| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Братья Рок-н-Ролл |
| английское название: |
Brothers of the Head |
| год: | 2005 |
| страна: |
Великобритания
|
| слоган: | «From some people... Rock & Roll was always a freak show» |
| режиссеры: | Кит Фултон, Луис Пепе |
| сценаристы: | Тони Гризони, Брайан Олдисс |
| продюсеры: | Тони Гризони, Саймон Ченнинг-Вильямс, Гэйл Иган, Питер Карлтон, Шерил Краун, Кейт Огборн, Тесса Росс, Лиза Мари Руссо, Джим Шамун, Марио Зван |
| видеооператор: | Энтони Дод Мэнтл |
| композитор: | Клив Ленджер |
| художники: | Джон Хенсон, Патрик Рольф, Марианн Эйджертофт, Мишель Дэй |
| монтаж: | Николас Гэстер |
| жанры: | драма, музыка |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$45 082 |
Мировые сборы:
|
$84 425 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
10 сентября 2005 г. |
на DVD:
|
4 декабря 2008 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 33 мин |
Есть фильмы, которые похожи на идеально записанный студийный альбом. Каждый звук выверен, каждая нота на своем месте. А есть фильмы, которые похожи на запись с подпольного концерта, сделанную на дешевый кассетный магнитофон. Звук грязный, кто-то постоянно орет, гитары ревут, но в этом хаосе — больше жизни, правды и ярости, чем во всех вылизанных студийных записях вместе взятых. «Братья Рок-н-Ролл» — это самая честная, самая уродливая и самая пронзительная запись с концерта, которого никогда не было. Жанр мокьюментари, или псевдодокументалистики, — это хождение по лезвию бритвы. Один неверный шаг — и ты сваливаешься либо в пародию, либо в скучную имитацию. Режиссеры Кит Фултон и Луис Пепе не просто прошли по этому лезвию. Они пробежали по нему, сыграв при этом зубодробительное гитарное соло. Они взяли абсолютно дикую, почти невозможную историю — историю о сиамских близнецах Томе и Барри Хоу, которых в 70-е годы музыкальный продюсер вырвал из глухой английской провинции, чтобы сделать из них панк-звезд, — и рассказали ее с такой пугающей, почти осязаемой достоверностью, что ты в какой-то момент забываешь, что смотришь художественный фильм.
Весь фокус этого кино — в его текстуре. Это не гладкая, глянцевая картинка. Это коллаж. Рваный, грязный, собранный из «архивных» съемок с концертов, интервью с «участниками событий», фотографий. И эта визуальная шероховатость, эта имитация найденной пленки — не просто стилистический прием. Это главный драматургический инструмент. Он создает ощущение подлинности, интимности, будто ты не смотришь кино, а подглядываешь за чужой, странной, трагической жизнью.
А жизнь эта — чистый панк-рок. Не тот глянцевый, причесанный панк, который потом продавали на стадионах, а настоящий, британский панк 70-х. Грязный, злой, полный классовой ненависти и саморазрушения. И сиамские близнецы, сросшиеся в области груди, — это не просто фрики, которых показывают публике. Это идеальная, самая страшная и самая точная метафора панк-рока. Два человека, запертые в одном теле. Две воли, два сознания, которые не могут существовать друг без друга, но и вместе им — ад. Их тело — это их тюрьма. А музыка — это единственный способ кричать об этом. Актеры, играющие братьев, Гарри и Люк Тредэвэй (которые, разумеется, не являются сиамскими близнецами), совершают здесь маленькое чудо. Они не играют. Они живут в этой общей, уродливой шкуре. Их движения, их взгляды, их постоянная борьба за личное пространство — все это настолько убедительно, что ты забываешь о спецэффектах. Ты видишь двух братьев. Одного — более агрессивного, яростного, настоящего панка. Другого — более тихого, рефлексирующего, почти поэта. И их внутренний конфликт, усиленный появлением женщины-журналистки, которая влюбляется в одного из них, — это не мелодрама. Это трагедия античного масштаба.
