Холодный свет
Kaldaljós
6.8
6.6
2004, драма
Исландия, Норвегия, Великобритания, 1 ч 30 мин
В ролях: Ингвар Эггерт Сигюрдссон, , Рут Олафсдоттир, Стейнюнн Хардардоттир, Боргхильдюр Торс
и другие
Грюмер — 40-летний холостяк, затворник и одиночка, ставший таким после пережитой в детстве тяжелой эмоциональной травмы. Он — художник, рисунки которого обладают пророческими свойствами. Глаза Гримюра способны разглядеть в настоящем фрагменты грядущего. Одно из таких запечатленных на бумаге пророчеств обернулось когда-то жуткой трагедией для него и его близких.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Холодный свет

английское название:

Kaldaljós

год: 2004
страны:
Исландия, Норвегия, Великобритания, Германия
слоган: «Do you sometimes feel that you know something will happen before it does? Something bad...»
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператор: Сигюрдюр Сверрир Палссон
композиторы: ,
художник: Хельга И. Стефансдоттир
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 2200000
Дата выхода
Мировая премьера: 1 января 2004 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Холодный свет», 2004

«Gottina! Gottina!» Гримюр

Режиссер Хильмар Оддссон однозначно показательный ученик европейской школы киноискусства. Его работа с кадром, умение грамотно сочетать построение сцены по третям и по прямоугольникам, перемежая одно с другим для должного эффекта той или иной сцены — просто изумительна. Изучать его фильм буквально по моментам доставляет неприкрытое удовольствие человеку, который в этом хоть мало-мальски разбирается. Плюсом к подобному сочетанию специфики построения идет работа с линиями внутри самого кадра. Дело в том, что Оддссон, концентрируя внимание на деталях и персонажах, специально направляет взор зрителя на них, на то, что ему вздумается, путем расположением линий в картине, в том или ином ее моменте. Столь четкая геометрия, не симметрия, а именно геометрия кадра не может вызвать ничего, кроме восхищения, окончательно удовлетворив нутро эстета игрой света по всем канонам «французской волны».

Однако насколько хороший Хильмар постановщик, настолько же он плохой сценарист. Не обозначая альтернативного фактора с самого начала, дразня полупонятной мотивацией зрителя, творец не поглощает этого самого зрителя в историю, не заставляет его начать сопереживать герою. Почему? Потому что зритель банально не понимает, ввиду чего он должен сопереживать. Нет связующих линий, эмоциональной корреляции между зрителем и героем. По крайней мере — в самом начале. И потому фильм скучно смотреть. Наслаждаешься картинкой, но не действием. Под конец, когда раскрывается подноготная детства героя, его начинаешь понимать. Конфликт становится ясным и четко врастает в ступень под названием «внутренний конфликт», от которой уже ответвляются прочие «личностные» и «внеличностные» конфликты. Но главное тут словосочетание — «в конце». Герой приходит к определенным выводам касательно своего теперешнего мировоззрения благодаря рассмотрению воспоминаний о своей былой жизни, о том, что он уже пережил. А потому здесь такой метод не работает: всё показанное и упомянутое уже было пережито, и выводы были выявлены. Так, по крайней мере, должно быть, но нет. И это кажется довольно странным. Нет, кинофильм можно построить на такой концепции, но только тогда, когда она ветвиста, как то было в «Господин Никто», или когда и для героя является его прошлое чем-то новым ввиду его некоторых недугов, как, например, в «Помни». Но здесь история главного персонажа прямолинейна и известна ему уже давно… Однако должным образом рассмотреть ему её удается лишь спустя крайне долгий час, хотя и что до того он прибывал в некой стагнации сказать нельзя.

