Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ад Рампо |
английское название: |
Ranpo jigoku |
год: | 2005 |
страна: |
Япония
|
режиссеры: | Акио Дзиссодзи, Хисаясу Сато, Сугуру Такэути, Ацуси Канеко |
сценаристы: | Акио Сацукава, Сугуру Такэути, Сиро Юмэно, Эдогава Рампо, Ацуси Канеко |
композиторы: | Ёсихидэ Отомо, Сайко Ай, Арамаки Кохэй, Икэда Рёдзи |
жанры: | ужасы, фэнтези |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 ноября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Четыре режиссера японских адаптировали по одной недетской сказочке японского писателя Эдогавы Рампо о сюрреалистическом разврате и жестокости. В данном киновополощении жанр Ужасов, несмотря на свою репутацию, все ещё может заставить зрителя задуматься.
Первая, самая короткая и связывающая остальные части история приходит к зрителю вообще без звука, нагнетая тревожные, но сдержанные переживания по сравнению с тем, что будет дальше.
Вторая история наиболее насыщена национальным колоритом и одновременно смотрится как порождение викторианской готики, в ней чувствуется, что явно была создана под влиянием творчества Артура Конан Дойля. Создатель зеркал и детектив сразу же оказываются в одной из классических мистических формаций: сыщик и преступник уважают друг друга и становятся почти друзьями, но это не помешает ни одному из них сыграть назначенные им судьбой роли.
Следующая история сочетает в себе уникально девиантные секс-сцены с шокирующим сюжетным поворотом. Даже кажется, что если бы этот сюжет смог оценить сам Маркиз де Сад, он остался бы доволен, что у него нашёлся достойный преемник в лице писателя Эдогавы Рампо.
Последняя история самая непредсказуемая, с мощным финалом — о человеке, ненавидящем человеческий контакт. И о том, что он сделает, чтобы оставить за собой кого любит. После просмотра фильма не скоро забудешь строчку: «С тех пор, как я встретил тебя, моя жизнь превратилась в ад».
26 ноября 2020
Киноальманах, объединяющий несколько новелл. История безумия, просочившаяся из другого мира. Липкая и грязная, экцентричная и муторная.
Рампо как писатель мне кажется слишком сухим, хотя его и сравнивают по мастерству с Эдгаром По. «Ад Рампо», экранизацию, в сухости не обвинишь, наоборот это скорее вязкая, кипящая жижа из страстей и извращений. Надо сказать, от новелл писателя всё это достаточно далеко, например в «Ад зеркал» добавили три трупа, хотя в оригинале никаких убийств не было.
Стилистически «Ад Рампо» немного неоднороден, но в целом гармоничен. Разные режиссёры внесли своего видения, своего почерка.
Первая зарисовка — самая непродолжительная, но она является самой важной частью ансамбля, приглашением на оргию сумасшедших. «Канал Марса» — наполненная полнейшим беззвучием и безграничным отчаянием, метафоричная и яркая, стильная и страшная. Смотря её, гипнотизируешься, замираешь, окунаешься в странное напряжённое пространство некоего безвременья, в котором нет будущего, нет жизни, есть лишь содеянное и адская расплата — вновь и вновь перематывать произошедшее и ненавидеть своё отражение в воде, заменённое на лицо убитой. Кажется, что забыл включить звук, что невозможно чтобы не было сопутствующего громыхания, завывания и крика отчаяния, настолько сильно передан эмоциональный заряд, что чувствуешь на уровне чистых ощущений и ассоциаций. Честно сказать, я предпочла бы все два часа в таком стиле. Жалко, что коротко.
Вслед за камерой, прыгаем во тьму зрачка — врата в круги ада.
Следующая новелла «Ад зеркал» жанрово не представляет из себя ничего особенного, это детектив, процесс расследования убийств. Но налёт мистики в истории о нарциссе, очень подходящее обрамление обычного в что-то странно-загадочное, достигнутое превосходной операторской работой и игрой с зеркалами, отражениями, отражениями отражений, ракурсами и преломлением света и картинки, оперной музыкой в качестве саундтрека, создали удивительное пространство. В нём действительно кажутся обоснованными страхи о зеркале, способном высосать душу из смотрящегося. Безумец, владыка этой истории, производит самое большое впечатление.
