда не ведут и ничего не значат.
Может кончено показаться, что таков режиссерский почерк (а так и есть), но режиссерский почерк вовсе не оправдывает то, что неслабая книга писателя в экранизированном виде превратилась в самую настоящую нуднятину. В которой, тем не менее живет Буковски, по крайней мере в стихах, звучащих в кадре.
Обезьяний Диллон напоминает обезьяньего Чинаски? Немного, и этого «немного» хватает лишь на то, что бы фильм совсем не скатился в канаву. Хватает обезьяньего Диллона и печального, но все же красивого саундтрека. Ну и Лили Тейлор, которая, правда, напоминает пассию Чинаски из другого романа, а именно «Женщин», но вовсе не из «Фактотума».
14 ноября 2010
Я этого фильма не поняла.
Интересные актеры, хотя не каждый из них выглядит уместно в своей роли. Приятная мне актриса Мариса Томей, к сожалению, появляется в кадре совсем ненадолго, а об остальных не слишком много у меня хороших впечатлений в словах. Мэтта Диллон я вообще не сразу узнала…
Сюжет о странном парне, который пьет, занимается сексом, гуляет, дерется, бездельничает, а в перерывах мнит себя писателем, исписывая бумагу 3—4 рассказами в неделю.
Исход фильма вполне предсказуем, хотя и двояко возможен — парень либо угробит себя окончательно, либо получит таки если не признание, то возможность опубликовать свои писательские попытки.
Реализация слабовата, фильм мне показался очень скучным.
В общем, сценарий от Чарльза Буковски впечатлил меня не больше, чем в свое время попытки читать его «Макулатуру».
5 из 10
12 апреля 2009
На мой взгляд, фильм получился очень даже неплохим! Сюжет построен на обыденных событиях, происходящих с Чинаски, которые создают картине специфичную атмосферу. Вроде бы все очень просто, но тем не менее смотреть интересно.
До просмотра фильма я уже была знакома с творчеством Буковски и плохо представляла как все это будет выглядеть на экране. Когда я читала Буку, то сразу проникалась настроением Чинаски. Это эдакое полное безразличие к окружающей жизни, вызванное может излишней чувствительностью писателя. Жил он для себя, творчеством занимался не ради денег. Бука сам себе был судья.
Странно было увидеть в главной роли Диллона, но через некоторое время к нему привыкаешь. Лили Тейлор тоже весьма интересна — девушка со взглядами, как и у Чинаски, составляла ему недолгое время хорошую пару.
В общем-то, фильм вышел неплохой, расслабляющий на некоторое время, но все же при переносе творчества Буки на экран что-то теряется.
9 из 10
16 декабря 2008
Специфическая атмосфера фильма в неспешности развития сюжета, которого почти нет, в неспешности жизни самого героя и окружающего его мира. Все просто происходит без экспрессии. В этом особенность как героя романа Буковски, образа человека, который живет для себя, так и фильмов Хамера. «Кухонные байки» тому подтверждение. Если подобное настроение было в «байках» идеальным рисунком внутреннего мира человека, живущего в одиночестве, то здесь лишь укрепляется эта позиция, потому как сам герой (Генри Чинаски) создает для себя это одиночество в том числе и своим поведением, в чем он и признается в конце фильма.
Со стороны Мэтта Диллона выглядит это довольно странно, но со временем привыкаешь к его роли неполноценного пьяницы, который любит выпить, а не напиваться, которому нравится спать с женщинами, но при этом он не ложится на каждую попавшуюся (хотя, возможно, это упущение фильма). Со стороны обычного, занимающегося делом человека, этот герой — праздно шатающийся, прожигающий жизнь человек. Но суть героя Буковски в том, что он живет для себя и пишет для себя, не для читателя или издателя. И сам для себя судья. И в этом смысле неважно каким он выглядит в глазах общества.
Картина больше несет в себе атмосферу повседневности жизни такого человека и вспышками дарит зрителю умозаключения героя Буковски, идущие как бы параллельно с тем, что видит зритель. Стационарные кадры, которые так идут картине и являются одной из основ подобной атмосферы, в большинстве своем поставлены в помещениях, что усиливает ощущение закрытости героя, его одиночества, которым, как заслуженно отмечает сам Генри Чинаски («Одиночество — это дар»), еще надо научиться обладать.
Интересна так же героиня Лили Тэйлор — девушка с убеждениями, подобными ее возлюбленному Чинаски, она так же ничтожна, так же принадлежит другому миру, в котором отношения и жизнь развивается по несколько другим законам, чем те, к которым привыкли некоторые из нас.
И все же, несмотря на то, что картина с одной стороны очень яркая в своей оригинальности и притягательна в повествовании неспешности жизни человека, подобного Генри Чинаски, притягательна игрой актеров и красотой некоторых кадров, думаю, что Буковски лучше читать, чем смотреть.
18 декабря 2007