Усама
Osama
6.8
7.3
2003, драма, военный
Афганистан, Ирландия, Япония, 1 ч 23 мин
12+

В ролях: Марина Голбахари, Зубайда Сахар, Мухамед Хариф Харати, Кваджа Нэйдер, Хамида Рефах
и другие
О временах правления талибов в Афганистане, когда женщина не могла выйти на улицу без сопровождения мужчины. Бедная вдова, не имея средств к существованию, вынуждена переодеть свою дочь мальчиком, чтобы та могла работать.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Усама

английское название:

Osama

год: 2003
страны:
Афганистан, Ирландия, Япония, Нидерланды, Иран
слоган: «Первый фильм постталибского Афганистана»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Ибрахим Гафори
композитор:
художник: Акбар Али
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 46000
Сборы в России: $10 000
Сборы в США: $1 270 904
Мировые сборы: $3 776 117
Дата выхода
Мировая премьера: 20 мая 2003 г.
на DVD: 26 июля 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Усама», 2003

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Усама», 2003

Горькая реальность

После просмотра этого фильма чувствуешь полное опустошение. Неизвестный режиссер родом из Афганистана Сиддик Бармак вдруг становится известный всему миру и получает признание. Его шокирующая драма «Усама» бьет в самое сердце и уносит в тяжелую и печальную историю, в которой даже нет намека на выход и что-то светлое. После увиденного еще раз убеждаешься в том, что надо ценить то, что ты имеешь и быть благодарным за все, ведь многие люди проживают такую грустную и беспросветную жизнь.

Когда в Афганистане правели талибы и держали мирных жителей в страхе, когда женщина не могла выйти на улицу без своего мужа, одна героиня (вдова), работающая медсестрой пытается хоть как-то выжить. Она переодевает свою дочку в мальчика (тем самым рискуя жизнью ребенка) и отправляет ее работать. Девочку зовут Усама, и теперь ей предстоит жить как мальчику…

Кино снято качественно и правдиво. В происходящее веришь. Режиссура хорошая, операторская работа любопытная, актеры все не профессиональные, но все играют чисто, что и радеет глаз. Такое ощущение, как будто мы посмотрели не фильм, а реальную чью-то историю. Режиссер умело это делает, и мы в увиденное верим. История крайне шокирующая, и о ней еще долгое время думаешь, все анализируешь.

Нам показывают то, как жизнь может быть несправедлива, как нужно ценить то, что ты имеешь. Девочка Усама невинна и чиста, она маленький ребенок, а у нее уже с детства такое тяжелое начало и ничего хорошего дальше не будет. Говорят, выбор всегда есть. Но вот в показанном я даже не знаю, есть ли здесь вообще выбор. Будем надеяться, что в дальнейшем у Усамы что-то произойдет в жизни хорошее, вдруг ее кто-то полюбит и увезет. Мечты, мечты, как разноцветная радуга, про которую Усаме рассказывала сказку бабушка.

Ценю это кино и особенно выделяю, ставлю звездочку «особенное» упоминание, ведь фильм тронул меня, и забыть его я уже не смогу. Кстати, как девочку идеально подобрали. Марина Голбахари сыграла превосходно. Сколько боли в ее глазах, сколько печали. Она даже ез слов могла перенести все на экран.

«Усама» — постталибский, драматический фильм 2003 года. Кино очень сильное, всем ценителя чего-то настоящего и реального в мировом кинематографе к просмотру рекомендую. Спасибо за внимание!

10 из 10

29 сентября 2017

«Девочка может стать мальчиком, если пройдет под радугой»

Грустный и тяжелый фильм Усама, в котором переплелись сразу несколько острых проблем, как репей, прилипших друг к другу: мизогиния и принижение женщины как человека в глазах общества; вопрос о месте религии и степени религиозности людей; проблема несправедливости, бедности, жестокости.

«Как хотелось бы иметь сына, а не дочь, сынок помогал бы мне по работе» — говорит пожилая мать своей дочери, находясь в полном отчаянии. В семье не осталось ни одного мужчины, и что страшно — ведь это лишь одна семья, но она не единственная, и что же делать женщинам, оставшимся одним, если талибы не задумываясь убьют их, если увидят на улицах, а зарабатывать на хлеб женщина не могла? Находишься в нервном напряжении, когда просто чувствуешь этот животный страх бедных девушек, боящихся пройти по улице.

Усама — так назвала мать свою дочь, когда постригла ее и одела, как мальчика. Меня поразили несколько моментов, связанных с ее дальнейшей судьбой: первое, это дружба с Эспанди — это, наверное, был один из немногих действительно приятных моментов, когда в его глазах можно было увидеть реальную заботу и желание помочь. А вторым мне хотелось бы выделить, как мне кажется, кульминационный момент — Усама, «залезший» на дерево. Именно об этом я задумывался еще тогда, когда в детстве смотрел мультик «Мулан» — какова же несправедливость, что девушка вынуждена притвориться мужчиной, чтобы получить возможность доказать, что она на что-то способна. Так вот когда Усама «залез» на дерево я почувствовал эту силу духа, эти размытые рамки между полами, ведь это действительно не должно быть важно, какого человек пола: гораздо важнее то, как он распоряжается своими возможностями. Девочка забралась на дерево выше любого мальчишки, на несколько секунд почувствовав свободу и ощутив веру в себя.

