Рейтинг мультсериала | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Агент паранойи |
английское название: |
Mousou dairinin |
год: | 2004 |
страна: |
Япония
|
режиссеры: | Сатоси Кон, Такудзи Эндо, Хироси Хамасаки, Такаюки Хирао, Нанако Симадзаки, Кодзиро Цуруока |
сценаристы: | Сатоси Кон, Сэиси Минаками, Томоми Ёсино |
продюсеры: | Мицуру Уда, Синсаку Танака, Сатоси Фудзии, Токудзи Хасэгава, Ясутэру Ивасэ, Рика Цурудзаки, Хидэки Гото |
видеооператор: | Кацутоси Сугаи |
композитор: | Сусуму Хирасава |
художники: | Каору Инода, Рио Коно, Нобутака Икэ |
монтаж: | Касико Кимура, Такэси Сэяма |
жанры: | фэнтези, мультфильм, криминал, детектив, аниме |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 февраля 2004 г. |
на DVD: | 1 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 25 мин |
Когда спящего человека обливают ведром холодной воды он начинает задыхаться. Очень заметно, что у Сатоси кона была тьма нереализованных идей. Поток сознания автора это ведро переполненное нереализованными идеями — едкая сатира на общество, черный юмор, психоделичный сюр, все это балансирует на друг друге. Каждая серия — это новая история, но не смотря на это сюжет очень цельный т. к объединён одной концепцией.
Людям нужны иллюзии чтобы не сойти с ума от повседневности. Как же приятно придумывать обстоятельства для оправдания своей лени, эта основная тема сериала которая обыгрывается очень четкой метафорой. Сериал о том, что люди нуждаются в эскапизме и показывает его обратную сторону.
28 января 2021
Да, опять наш Дэвид Линч от японской анимации уводит нас в дерби своих фантазий. Опять сильнейшая работа, по накалу страстей и уровню вполне способная ИМХО составить конкуренцию пресловутому ТвинПиксу.
Пестрое полотно, сотканное из идей, заметок и просто тем, не нашедших применения в других работах мэтра. И при этом крайне цельно, последовательное в изложении и вполне доступное к пониманию произведение. Нет тут «дичи ради дичи», всё по делу. Ну, или почти всё, некоторые вещи я не понял и, сдается мне, были они добавлены «для лулзов». Тот же толстый хиккигамори.
А на самом деле сериал является очень ярким и страстным напоминанием о том, насколько хрупка человеческая психика и насколько мало нам надо для того, чтобы преступить черту безумия.
Хочу отдельно обратить внимание на то, что все, ВСЕ работы Стоши Кона в той или иной степени повещены девиантному поведению и психическим отклонениям. В этой связи и дабы избежать спойлеров крайне рекомендую — но только взрослой аудитории. Я в 20 смотрел и не понял. В 35 я уже был в восторге.
10 из 10
31 августа 2020
Мое знакомство с этим аниме произошло спонтанно, в прямом смысле этого слова. Меня просто какой-то невидимой силой потянуло к нему, хотя тогда я ровным счетом не знал о нем ничего. Но (спойлер) по итогу я не пожалел о потраченном на него времени, по скольку оно сполна окупилось моими эмоциями, и интересными мыслями, которые мне удалось разглядеть.
Итак, о чем же это аниме? Честно сказать, так сразу и не поймешь. На четвертой серии от непонимания происходящего я уже было хотел лезть в интернет за объяснением, но, к счастью, этого не произошло. Вместо этого мне довелось наткнуться на интервью с создателем, с Сатоси Коном. Говорил он об вещах абстрактных и общих, но мне этого хватило для понимая происходящего. После этого я снова принялся за просмотр, но уже с удвоенным удовольствием. А на финальном ендинге я сидел с ясной картиной в голове и полным пониманием того, что я увидел.
