Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Очищение |
английское название: |
Clean |
год: | 2004 |
страны: |
Франция,
Канада,
Великобритания
|
слоган: | «When you don't have a choice, you change.» |
режиссер: | Оливье Ассайас |
сценарий: | Оливье Ассайас |
продюсеры: | Эдуард Вейл, Нив Фичман, Ксавье Джанноли, Ксавьер Маршан, Натали Чукрун-Лакост, Frdric Sauvagnac, Сари Фридланд, Дэниэл Айрон, Джейн Мур, Алин Перри, Руперт Престон, Жан Кулон, Клод Дави |
видеооператор: | Эрик Готье |
композиторы: | Брайан Ино, Дэвид Робак, Tricky |
художники: | Уильям Флеминг, Франсуа-Рено Лабарт, Анаис Роман, Сесилия Блом, Йен Грег |
монтаж: | Люк Барнье |
жанры: | мелодрама, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4500 |
Сборы в США: | $138 711 |
Мировые сборы: | $2 892 685 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 марта 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
«Очищение», как и многие другие фильмы Оливье Ассайаса, посвящён борьбе человека с подчас невыносимыми условиями жизни, в которых он оказался. Главная героиня — Эмили — осталась вдовой, потеряв не только мужа, но и творческую стабильность, которую обеспечивала ей совместная работа с ним в жанре рок-музыки. Более того, от Эмили стремятся отвернуться бывшие коллеги, включая продюсера, потому как не верят в её талант и возможность избавления от наркотической зависимости. Вдобавок ко всему, она становится подозреваемой в трагическом инциденте с наркотиками, повлёкшем смерть человека и грозящем перечеркнуть и без того сложную судьбу молодой женщины. Эмили теряет уверенность в себе и своём будущем, но в другой стране у неё подрастает маленький сын, и возможность снова сблизиться с ним даёт ей хрупкую надежду и силы.
Главным образом, Ассайаса интересовал портрет человека, ещё вчера наполненного счастьем жизни, а сегодня испытывающего душевный кризис и мучительно осознающего иллюзорность и зыбкость всего, что было прежде. Подобных историй в реальности и кинематографе бесчисленное количество, но в умелых руках французского режиссёра конкретный сюжет интересен сам по себе, своей индивидуальностью и точными наблюдениями за условиями жизни в губительной среде.
Сюжеты Ассайаса зачастую имеют более глубокий характер, чем кажется и отражают стремление режиссёра наделить героев способностью получить собственное представление о том, кто они есть в мире. В «Очищении» мысль о втором шансе для падающего в пропасть человека постепенно расширяет свои границы, превращаясь в возможность выйти на обновлённый путь развития. На поверку это может быть выражено в возможности раскрыть в себе новые грани таланта или же просто попробовать себя в делах, совершенно далёких от творчества. Так и происходит с Эмили, которая в поисках средств к существованию незаметно для себя делает шаг к новому будущему, которое уже по определению не может быть плохим.
Для Ассайса сложная судьба человека сопоставима с судьбой послереволюционной Франции образца 1970-х, переживающей идеологическое окаменение и своего рода нравственную перезагрузку, в кинематорафическом отношении отмеченную лучшими работами Ромера, Риветта или Акерман. Настоящая трагедия кроется не столько в сложности повседневных тем, сколько в самой двунаправленности развития французского общества, для которого особенно очевидна невозможность существования будущего без возврата к прошлому, отжившей себя, но не утратившей своего значения реальности.
«Очищение» и его внутренние темы были оценены по-достоинству на фестивальном уровне. Фильм был награждён техническим гран-при Каннского фестиваля, а исполнительница главной роли Мэгги Чун удостоилась серебряной премии, которая однажды незаслуженно ускользнула от неё при оценке знаменитой ленты «Любовное настроение».
1 ноября 2016
Весьма нестандартная, душевная драма режиссера и сценариста Оливье Ассайаса «Очищение» будет по вкусу далеко не всем. Поверхностно фильм кажется нудным и холодным, но он намного глубже, чем кажется на первый взгляд.
Мы видим историю женщины, которая пытается начать жизнь с чистого листа и отчиститься от прежней, грязной жизни. Ее зовут Эмили, и она певица. Ее муж умер от передозировки наркотиков, и все вокруг считают ее виновной в его смерти. Маленький сын Эмили живет у родителей погибшего мужа, и мальчик не особо любит свою маму. Перед нами сложный момент из жизни Эмили, когда ей приходится решать: или вернуть сына и посветить себя ему, или снова заняться музыкой и уехать из Франции в Америку, где ей предложили начать все сначала…
Главным достоинством этой драмы является чистая и воодушевленная игра Мэгги Чун. Она замечательная, гонконгская актриса и звезда мирового уровня. Роль Эмили весьма противоречивая и сложная, и Мэгги Чун превосходно с ней справилась. Мы видим, как ее героиня мечется и пытается выжить, отречься от прошлой жизни, и это ей нелегко дается. Фильм был номинирован на золотую пальмовую ветвь, а сама Мэгги Чун стала лауреатом Серебряной премии за лучшую женскую роль от Технического гран-при.
