Курсанты
7.7
7.2
2004, драма, военный
Россия
16+

В ролях: Ксения Князева, Екатерина Гусева, Игорь Петренко, Елена Ксенофонтова, Юрий Беляев
и другие
Действие сериала происходит зимой 1942 года в одном из тыловых артиллерийских училищ, где готовят новобранцев для отправки на фронт. Это история мальчишек, которым суждено стать «пушечным мясом», но они об этом еще не знают и лишь инстинктивно чувствуют, что им осталось жить совсем немного. В течение трех месяцев учебы – перед отправкой на фронт – судьбы молодых ребят, курсантов, для которых эти три месяца, возможно, и есть вся жизнь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Курсанты

год: 2004
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Владимир Башта
композиторы: ,
художник: Игорь Щелоков
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
на DVD: 17 февраля 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Отзывы критиков о сериале «Курсанты», 2004

Я не очень люблю современные фильмы о ВОВ. Они в большинстве своем кажутся мне малоправдоподобными, лубочными. Неестественными. И я всегда предпочитала им советские фильмы своего детства, пусть где-то наивные, пусть где-то слишком идеологические, они были сняты и сыграны так, что всегда находили отклик в душе. И фильм «Курсанты» удивительным образом надавил на эти болевые точки исторической памяти. В конце-концов меня от деда-фронтовика и бабушки, пережившей блокаду, отделяет всего одно поколение.

Можно сказать, что война как таковая в фильме практически не показана. Она ко времени повествования уже стала обыденностью, неким фоном, с которым научились жить. Постоянное недоедание, убогий быт, тяжелая работа и изнурительное обучение в артиллерийском училище — и на этом фоне быстрое взросление молодых ребят, которые обретают и теряют друзей, любимых, жизненные ориентиры… которые спешат максимально полно прожить те 90 дней, которые гарантировано у них есть. Они это понимают инстинктивно, а более старшие герои — знают наверняка, и надо как-то с этим знанием жить каждый день и выполнять свой долг, ведь каждый день — «все для фронта, все для победы». И где-то на заднем фоне маячит фигура зловещего особиста Кожина с его тремя карандашиками, который может перепахать жизнь любого из героев почище войны. «Здесь у каждого — своя война», — скажет нам закадровый голос Тодоровского. Этот голос, бесстрастно повествующий о том, как в дальнейшем сложилась судьба, — точнее, как они погибли, практически все погибли, — главных героев — на мой взгляд прекрасная режиссерская находка. Хотя время от времени хотелось остановить фильм и крикнуть что-то вроде: «Ну довольно, хватит! Хочу, чтобы они остались живы!»

Все актеры играют прекрасно с полной отдачей. Не берусь выделить кого-то особенно.

Фильму скоро уже 10 лет, но за эти годы немного было снято картин подобного уровня. Да, в нем наверняка есть исторические погрешности, да сотрудники НКВД показаны исключительно с неприглядной стороны… и все же — это одна из тех картин, что не забываются. Они немного, но все-таки меняют картину мира, эмоции, испытанные при просмотре остаются с нами. Наверное, в этом и состоит главный секрет того, что называют — «живая сила искусства».

10 из 10

25 июля 2013

… учись, пока в учебке!

Сложно сравнивать российские фильмы с советскими. А может даже глупо. И дело не в том, что режиссеры и сценаристы выросли в другое время и прошли другую школу. Зрители выросли в другое время.

Это все равно, что сравнивать стихи Пушкина и Есенина. Нет, нам-то сейчас на уроках литературы это не составляет труда. Но ведь это совсем разные две эпохи! Вы можете представить, что Пушкин сказал бы о стихах Есенина? Мне, вот что-то не представляется…

Вот и советские сериалы. Сейчас многие не согласятся со мной, но я бы поставил «Курсанты» в один ряд с «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов» или «А зори здесь тихие». Да, не так гениально. Да, не так шедевриально. Но по духу и морали они похожи!

Вообще, «Курсанты» явились для меня чем-то новым. Хорошим новым. Потрясающая игра актеров (всех, абсолютно всех!), «живой» сюжет, советский Саратов. Да вообще, фильм дышит советским духом! Советским духом военного времени…

Отдельно отмечу только закадровый голос и песни Гарика Сукачева. Это как минимум половина успешности фильма!

Один из лучших сериалов про Великую отечественную. И не только среди российских…

10 из 10

19 июля 2013

Настоящий фильм

Первый раз увидела этот коротенький сериал, когда ещё в школе училась, в 11 классе… А у нас ещё с мамой старенький телевизор тогда стоял, всего пару каналов показывал. Я прибегала домой из школы — и впивалась в экран. Боже, как мне нравился этот фильм! И тогда меня конечно поразили прежде всего любовь и трагизм войны. И где-то на задворках сознания мутно проступало недоумение от этой иссушающей сердца жажды жить, — она блестела в глазах у всех героев, и они казались мне живее, чем я сама!