Итак, возвращаемся к первоначальному вопросу. Ответить на него можно вполне конкретно и точно. Это аниме о том, как нежелание маленькой девочки сталкиваться с суровой реальностью породило монстра. Монстра, который подпитывался слухами и мыслями людей о мире, где у них нет проблем. К примеру воспоминаниями о ясном и понятном прошлом, в которое хочется вернуться, или же о смерти, которая избавит тебя или близких от тягот реальной жизни. Все персонажи в этом сериале так или иначе оказались в тупике, из которого они то-ли не могли выбраться, то-ли не хотели выбираться оттуда своими силами. У всех них возникло желание: «Вот бы сейчас появился преступник, который ударил бы меня голове, и все мои проблемы испарились». Но как мы видим по итогу, их мир фантазии, в который они бежали, не принес им желаемого, а только его видимость.
В конце аниме мы все-таки видим персонажа. который не поддался Шоунен Батто и, не смотря на тяжелую жизненную ситуацию, предпочел проглотить горькую правду, чем жить сладкой выдумкой.
Концовку рассказывать не буду, но скажу, что она все расставляет по своим местам, декларирует мысль о том, что как бы не была тяжела реальность, от нее не убежать. Она обязательно наберет силу и настигнет нас, и тогда ударит с умноженной силой.
12 июля 2020
Он питается слухами, в любое время появляется из ниоткуда к людям загнанным в угол. Он — Шоунен Батто, ожившая городская легенда, маньяк, стихия. Но кто он на самом деле?
«Агента Паранойи» можно рассматривать с двух основных ракурсов. Во-первых, это фантасмагорическая история о том, как нежелание одного человека принять реальность привело к ужасным последствиям. Это нежелание воплотилось в образе нового монстра Франкенштейна, город с упоением бросился подпитывать его уже своими отрицательными эмоциями и в итоге множество людей пострадало, а сам город был разрушен. Звучит слишком фантастично? А ведь не так давно в одной стране множество людей тоже предпочло реальности сказку. И мальчик с битой почти выкосил целый народ и прошелся огненным смерчем по всей Европе.
Во-вторых, это философская притча. В ней Шоунен Батто тесно связан с игрушечной собачкой Мароми — хитом продаж, кумиром молодежи и героиней свежего аниме. Как именно? Человеческая жизнь полна неудач и каждый рано или поздно получает от судьбы в поддых настолько сильно, что попросту не в силах выдержать удар с поднятой головой. И вот когда руки опускаются, глаза тухнут, в человеке подымается Шоунен Батто — волна недовольства, злости, обиды. Отсюда дальше у него три пути, которые и описывает «Агент Паранойи». Первый: сдаться, позволить Шоунен Батто долбануть тебя по голове битой, принять роль жертвы. Вторым вариантом является эскапизм, которым и заведует Мароми. «В этом месте нет никакого Шоунен Батто», — говорит милашка детективу Икари, застрявшему в мире грез о беззаботном прошлом. Однако, как бы в нем ни было хорошо и спокойно, мир этот картонный, а тьма не пропадет, если закрыть глаза, нет уж. Напротив, подавленные эмоции и комплексы только набирают силу и ждут момента, чтобы вырваться наружу и смести все на своем пути. Но есть и третий вариант, который выбрала жена Икари, а потом, последовав её примеру, и сам детектив — принять реальность такой, какой она есть. Не убегать, не сдаваться, а встать с колен, продолжить жить, бороться и всегда верить в лучшее — таков рецепт победы надо Шоунен Батто.
16 мая 2016
«Агент паранойи» заинтересовал меня своим опенингом, который я увидел в видео «50 лучших мультфильмов 2000-х». Посмотреваниме, я ничуть не пожалел о затраченном времени. Относительно финала, по моему мнению он все объясняет, хотя и на недоступном языке. Посыл «Агента паранойи» тот же, что и в более позднем творении Сатоси Кона, «Паприке» — есть мечты и фантазии которым следует оставаться мечтами и фантазиями, им не место в реальности. Когда они выходят в наш мир, возникают маньякы, демоны и галлюцинации.