Вердикт
Что удалось:
Абсолютная достоверность. Фильм — это триумф стиля мокьюментари. Он настолько убедительно мимикрирует под реальную документальную хронику, что заставляет сомневаться в реальности.
Глубокая метафора. История сиамских близнецов — это не просто фрик-шоу. Это мощнейшее высказывание о братстве, созависимости, творчестве и саморазрушении.
Атмосфера эпохи. Дух британского панка 70-х — со всей его грязью, энергией, безнадежностью и яростью — передан безупречно.
Что пошло не так:
Фильм может быть физически неприятен. Его рваный, грязный стиль, его откровенность, его безнадежный тон — это не то кино, которое смотришь, чтобы расслабиться. Это тяжелая, почти изматывающая работа.
Некоторая затянутость. Местами фильм упивается своей документальностью, и темп повествования может показаться слишком медленным для. R.I.P.
Кому смотреть:
Поклонникам панк-рока и британской контркультуры 70-х. Для вас это будет как путешествие в прошлое.
Тем, кто хочет увидеть, как можно рассказать глубоко человеческую и трагическую историю, используя самые нетрадиционные кинематографические средства.
Заключение
«Братья Рок-н-Ролл» — это не просто фильм. Это фальшивая легенда, которая кажется правдивее любой реальной истории. Это жестокий, честный и невероятно трогательный взгляд на то, как искусство рождается из боли, уродства и ярости. Это кино, которое не пытается вам понравиться. Оно просто хватает вас за грудки и орет вам в лицо свою пронзительную, хриплую песню.
7 из 10
2 сентября 2025
Ох! Это кино наотрез лишено чувства меры. Кипит, бурлит, хлещет без разбору то кровью, то чепухой. Все в крике. Ну да, ведь его стихия — рок-н-ролл. А он должен пениться и брыкаться — жизнями, судьбами, ритмами, строчками…
Толстые коты, наркотики, безумие ночи.
И некогда хныкать и скулить!
Как вам стихи? На шаманские шепоты и крики Моррисона не тянут, конечно. Но тоже норовят садануть здравый смысл о свой спотыкач.
Однако меньше всего мыслительной расшифровке поддается жанр. Вернее, жанры — их здесь целый комплект. Псевдодокументалка. Псевдобиография. Пародия на документалистику. Артхаусная притча. Или же экзистенциально-сюрреалистическая драма о братстве, свободе и выборе… Режиссеры — документалисты в прошлом, это чувствуется как в общей ауре (атмосфере) фильма, так и в приемах, ради которых только и стоит все это смотреть.
Желание быть реалистичными (принятыми за правду) влечет авторов к стилизации под документальное кино. Однако чтобы снять «художественный документ», нужен отчаянный, как песни The Doors, и врожденный, как вкус Биттлз, инстинкт правды. Когда ты на высоте объективности, но при этом уходишь в глубины, многослойность и неприкрытую условность притчи, можно заехать в нарочитость, что пару-тройку раз в фильме и происходит.
Возможно, нарочитое вырастает из темы… Кажется, что ее закрыл, расставив все точки над i, еще Оливер Стоун в «Дорз». Помните таглайн его фильма? «Окончательная история наркотиков, секса и рок-н-ролла» (The Ultimate Story of Drugs, Sex and Rock`N«Roll). Окончательная! Выходит, все остальное, что после, изображение уже сыгранного и сказанного, перепевы, общие места: идолы рок-н-ролла — это обязательно контркультурщики, обязательно наркоманы, неразборчивые в сексе и амфетаминах, хиппи и сорви головы без башни, крыши, здоровья и завтрашнего дня… Да, это знакомо. И да, штамп.
