Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дед Азиз |
английское название: |
Bab'Aziz |
год: | 2005 |
страны: |
Швейцария,
Венгрия,
Франция,
Германия,
Иран,
Тунис,
Великобритания
|
режиссер: | Насер Хемир |
сценаристы: | Насер Хемир, Тонино Гуэрра |
продюсеры: | Сириак Ориоль, Али Реза Шоджа-нури, Меран Фагиги, Лорейн Хефтлер, Андраш Мухи, Карл Баумгартнер |
видеооператор: | Махмуд Калари |
композитор: | Арман Амар |
художники: | Мод Перл, Anes Talmoudi |
монтаж: | Изабель Рэтери |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $89 672 |
Мировые сборы: | $353 119 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 октября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Еще в детстве меня терзал вопрос что значит, иди туда не зная куда и принеси то не зная что. Если вас как и меня он все еще мучит, то значит этот фильм для вас.
Главный герой фильма Баба Азис живет в наше время. Кстати не Дед Азис, а Баба Азис, (прямо как Баба Яга), потому что Баба это не Дед, на востоке — Учитель, Святой. Так вот несмотря на то что Баба Азис живет в наше с вами время, он идет туда не зная куда и идет вместе со своей маленькой внучкой. Не смотря на то что он слепой. То есть действительно, он не знает куда идти, но знает что те кто должен придти придут. По дороге с ними конечно происходит много всего такого что может в действительности случиться в пустыне, много смертельной опасных и не очень ситуаций. Пока они идут рука об руку старый и новый мир, старый передает новому что-то бесценное вечное. Старый мир должен уйти, но новый должен получить наставление, направление, путь, даже если его нет.
Если можно как-то рассказать о самом мистическом мусульманском ордене суфиев, то единственный путь это притча. Баба Азис очень редкий фильм, фильм притча. Я бы создал отдельный жанр для таких фильмов. Здесь все к месту, музыка, персонажи, природа, танец, архитектура, костюмы, нет ничего лишнего и все помогает прочитать между строк, того что нельзя рассказать, — то, не зная что)
9 из 10
24 февраля 2020
Как же тяжело писать слова.. Все равно как птице проделать большое расстояние пешком… Если вы пришли посмотреть красивую историю, посмотрите её. Но есть куда более красивые фильмы. Если вы пришли за эмоциональной пищей, то поешьте её. Но она вряд-ли покажется вам вкусной а то и вовсе бедной, ведь в мире столько драм и мелодрам которые способны утолить ваш голод куда лучше. Если вы пришли рассуждать и философствовать, то делайте то что должно. Однако данная история покажется вам тривиальной и слишком простой. О не для вас я пишу эту рецензию..
-Первая подлетела ближе и сказала:
«Я знаю, что такое любовь».
Есть много Путей к Богу, несметное количество. Есть много школ и Учителей. Но не про это фильм. Баба Азиз укутывает вас любовью и пониманием, кто бы ты ни был, какой бы конфессии не принадлежал. Подобно любящему старцу начинает рассказывать вам сказку, простую как и все они. О том что..
-Вторая Бабочка коснулась пламени
легонько своими крылышками и сказала:
«Я знаю, что огонь любви может обжечь».
Зачем вы Ищете?Не потому ли, что жить в Иллюзии знания вас не удовлетворяет?Вы хотите прикоснуться… Настолько сильно, что вы касаетесь пламени о прекрасные, о самые смелые из смелых. И в ужасе отбрасываетесь назад.«Любовь может обжечь…». Любовь вода из которой не выйти сухим. Вот вы вошли в неё,и одежда ваша промокла и стала тянуть ко дну… Вещи с которыми вы себя отождествляли, стали топить вас. Вы думали, что ваша оболочка это и есть Вы, но вот вы снимаете зацерпнувшие воды туфли и в ужасе вылезаете на берег. Это не прогулка в парке, назад тем же самым вам не вернуться…
. -Третья же бросилась в самое сердце огня и он поглотил её.
Только она знает, что такое истинная любовь…(с)
Баба Азиз укутывает и обнимает вас. Сгорев в этой Любви и ощутив себя Единым, вы исчезнете в этом Блаженстве из которого ничего нельзя произнести…
А пока Остановитесь и отдохните у этого ручья, у вас еще длинная дорога впереди)))
П. С.Под конец оставлю этот перевод «Поэмы об атомах» Джалаладдина Руми, на чьи слова наложил музыку Божественный Armand Amar.
. О, день, взойди! Атомы танцуют
Благодаря Ему вся вселенная танцует
Души танцуют, переполненные экстазом
Я шепну тебе на ухо, куда ведет их танец?
Все атомы в воздухе и пустыне знают всё,
они кажутся безумцами
Каждый малейший атом, счастливый или несчастный,
становится возлюбленным солнца.
Тем, о ком ничто не может быть сказано.