А выйти в реальность выдумка может многими способами: через сплетни, городские легенды, психическое отклонение, манию. То есть, все то, что имели, чем страдали герои аниме. Парень с битой, который своими нападениями «спасает» загнанных в угол людей, по сути воплотился только раз через помешанного школьника, не способного отличить игру от действительности. Остальные его приключения существовали в массовом сознании, его даже видели, были жертвы, но, мне кажется, воображение дорисовывало нападающего к настоящим событиям.
Финал намекает — реальность не изменилась. Вместо игрушки-собачки Мароми общество увлеклось котиком. Одного сумасшедшего заменил другой. Только Парень с битой исчез, как только его «добил» помощник следователя, пустив в массы объяснение его природы. Этот человек, который почувствовал грань между вымыслом и действительностью, является тем героем, который жертвуя собственным рассудком спас город от паранойи, пока она не воплотилась снова в другом маньяке. Но пока город выздоровел, появилось время переосмыслить былое и перевести взор на себя с экрана телевизора.
Кто же такой агент паранойи? По моему мнению, слово «агент» здесь обозначает не роль человека, а агент как фактор (химический агент, например). Паранойя, отыскания виновного во всем, злой силы которая за всем стоит, завладела Токио и диктовала как жить (обратите внимание на параллель с популярностью Мароми, где игрушка стала «злодеем», что побуждает к преступлениям). Стали ли жертвы Парня с битой счастливее? Были бы они, если бы существование нападавшего не подпитывала вера в него? Пожалуй нет. Жертвы получили воображаемый временный покой. Например, полицейский, который из-за долгов попал в лапы мафии, потерял дом и чуть не потерял дочь, которая еще может все вспомнить. Отличник, который боялся зависти, разве отмылся от испорченной репутации, еще и подкрепленной фото?
Чувствовать где остановиться, когда обратиться за помощью, переступив через свой страх или эгоизм, чтобы сон разума не порождал чудовищ — советует «Агент паранойи».
Замечательная поучительная история, рассказанная на слишком сложном языке. Поэтому
7 из 10
6 июля 2015
Довольно-таки добротное тринадцати серийное аниме, которое (при наличии свободного времени и соответствующего настроения) вполне может зацепить и не отпускать до самого финала. Уже не помню где именно прочёл о нём, помню лишь то, что весьма долго оттягивал момент ознакомления. Ну а сейчас, отсмотрев за пару дней его полностью, готов твёрдой рукой поставить заслуженные семь из десяти.
Собственно, чем вызвана данная оценка: во-первых — увлекательная история, изложенная без каких-либо лирических отступлений, но и не оставляющая ощущение известной скомканности; во-вторых — приятная глазу, необычная рисовка, вызывающая в памяти такие анимешки как «Истинная Грусть», «Паприка» и «Однажды В Токио»; в-третьих — зашкаливающий градус шизофрении (хорошей такой шизофрении), когда с одной стороны — совершенная ненормальность, а с другой — почему бы и нет, раз так можно.
Но это всё плюсы, а ведь и минусов, к сожалению, «Агент Паранойи» не лишён, хотя они, в отличие от плюсов, весьма субъективные: главный минус — это, конечно же, вышеупомянутый неадекват — мало кому подобное придётся по вкусу, в это нужно вникать, плескаться в штормовых волнах смыслов и домыслов, а большинство зрителей навряд ли изъявляют на то желание, особенно в контексте развлекательного шоу (коим «Агент» как ни крути и является); чуть менее значимым — прямое, как стрела, повествование — отвлёкся на минуту и всё — ничего и не поймёшь уже, — данный сериал требует известной доли концентрации, которой ждать от многих, слишком многих, попросту глупо; ну и последний, самый незначительный, но всё-таки недостаток — шаблонность персонажей, слишком уж грубыми нитками пришитыми к необычной даже для аниме атмосфере.
