Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Цвет молока |
английское название: |
Ikke naken |
год: | 2004 |
страна: |
Норвегия
|
режиссер: | Торун Лиан |
сценарий: | Торун Лиан |
продюсеры: | Като Бах Кристенсен, Одд Вин, Кнуд Бьорне-Ларсен, Анна Кронеман |
видеооператор: | Юн Кристиан Розенлунд |
композиторы: | Odin Staveland, Yvind Staveland |
художник: | Анна Педерсен |
монтаж: | Стайан Джонсен |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 августа 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
'Ну их, этих мальчишек!' - решает однажды главная героиня фильма, 12-летняя девочка Сельма, и вместе со своими подругами решает полностью сосредоточиться на учебе и вообще, посвятить свою жизнь чему-либо, кроме межполовых отношений: например, науке! Но любовь - это тоже наука. Одна из немногих, постичь которую полностью ни удалось еще никому. Возможно, удастся Сэльме? Как бы там ни было, главное - это пытаться, и, надо признать, она сделает забавную, интересную и крайне увлекательную попытку.
И снова скандинавский кинематограф! Когда дело касается качественных семейных и подростковых лент лучше скандинавов, кажется, с этим не справляется никто: вспомним, например, тяжелый, но невероятно красивый шедевр 'Ледяной замок' или одну из лучших 'девочковых' семейных комедий ever 'Aldri mer 13!' ('Не более 13!', или 'Неповторимые 13!'). Тем более, в режиссерском кресле - женщина, а, следовательно, кто, как ни Торун Лиан может настолько красиво, невинно и чутко показать в кадре первую любовь и развитие взаимоотношений между Сэльмой и ее другом, мальчиком Анди.
Неудивительно, что у режиссера в очередной раз получилось достичь задуманного, о чем красноречиво говорит присужденный фильму приз на Берлинале. 'В очередной раз' потому что Лиан уже имела опыт в подобном жанре - несколькими годами ранее у нее вышла драма 'Только облака закрывают звезды', рассказывающая, к слову, почти о том же, только там фоном для развития первых романтических чувств послужила тяжелая утрата близкого человека, здесь же - утрата веры в само существование такого чувства, как любовь.
Постановщица ловко и интересно жонглирует замечательным составом из замечательных юных актрис (прежде всего, ведь именно на плечах главной героини тут держится основной драматизм) и актеров, ну а взрослые тут, конечно, выступают фоном для развития центральной истории. Джулия Крон замечательно сыграла роль Сэльмы, не боясь показывать на экране искренние эмоции и проникновенную игру даже в столь юном возрасте. То же самое можно сказать и про остальных детей в кадре - все они искренние. Трудно сказать, что тут сыграло роль - режиссерский талант Лиан, или же актерские дарования юных звезд. Скорее всего - и то, и другое.
Работа оператора также заслуживает похвалы - повествование плавное, но насыщенное событиями именно благодаря картинке. Музыка тоже получилась качественная и отлично дополняет общую атмосферу фильма и многочисленные его достоинства. Технически кино выполнено отлично, его комфортно будет смотреть как детям, так и взрослым - и те, и другие, найдут там что-то свое.
В фильме преобладают светлые тона, под стать атмосфере лета и бесконечного детства, которому, рано или поздно, придет конец. Вот он, уже за поворотом, а юные герои, все глубже погружающиеся в паутину внезапно вспыхнувшей дружбы, кажется, находятся на изломе времени, которому, как и любви, 'все возрасты покорны'. Все мы вырастаем. Дело лишь в том, что мы вспомним, когда, уже будучи взрослыми до мозга костей, окончательно перестанем верить в чудеса.
Сэльма вспомнит только хорошее.
10 из 10
26 декабря 2022
В ходе тысячелетней истории все возможные страсти человеческие были уже не только испытаны, но описаны и задокументированы поколениями ученых и писателей. А некогда глубокомысленные высказывания в духе «ничто не ново под луной» кажутся очевидными настолько, что не годятся даже для статусов в соцсетях. И, тем не менее, каждый человек в течение жизни маршевым шагом проходит по всем граблям, о которых его предупреждают что история, что искусство, что более опытные старшие товарищи. Проходит в твердой уверенности, что переживания его уникальны, страдания — неповторимы, а приобретенный опыт обладает исключительной ценностью. И это заблуждение, надо сказать, совершенно справедливо, потому что, сколько бы ни говорили, что учиться намного удобнее на чужих ошибках, образовательной ценностью обладают только совершенные самостоятельно. Именно это в очередной раз подтверждает своим фильмом режиссер Торун Лиан.
Главная героиня Сельма практикует исключительно научный подход и к жизни вообще, и к отношениям полов в частности и доверяет только эмпирическому опыту. Она, как и положено в двенадцать лет, считает, что интеллектуально превосходит всех: подружек, которые внезапно стали проявлять немотивированный интерес к мальчишкам, этих самых мальчишек, проводящих все дни в бессмысленной беготне, и, конечно же, взрослых, в принципе не способных ничего понять, говорящих несусветные глупости, а творящих и вовсе бог знает что. От «большого ума» и ярого противопоставления себя всем ликующим и праздно болтающим, запутанная история ее отношений с обаятельным одноклассником являет собой полный спектр романтических глупостей. Начиная каноническим «я искала вас два дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны» и «ну что ты ко мне приставаешь, дурак дурацкий», где-то на полпути Сельма заподозрит, что мальчишки тоже люди, а в концовке ей придется как-то справляться с дважды оскорбленным самолюбием, когда поименованный выше «дурак» приставать перестанет. Потому что, во-первых, как он посмел, а во-вторых, чего я-то так расстраиваюсь по этому поводу.