-
28 января 2018
Есть немного фильмов, где природа является не фоном, а вместилищем происходящих событий, негласным участником действа. В`Английском пациенте» Сахара во многом определяет ход событий. Но в том фильме, кроме пустыни, есть место и для трагедии шекспировского масштаба.
В «Баба Азиз» — иначе. Здесь Пустыня играет людьми, как куклами, но мораль не в том, что герои бросают вызов судьбе, а в том, чтобы принять свою судьбу. Слово «ислам» переводится как покорность, покорность воле Аллаха. Актёры и их герои — люди Востока, арабского Востока, и это сильно влияет на настроение фильма. Человек западной культуры, так или иначе, будет чувствовать инаковость по отношению к происходящему.
В картине сквозным сюжетом идет история умирания, но воспринимается этот процесс легко. Наблюдая за поведением героев — старика, ребёнка, юноши, можно постепенно перейти на метафорическое визуальное восприятие суфийской притчи о разных стадиях души (детской, старой, юной) и о конечном слиянии с Абсолютом, как желаемом конце Пути.
В жестокий век с жестокими сердцами непросто принять такие доходчивые истины, изложенные в стиле «1000 и 1 ночи». Несомненно, фильм создает интересное настроение. Плюс — хорошее звуковое оформление. Но для «опоздавших к лету» этого может быть мало.
Смотреть и пересматривать стоит. Но ждать прорыва — это вряд ли,
7 из 10
26 июня 2014
Дед Азиз — третья часть трилогии и, пожалуй, самая красивая. Красивая суфийская восточная сказка (никак не фильм о дервишах) для всех возрастов, но прерогатива отдается взрослым, так как фильм философский, но, в то же время, не «грузит» зрителя. Фильм завораживает зрителя с самого начала: этот чудной ребенок, заботящийся о дедушке, забавно исполненные девочкой танцы, ее поход в руинную пещеру, где она теряет дедушку и находит красивую девушку, исполняющую зикры «Ya Rabbah, ya Rahim». Очень красивый сюжет о принце, в глубоком трансе познающем любовь. Волшебная музыка поэмы об атоме, стихи. Все эти мотивы напоминают о великом Джалал ад-Дине Руми. Мистическая и трогательная концовка фильма.
После его просмотра не хочется существовать в реальном мире, хочется сказки. Один из любимых фильмов
10 из 10
13 октября 2013
Что для европейца жизненный путь-дорога, извилистая, прямая, приводящая к тупику, ведущая из него. Жизнь представляется неким извивающимся отрезком, той самой la strada, несущей на своем изогнутом пути людей, события, судьбы нации и эпос предыдущих поколений. Дорогая жизни ведущая вперед, только в одном направлении- в направлении в даль убегающего времени.
И что мы видим, будучи европейцами? Далеко не однозначное пространство восточной пустыни. Будучи бескрайней и глубокой, она также выступает аллегорией жизни. Другое представление о жизненном пути, о собственном предназначении, о целях предначертанных каждому, вот что мы видим в «Баба Изиз», в этой восточной притче бесконечного времени. Это совершенно не свойственная западному человеку трактовка пути, несвойственная, но притягивающая своей загадочной философией. Восток и время востока словно песок барханов- это нетленно, и время и песчинки перемещаются, но их движение бесконечно- жизнь не прервется дойдя, как казалось бы до логического финала. Многое и не только это свойственно философии суфизма, так тонко показанной в «Баба Азиз».
Два человека бредущие по широкому полотну своей жизни, не ограниченной обочиной европейкой дороги…Старик Баба Азиз, показанный слепым, в знак невероятно преклонного возраста и внучка Иштар, «маленький ангел», бегущий за дедом по пятам. Старика ведет проведение, ребенка интерес. Их разум также широк и готов принять и узреть в мироздании мельчайшие механизмы, на которые мы с вами и не обратим внимания. Сложный поход дервишей, идущих, по большому счету, руководствуюясь только собственным жизненным опытом и интуицией, раз в тридцать лет дает старикам спокойно продолжить свой путь за границей смерти, а юнцам с «древней» душой первый раз взглянуть в глаза настоящей бесконечности жизни.
Символы наполняющие картину позволяют режиссеру говорить со зрителем на едином понятном невербальном языке. Даже мало знакомый с культурой востока человек не потеряет интерес и не покинет героев картины раньше, чем начнутся титры. Вся жизнь дервиша-странствие, без собственности, без привязанности, цель -понять Бога и Вселенную или хотя бы делать попытки, так как дано подобное сделать далеко не каждому. Сказка, которую Баба Азиз рассказывает Иштар сама по себе символ. Имеющий все материальные блага принц, пресытившийся наполненной благами, но скупой духом жизнью, увлечен бегом быстроногой газели. Она то и приводит принца к осознанию собственного предназначения. В долгих попытках понять себя принц становится дервишем и отправляется в дорогу, или скорее в пустыню. Та же газель знакомая Баба Азиз, то ли миф, а то ли реальность-вестник закономерных изменений, незримо присутствует в каждом кадре, загадочно увлекая за собой и Иштар. Но она еще слишком юна, разум молодости еще не готов к подобному и тело поддается жару, оно привыкло лишь к танцам и недлинным переходам по пустыне. Но у Иштар еще все впереди, если она изберет путь дервиша. Это появление газели было не последним в жизни «маленького ангела».