Подводя итог под всем выше написанным, резюмирую: рекомендую к ознакомлению всем тем, кто не от мира сего и любит с головою уходить в свои запредельные внутренние бескрайности, им, скорее всего, понравится. Так же могу порекомендовать его всем любителям психо-сюра — «Агент» — это почти «Твин Пикс» на японский манер — здесь тоже «совы не те, кем они кажутся» (хотя сов здесь нет вовсе, но сие метафора же). И категорически не рекомендую тем, кто желает отключить мозги и не способен воспринимать несерьёзное серьёзно — здесь им ловить уж точно нечего.
7 из 10
29 декабря 2014
На странноватую замкнутую (на грани аутизма) Цукико Саги, воспитанную строгим отцом и как огня боящуюся критики, сваливается нежданная слава — придуманная ей игрушка, жутковатая и кавайная Мароми, обрела всемирную популярность и принесла компании, где работает девушка, немыслимую прибыль. Но популярность вещь не вечная, и начальство уже требует от Цукико нового персонажа. И хоть художница прилежно трудится, пока её коллеги по «цеху» листают журналы да сплетничают, но в конце-концов понимает, что выше головы уже не прыгнуть… А начальство требует новый дизайн… А за спиной шепчутся завистники… И, как бы парадоксально это ни звучало, нападение таинственного школьника с золотой битой приходится очень кстати. Впрочем, Цуки-тян не единственная загнана в угол обстоятельствами, но теперь всё в порядке — Мальчик-с-Битой всех спасёт!
Сатоси Кон попытался реализовать в этом 13-серийном аниме те идеи, которым не хватило места в его предыдущих творениях, поэтому тут мы снова встретим такие темы как взаимоотношения творчества и бизнеса (как в «Истиной Грусти») и слияние воображаемого и реального миров (как в «Актрисе тысячелетия»). Кстати, нередко встречается мнение, что в «Агенте» автор порицает бегство от реальности, но это не совсем верно. В конце концов, это же Сатоси Кон! Создатель «Паприки» и «Актрисы тысячелетия» как никто другой знает, что не расцвеченная фантазией жизнь была бы невыносимой и бессмысленной. Этот аспект ярко освещается, например, в серии про жену детектива: смертельно больная женщина поддерживала в себе искорку жизни доходящей до абсурда идеализацией мужа, и когда она отвергает иллюзию «спасительного самоубийства», то и иллюзия безупречности супруга разбивается вдребезги, нарисованная радуга сменяется реальным дождём и осознанием: «Он не вернётся.» Это один из самых горьких моментов аниме.
В сериале затрагивается масса других проблем, но, к чести автора, всё подается с иронией и приправлено изрядной долей чёрного юмора и сюрреализма, поэтому не скатывается в банальное морализаторство или беспросветную драму. Проходятся тут по многим аспектам современного японского общества (отаку, геймеры, непробиваемые консерваторы), но до конца оценить социальную сатиру нашему человеку, наверное, будет сложно. Но ничего, многие ситуации знакомы нам всем (например серию про аниме-студию оценит любой, кому приходилось делать какую-либо работу к определённому сроку).
Но самое главное, хоть многими «Агент паранойи» воспринимается как некий бред с вкраплениями специфического юмора, на самом деле там есть достаточно стройный сюжет. Он представляет из себя восхитительный ребус, построенный вокруг весьма оригинального «сверхъестественного допущения» — мистической составляющей, вместо «обманной» детективной линии, внезапно случившегося в нашем урбанистическом мире чуда (а этот момент чем-то напоминает «Однажды в Токио», хоть местное чудо и гораздо мрачнее). До меня, скажу честно, дошло только со второго просмотра, но этот второй просмотр принёс море просто несказанного удовольствия.
