Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фабрика |
год: | 2004 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Лозница |
продюсер: | Вячеслав Тельнов |
видеооператоры: | Сергей Михальчук, Николай Ефименко |
монтаж: | Сергей Лозница |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 марта 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 30 мин |
«Фабрика» — редкий для Лозницы случай, когда документальный фильм выполнен в цвете, при том в высококонтрастном освещении, создающей весьма эмоциональную атмосферу. Фильм поделен на две части: «Сталь» и «Глина», в первой показан труд мужчин, в второй — женщин, но оба этих труда изображены в обесчеловечивающей власти машинно-конвейерного производства. При том женский труд, гораздо больше зависим в этой короткометражке от машин, чем мужской.
Человек как придаток машины, люди работают в безмолвии, в безмолвии их и снимают, но прицел социальной критики Лозницы весьма ощутим, он направлен как лучший образец луддитского мышления против обесчеловечивающего труда, власти машин. Вот работает конвейер, но сами поступки, сами действия и движения героев подчинены автоматизму, так человек становится придатком машины, все более и более теряя свой облик в обесчеловечивающем, стандартизирующем труде.
В финале мы видим пар из труб фабрики — это дым от сожженных человеческих жизней, дым от сожженных в огне машинного, конвейерного производства, которое не различает мужчин и женщин, подвергая опасному труду, в котором теряется человеческое и рождается так выгодный массовому обществу автоматизм. Массовый человек — дитя конвейеров, потому нечего удивляться, что обычные рабочие смотрят Петросяна, бегут от реальности или пьют, это последствия отчуждения человеческой сущности в условиях машинного труда. Льешь ли ты сталь, или делаешь глину — ты лишь придаток машины, в этом истоки той печальной, меланхоличной интонации этой эффектно выполненной документальной короткометражки. Лозница вновь показал себя мастером ассоциативного мышления, плотной монтажной режиссуры, убирающей все лишнее и оставляющее лишь едкий концентрат жизни.
9 марта 2016
Насколько все таки два разных мира: официальный коммерческий и обыденно-бытовой. Сайт предприятия весь белый, а предприятие в фильме черная работа.
Реальный комбинат в Боровичи построил Эммануил Нобель, племянник учредителя премии Альфреда Нобеля, еще в 1855 году. И у завода славная полуторастолетняя история. Но фильм не о конкретном предприятии, и даже не о людях, которым сложно или радостно. По-моему это такая аллегория работе, сотворенная даже не камерой, потому что съемку Сергея Лозницы нельзя назвать — снято скрытой камерой, нельзя назвать и — открытый репортаж. Это рассказано кем-то своим, который всегда был среди рабочих, свой человек, которому все доверяют.
Фильм короткий, полчаса, смотрела на одном дыхании. Мне это много интереснее, чем какая-нибудь производственная сага, и уж тем более многочасовой сериал Наш завод и дом и завод и дом и завод.
10 из 10
26 января 2015
Лозница — режиссер неторопливого живого действия. Его картины документальны и очень авторски. В первой части фильма «Фабрика», «Металл» показывается работа мужчин, во второй, «Глина» — женщин. Мы видим сцены: камера в фиксированном положении снимает, как женщины попеременно снимают с конвейера куски глины и передают дальше. Работа ведется четко, без запинок, без слов, без эмоций, зато у зрителей в это время рождается множество мыслей: ощущение желания дотянуться до детали, которая еще достаточно не приблизилась и сопровождаемая тошнота.
Человек с молотом с равными интервалами бьет по детали машины — эффектный эпизод, в котором человеческий труд в фабричных условиях ощущается как машинный. Беспрестанное повторение движений (взял деталь, повернулся, передал) вызывает бешеное ощущение темпа, от которого, кажется, можно сойти с ума.
Как себя чувствует зритель? Наблюдателем. В эпизоде отдыха рабочих мы видим сцену из-за двери, будто не полностью находимся в действии. Между тем, мы постоянно идентифицируем себя с этими людьми.
15 мая 2009