Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Курсанты |
год: | 2004 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Андрей Кавун |
сценарий: | Зоя Дзюбло |
продюсеры: | Елена Кожанова, Валерий Тодоровский, Илья Неретин |
видеооператор: | Владимир Башта |
композиторы: | Дарин Сысоев, Гарик Сукачев |
художник: | Игорь Щелоков |
монтаж: | Алла Стрельникова |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 17 февраля 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Я не очень люблю современные фильмы о ВОВ. Они в большинстве своем кажутся мне малоправдоподобными, лубочными. Неестественными. И я всегда предпочитала им советские фильмы своего детства, пусть где-то наивные, пусть где-то слишком идеологические, они были сняты и сыграны так, что всегда находили отклик в душе. И фильм «Курсанты» удивительным образом надавил на эти болевые точки исторической памяти. В конце-концов меня от деда-фронтовика и бабушки, пережившей блокаду, отделяет всего одно поколение.
Можно сказать, что война как таковая в фильме практически не показана. Она ко времени повествования уже стала обыденностью, неким фоном, с которым научились жить. Постоянное недоедание, убогий быт, тяжелая работа и изнурительное обучение в артиллерийском училище — и на этом фоне быстрое взросление молодых ребят, которые обретают и теряют друзей, любимых, жизненные ориентиры… которые спешат максимально полно прожить те 90 дней, которые гарантировано у них есть. Они это понимают инстинктивно, а более старшие герои — знают наверняка, и надо как-то с этим знанием жить каждый день и выполнять свой долг, ведь каждый день — «все для фронта, все для победы». И где-то на заднем фоне маячит фигура зловещего особиста Кожина с его тремя карандашиками, который может перепахать жизнь любого из героев почище войны. «Здесь у каждого — своя война», — скажет нам закадровый голос Тодоровского. Этот голос, бесстрастно повествующий о том, как в дальнейшем сложилась судьба, — точнее, как они погибли, практически все погибли, — главных героев — на мой взгляд прекрасная режиссерская находка. Хотя время от времени хотелось остановить фильм и крикнуть что-то вроде: «Ну довольно, хватит! Хочу, чтобы они остались живы!»
Все актеры играют прекрасно с полной отдачей. Не берусь выделить кого-то особенно.
Фильму скоро уже 10 лет, но за эти годы немного было снято картин подобного уровня. Да, в нем наверняка есть исторические погрешности, да сотрудники НКВД показаны исключительно с неприглядной стороны… и все же — это одна из тех картин, что не забываются. Они немного, но все-таки меняют картину мира, эмоции, испытанные при просмотре остаются с нами. Наверное, в этом и состоит главный секрет того, что называют — «живая сила искусства».
10 из 10
25 июля 2013
Сложно сравнивать российские фильмы с советскими. А может даже глупо. И дело не в том, что режиссеры и сценаристы выросли в другое время и прошли другую школу. Зрители выросли в другое время.
Это все равно, что сравнивать стихи Пушкина и Есенина. Нет, нам-то сейчас на уроках литературы это не составляет труда. Но ведь это совсем разные две эпохи! Вы можете представить, что Пушкин сказал бы о стихах Есенина? Мне, вот что-то не представляется…
Вот и советские сериалы. Сейчас многие не согласятся со мной, но я бы поставил «Курсанты» в один ряд с «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов» или «А зори здесь тихие». Да, не так гениально. Да, не так шедевриально. Но по духу и морали они похожи!
Вообще, «Курсанты» явились для меня чем-то новым. Хорошим новым. Потрясающая игра актеров (всех, абсолютно всех!), «живой» сюжет, советский Саратов. Да вообще, фильм дышит советским духом! Советским духом военного времени…
Отдельно отмечу только закадровый голос и песни Гарика Сукачева. Это как минимум половина успешности фильма!
Один из лучших сериалов про Великую отечественную. И не только среди российских…
10 из 10
19 июля 2013
Первый раз увидела этот коротенький сериал, когда ещё в школе училась, в 11 классе… А у нас ещё с мамой старенький телевизор тогда стоял, всего пару каналов показывал. Я прибегала домой из школы — и впивалась в экран. Боже, как мне нравился этот фильм! И тогда меня конечно поразили прежде всего любовь и трагизм войны. И где-то на задворках сознания мутно проступало недоумение от этой иссушающей сердца жажды жить, — она блестела в глазах у всех героев, и они казались мне живее, чем я сама!
