Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Виски Ромео Зулу |
английское название: |
Whisky Romeo Zulu |
год: | 2004 |
страна: |
Аргентина
|
режиссер: | Энрике Пиньейро |
сценаристы: | Энрике Пиньейро, Эмильяно Торрес |
продюсеры: | Вероника Кура, Хуан Пабло Миллер, Гидеон Боултинг, Энрике Пиньейро |
видеооператор: | Рамиро Сивита |
композитор: | Эдуардо Крискуоло |
художники: | Кристина Нигро, Рут Фишермен, Стелла Марис Иглесиас |
монтаж: | Алехандро Бродерсон, Якопо Куадри |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $530 875 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 сентября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Авиация - это закрытая ниша. Это секта. Это сложно сочетаемая общность эффективных менеджеров и исключительных профессионалов.
Авиация - это самая сложная технологическая отрасль. Есть космонавтика, она сопоставима по наукоёмкости, и более эксклюзивна по своей проблематике. Но в силу этого же она и априори более рискована. Не зря же советским (и российским) космонавтам до сравнительно недавнего времени давали звания Героев.
Но в космонавтику идут сознательно, это военная область, ниша единиц. А авиация - давно позиционируется (и воспринимается массами) как утилитарное транспортное средство. Она доступна каждому. И пользуется ей каждый. Это высшее техническое достижение цивилизации. Однако, лишь несколько стран могут строить гражданские самолёты. И ещё меньше - их сердце, авиационные двигатели.
И действительно, несмотря на трансцендентность (невозможность понимания) значительной части её эксплуатантов физических принципов полёта, и ещё более неочевидных для большинства законов, которые выработаны и обязаны соблюдаться эксплуатантами для приемлемого уровня безопасности, авиация, согласно статистике - на сегодня самый безопасный (и с огромным, недосягаемым отрывом) вид транспорта. Я, совершив посадку, очень неспокойно чувствую себя в такси, везущим меня до дома. Я физически чувствую разницу. Я, после того, как меня привезли в несовместимых с жизнью условиях, где вокруг давление воздуха в три раза меньше обычного, температура -60, и скорость, недалёкая от скорости звука - очень тонко чувствую, насколько я уязвим на обычной автомобильной дороге. На которой каждый год в условиях, воспринимаемых нами как совершенно бытовые, гибнет столько людей, сколько за прошедший век в авиации - и при условии того, что авиация за последние 10-20 лет стала в сотню раз безопаснее.
Чего же это стоило? Как такое стало возможно? Авиация - это реальность идеалистов. А идеалистам - очень сложно в жизни. Их жизнь - это борьба не на жизнь, а на смерть с прагматичными дельцами, которые умеют всё мерять только нормой прибыли, причём, желательно быстрой. Но авиация может победить только силами идеалистов, потому что она сама по себе идеальна. Она не терпит компромиссов. Одна неудача отбрасывает авиацию на сто, тысячу удач назад. Но она живёт и развивается. И это - беспрецедентный показатель.
Именно о такой борьбе, поставленной в этом фильме на основе реальных событий, и снят этот фильм. Снят самим участником событий. Который пожертвовал карьерой для этого, потому что дать людям правду ему было гораздо важнее. Авиация - это закрытая отрасль. Вынести из неё на общее обозрение любую информацию - всегда очень сложно. Но дать такой инсайд, который отображён - причём к тому же и на очень высоком художественном уровне - в этом фильме - это на текущий момент полный эксклюзив. Энрике Пиньейро - это уникум. Поэтому, моя оценка может быть только
10 из 10
11 января 2024
Энрике Пиньейро 11 лет проработал пилотом в авиакомпании LAPA. При нем в 1990-е компания стала стремительно расширяться и достигла пика своего развития, уступая по количеству авиаперевозок и размеру флота в Аргентине, наверное, только Aerolineas Argentinas, ставшей позднее государственной компанией. Такой стремительный рост был связан с низкими ценами на авиабилеты и тотальной экономией. Причем экономили как на обучении пилотов, так и на ремонте и техобслуживании самолетов.
Господин Пиньейро не мог смотреть на это всё сквозь пальцы. Он пытался привлечь внимание руководства к этим проблемам, писал письма в различные инстанции, указывал на реальность катастрофы при таких условиях. Поскольку все его усилия не возымели никаких действий, в июне 1999 года он уволился. А примерно через два месяца произошла авиакатастрофа, в которой погибло 64 человека.
После этого Энрике Пиньейро нашел новое призвание — кинематограф. Он создал кинокомпанию Aquafilms, а к годовщине катастрофы, которую он предсказал, написал сценарий фильма. По этому сценарию в 2004 году Пиньейро снял свой дебютный фильм, в котором сам же и сыграл главную роль.
Кажущееся непонятным название — на самом деле регистрационный номер самолета на фонетическом алфавите Международной Организации Гражданской Авиации. Каждая буква английского алфавита кодируется определенным словом. Whisky Romeo Zulu — WRZ (полный номер LV-WRZ) — это и есть тот самый разбившийся самолет.
Сам фильм повествует не о авиакатастрофе, а о её причинах. Пиньейро по сути играет сам себя. Его нарастающая конфронтация с начальством, происходившая в авиакомпании и закончившаяся его увольнением, перенесена на экран. Его безымянный герой (если быть точным, он указан в титрах как «Т») вскрывает всю подноготную руководства компании, с её политикой экономии, преступной безответственностью и даже коррупцией. Название компании в фильме не изменено. Ввиду обличающего компанию LAPA сюжета, фильм снимался тайно. Съемки происходили в настоящих самолетах и на настоящих тренажерах. Значительная часть фильма выглядит почти как документальный фильм. По ходу действия копятся такие, порой кажущиеся на первый взгляд незначительными, детали, как пустой огнетушитель в самолете, переработки пилотов без надлежащего отдыха, инструкции для пилотов на английском языке, которым не все они владеют. В конечном итоге сумма этих деталей вылилась в закономерный итог. Притча о пастухе и овцах оказалась актуальной даже в авиации.
О том, что фильм все же художественный, нам напоминают сцены из детства главного героя и связанная с ними мелодраматическая линия. Эти эпизоды несколько выбиваются из общей канвы едва ли не документального сюжета.
Фильм получил международное признание и выиграл награды различных кинофестивалей. Нужно сделать оговорку, что все это большей частью в Латинской Америке.
По эту же сторону океана фильм мало известен. Однако поднятая в нем тема актуальна для любого региона и любой страны. Не обязательно быть идеалистом, чтобы понимать, что пренебрежительное отношение и нарушения правил в авиаперевозках являются прямой угрозой для жизни и здоровья людей. «Виски Ромео Зулу» наглядно демонстрирует эту аксиому.
8 из 10
26 февраля 2019