10 из 10
27 сентября 2012
Аниме начинается как обычный детектив о болезнях современного мегаполиса. Серийный маньяк, вооруженный битой разъезжает по Токио на золотых роликовых коньках и вырубает случайных прохожих ударом по голове. И если в наши дни маньяк на коньках воображение не поражает, то его юный возраст способен удивить. Насколько же серьезна, должна быть болезнь общества, если серийными маньяками становятся подростки…
Однако, это лишь первый слой, вступление, дальнейшее раскрытие сюжета переворачивает все представление о сериале с ног на голову.
*Агент паранойи* — сериал не столько о болезни общества, сколько о сомнительности выбранного лекарства. Шёнен бато (подросток с битой) это удобное подспорье в борьбе с проблемами как личного, так и профессионального характера. Он олицетворяет собой передвижное стихийное бедствие локального типа. Невыполненные в срок обязательства, не сделанное домашнее задание, чужая помада на воротнике, кот нагадил в ботинок? Не надо валить все на цунами или извержение вулкана, Шёнен бато придет на выручку, всего один целебный удар избавит от волнений и подозрений.
Чем дальше мы следуем за сюжетом, тем больше понимаем природу этого заразительного безумия. Легким движением руки, детектив превращается в социальный триллер. Случайные жертвы маньяка на роликах не только перестают казаться случайными, они перестают быть жертвами вообще. Маньяк все глубже уходит из реального мира в плоскость представлений и восприятий. Однако полного растворения не происходит, с повышением градуса безумия, кажется, будто он становится все более реальным. Режиссер показывает рождение агента, пути его внедрения в умы различных групп граждан. Безумие прорастает не только в будущее, но и в прошлое и хотя серии кажутся бессвязными, они объединены четкой сюжетной линией.
Без сомнения это самая сильная часть сериала, здесь сосредоточенны самые занятные истории. Замечательный трагикомичный эпизод про клуб самоубийц, серия про бунт среднего человека, про стирание воспоминаний. Благодаря этим эпизодам *Агента* сравнивают с другим аниме сериалом*путешествия Кино*, чего делать, на мой взгляд, не следует. Прежде всего, ввиду разной структуры сериалов, да и там и там используется философский взгляд на социум, однако *Кино* исследует утопические и антиутопические идеи, в то время как Агент рассматривает распространение массового психоза в современном мегаполисе. Выражаясь проще, каждая серия *Кино*, рассматривает отдельную идею вследствие чего, смотреть его можно с любого места и в любом направлении.
В *Агенте* же, наличествует четкая структура, исследование влияния одной идеи на разные срезы социума, при кажущемся беспорядке это четко структурированный сериал. Рассматривать его кусками, в отрыве от финала будет неверным подходом. А финал, увы, согласно с древними традициями онеме — просран. Именно так, просран, что для сериала с цельной, а не притчевой структурой является очевидным фейлом. Можно сколь угодно долго восхищаться отдельными сериями и гениальной рисовкой, факта это не изменит, в личных пантеонах места для этого аниме не найдется.
Жажда наживы или славы помешала режиссеру поставить точку, после эпизода с женой полицейского, кто теперь скажет. Когда Гайнакс делал свои ставшие впоследствии знаменитыми 25 и 26 эпизоды *Евангелиона* — то была вынужденная мера ввиду недостатка средств, что они реально хотели снять, мы наблюдали в *Neon Genesis Evangelion: Death & Rebirth*. Чем руководствовался Кон Сатоси, пуская своих героев плутать в лабиринтах подсознания доподлинно неизвестно. Однако для интересного и увлекательного путешествия в собственные головы необходимы герои, которым зритель готов сопереживать, герои которых Кон Сатоси забыл прописать, слишком уж внезапной выглядит эта пристройка из последних серий.
Одержимый идеей вывести из своего произведения круг, закольцевать финал, режиссер забыл или не заметил, что собственноручно убивает смысл и идею. Остается только помечтать каким мог бы быть финал, не будь режиссер одержим овальной манией.