Лишь сейчас я поняла, отчего им там, в 42-ом, так хотелось жить. Несмотря ни на что. У меня такого огня никогда не было раньше! Да ведь жизнь — она, только сейчас, а завтра… может и не быть…
… Много сказано слов о Победе и о тех памятных 5 годах. Сказать, что след живёт и во мне, хоть я не видела этой войны — значит, ничего не сказать. Наверное, он живёт во всех русских. И поэтому этот фильм так близок… Всё время, пока смотрела, дежавю не покидало меня. Словно это было со мной, когда-то давным давно…
Я рыдала каждую серию, — даже там, где можно было и не плакать. Очень талантливо поставлено, снято, сыграно. Удачная подборка актёров.
Я не люблю современные фильмы о Великой Отечественной. Все они врут. Особенно — про женщин. Ну не было тогда таких женщин в России — распутных, развязных, стреляющих глазами, раздевающихся при каждом удобном случае! А это фильм — особенный. Он — правдивый, а это дороже всего в фильме
10 из 10
Никогда не забуду. Один из любимых фильмов
11 сентября 2011
В этом фильме все роли — главные, очень сложно найти одного персонажа, кто бы не был интересным, увлекательным, настоящим, потому что это все правда. В фильме о войне нет ни одного кадра боевых сцен — и это правильно и подкупает зрителя, ведь в любом кино, с любыми спецэффектами не возможно передать ужас боя, настоящего боя, настоящей войны, и в фильме искусно передается эта правда ужасной войны (без крови, взрывов и прочей бутафории) огромной выдержкой (благо рамки сериала это позволяют): с самого начала фильма мы узнаем, что предыдущий курс весь погиб, потом мы узнаем, что они полегли все разом в один день, в свой первый день настоящей (не учебной) войны, потом, что всех их вел капитан Лиховол, что он получил именно за эту атаку, где все, кроме него погибли, звание Героя СССР, и выстрел — откровение самого Лиховола — как погибли, как он их вел, как он не знал, что делать, как «не помнит, очнулся, а ему героя на грудь». И это убедительнее взрывов и выстрелов, ужасней любых кадров с летающими частями человеческого тела — «чеченский синдром» (названия тогда этой боли не было, а боль была). И он, капитан, герой, настоящий воин, в ответе (почти перед Богом) за них. И эта ответственность не дает ему права не отстаивать своих бойцов здесь, в тылу. Он без страха стоит перед Кожиным, не в силу своего статуса, а в силу своего характера, отстаивает Шавеля, ищет Никитина. Да, он — настоящий их командир, он за любого из них будет драться, потому что однажды уже терял их. Антипод Лиховола — Добров. Лейтенант Добров даже совершил настоящее преступление (не то, что воровал для любимой женщины) — он пускает Райского под обстрел. И тут все вроде гладко: Райский сам не понял приказ, а он ему просто не сказал, но это — преступление. Он преступно молчит, когда под арестом Шавель, выгораживает себя, когда Бакрадзе реально грозит расстрел. Но в то же время он, вор, почти убийца, трус, все же неплохой, а может и хороший, человек (в этом и заключается правдивость фильма: нельзя оценивать героев однозначно). В чем причина такой разницы между двумя советскими офицерами? Лиховол воевал, он знает истинную цену жизни его солдата (а точнее бесценность), Добров — нет. И в этом всем (поразительно) нет вины Доброва: он, молодой лейтенант, сын генерала, оберегаемый его заботой, не мог вот так взять и уйти на фронт, он полюбил, его любимой женщине грозит голодная смерть, он не может ее прокормить, мужской поступок — не дать ей умереть, и пусть ради этого надо воровать, потом да, струсил, дал слабину, но за все сам заплатил. И этот шаг был труден, но он его сделал.
В фильме много конфликтов: между Мотей и Лизой, Быковым и Кожиным (у Кожина со всеми конфликт: и с Лизой, и с Лиховолом, и с Никитиным (любовный), и каждый такой конфликт можно рассматривать и рассматривать. В этом бесконечность фильма, как у романа, в эпическом, бескрайнем начале.