Всю ту безмятежность и спокойствие, с коими герои идут по жизни, не тратя силы на терзания и сомнения, прекрасно передал режиссер в эпизоде прощания деда Азиз с внучкой. Отсутствие преувеличенного драматизма одно из достоинств этой сцены. Один путник, следовавший за дервишами, уводит взволнованную Иштар, которая впрочем, вскоре в пестрых цветах сбора, будет грациозно исполнять танцы. Нет, это не говорит о том, что она забыла деда, Иштар будет помнить о нем и его слова вечно, ее спокойствие и отсутствия чувства страха еще раз подчеркивает силу духа присущую ей. А старик просто знает, что пришло время, время венчания в вечностью. Другой же путник, скитающийся по пустыне без одежды, но с душой полной ненависти, так и уходит прочь, выполнив последнюю в этом мире просьбу Баба Азиз. Уходит прочь так и не поняв пока самого главного… Но и у него еще все впереди. Впереди все и у каждого, таково понимание этого мира востоком.
Операторская работа позволяет насладиться красотой природы, осознать масштабы и величественность песков времени. Панорамы пустыни еще надолго остаются в памяти. Удачно взяты крупные планы, особенно это касается эпизода в затерянной мечети. Все это создает атмосферу фильма, делая его теплым, мягким, по- сказочному богатым и загадочным. Отличная проработка костюмов и быта, насыщенность картины цветовыми пятнами одежды, обилие музыкальных инструментов и музыки как таковой переносит зрителя в свой мир, мир спокойствия, мифов, легенд, притч и сказок.
Темные ночи не пугают холодом, а жар полудня не сжигает. Ровное пространство фильма живет. Оазисы чудес возникают неожиданно, но непосредственно. Будто тут и не могло быть иначе, именно на этом бархане расположились музыканты и можно предаться танцам, а через пару часов оказаться в совершенно неописуемом городе-дворце. И вся поэтика фильма настолько безмятежно и мудра, что невольно хочется прикоснуться к этому волшебству ближе. Но у каждого уже есть место в этой жизни, да и пустыня примет не каждого. Но главное остается неизменным, среди песка ли мы или посреди шоссе- лишь та бабочка познает любовь, что сгорит. Лишь тот живет, кто находит силы познать себя, кто идет своим путем. А тот, кто идет своим путем, никогда не заблудится даже в целой пустыне из песка и камня, в целом мире из стекла и бетона.
17 сентября 2012
Один из самых прекрасных фильмов, которые я когда-либо видела. Я убеждена, что для каждого зрителя найдется свой фильм и я нашла свой. Рекомендовать его кому-либо очень сложно, потому что это не фильм, это целая философия, это рассказ, который не имеет конца, ибо он о Суфизме.
Баба Азиз рассказывает о вере, жизни и смерти, о пути человека.
- Баба Азиз, разве ты не пойдешь на собрание в конце концов?
- Пойду мой маленький ангел. Пойду.
- Ты пойдешь совсем один?
- Я найду свой путь.
Это фильм обо всем, что открывает человеку его сердце, здесь и любовь, и богатства, и вера, и поиск себя.
Актеров, на мой взгляд, даже актерами не хочется называть, потому что веришь буквально каждому их слову, такое чувство, что не фильм смотришь, а чью-то настоящую жизнь. И вся эта удивительная история происходит в таких красивых местах, что просто невозможно остаться равнодушным.
Ну, а если вы любитель восточной музыки, то пройти мимо этого фильма вам уж точно никак нельзя, потому что более красивого и удачного саундтрека сложно представить.
Сложно в наше время найти более добрый, красивый и настоящий фильм, где сказка переплетается с реальностью и не остается сомнений, что чудеса существуют. Я не знаю как другие люди представляют себе суфизм, потому что я считаю, что этот фильм на 100% суфийский и по сюжету, и по духу.
10 из 10
За прекрасную работу режиссера, за то доверие, которое вызывают актеры, за великолепную музыку и за неповторимую восточную атмосферу, которая оживляет самые невероятные истории.
16 августа 2012
Фильм исключительный, один из немногих, повествующих о суфиях. Хотя конечно это не столько суфийский фильм, сколько фильм-миф, но выполненный очень красиво…
Потрясающий саундтрек, насыщенные цвета, прекрасные актеры, и в одной из главных ролей — пустыня Сахара.
Ставлю 9 баллов только зато, что он не совсем реалистичен, и не отражает традиционный суфизм.
9 из 10
15 февраля 2009