Я ждал в финале восклицательного знака, взрыва атомной бомбы из опенинга, как напоминание по Кэрролу, что голова с плеч не есть решение проблем.
Диагональное резюме.
Отличное начало, гениальная середина и убогий финал. Очередная загубленная идея. Facepalm
18 марта 2011
«Итак, история ведёт от начала к развязке.
Раскручиваясь, возвращается к началу.
Собрав разбросанные камни, создашь вокруг себя ты вечную темницу.
Где рыдает нераскрытая загадка.
Нет, даже повода для опровержения тайны.
А раз так, то всем вам…
… до свидания»
«Агент Паранойи» не самое стандартное и обычное анимэ. Нет в нем фэнтази, космических опер, вампиров, оборотней и прочих межгалактических воинов с лицами невинных девочек.
По жанру, данный сериал — психологический триллер. Причем очень кинематографичный, что удивительно для анимэ. Множество аллюзий, отсылок как к типичным японским триллерам/ужасам, так и таким признанным мастерам психологического триллера как Дэвид Линч, Дэвид Финчер, Найт Шамалан. Причем именно отсылает и намекает, а не безбожно копирует и плагиатит. Вроде бы укорененный в реальности, но при этом легко переходящий границы любой реальности и вменяемого психологического состояния. Агент паранойи, одним словом…
Первые восемь эпизодов просто блестящи. Медленно, но верно развивающийся сюжет, объединенный одной идей, но рассказывающий об очень разных персонажах. Все заканчивается технологически шизоидным эпизодом номер 7 «MHz» и совершенно сюрреалистичным эпизодом номер 8 — вот как можно сделать по доброму смешным, сюжет о групповом самоубийстве? Сатоси Кону это удалось.
Честно говоря, отличным восьмым эпизодом можно было, если не заканчивать, то сразу после него финальный запускать. Потому что дальше сериал зачем то скатывается в сарказм, самоиронию, а местами и откровенный стеб над анимэ как таковым. Сюжетная и жанровая сумятица продолжается вплоть до финального, тринадцатого, эпизода, изрядно подпорчивая общее впечатление.
В обязательном порядке необходимо отметить саундтрек, особенно opening и ending: созданные известным японским музыкальным электронщиком Susumu Hirasawa, они, просто, одни из лучших в жанре анимэ вообще. Звуковая волна композиции «Yume no Shima Shinen Kouen», в сочетании с примечательным видеорядом, привлекла многих к просмотру, а электронный колыбельный минимализм ending’a «Maromi no Theme» в духе французов «Air», после всех психических вывертов, не успокаивает, а скорее погружает в пугающее оцепенение, и этот детско-игрушечный голосок, потом долго еще крутится в голове.
В целом это очень интересное по замыслу, мысли и сюжету анимэ, которое пытается на основе одной, не самой привлекательной и неслабой черте человеческой психологии — паранойе/лицемерии — сделать, местами, пугающий и депрессивный фильм. Замысел отличный — исполнение вот неровное.
Обязательно к просмотру, но нет никакой гарантии, что понравится всем и каждому…
8 из 10
18 февраля 2010
Это аниме я начал смотреть случайно. И оно меня впечатлило уже своим опенингом — смеящиеся люди в странных, порой безвыходных ситуациях. Под весёлую музыку.
Чтобы понять сюжет, придётся думать и обращать внимание на детали. Каждая серия рассказывает о различных «проблемах» людей, к которым в итоге приходит Мальчик С Битой.
Все истории по своему интересны, здесь есть и комичные, есть и трагические серии. Всё нарисовано ярко и красочно — особый ход для психологического триллера, в целом — анимация качественная, очень красивые задники и персонажи.
Музыка прекрасно вписывается в общую картину.
Посмотрев это 13-серийное психологическое аниме, при условии что ты понял сюжет, в голову лезут только слова — «шикарно», «восхитительно» и «хочу ещё».
10 из 10
1 мая 2008