Если говорить о картине, то нужно сказать и о антураже. Особенно поражает комната Лиховола: у него тарелки с надписью РККА и красной звездой, да не с серпом, а с плугом, у него трофеев столько, что все-таки поражает воображение бывалого бойца Жеки (мальчик так и глазками ждет, что же вытащит Лиховол), тыловая крыса Кожин, посетив обитель ненавистного героя, осматривает трофейный нож, который он нигде больше не увидит. А какая квартира у Лизы! И в контраст — жизнь всех остальных. Нет, это продуманный фильм до самых мелочей. в небольшом эпизоде (когда Никитин хочет сбежать на фронт) камера поднимается, и мы угадываем под чехлом силуэт Т-34 обр 1943 г. (именно того, который и был в то время). Вот это проработанность деталей! Вот это работа режиссера! Желание того, чтобы все в твоем фильме было правдиво, ни капли фальши, лжи — все истинно!
Поражает, действительно поражает ряд персонажей. Так образ сына полка Жеки впервые освещен с этой стороны: он не ангелочек, умиление всего полка, а скорее беспризорник из республики Шкит. Образ Моти (к чему этот образ? ответ один — он правдив), Шавеля, и других поражает своей искренностью. Но больше всего поражает то, что все они (или почти все) погибли… Ты уже успел во всех в них влюбиться и узнаешь, скупо, как сводки с фронта, узнаешь, как они погибли… Невольно задаешься вопросом: как мы выжили в этой войне?..
Можно еще долго говорить об этом фильме, почти бесконечно, как о хорошем романе, в завершении добавлю: можно посмотреть только это кино и больше ничего и все понять о той войне.
10 из 10
21 июня 2010
Я с ним ни разу в самоволку не ходил
к избушке той, что притаилась у оврага.
Товарищ мой мне очень часто говорил,
мол, ты — салага, мол, ты — салага.
А я салагой не был никогда,
я изучал все ворошиловские нормы,
я бил в десяточку фанерного врага
из «трехлинейки» и оружий дальнобойных
Когда я услышала в титрах «Курсантов» раскатистый, с надтреснутой хрипотцой, вокал Гарика Сукачева, я сразу подумала: создали что-то по-цыгански размашистое и по-русски щедрое.
Подумала и не ошиблась. Потому что та щедрость, с которой режиссер Андрей Кавун и сценарист Зоя Кудря рассыпали фольклорный юмор по всем 10 сериям, перемежая его событиями довольно драматичного и трогательного характера, стоит многого.
Нужно сказать, что за сюжетную основу сериала «Курсанты», экранизация которого была приурочена к 60-й годовщине Великой Отечественной войны, взяли автобиографическую повесть Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай».
И мне как-то случайно попались на глаза некоторые главы этого литературного произведения.
И каково же было мое удивление, когда, мельком полистав, я вдруг поняла, что это не столько повесть, сколько размашистые и быстрые наброски военного времени, ничего общего с завершенным художественным произведением не имеющие.
Это был своеобразный эскиз лирических персонажей в профиль.
Ну а «в анфас» и с позиции выразительных личностных характеров, героев мастерски дорисовали режиссер, сценарист, костюмеры, и собственно, непосредственно актеры, — полупроводники своих персонажей.
Действие картины разворачивается в Саратовском военном училище в кульминационный момент Великой Отечественной войны. Шел 1942 год.
Обескровленные военные соединения делают все возможное, чтобы не допустить поражения в Сталинградской битве — одном из самых жестоких сражений.
Острая нужда в лейтенантах заставляет пойти на крайние меры и сократить сроки подготовки 16-летних мальчишек, еще вчера вставших из-за школьных парт.
А жить этим мальчишкам оставалось ровно 90 дней, — ровно столько, сколько длятся подготовительные курсы на фронтового командира младшего командного состава…
Повествование этой истории происходит от третьего лица, от лица главного героя автобиографической повести, который все время отсчитывает в обратную сторону оставшиеся дни.
Отдельное спасибо Тине Туманишвили, отвечавшей непосредственно за подбор актеров.
Актерский ансамбль был самой лучшей россыпи как уже «засветившихся» к тому времени артистов, так и тех, кто только начинал свой путь в кино, но, признаюсь, в свете этого сериала блистательно начинал.
Екатерина Гусева в роли фасонной и стильной барышни врезалась мне в память надолго. У меня до сих пор в ушах звенит ее серебряный, карамельно-заливистый смех.
Катя, как ни странно, — это самое яркое впечатление фильма: на фоне зловещих развалин, скудных карточек на 3 осьмушки хлеба, замерзшего до декабрьской синевы Саратова, она смотрелась феерически органично.
Как она ловко и удачно попала в образ разбитной модницы Лизы, волжской немки!
Весьма колоритная персона, не в меру чувственная, разнузданная и немножко печальная. И эта чисто человеческая печаль уместно дополнила характер ее героини с разбитой и поломанной судьбой поволжской немки, разлученной со своими родными против своей воли.