Но все же… Пусть перепевают! Нет ничего дурного в ностальгии по мечте, по времени, которое на эту мечту похоже. «Братья Рок-н-ролл» сняты в 2005-м о 1975-м. В фильме вполне ощутима установка взглянуть изнутри эпохи комфорта и тотальной шоуизации на дни, будоражащие настоящим, в пику однообразной и кислой серости гламура. В сравнении с нашим рок-н-ролльное время — время вертикального, а не горизонтального поколения, способного на реальный переезд в воображаемый мир — вверх и до конца! Поколения, которому хватило смелости доказать идею Гете — индивидуальность осуществляется только ценою жизни. Это дух рок-н-ролла. Его свобода. Его нигилизм. Его утверждение. «Вот он я, и пошли вы все».
Постоянно повышать градус жизни — один из вариантов таланта жить, пусть и выглядит он подчас как самоуничтожение. Не отмеряя — разбрасывая. Не продавая — делясь. Не копя — транжиря. Ведь искусство не сладкий леденец — самоубийство (идея Цветаевой), такое, когда жизнь не отнимается у себя, а по капле или галлонами отдается кому-то.
Я не стала ставить фильму «нравится», но пишу о нем, тем не менее, что со мной бывает редко. В картине есть момент, который очень тронул. Героев двое. И они братья. Сросшиеся на груди, как горошины в стручке. Кусок кожи, соединяющий их вместе, словно терапевтическая нить, — самая точная аллегория рок-н-ролльного братства. Барри растет из Тома, а Том — из Барри:
Двухтактный Ромео.
Вдвоем нам хорошо.
Вдвоем, пробиваясь сквозь ночь…
…Ты — это ты? Или ты — это я?
Но время идет, слава растет, и оказывается, что я — только я. Тогда брат берет хлебный нож, чтобы отрезать от себя брата. Сколько групп, хороших, славных, разрезали себя вот так — посередине, как кусок хлеба! Когда заканчивается братство, шоу, может, и продолжится…
Рок-н-ролл — никогда.
14 февраля 2013
Репортажные приёмы съёмок, избранные для своего фильма режиссёрами (они же и сценаристы) Кейтом Фултоном и Луисом Пепе оказались мне явно не по душе. Попытка сложить технику документального и художественного кино выглядела не очень связной. К тому же, это повлекло шлейф других недостатков этой картины.
Очевидно, что вследствие избранной режиссёрами журналистской конструкции фильма, в нём практически не оказалось места для развёрнутой и осмысленной работы актёров, которым пришлось, главным образом, довольствоваться зачитыванием своего текста перед статичной камерой. В дополнение к этому — обширный закадровый комментарий к происходящим событиям и рассказ о том, что осталось за рамками видеоряда. Хроникальное изображение очень быстро надоедает и начинает вызывать раздражение.
В чём действительно преуспели создатели этой картины, так это в отменной постановке и оригинальной съёмке псевдо хроникальных кадров из жизни братьев-близнецов и их музыкальной группы. Здесь очень к месту оказались и компьютерная обработка, и светофильтры. Нельзя не отметить филигранную работу со светом, когда не только удаётся нужным образом высветить объект съёмки, но и скрыть от глаз зрителя отвлекающую внимание перспективу.
Гари и Люк Трэдауэй, не смотря на ограниченные средства, оставленные им в рамках избранной режиссёрами техники съёмок, сумели создать выразительные образы навечно спаянных, но рвущихся в разные стороны людей. И пусть близнецы говорят совсем не много, но эмоционально-психологический заряд и физическое состояние своих героев братья Трэдауэй передают в высшей степени достоверно. Наиболее ярко это проявляется в сценах публичных выступлений близнецов, в ходе исполнения песен, являющихся, по существу, единственным средством раскрытия их характеров.
Получилось ли кино? Я так не думаю. Технические приёмы, использованные при его создании, несомненно, интересны и выразительны. Поэтому, если бывшие документалисты Фултон и Пепе забудут о своём прошлом, у них появится неплохой шанс на создание хорошего кино в будущем.
17 октября 2006