| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Незваный гость |
| английское название: |
L'intrus |
| год: | 2004 |
| страна: |
Франция
|
| режиссер: | Клер Дени |
| сценаристы: | Клер Дени, Жан-Поль Фаржо, Жан-Люк Нэнси |
| продюсеры: | Жером Клементе, Мишель Реильяк, Юмбер Бальсан, Жан-Мари Жиндро |
| видеооператор: | Аньес Годар |
| композитор: | Стюарт Стэйплс |
| художники: | Арно де Молерон, Джуди Шресбери |
| монтаж: | Нелли Кветье |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$40 853 |
Мировые сборы:
|
$40 853 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
9 сентября 2004 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
2 ч 10 мин |
Фильм Клер Дени - хороший повод для знакомства с творчеством французского философа Жана-Люка Нэнси. Однажды он перенес операцию по пересадке сердца и описал свои впечатления в небольшом эссе, по которому и был снят одноименный фильм. Впрочем, в литературном произведении были лишь размышления - непосредственные сюжетные очертания были весьма успешно добавлены Клер Дени.
Фильм угнетает и очаровывает своей таинственностью. Некоторых зрителей это раздражает. На мой вкус предложенных отсылок вполне достаточно для того, чтобы получить впечатление о происходящем. Это тот самый случай, когда недосказанность лишь идет на пользу.
Практически с самого начала мы знакомимся с героем Мишеля Сюбора по имени Луи Требор. Он мило нежится в компании своих очаровательных собак в лесах Юра. Очевидно, что этот мужчина наслаждается тем, что цивилизация вдали от него. Вероятно поэтому он даже и не помышляет одеваться. Разве такие фантазии не посещают многих - сбежать подальше от всего мира, в первозданную лесную чащу и пребывать в общении с верными псами?
Практически одновременно в его жизнь войдут две проблемы. Сердечные приступы и вторжение незнакомцев. Он заметит, что неизвестные люди за ним следят и точно их замыслы не добры. Эти два обстоятельства становятся отправной точкой для его одиссеи. Мужчина оставляет все и уезжает... Но за морями, что в Корее, что на Таити он остается таким же полным одиночества очарованным беглецом. Его сложно назвать аскетом, просто для всего мира он точно такой же незваный гость.
Это сложно назвать бунтарством. Клер Дени пытается романтизировать путешествия Луи Требора. Стильная музыка и живописные океанские виды создают впечатление истинной свободы. Однако счастлив ли наш Луи? Внутреннее напряжение не покидает каждый кадр ленты. Его взгляд выдает скрытую пружину нервозности. По его вкрадчивым повадкам, большим деньгам и нескольким намекам несложно сделать выводы о его криминальном прошлом. Но все это не так важно...
Фильм становится не просто путешествием Луи Требора, а фиксацией основных научных тем Нанси. Так, в ленте можно выделить тему влияния на человека метафизических начал, тему экзистенции, как осознания границ своей субъективной свободы, тему чувства 'мира'. Все это аккуратно наслаивается на вопросы мультикультурализма и глобализации. Открыто читается в картине и тема колониализма. Легкость с которой Клер Дени спрятала в динамику видеоряда тяжелые сложноподчиненные предложения Жана-Люка Нэнси заслуживает уважения. Ее лента неимоверно поэтична. Финальная 'прогулка по волнам', так и вовсе стилистически перекликается с 'Мертвецом' Джима Джармуша.
Весьма интересен и выбор главного актера. Изначально кажется, что на роль криминального отшельника вдохновляющегося своими собаками был идеален Ален Делон. Но, Мишель Сюбор, который когда-то блеснул у Годара, и сам в известной мере может считаться 'незваным гостем'. Ребенок советских эмигрантов, едва ли мог чувствовать себя во Франции в полной мере 'своим'. Будучи действительно хорошим актером он не пошел на поводу у мейнстрима отдавая предпочтение редким ролям в фестивальных работах. Так что, русская речь в фильме и участие Катерины Голубевой вероятно раскрывает как раз знак тождества между Сюбором и Требором.
Об этой ленте можно еще написать много слов. Можно выделить некоторые шифры. Можно расписывать о том, что чем больше Требор ищет своего сына, тем более на самом деле удаляется от него. Можно соотнести это и с фактическим отказом от так радующих его собак. Внимания заслуживает и образ Беатрис Далль. Но все это выходит далеко за рамки одной рецензии. А потому остается лишь рекомендовать эту ленту к просмотру, внимательному и неоднократному
7 из 10
2 сентября 2025
Мы привыкли к тому, что сердце во всех смыслах олицетворяет собой жизнь, но случается так, что единственно правильным решением продлить реальную жизнь является его замена более молодым и свежим. Ни один врач не способен дать стопроцентной гарантии отсутствия отторжения чужеродного органа клетками организма. Тут уж, как повезёт. А что делать, когда человек остро чувствует свою собственную чужеродность во всём мире, как в известной песне «я повсюду иностранец, и повсюду я вроде бы свой»? Подобная тема далеко не нова в литературной и кинематографической классике, но французский режиссёр Клер Дени предлагает собственный вариант в лице героя фильма «Незваный гость» и отправляет его в глобальное путешествие, исход которого столь же неочевиден, как и первопричины.