И когда в уголках ее красивых глаз таилась грусть, когда ее смешливое лицо искажалось болью и состраданием к этим вчерашним мальчишкам и сегодняшним курсантам, — она вписывалась в контекст военного времени как нельзя лучше, несмотря на все свои нелепые для того времени наряды.
В этой картине Катя раскрылась необыкновенно полно и многогранно ярко, просто заиграла всеми своими прелестями и талантами, как играет на свету шампанское в хрустале.
Павел Майков, не менее увлекательный персонаж, — КГБист Кожин, склоняющий всех, как врагов народа, под 58 статью.
От его похабно наглой физиономии тошнило всему военному училищу. Он держал всех на своем остро отточенном карандаше, и пугал закоренелых бойцов своим «планом» больше, чем их пугали немцы на передовой, с которой они, командированные, вернулись на время в тыл.
Капитан Лиховол в исполнении Алексея Горбунова — трижды удачный персонаж. В автобиографических зарисовках этот герой довольно смазан и невыразителен, его реплики ничем не примечательны и почти безжизненны. А как подчеркнул актер его характер: сколько искрометной иронии, черного юмора, сколько жизни он вдохнул в своего героя!
И вот перед нами уже не постный командир, а прожженный, битый войной, харизматичный капитан Лиховол, которому на все сантименты мирных жителей глубоко плевать, и единственное, что его печалит — почему он до сих пор не на передовой.
Мальчишки его любят и боготворят, и в равной степени боятся. И его чеканные реплики военной муштры в качестве цыганских афоризмов «кочуют» по всему училищу.
Вечно «шатающийся» персонаж Игоря Петренко приковывает зрительское внимание совсем не по причине плохого вестибюлярного аппарата, — он сильно шатается в своих мыслях и поступках.
И если ко времени второй серии он, в качестве «правильного» лейтенанта Доброва, искренне влюбляется в приезжую прибалтийку с подачи Елены Яковлевой, то к концу картины он предстанет в роли чуть ли не главного предателя и отъявленного негодяя, выталкивающего всех своих подопечных курсантов на скользкую дорожку.
И мог ли предположить в начале этот смазливый молодой лейтенант, сколько судеб исковеркает его вранье во благо?
Или может, эти судьбы поломал капитан Кожин?
А может, этих еще вчерашних мальчишек покалечила война?..
И эти самые мальчишки в смачной интерпретации Ивана Стебунова, Андрея Чадова, Александра Голубева — как же жадно они жили свои, так скупо им отведенные, 90 дней!
Они любили так ненасытно и так трепетно, как будто чувствовали, что жизни им отмерено очень мало, и это трогало больше всего.
Мне кажется, в мирное время мы так любить не умеем, быть может, оттого, что думаем: «У нас масса времени — что не случилось сегодня, то непременно произойдет завтра».
А вот у них этого драгоценного «завтра» не было.
И вся их скоропалительная молодость была уложена в именные часы сержанта Панасюка, — блестящая роль Андрея Мерзликина.
И стрелки их бежали безостановочно быстро, отмеряя так куце этим мальчишкам «увольнительные» и самоволки, скупо отщелкивая минуты на первую любовь и крепкую мужскую дружбу.
Я не видел, ребята, моря,
ни весеннего, ни осеннего.
Я не видел, ребята, моря -
невезение, невезение.
И вот эту песенку малую
больше не спою, я больше не спою,
потому что вчера под Варшавою
я погиб в бою, я погиб в бою.
Времени было совсем мало. Оно просачивалось сквозь пальцы, как уходит вода в песок.
Просто это была война: летели фугасы, сносило целые города, бесследно пропадали люди.
Точно так же, как, песчинкой, исчезла первая и по-взрослому глубокая любовь Петруши Глущенко, главного героя картины. Пропала и затерялась, погребенная войной, несмотря на все попытки автора повести отыскать ее следы.
27 марта 2009
Великолепный многосерийный фильм! Правильно подобранный актерский состав. Каждый актер полностью вжился в роль, никто не смог бы сыграть лучше. Фильм не оставляет тяжелого отпечатка, хотя много раз заставляет прослезиться. Смотришь и понимаешь, как людям было ужасно тяжело и страшно за себя и за родных и любимых. Но не смотря на это люди радовались (пускай и мелочам), влюблялись, дружили, верили, ждали и не сдавались. Потрясающая картина!
18 января 2009