Далее «Гусеница», неоднозначная, немного недошлифованная, поэтому уступающая остальным по стилю. А вот безумие здесь настолько иррационально, что смотреть её можно только мучая глаза и желудок. Отвращением несёт от «отношений» калеки и его жены; обоюдной ненормальностью, потому что внутренние монологи гусеницы столь же неадекватны и странны, как чувства ненасытной женщины.
«Жуки» понравились своим прикрытым видениями, словно бы непорочным безумием. Воображаемый мир, заменивший реальный, но и первый и второй насыщены тленом, мерзостью и насекомыми. Обитающие в голове, они трансформировались во вполне осязаемых и ощущаемых, только вот трупных обитателей наш влюблённый так и не заметил. Ведь для него красота казалась неизменной и сохранённой.
Очень искусная поделка, но не на каждое восприятие. Можно отшатнуться спустя несколько минут, можно заинтригованным посмотреть. Думаю, оно того безусловно стоит: столь неординарна, образна и странна эта картина.
8 из 10
27 февраля 2015
Фильм представляет собой сборник экранизаций новелл культового японского писателя Эдогавы Рампо. Первая новелла называется «Каналы Марса», где рассказывается о человеке, нашедшем озеро в зеленой пустыне. Вторая называется «Ад зеркал», где повествуется об убийце, убивавшем своих жертв с помощью зеркал — он добавлял в них специальное соединение, испускавшее убийственные микроволны. Название третьей — «Гусеница». Это рассказ о безногом и безруком инвалиде войны, над которым издевается его жена. И, наконец, в четвертой, «Жуках», рассказывается о странных взаимоотношениях шофера и знаменитой актрисы. Во всех четырех новеллах играет известный актер Таданобу Асано.
Объединяет эти новеллы тема ада. Это может быть душевный ад, как в новелле «Каналы Марса», так и ад физической боли, как в новелле «Гусеница». Выхода из этого ада не предвидится, да режиссеры и не ставят себе такую задачу. Их интересует эстетика изображения такого ада, визуальные нюансы и оттенки, цвета и узоры, элегантность работы операторов и музыкального сопровождения, сама партитура человеческого страдания. Наиболее радикальна в этом смысле новелла «Каналы Марса», представляющая собой бессюжетный видеоряд, наполненный обостренными образами, призванными иллюстрировать беспокойный внутренний мир главного героя. Ненамного более миролюбива новелла «Гусеница», в которой существо, утратившее человеческий облик, подвергается изощренным издевательствам. Впрочем, они не лишены определенной логики, хотя и садистской, потому что мучительница сама решает стать гусеницей и уродует уже себя. В основе этого маниакального желания — стремление стать бабочкой и улететь к свету. Вот только в достижимость подобного выхода из ада почему-то не верится, ибо фильм этот об аде, а не о спасении.
Акцент здесь делается на особой эстетике насилия и разложения, которые прочитываются, как в алхимическом символизме, как некие предварительные, хотя и не вполне обозначенные, стадии для последующего освобождения. Впрочем, тема освобождения режиссеров интересует меньше, чем тема пленения человека темными импульсами, исходящими из бессознательного. Поэтому фильм пропитан мрачной и недоброй атмосферой чистого, дистиллированного зла. Причем в этом нет примитивного упоения образами смерти, как это бывает в дешевых фильмах «трешовой» стилистики. Здесь за визуальным богатством скрывается глубинная проработка темы зла, хотя и не покидающая пределов чистого эстетизма. Зло красиво — эта максима, хотя никем и не озвучивается, проходит через весь фильм как главная его идея. Садизм, жестокость, извращенное насилие — все это часть человеческой природы, с которой, безусловно, нужно бороться, но которая иногда может и побеждать. «Ад Рампо» — это четыре истории ее побед.
7 из 10
12 декабря 2014
Когда-то Данте назвал адом сужающийся колодец со стенами-кольцами из различных грехов. Японец Эдогава Рампо не ограничивает себя геометрическими рамками, его ад каждый раз оригинален, индивидуален и неповторим, чудно компактен, мобилен и вездесущ. Его ад — это чувство, которое всегда с тобой.