Те, кто знаком с творчеством Дени, могут понять, насколько сложно оценивать каждую её картину, ведь за максимальной внешней упрощённостью сюжетного материала скрываются неповторимые в своём роде взаимосвязи между заведомо противоположными категориями общества — взрослыми и детьми, миром колонизаторов и миром угнетённых. Ей подвластен чувственный мир иностранцев на территории родной страны и присуща искренняя солидарность маргиналам, иммигрантам и просто оторванным от общей массы людям. По сей день экстравагантная француженка не отступает от попыток примирить лирическую основу национального кино с суровым ликом постколониальной Франции хотя бы в рамках своих фильмов, которые с лёгкостью можно назвать инновационными.
Наиболее доступная для понимания часть «Незваного гостя» отслеживает жизнь уже немолодого человека по имени Луи Трюбор, сыгранного Мишелем Сюбором. Герой отправляется на поиски давно потерянного сына и попутно готовится к операции по замене своего изношенного сердца на новое. О нём известно совсем немного… Впрочем, и в том, что о нём известно, начинаешь сомневаться уже через пару-тройку сцен, когда соотношение правды и вымысла приобретает объективную закономерность. Дело здесь не только в сходстве основной и вымышленной фамилий Сюбора, а в множестве отсылок к его ролям и образам. В первую очередь, конечно, к «маленькому солдату», прославившему и самого актёра, и режиссёра, давшего ему путёвку в большое кино — Жана-Люка Годара. В состарившемся герое Сюбора и впрямь ощущается некий шпионский дух прошлых лет, рисующий портрет человека, чудом избежавшего наказания и пребывающего в режиме глубокого одиночества. Глубокий подтекст распространяется также на его сына, живущего как бы на два мира — воображаемый и реальный. Но какой вариант наиболее достоверен — догадаться не так просто.
Долгие странствия главного героя разбивают картину на несколько этапов, связанных с тем или иным географическим регионом в двух полушариях Земли как двух сторонах сердца — северной, где правит бал холод и смирение и южной, с её мятежностью и сокровенными мечтами. Все действия, в том числе, речь, сведены к минимуму и заменяются изысканным визуальным аппаратом, повествование строится больше на интуитивном уровне, дополняясь гогеновской атмосферой идиллии южных морей Океании. Данный набор средств помогает Клер Дени избежать темы тотального человеческого одиночества. Трюбор, скорее, всё время находится в тени чего-то или кого-то важного. Быть может, это безымянная русская женщина в исполнении Екатерины Голубевой, которая, словно призрак, маячит где-то рядом с героем, а её зловещие появления служат катализатором его путешествий. Быть может, это сам Трюбор, чья уставшая душа подобно его довольно вялому и почти безжизненному телу, в котором ещё ощущается какая-то чувственность, действующая в единой гармонии с природой. Его дом — это целая Окраина мира, куда забредают случайные или неслучайные гости, таинственные злоумышленники или просто любопытствующие, стремящиеся перешагнуть пределы национальных, культурных, половых или семейных барьеров. И сам Трюбор, словно бы вопреки всему, совершает путешествие к свету, дарующему то, чего не хватает больше всего.
«Незваный гость» как самый сюрреалистичный фильм Дени, способен вызвать неоднозначную реакцию даже у поклонников этого режиссёра, не привыкших видеть ту же Беатрис Даль в роли Снежной Королевы, мчащейся на собачьих упряжках по заснеженной горной тропе или же готовых заподозрить её в предвзятом отношении к некоторым народам. Хоть название и основной мотив картины были позаимствованы из мемуаров современного французского философа Жана-Люка Нанси, Дени умело продемонстрировала своё собственное философское отношение к действительности, пусть не всегда однозначное, но очень достойное.
17 июня 2015
Наискучнейший фильм про старпера с больным сердцем, который вначале живет где-то один в лесу с собаками, потом перемещается в Швейцарию, Корею и в конце попадает на острова французской полинезии. Непонятно откуда этот старпер имеет неплохие денежные сбережения в банках. Он ищет молодое сердце.
В фильме мало разговоров, мало действия и мало музыкального сопровождения. Но так и должно быть, ибо это драма. Фильм снят по одноименной книге. Видно режиссер был впечатлен прочтением романа, раз захотел снять на него фильм. И кажется снял он этот фильм в первую очередь для себя, так как не каждый зритель, я бы даже сказал редкий зритель сможет досмотреть этот тяжелый для восприятия фильм, особенно сегодня, когда современный зритель пресытился голливудскими блокбастерами. Я думаю книга немного лучше, как это обычно и бывает, чем снятый на нее фильм. Дам один балл за одну единственную музыкальную составляющую в фильме, которая играется не один раз на протяжении всего фильма, и с самого первого своего раза предвещает всю серьезность дальнейшего повествования. А так никому не буду рекомендовать смотреть этот фильм, чтобы не терять в пустую почти два часа. За исключением тех, кто любит грузное кино.
1 из 10
28 июля 2010