s01e02. «Massacre at Columbine High»
Уж сколько раз твердили миру…
Дети — цветы жизни? Как бы не так. На рубеже 20—21 веков эти «цветы» заимели себе новую «фишку» — скулшутинг. Вместо того, чтобы расстреливать монстров в виртуальной реальности, они отстреливают одноклассников в стенах собственной школы.
20.04.1999 День, вошедший в историю национальной трагедии Соединенных Штатов Америки. Трагедия, которая унесла жизни 15 людей (именно 15, включая Эрика Харриса и Дилана Клиболда). Данный документальный фильм очень ярко и подробно реконструирует произошедшие события. Интересно то, что версия, которая доступна в интернете, является неполной. Так называемая цензура вырезала немало моментов из данного сегмента. Но, благо, мне довелось посмотреть полную версию на языке оригинала.
Во-первых, сразу скажу, что очень сложно оценивать подобные документальные фильмы, которые являются пересказом реальных событий, а вовсе не вымыслом сценаристов или режиссеров. Поэтому я воздержусь от скрупулезных описаний актерского состава или использованного в фильме монтажа. Скажу только одно — мне понравилось. Как человеку, который изучил трагедию Колумбайн вдоль и поперек, я заявляю, что поверила. Поверила всем актерам, всем декорациям.
Кстати, интересно и то, что данный эпизод временами выглядит, словно художественный фильм. Словно ты и не смотришь документальный, а наблюдаешь какую-то психологическую драму. Но правда в том, что эта драма жизненная.
По ходу сюжета мы можем услышать историю из первых уст — уст выживших студентов. Среди них Ричард Костальдо, Брукс Браун, Джон Саведж и др. Очень интересно было посмотреть на этих ребят, насколько они изменились. Ну и конечно, намного интереснее было слушать их самих, когда они рассказывали о том, что произошло в тот злополучный вторник. Глядя на происходящее на экране, по спине невольно пробегал холодок… Даже после окончания просмотра до последнего не хотелось верить, что это было реально. Складывалось такое ощущение, что я пережила все их переживания на себе, настолько яркое впечатление произвел на меня этот фильм.
Должна сказать, что «Час Икс: Бойня в школе Колумбайн» является одним из лучших экранизаций, приуроченных к иже упомянутой трагедии.
Но о минусах тоже хотелось бы поговорить… Справедливости ради стоит заметить, что перечисленные мною минусы не самих сценаристов и режиссера, это скорее заблуждения общественности. Во-первых, видеосъемки Харриса и Клиболда. Практически во всех документальных фильмах обязательно появляется запись, на которой мальчишки выкрикивают угрозы «в камеру». Думаю, все прекрасно понимают, про какой эпизод я толкую. Все это делается для того, чтобы подчеркнуть их «сущность психопатов». Но, к сожалению, почему-то режиссеры не удосуживаются вставлять кадры, где все те же Харрис и Клиболд не могут сдержать смеха, в очередной раз пытаясь выкрикнуть очередную гадость в экран.
Кто они? Монстры? Психи? Как бы не так. Они обычные подростки. Я вовсе не оправдываю их поступок, и всегда буду считать, что это было в корне неправильно, что можно было избежать насилия… Но реальность такова, что часть меня испытывает сочувствие к двум этим скулшутерам. После того, как я прочитала их дневники и произвела массовую исследовательскую работу, мое мнение в корне изменилось об этих ребятах. И всегда очень больно смотреть, когда кто-то, не зная всех нюансов, спешит заклеймить обоих «психами». Ведь всегда легче махнуть рукой и сказать: «Да он дурак!», чем попытаться капнуть глубже.
Правда в том, что обществу не нужда правда (как бы иронично это не звучало). Людям нужен скандал, нужна трагедия, но когда дело доходит до «виноватых» — начинается фарс.
Данная «документалка» не навязывает вам «причину», не навязывает какое-то определенное отношение к произошедшей трагедии. Она просто показывает то, что было. Голые факты. Жаль, правда, что не все факты возможно уместить в 60 минут экранного времени, но здесь нам показали почти все основы.
Каков мой итог?