В конечном итоге получается прекрасно снятое, но ужасно написанное кино, в котором сколько обширный символизм, столько броская и смена ритмики да такта повествования. Стоит ли его посмотреть? Ради разбора технической составляющей — однозначно. Но насчет сценарного исполнения можно вести долгие беседы, еле воздерживаясь от перехода в спор. Хотя, пожалуй, еще и ради актерской игры глянуть также желательно: особенно запоминается молодой Аслакюр Ингварссон…

И на этом, пожалуй, я должен закончить.

P.S. Спасибо за внимание.

30 декабря 2017

Мрачные пейзажи

Не знаю почему так получается, но все фильмы из Скандинавии всегда какие-то мрачные. Хотя, казалось бы, чего тамошним жителям грустить? Норвегия, насколько мы знаем, первое место занимает по уровню жизни. Другие скандинавские страны от этого уровня тоже не далёко отстают. Тем не менее, фильмы там снимают с привкусом печали, очень странные, покрытые завесой тумана — и от того пробирающие насквозь.

Но в тоже время есть в этих лентах какая-то светлая нить, я бы сказал — сладкий осадок. Вспомнить хотя бы не так давно обсуждаемую ленту «Впусти меня». Нет, я не про американскую версию, естественно, а про шведский оригинал. Ужаса там в картине хватало. Но была одновременно и сладость. Ощущение доброй сказки. Лично у меня во время просмотра было чувство, что жую какую-то вкусную конфету, которую, правда, нельзя проглотить и можно только смаковать.

Все эти сменяющие друг друга мрачные снежные пейзажи. Загадочная тишина — такая бывает только в скандинавских фильмах — в лентах других стран она звучит совсем по-другому. И эта уникальная атмосфера как визитная карточка кинематографа Скандинавии. Не важно кто режиссёр. Не важно какой сюжет. Не важно какой жанр. Везде будет эта сладковатовая мрачность.

Фильм Хильмара Одссона «Холодный свет» — не исключение. Очень эмоциональный, глубокий, и даже добрый фильм, но с неизменным холодом и отчуждением. В ленте, по сути, одновременно развивается две сюжетные линии. Одна из них — детство главного героя Грюмера. А вторая линия — его настоящая взрослая жизнь.

На первый взгляд, эти две линии ничего, кроме героя, не связывает. Намеки, которые есть в начале, сами собой пропускаются — это только потом выстраиваешь целостную картину. Поначалу мы видим обычную жизнь немного заблудившегося в этом мире человека. И такую же жизнь немного странного ребенка.

Тема «инаковости» — одна из центральных в этом творении. Грюмер с самого детства чувствовал, что он не такой как все, но в тоже время его это удивляло — что можно быть не таким, как все, немного странным. Войдя во взрослую жизнь Грюмер не изменился. Он не похож на классического чудака, не ведет жизнь отшельника, вполне нормальный член общества. Хотя, и в детстве, и потом, он был наделен особым талантом. Грюмер рисует картины в которых может предсказывать будущее.

Дар это или проклятие? Нет, фильм совсем не про это. Эта черта просто есть у героя. Здесь никто не даёт оценок. Мы просто видим как идёт жизнь. Одна в прошлом — детство героя. Одна в настоящем — взрослый период. И хотя ни в одной из линий не происходит ничего поистине масштабного — оторваться просто невозможно. Эти разрозненные фрагменты имеют какую-то внутреннюю связь. Её не выразить смыслом. Это как звуки, которые просто стыкуются друг с другом, и создают мелодию.

Особенно, правда, хочется подчеркнуть великолепную работу режиссёра и оператора. Переход из детства во взрослую жизнь всегда сделан очень точно. Никакого разночтения — «а где мы сейчас? Это прошлое или настоящее?» — не возникает. Завораживающие проезды, ловко подобранные точки съёмки, выверенная длинна каждого кадра — всё это делает картину шедевром даже в отсутствии всяких слов.

«Холодный свет» всасывает зрителя в особую атмосферу, но ничего не требует взамен, там не нужно сопереживать, не нужно испытывать накал страстей, строить догадки, и размышлять о чём-то глобальном. Хочется просто смотреть — быть здесь и сейчас.