Лишь сейчас я поняла, отчего им там, в 42-ом, так хотелось жить. Несмотря ни на что. У меня такого огня никогда не было раньше! Да ведь жизнь — она, только сейчас, а завтра… может и не быть…

… Много сказано слов о Победе и о тех памятных 5 годах. Сказать, что след живёт и во мне, хоть я не видела этой войны — значит, ничего не сказать. Наверное, он живёт во всех русских. И поэтому этот фильм так близок… Всё время, пока смотрела, дежавю не покидало меня. Словно это было со мной, когда-то давным давно…

Я рыдала каждую серию, — даже там, где можно было и не плакать. Очень талантливо поставлено, снято, сыграно. Удачная подборка актёров.

Я не люблю современные фильмы о Великой Отечественной. Все они врут. Особенно — про женщин. Ну не было тогда таких женщин в России — распутных, развязных, стреляющих глазами, раздевающихся при каждом удобном случае! А это фильм — особенный. Он — правдивый, а это дороже всего в фильме

10 из 10

Никогда не забуду. Один из любимых фильмов

11 сентября 2011

Правдивый фильм о войне

В этом фильме все роли — главные, очень сложно найти одного персонажа, кто бы не был интересным, увлекательным, настоящим, потому что это все правда. В фильме о войне нет ни одного кадра боевых сцен — и это правильно и подкупает зрителя, ведь в любом кино, с любыми спецэффектами не возможно передать ужас боя, настоящего боя, настоящей войны, и в фильме искусно передается эта правда ужасной войны (без крови, взрывов и прочей бутафории) огромной выдержкой (благо рамки сериала это позволяют): с самого начала фильма мы узнаем, что предыдущий курс весь погиб, потом мы узнаем, что они полегли все разом в один день, в свой первый день настоящей (не учебной) войны, потом, что всех их вел капитан Лиховол, что он получил именно за эту атаку, где все, кроме него погибли, звание Героя СССР, и выстрел — откровение самого Лиховола — как погибли, как он их вел, как он не знал, что делать, как «не помнит, очнулся, а ему героя на грудь». И это убедительнее взрывов и выстрелов, ужасней любых кадров с летающими частями человеческого тела — «чеченский синдром» (названия тогда этой боли не было, а боль была). И он, капитан, герой, настоящий воин, в ответе (почти перед Богом) за них. И эта ответственность не дает ему права не отстаивать своих бойцов здесь, в тылу. Он без страха стоит перед Кожиным, не в силу своего статуса, а в силу своего характера, отстаивает Шавеля, ищет Никитина. Да, он — настоящий их командир, он за любого из них будет драться, потому что однажды уже терял их. Антипод Лиховола — Добров. Лейтенант Добров даже совершил настоящее преступление (не то, что воровал для любимой женщины) — он пускает Райского под обстрел. И тут все вроде гладко: Райский сам не понял приказ, а он ему просто не сказал, но это — преступление. Он преступно молчит, когда под арестом Шавель, выгораживает себя, когда Бакрадзе реально грозит расстрел. Но в то же время он, вор, почти убийца, трус, все же неплохой, а может и хороший, человек (в этом и заключается правдивость фильма: нельзя оценивать героев однозначно). В чем причина такой разницы между двумя советскими офицерами? Лиховол воевал, он знает истинную цену жизни его солдата (а точнее бесценность), Добров — нет. И в этом всем (поразительно) нет вины Доброва: он, молодой лейтенант, сын генерала, оберегаемый его заботой, не мог вот так взять и уйти на фронт, он полюбил, его любимой женщине грозит голодная смерть, он не может ее прокормить, мужской поступок — не дать ей умереть, и пусть ради этого надо воровать, потом да, струсил, дал слабину, но за все сам заплатил. И этот шаг был труден, но он его сделал.

В фильме много конфликтов: между Мотей и Лизой, Быковым и Кожиным (у Кожина со всеми конфликт: и с Лизой, и с Лиховолом, и с Никитиным (любовный), и каждый такой конфликт можно рассматривать и рассматривать. В этом бесконечность фильма, как у романа, в эпическом, бескрайнем начале.

Если говорить о картине, то нужно сказать и о антураже. Особенно поражает комната Лиховола: у него тарелки с надписью РККА и красной звездой, да не с серпом, а с плугом, у него трофеев столько, что все-таки поражает воображение бывалого бойца Жеки (мальчик так и глазками ждет, что же вытащит Лиховол), тыловая крыса Кожин, посетив обитель ненавистного героя, осматривает трофейный нож, который он нигде больше не увидит. А какая квартира у Лизы! И в контраст — жизнь всех остальных. Нет, это продуманный фильм до самых мелочей. в небольшом эпизоде (когда Никитин хочет сбежать на фронт) камера поднимается, и мы угадываем под чехлом силуэт Т-34 обр 1943 г. (именно того, который и был в то время). Вот это проработанность деталей! Вот это работа режиссера! Желание того, чтобы все в твоем фильме было правдиво, ни капли фальши, лжи — все истинно!