Вариация 1 — буйство памяти
В дивном краю прекрасных озер и бескрайнего неба, на фантастических каналах Марса иногда сочетается несочетаемое. Оглушающая тишина, наполненная ожиданием воя, грохота или плача. Рваные дерганые движения, перемежающиеся с отстраненной статичностью зрителя перед величием природы. Человеческая нагота, лишенная естественности и достоинства, а потому откровенно уродливая в тисках насилия, на битом кафеле, в медленном смакующем кадре. Что за ад таится в черной дыре человеческого зрачка? Ответ, скорее всего, скрыт в бесконечных катакомбах памяти, милосердной и беспощадной одновременно.
Вариация 2 — буйство воображения
Ритуальное достоинство чайной церемонии, выверенный этикет как отражение многовековой традиции — что может быть безопаснее и …скучнее? Но в самом махровом консерватизме таятся всполохи новизны, как в металлическом аду зеркал постепенно проступает изображение смотрящего. Бурлит ли то безумие, которое выплеснется обжигающей волной, стирая лица как кожу кислотой, или это любовь, что не терпит конкурентов? Ответа нет, но если жизнь — отражение в зеркале, то в сотне зеркал — правды ни на гран.
Вариация 3 — буйство разума
Невнятные стоны, хрипы и сопенье, нечто, бывшее когда-то человеком, напрягая оставшиеся органы чувств, пытается выжить в этом мире. Изувеченное, беспомощное, оно все еще мыслит и чувствует, а значит, существует. Но может быть… не нужно? Может быть, высшая ступень развития — самозамкнутость на себя, бытие человеческой гусеницы? Отказаться от слова, от взгляда, от движения, оставив только мысли в полной темноте и тишине — есть ли это еще человек или уже произведение искусства?
Вариация 4 — буйство желания
«И вечный бой, покой нам только снится» Бой между стремлением быть ближе к ней — и бежать от людей сломя голову, коснуться ее — и отскрести руки с мылом, быть с ней всегда — и не встречать более никого живого. На самом деле это только так кажется, что компромисс невозможен, в действительности же несколько встреч с сальноулыбчивым дерматологом, кстати попавшийся на пути магазинчик «Уют таксидермиста», и твоя большая филия легко уживется с твоей маленькой фобией, и никакие жуки не помешают.
Жгучая смесь персональных страхов и фантазий, сдобренная щепоткой надежды и щедро приправленная отчаянием — вот что такое ад согласно Рампо. Будьте осторожны — ваша собственная бездна всегда на расстоянии одного взгляда.
19 июля 2014
Четыре экранизации, снятые по новеллам Эдогавы Рампо (которого именуют японским Эдгаром По) различными режиссёрами, объединены в один проект, получивший название «ад Рампо». Весьма характерное название, в полноте отображающее, что именно роднит эти, не связанные между собой, истории. Четыре иллюстрации, в которых изображён душевный ад. Различные по стилистике картины, повествуют о том, как посредством той или иной страсти душа погружается в адское состояние.
Канал марса
В этой, можно сказать вступительной, предельно-лаконичной работе Такеучи Сугуру, чётко и ясно выражена суть. Преступление, совершенное в порыве страсти (безумия) и его плоды — звенящая, адская пустота.
ад зеркал
Пожалуй, самая сюжетная новелла Акио Дзиссодзи (моя любимая). Мистический детектив, по своей стилистике действительно ассоциирующийся с Эдгаром По. Загадочные, таинственные смерти женщин, приводят следователей к, красивому и юному мастеру, наследнику древнейшей техники изготовления зеркал. Зеркала — благодатнейший материал для различного рода мистификаций. Зеркало, как дверь в иной мир. Успех у представительниц прекрасного пола и желание достичь совершенства. Могут ли зеркала ревновать, или это не они, а страстное стремление стать непревзойдённым, даже при помощи чёрной магии, открывают для души двери в ад? Многогранно-филигранное произведение, в котором для каждого из зрителей, соответственно восприятию и мировоззрению, более ярко засияют различные стороны и аспекты.
История и форма изложения, очень японская, по своей сути. Никому, в такой мере как жителям страны восходящего солнца, не присуще стремление достижения совершенства в своём ремесле. Иногда они готовы ради этого пойти на большие жертвы. А как детально показан сам процесс изготовления, отточенные движения, неспешность и полнейшая сосредоточенность. То же можно увидеть и при совершении чайной церемонии. Работа оператора выше всяких похвал. Игра форм, проекций и отражений завораживает. А оперная музыка Жюля Массне многократно усиливает производимый эффект.