Смотрите хорошие документальные фильмы… уважайте других и не будьте заложниками стереотипов…
10 из 10
30 сентября 2011
Columbine high school massacre
Даже в условиях существования множества киноэкземпляров, посвященных/основанных на трагедии в Колумбине, необходимость съемки документальных фильмов, посвященных этой проблеме, нисколько не умаляется. Поскольку игровое кино о данной печальной тенденции дает разнобой представлений и отсутствие единой точки зрения. «Говоря» о школьном насилии в целом, Ильмар Рааг в качестве самого яркого примера, конечно, упоминает Колумбину, только при этом (нисколько не умоляя ценности «Класса») может сложиться впечатление о том, что Эрик и Дилан были ну просто милашками, доведенными злобными одноклассничками. Что далеко от истины. «Слон» Гаса Ван Сента гораздо ближе к настоящему характеру действий мстителей, но при этом как будто опираясь на стандартизированный портрет школьных убийц, составленный ФБР, вводит гомосексуальную составляющую, которая впрочем не имела места как в этом конкретном событии, так и не подтвердилась богатым практическим опытом США в подобного рода бойнях.
Итак, чтобы узнать правду о Колумбине как о событии, нужно оставить художественное в художественном и либо прочитать статью на эту тему, либо посмотреть документальный фильм. Во втором случае выбор гораздо менее велик, чем это было бы в случае с писательскими изысками журналистов или уже упомянутым игровым кино. Русскоязычному зрителю представляется две вещи на выбор — «Боулинг для Колумбины» Майкла Мура и собственно «Час икс» (Zero Hour), а если быть точнее вторая серия первого сезона этого сериала о современных «катастрофических моментах в истории». Нужно сразу разграничить саму структуру этих фильмов, поскольку хоть они и именуются «документалками» на одну и ту же тему, что позволяет допустить мысль о совершенном сходстве, но суть подаваемой информации совершенно различна. «Боулинг» являет собой крупномасштабное исследование-расследование не только и не столько на тему «школьных мстителей», но и на проблему оружия в США вообще. «Час икс» вещь более узкая, что в данном случае совершенно не является минусом и если говорить именно о стремлении побольше узнать о конкретной школе, то это лучший вариант.
«Zero hour» является практически поминутной хроникой, представленной то настоящими видеозаписями из полицейских архивов, камер наблюдения и домашних видео убийц, то умелой реконструкцией событий. Самое ценное, пожалуй, реальные видео — когда видишь Эрика Харриса впервые наступает замешательство. Проведя довольно отдаленную по сути, но тем не менее нужную для понимания этих кадров, аналогию с Чикатило и Чарльзом Мэнсоном, нужно отметить что на лицах двух последних не то чтобы «написана» склонность к убийству, но их зловещая исключительность. Эрик, через несколько дней будущий мозговым центром всей операции, совершенно не производит никакого отрицательного впечатления. Более того, если бы его фотографию поместили в число портретов психологического теста Сонди, то, наверняка, Эрика бы выбирали как человека, чье лицо вызывает положительные эмоции. То есть рассматривая личность этого парня в контексте общего феномена, можно даже предположить что проблема заключается не только в свободной продаже оружия, но и в том что нельзя знать от кого сего шага ожидать — скорее пойдет стрелять довольно неприметный паренек, чем тот у кого на счету пара приводов в полицию. Эта теория также учтена в ранее упоминавшемся портрете «школьных мстителей». В то же время, в пику общему портрету существует и оборотная сторона — психические проблемы, лекарства и хулиганская направленность, которая правда проявлялась больше на угрозах и словах. Так что проблема «ожиданности»/неожиданности не имеет смысла быть, поскольку на обе точки зрения есть достаточно аргументов.
Фильм выполняет три функции — реконструкция и восстановление хода событий с помощью документальных свидетельств, краткий, но при этом очень точный разбор причин подтолкнувших двух парней к этому, а так же такая неотъемлемая часть «документалок» как мнение очевидцев. На последнее особо хочется обратить внимание — прошло пять лет, оставшиеся в живых жертвы заметно повзрослели, их жизнь изменилась, но никто из интервьюируемых не пускается в пост-эффекты типа «как я переживал после», все происходит в четко ограниченных рамках времени. Зритель из слов очевидцев узнает ровно столько, сколько ему нужно узнать, без всякой «воды».
И, наконец, самый главный плюс заключается в том, что причина обрисовывается очень четко и отлично вписывается во все факты, тем самым не оставляя причин для сомнений. Желание славы, которая была красочно представлена в фильме «Прирожденные убийцы» и олицетворение в этом поступке абсолютной власти послужило главным мотивом, а отчужденность от сложившегося в школе коллектива была катализатором и обусловила выбор места события.
Эта длящаяся менее часа серия документального сериала про «катастрофические моменты в истории» дает полное представление о данном событии, умеренно дозируя реконструкцию и реальность, отрывки их личных дневников убийц и слова очевидцев, не пускаясь в обобщения и пространные объяснения.
9 из 10
16 марта 2010