Поражает, действительно поражает ряд персонажей. Так образ сына полка Жеки впервые освещен с этой стороны: он не ангелочек, умиление всего полка, а скорее беспризорник из республики Шкит. Образ Моти (к чему этот образ? ответ один — он правдив), Шавеля, и других поражает своей искренностью. Но больше всего поражает то, что все они (или почти все) погибли… Ты уже успел во всех в них влюбиться и узнаешь, скупо, как сводки с фронта, узнаешь, как они погибли… Невольно задаешься вопросом: как мы выжили в этой войне?..

Можно еще долго говорить об этом фильме, почти бесконечно, как о хорошем романе, в завершении добавлю: можно посмотреть только это кино и больше ничего и все понять о той войне.

10 из 10

21 июня 2010

Как с полки жизнь мою достала и пыль обдула…

Я с ним ни разу в самоволку не ходил

к избушке той, что притаилась у оврага.

Товарищ мой мне очень часто говорил,

мол, ты — салага, мол, ты — салага.

А я салагой не был никогда,

я изучал все ворошиловские нормы,

я бил в десяточку фанерного врага

из «трехлинейки» и оружий дальнобойных

Когда я услышала в титрах «Курсантов» раскатистый, с надтреснутой хрипотцой, вокал Гарика Сукачева, я сразу подумала: создали что-то по-цыгански размашистое и по-русски щедрое.

Подумала и не ошиблась. Потому что та щедрость, с которой режиссер Андрей Кавун и сценарист Зоя Кудря рассыпали фольклорный юмор по всем 10 сериям, перемежая его событиями довольно драматичного и трогательного характера, стоит многого.

Нужно сказать, что за сюжетную основу сериала «Курсанты», экранизация которого была приурочена к 60-й годовщине Великой Отечественной войны, взяли автобиографическую повесть Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай».

И мне как-то случайно попались на глаза некоторые главы этого литературного произведения.

И каково же было мое удивление, когда, мельком полистав, я вдруг поняла, что это не столько повесть, сколько размашистые и быстрые наброски военного времени, ничего общего с завершенным художественным произведением не имеющие.

Это был своеобразный эскиз лирических персонажей в профиль.

Ну а «в анфас» и с позиции выразительных личностных характеров, героев мастерски дорисовали режиссер, сценарист, костюмеры, и собственно, непосредственно актеры, — полупроводники своих персонажей.

Действие картины разворачивается в Саратовском военном училище в кульминационный момент Великой Отечественной войны. Шел 1942 год.

Обескровленные военные соединения делают все возможное, чтобы не допустить поражения в Сталинградской битве — одном из самых жестоких сражений.

Острая нужда в лейтенантах заставляет пойти на крайние меры и сократить сроки подготовки 16-летних мальчишек, еще вчера вставших из-за школьных парт.

А жить этим мальчишкам оставалось ровно 90 дней, — ровно столько, сколько длятся подготовительные курсы на фронтового командира младшего командного состава…

Повествование этой истории происходит от третьего лица, от лица главного героя автобиографической повести, который все время отсчитывает в обратную сторону оставшиеся дни.

Отдельное спасибо Тине Туманишвили, отвечавшей непосредственно за подбор актеров.

Актерский ансамбль был самой лучшей россыпи как уже «засветившихся» к тому времени артистов, так и тех, кто только начинал свой путь в кино, но, признаюсь, в свете этого сериала блистательно начинал.

Екатерина Гусева в роли фасонной и стильной барышни врезалась мне в память надолго. У меня до сих пор в ушах звенит ее серебряный, карамельно-заливистый смех.

Катя, как ни странно, — это самое яркое впечатление фильма: на фоне зловещих развалин, скудных карточек на 3 осьмушки хлеба, замерзшего до декабрьской синевы Саратова, она смотрелась феерически органично.

Как она ловко и удачно попала в образ разбитной модницы Лизы, волжской немки!

Весьма колоритная персона, не в меру чувственная, разнузданная и немножко печальная. И эта чисто человеческая печаль уместно дополнила характер ее героини с разбитой и поломанной судьбой поволжской немки, разлученной со своими родными против своей воли.

И когда в уголках ее красивых глаз таилась грусть, когда ее смешливое лицо искажалось болью и состраданием к этим вчерашним мальчишкам и сегодняшним курсантам, — она вписывалась в контекст военного времени как нельзя лучше, несмотря на все свои нелепые для того времени наряды.