Гусеница
По мотивам этого же рассказа Кодзи Вакамацу снял полнометражную ленту «Червяк». Он или Масао Адачи более близок к идее оригинала, сказать трудно, так как «Гусеница» Рампо не переведена. В отличие от жёсткой, антивоенной драмы Вакамацу, в которой он показывает все ужасы последствий войны на примере одной семьи, и жёстко бичует античеловечную, милитаристскую пропаганду, Адачи предлагает зрителю кошмарную, завуалированную метафору. Опустив вступительную часть, он сразу рисует взаимоотношения калеки-ветерана и его жены, в которых доминирует секс. Красивая, молодая женщина, и изуродованный войной мужчина (то, что от него осталось) с обожжённым лицом и культями вместо рук и ног. Их садомазохистская связь отвратительна. Хорошая жена, ухаживающая за героем-инвалидом, богом войны, в данном случае декорация, за которой скрывается жуткая правда. В авторской, метафоричной интерпретации, уродливое может стать прекрасным. Как гусеница становится бабочкой и улетает. Обрести крылья и улететь, судя по всему, она должна посредством суицида. Суицидальный «полёт», это падение головой вниз, на дно ада, мы видим ещё одну иллюстрацию душевного, пагубного мрака, обоих членов семьи (и не только). Великолепная операторская работа и актёрская игра, однако «Гусеница» трудна, не столько для понимания, сколько для восприятия.
Жуки
Для последней истории более подошло бы название «Тараканы». Патологическая страсть обладания с одной стороны, комплексы и проблемы в общении с другой, привели к резкому росту насельников, живущих в голове главного героя. Что и вылилось в… то, что вылилось. А окончилось вообще трупными червями. Наиболее простая, но не менее мастерски выполненная картина Канеко Ацуси.
Во всех киноновеллах, режиссура, актёрская игра, операторская (к сожалению безымянная) работа, музыкальный ряд, как части мозаики, гармонично складываются в произведение киноискусства. Где-то шокирующие, местами завораживающие, иногда отталкивающие, извращённо-изощрённые, эстетически-совершенные работы, не смогут оставить равнодушным ни одного киногурмана. Кино, пройти мимо которого, для уважающего себя киномана было бы непростительным легкомыслием.
10 из 10
28 июня 2014
С творчеством Эдогавы Рампо я знаком не понаслышке, а вот с экранизациями его произведений раньше дела не имел. Вообще-то я отношусь к экранизациям литературы крайне скептично и осторожно, однако этот фильм нельзя назвать неудачным. Вот что бывает, когда к литературной классике японского триллера прикладывают руку талантливые режиссеры.
Фильм состоит из трех разных, связанных между собой отступлениями, каждая история плавно перетекает из одной в другую от чего не создается впечатление, что смотришь три отдельно взятых фильма.
Вступление «Канал Марса» лишь первая страница альманаха, первый круг ада. Беззвучный, резкий видеоряд, напоминающий чей-то кошмарный сон, где переплетаются тревога, злость, жестокость и отчаянье. Страсть и одержимость мужчины с длинными волосами, которого несколько минут спустя мы видим в роли детектива полиции в «Аде зеркал».
Эта детективная история уже более четкая и не нуждается в осмыслении, хотя философские мысли волей — неволей заставляют задуматься. Эта история о красоте, которая порождает жестокость, о красоте, которая убивает.
«Гусеница» напротив повествует об уродстве и отчаянье, но и тут присутствует неистовая жестокость, а так же кошмарная страсть женщины к изувеченному калеке.
Последняя история «Жуки» самая параноидальная, жуткая и скользкая, происходящее на экране время от времени даже вызывает ощущение тошноты в горле. И это притом, что история рассказывает о безумной любви. Любви, доводящей до убийства…
Каждый эпизод по-своему уникален, визуально ярок и каждый оставляет своё особое впечатление. В целом все они составляют прекрасный букет блистательного триллера.
Безусловно над фильмам работали настоящие мастера. Странно, что «Ад Рампо» никто не заметил.
10 из 10
3 июня 2011