Ещё одна тема, на который стоит сюжет ленты, это ответственность. За себя, свою жизнь, и жизнь людей, которым ты не безразличен. Повзрослевший Грюмер неожиданно становится отцом, но отказывается строить семью, как говорит сам: «Просто не готов». И тогда он едет туда, где всё началось, чтобы лицом к лицу столкнуться с тем главным в его жизни, с ключевым событием детства. То, что сделало его однажды несамостоятельным, то что убило его волю.

Вот тут две художественные линии и обретают единый смысл. Но взрыва всё равно не происходит. И самое обжигающее событие фильма — оно тоже как-то проходит мимо. Проплывает перед зрителем. Не хочется ни щуриться от ужаса, ни кричать вместе с главным героем. У меня даже не появилось желание убрать звук на телевизоре — хотя кричал он очень долго. Я просто смотрел. Смотрел как завороженный.

Потом… жизнь пошла дальше. Грюмер сумел пережить свою детскую травму. Сумел обрести почву под ногами. Правда, прыгать до потолка на этом счастливом финале, все же не хочется. Разве что так житейски улыбнуться. «Да, вот такая жизнь, и все мы здесь немного странные».

5 ноября 2011

Мальчик против горы

Последним скандинавским фильмом, который появился на наших экранах, вызвал шквал неоднозначных оценок и восторженные отзывы отечественных киноманов, стал шведский фильм «Впусти меня». Однако за 4 года до выхода этого фильма, исландский режиссер Хильмар Оддссон снял отличную драму о взрослении самого «человечного» (как сказала о главном герое одна из героинь фильма) мальчика на земле. Но картина, скорее всего, так и не дошла до отечественного кинопроката и осталась незамеченной ценителями хорошего кино.

Сегодня этот фильм можно скачать разве что из интернета, без озвучки, с самодельными субтитрами. Но и на том спасибо тем, чьими стараниями фильм оказалось возможным посмотреть.

А смотреть там есть на что: те же снега и та же неспешность (этим оба фильма — «Холодный свет» и «Впусти меня» похожи), те же главные герои — мальчик и девочка, та же мистика с элементами скандинавского эпоса. Поэтому все, кто по достоинству оценил шведскую вампирскую историю, обязательно должны познакомиться и с этой исландской драмой. В обоих фильмах много похожего — красивое музыкальное сопровождение, характеры главных героев-мальчиков.

Но фильм «Холодный свет» сам по себе более человечный, приземленный, жизненный. И если после просмотра творения Томаса Альфредсона остается на душе легкое ощущение сказки, хоть и грустной, то фильм Хильмара Оддссона ошарашивает своей реалистичностью. Не смотря на то, что на протяжении всего фильма режиссер плавно подводит зрителя к осознанию необратимости чего-то страшного в конце, ожидаемая и почти банальная развяка от этого не становится менее эмоциональной. Особенно потому, что понимаешь — человек бессилен против законов природы, как бессилен маленький мальчик против большой горы, отобравшей у него семью.

10 июня 2009

Драма Холодный свет впервые показанa в 2004 году, премьерный показ состоялся более 20 лет назад, его режиссером является Хильмар Оддссон. Актерский состав, кто снимался в кино: Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Unnur Ösp Stefánsdóttir, Рут Олафсдоттир, Стейнюнн Хардардоттир, Боргхильдюр Торс, Аслакюр Ингварссон, Катла Маргрет Торгейрсдоуттир, Snæfríður Ingvarsdóttir, Кристбьорг Кьелд, Thórey Sigthórsdóttir, Marta Nordal, Elís Philip William Scobie, Бьёдн Хлинур Харальдссон, Кристин Карр, Йоханн Сигурдарсон.

Расходы на создание кино оцениваются в 2200000. Производство стран Исландия, Норвегия, Великобритания и Германия. Холодный свет — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.