В этой картине Катя раскрылась необыкновенно полно и многогранно ярко, просто заиграла всеми своими прелестями и талантами, как играет на свету шампанское в хрустале.

Павел Майков, не менее увлекательный персонаж, — КГБист Кожин, склоняющий всех, как врагов народа, под 58 статью.

От его похабно наглой физиономии тошнило всему военному училищу. Он держал всех на своем остро отточенном карандаше, и пугал закоренелых бойцов своим «планом» больше, чем их пугали немцы на передовой, с которой они, командированные, вернулись на время в тыл.

Капитан Лиховол в исполнении Алексея Горбунова — трижды удачный персонаж. В автобиографических зарисовках этот герой довольно смазан и невыразителен, его реплики ничем не примечательны и почти безжизненны. А как подчеркнул актер его характер: сколько искрометной иронии, черного юмора, сколько жизни он вдохнул в своего героя!

И вот перед нами уже не постный командир, а прожженный, битый войной, харизматичный капитан Лиховол, которому на все сантименты мирных жителей глубоко плевать, и единственное, что его печалит — почему он до сих пор не на передовой.

Мальчишки его любят и боготворят, и в равной степени боятся. И его чеканные реплики военной муштры в качестве цыганских афоризмов «кочуют» по всему училищу.

Вечно «шатающийся» персонаж Игоря Петренко приковывает зрительское внимание совсем не по причине плохого вестибюлярного аппарата, — он сильно шатается в своих мыслях и поступках.

И если ко времени второй серии он, в качестве «правильного» лейтенанта Доброва, искренне влюбляется в приезжую прибалтийку с подачи Елены Яковлевой, то к концу картины он предстанет в роли чуть ли не главного предателя и отъявленного негодяя, выталкивающего всех своих подопечных курсантов на скользкую дорожку.

И мог ли предположить в начале этот смазливый молодой лейтенант, сколько судеб исковеркает его вранье во благо?

Или может, эти судьбы поломал капитан Кожин?

А может, этих еще вчерашних мальчишек покалечила война?..

И эти самые мальчишки в смачной интерпретации Ивана Стебунова, Андрея Чадова, Александра Голубева — как же жадно они жили свои, так скупо им отведенные, 90 дней!

Они любили так ненасытно и так трепетно, как будто чувствовали, что жизни им отмерено очень мало, и это трогало больше всего.

Мне кажется, в мирное время мы так любить не умеем, быть может, оттого, что думаем: «У нас масса времени — что не случилось сегодня, то непременно произойдет завтра».

А вот у них этого драгоценного «завтра» не было.

И вся их скоропалительная молодость была уложена в именные часы сержанта Панасюка, — блестящая роль Андрея Мерзликина.

И стрелки их бежали безостановочно быстро, отмеряя так куце этим мальчишкам «увольнительные» и самоволки, скупо отщелкивая минуты на первую любовь и крепкую мужскую дружбу.

Я не видел, ребята, моря,

ни весеннего, ни осеннего.

Я не видел, ребята, моря -

невезение, невезение.

И вот эту песенку малую

больше не спою, я больше не спою,

потому что вчера под Варшавою

я погиб в бою, я погиб в бою.

Времени было совсем мало. Оно просачивалось сквозь пальцы, как уходит вода в песок.

Просто это была война: летели фугасы, сносило целые города, бесследно пропадали люди.

Точно так же, как, песчинкой, исчезла первая и по-взрослому глубокая любовь Петруши Глущенко, главного героя картины. Пропала и затерялась, погребенная войной, несмотря на все попытки автора повести отыскать ее следы.

27 марта 2009

Великолепный многосерийный фильм! Правильно подобранный актерский состав. Каждый актер полностью вжился в роль, никто не смог бы сыграть лучше. Фильм не оставляет тяжелого отпечатка, хотя много раз заставляет прослезиться. Смотришь и понимаешь, как людям было ужасно тяжело и страшно за себя и за родных и любимых. Но не смотря на это люди радовались (пускай и мелочам), влюблялись, дружили, верили, ждали и не сдавались. Потрясающая картина!

18 января 2009

Драма Курсанты впервые показанa в 2004 году, премьерный показ состоялся более 20 лет назад, его режиссером является Андрей Кавун. Актерский состав, кто снимался в кино: Ксения Князева, Екатерина Гусева, Игорь Петренко, Елена Ксенофонтова, Юрий Беляев, Кеша Сичкарь, Наталья Панова, Людмила Алексеева, Иван Мацкевич, Денис Тарасенко, Юрий Вутто, Гуранда Габуния, Леонид Тимцуник, Дарья Мищенко, Шота Гамисония.

Страна производства - Россия. Курсанты — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.