Эта история о том, как даже самый отчаянный наркоман может взять свою жизнь в руки и не спеша выбраться из зависимости. Никто не говорит, что будет легко и просто, будет очень больно и невыносимо, но если хочешь жить и есть ради чего жить, то обязательно справишься.
«Очищение» — необычная, музыкальная драма 2004 года, поставленная в холодной атмосфере и непривычном для зрителя стиле. Кино получилось жизнеутверждающее, и историю героини Эмили я хорошо запомнил.
Как бывает тяжело и больно подниматься, когда дно было над тобой…
7 из 10
14 мая 2015
Вполне самодостаточный фильм, сделанный с претензией на активное фестивальное продвижение. Замедленный темп, девиантные герои, звезды авторского кино, актуальная тема.
Оливье Ассайас снимает весьма предсказуемую картину. Сюжет прост и банален — женщину арестовывают по обвинению в убийстве мужа (умер от передозировки). Через полгода она выходит. Ей предстоит почувствовать себя и вновь наладить отношения с сыном: начать жизнь сначала.
Тут ничего оригинального нет, и я понимал это с самого начала. Многое зависело от режиссера — но он совсем не удивил. Перенеся основное действие фильма в Париж, он просто показал нам темп жизни французской столицы.
Не удивили и актеры. Конечно мне приятно было видеть в кадре Ника Нолти и Мэгги Чун, но они совсем не удивили. Хорошие профессиональные актерские работы в проходной картине. Приз Мэгги Чун на Каннском фестивале даже удивляет — в ее карьере были гораздо более интересные работы.
Однако, тема сближения асоциальных родителей с детьми, равно как и тема исправления вероятно оказались решающими. Весьма прямое раскрытие этих вопросов Ассайасом вероятно понравились жюри Канн. Но, это дело оценки, мне, например, совсем не понравилось. Концовка, в которой мать объясняет своему маленькому сыну почему она принимала наркотики, показалась мне слишком морализаторской.
Этот фильм был стал бы шедевром в 70-х, и пользовался бы успехом в 80-х. Мне он показался совсем не оригинальным и мало содержательным. К тому же, если видишь в кадре Мэгги Чун требования к режиссуре фильма резко возрастают.
В итоге: хорошие профессиональные работы Мэгги Чун и Ника Нолти теряются в этом прямолинейном и совсем не оригинальном фильме, который будто создавался специально для участия в Каннах (или другом фестивале).
4 из 10
15 февраля 2013
Уникальность фильма в том, что Оливье Ассайяс вплел в него калейдоскоп женских икон французского интеллектуального кино. Нигде больше мы не встретим одно за другим лица Балибар, Даль, Прайсс, Спигарелли. Они, словно кариатиды, слепленные из черных платьев, дыма сигарет, аристократических черт, магнетизма, безбоязненности и бессовестности.
Балибар, сильная в своей хрустальной хрупкости, с нежнейшим голосом, созданным для декламации Рильке.
Прайсс, с переходящей из фильма в фильм героиней с сердцем, зашнурованным в латекс.
А если вы снимете курящую Беатрис Даль — то успех вашему фильму обеспечен.
С одной стороны — это квартал потерянных детей, чью квинтэссенцию Ассайяс блестяще продемонстрировл в десятом эпизоде киноальманаха о Париже. Где каждое уважающее себя лицо должно иметь мотоцикл, рецепт от врача и изящное опьянение. Взамен ему предоставлены тусклые цвейговские фонари, ярко-зеленые кресты аптек и кислотные контрасты шумных сборищ.
С другой стороны — это портлендская драма, олицетворенная Ником Нолти и на редкость красивым и раздражающим ребенком — бытие-как-широкое поле, доступное, неамбициозное, преднирванное.
Магическое карваевское очарование Мэгги Чун улетучивается вместе с выдахаемым ею сигаретным дымом, — но верная восточным традициям, она немногословна и точна в выражении своих мыслей. Она не загадочна и предсказуема, но и не претендует на глубокомысленность..
Кумуляция обеих линий приводит к раскрытию простых истин и исповеди своему сыну — линии, зачастую выглядящей искусственной в кинематографе. Здесь работа сценариста «спустя рукава» сыграла с фильмом добрую шутку — исповедь хотя бы не выглядит надрывной и изломленной. А классические сцены с оборванными диалогами именно в таких фильмах становятся классическими.
Но american story triggers the morning glory — очищенная, Мэгги меняет брусчатку на пляж, а щемящий трип-хоп — на слащавый джаз, драма трансформируется во «всех все устраивает»… Формальные слезы ее очищения указывает всего лишь на мысль о преемственности и цикличности судеб; новая звезда, как когда-то ее умерший супруг, она становится еще более уязвимой, чем в начале повествования.
И сивиллины книги Ассайяса вернут ее когда-нибудь в квартал потерянных детей.
4 января 2012