Самое забавное в этой довольно предсказуемой истории, что Лиан подходит к ней с замечательной обстоятельностью, как разумный и любящий родитель, который, хоть и видит, что вселенские проблемы детей не стоят выеденного яйца, понимает, что для них все происходящее не просто серьезно, но жизненно важно. И работа норвежца ценна тем, что ему удалось не просто рассказать историю взросления, но действительно пережить с юной героиней все ее ошибки. «Цвет молока» — это не столько фильм о подростках, сколько фильм-подросток: резкий, угловатый, самоуверенный и всезнающий, искренне безапелляционный, но при этом еще не окончательно изживший детскую наивность. Поначалу он может показаться немного затянутым и скучноватым, но только потому, что Сельма слишком уж уверена, что мир крутится вокруг нее, и занята исключительно собственными проблемами. Когда происходящие события счищают, как сухую луковую шелуху, максималистский апломб, фильм, вместе с героиней, «вырастает» в забавную и трогательную мелодраму, со своеобразным, тоже немного угловатым и по-дурацки одетым очарованием.
И можно снисходительно усмехаться и качать головой над кажущейся банальностью его итогов. Но, что бы там ни утверждала вся тысячелетняя история рода человеческого, каждый представитель этого рода для успешного продвижения по дороге жизни должен непременно изобрести свой личный велосипед и самостоятельно понять все, что уже миллионы раз понято — описано и задокументировано — до него. Просто говорить ему об этом — все равно что доказывать, что молоко черной коровы белое. Пока не проверит, не поверит.
24 сентября 2014
Так как же быть с мальчиками? Может, лучше вовсе не иметь с ними никакого дела? Насмотревшись на вздорные споры молодых соседей, девочка Сельма думает, что лучше уж размножаться делением, чем мытариться меж семейных склок, не в силах увернуться от внимания лучезарного мальчика Анди, мирно осваивающего свой детский романтизм, не стесняясь пробовать, выбирая лучшее, что кажется, на его взгляд.
Отставшая от времени школа застряла на уроках про пестики и тычинки, а убежавшие вперёд ученики уже самостоятельно занимаются социальной адаптацией и взаимоотношениями полов, кто как понимает и может, не спрашивая родителей, уверенно полагаясь только на самих себя.
Наивно и беспечно Сельма рассказывает про сомнения, уже выбрав для них ответ: про добродушного Анди и своих безобразных одноклассников, про девичьи секреты и тайные обещания, про загадку взрослого парня, смутившего её вопросом про настоящий цвет молока, связывая всё размышлениями о самом важном в жизни, о начале, окончании и о том, что связывает одно с другим.
Она уже прошла через споры со своим другом, признавая его, то товарищем, то врагом, не уверенная в решениях, временами поспешных и просто злых, натыкаясь на других взрослых, глядя на которых, проясняется и её собственный мир, принимающий искренние признания мальчика, для которого вступление также совсем нелегко.
Между нами говоря, устоять против улыбки этого парня не смогла бы ни одна из самых стойких девиц, но Сельма оказалась той, кто полагается на интеллектуальный подход, что не помешало пытливому Анди доказать эффективность экспериментального метода и пользу дружеского союза, прокладывающего путь к познанию истины и постижению самого себя.
Чистосердечные откровения мудрой Сельмы отзываются радостью в светящихся счастьем глазах добродушного паренька, положившемся сразу на чувство, дожидаясь, пока подруга справится с разумом, вместе с ответом на вопрос о молоке, решая задачку всей своей будущей жизни, беря за главное не рождение и не смерть человека, а любовь, сопровождающую его от начала жизни до самого конца.
Сельма сделала выводы. Скажете, она не права?
8 мая 2011
Взрослые — дураки. Они говорят, что любят друг друга, а сами только то и делают, что ругаются, истерят, да и вообще — выглядят не очень красиво. Что хорошего в этой, как вы говорите, любви? Похоже, всё это глупо, неправильно, и смотреть на всех этих болезненных взрослых нет сил. Что они нашли друг в друге? Зачем им всё это? Зачем они, разругавшись, сами говорят, что любовь — это плохо, любить не стоит?
Но всё это, наверное, не так страшно. Страшнее то, что подружки, с которыми ты вчера могла поговорить, поиграть, побегать, тоже начинают превращаться. Говорят только о мальчишках, красят ногти, перестают быть разными… Значит, станут такими же, как взрослые, у которых на уме только отношения, отношения, отношения! Так что девчонки — дуры. Нет, главной героине больше не о чем с ними говорить.
Мальчишек, конечно, даже за людей считать нельзя. И они не достойны снисхождений. Но мальчишки хотя бы не красят ногти, не говорят о мальчишках, не перестают быть разными! Они бегают, играют в футбол, с ними можно пойти на край света, или хотя бы поехать на велосипеде. Только мальчишек не заботит любовь, с которой все так носятся.
Поэтому нет — любви, да — интеллектуальному созреванию!
И так будет всегда. Иначе просто быть не может, как не может быть чёрным молоко…
Прекрасный фильм о пубертатном периоде.
10 из 10
20 января 2010