Что меня задело до глубины души — это «праведный суд». Начиная с того, что женщину осудили за богохульство, в то время как мужчинам было наплевать на то, что нет даже свидетеля… А заканчивая «милосердием» судьи, отдавшего Усаму замуж за пожилого господина. Мне сложно расценить ситуацию в целом, но по тому, что я увидел, мне кажется, что это был не лучший человек, судя по слезам других женщин, живущих у него. Не хочется даже думать, что он мог делать с еще морально неокрепшей девочкой, не старше и десяти лет на вид. «Выбери себе замок»… Фраза добившая меня. Это точно так же, как предложить человеку выбрать, какой смертью он хочет умереть. Пустая видимость справедливости.

Этот фильм оказался для меня пугающе неожиданным. У меня нет однозначного мнения по поводу исламской религии или какой-либо другой, но успокаивает лишь то, что все-таки по мере развития общества, законы становятся более либеральными и надеюсь, что того, что я здесь увидел, больше никогда не повторится.

10 из 10

27 октября 2013

Мальчики тоже плачут

Афганские вдовы собираются на демонстрацию с требованиями позволить им работать. Находящиеся у власти талибы не разрешают женщинам появляться на улице без сопровождения мужчин. Как быть при этом многочисленным вдовам — они не сказали. И тем, чтобы не умереть с голоду, ничего другого не оставалось, как выйти на улицу. Но угрюмые бородатые дядьки с автоматами разогнали демонстрацию при помощи водометов. После того, как вдовы разбегаются по домам, начинается основная история — превращения 12-летней афганки в мальчика. Ее бедной матери, не имеющей средств к существованию, по наущению бабушки приходится остричь дочери волосы и переодеть мальчиком, чтобы та могла отправиться на работу и хоть что-то раздобыть на пропитание.

С этого момента берут отсчет злоключения девочки-подростка, устроившейся помощницей в торговую лавку. Но буквально на следующий день всех мальчиков силой забирают в религиозную школу Медрассе, являющуюся центром военной подготовки фундаменталистов. Туда же попадает и главная героиня. Ценой невероятных усилий невинному созданию какое-то время удается скрывать свой пол, поскольку она понимает, что в случае разоблачения ее ждет смерть за надругательство над законами ислама. В Медрассе ее тайну знает лишь один ученик и чтобы спасти подружку от расправы, он дает ей имя Усама.

В то время как в России всех поставила на ноги «9 рота», думается, будет небезынтересно изнутри взглянуть на то, «за что» мы, собственно, воевали десятью годами раньше. Значение «Усамы» не исчерпывается одним только фактом его появления на свет, и ни тем, что это первый афганский фильм, снятый после кровавого режима талибов. Исключая эти «смягчающие обстоятельства», в «остатке» все равно будет настоящее кино, о котором можно и нужно говорить как о событии. «Наивное искусство третьего мира» оказалось совсем не наивным, наоборот, — глубоким по мысли и, главное, берущим за душу. Рискну предположить, что фильм 41-летнего Сиддика Бармака (получившего диплом режиссера в 1987-м году по окончанию нашего ВГИКа) — образец той самой простоты, которая лучше любого кинематографического колдовства.

Это — то кино, которое может больше сказать о режиме, нежели многочисленные телерепортажи с места событий. Даже, если вы не знаете до конца особенностей религиозного фундаментализма и талибанского мракобесия, вы все равно все поймете с полуслова, все почувствуете собственной кожей. Бармак взял за основу радикальный, почти невероятный для исламской страны случай, который, если смотреть на него глазами талибов, иначе как провокацией не назовешь. Однако, как это ни удивительно, в основе фильма реальная история о перемене пола.

Рассказ о подавленной сексуальности и поруганной невинности, пережившей кошмарную инициацию, хоть и основан на детских ужасах перед разоблачением, страхом перед глумливой травлей одичалых сверстников и притязаниями похотливого муллы, в итоге все же не превращается в беспросветную чернуху. Суровое чувство правды без толики фальши (уличные «актеры» скорее всего даже не знают, что такое артистический наигрыш) не позволяет зрительским чувствам утонуть в неминуемо слезоточивой фабуле. А экстремальная сюжетная метаморфоза невольно фокусирует на себе многое из того, что оставил в наследство простым афганцам режим Талибан.

После «Усамы» фильмы ужасов можно запросто спустить в унитаз как примитивнейшую по своей сути отрыжку современной поп-культуры. Фильм Бармака «во всей красе» являет ужас, который не придуман, а всего лишь отдален от вас несколькими тысячами километров (но вряд ли временем, даже притом, что режим пал еще в 2001-м году). Режиссер вроде бы и не пытается никак облегчить участь зрителя: нанизывает на нить судьбы Усамы одно несчастье за другим. Однако в итоге фильм героине сочувствуешь не столько из-за безысходности ее положения, сколько из-за искренней к ней симпатии.

В Марину Голбахари, 13-летнюю афганскую девочку, которую режиссер нашел всего за 4 дня до начала съемок, влюбляешься сразу и бесповоротно. Это именно ее сто с лишним лет назад имел в виду Федор Достоевский, когда писал про слезу ребенка, с которой не может сравниться никакой глобальный катаклизм. Юная актриса, перед тем нищенствовавшая на кабульской улице, проживает свою роль с такой верой в происходящее, что абстрагироваться и уж тем более остаться равнодушным к ней не получится, как не старайся.

P.S. В 2003 году открытием в Канне стала не только скандинавка Мари Боневи, сыгравшая сразу двух героинь в «Реконструкции», но и ее маленькая афганская тезка, исполнившая в «Усаме» женскую и мужскую роли. Однако триумф фильма не принес юному созданию ощутимых дивидендов. Хотя режиссер и купил семье Голбахари новый саманный дом, ей самой, как и раньше, снова пришлось ежедневно отправляться на улицу и просить милостыню, чтобы прокормить 13 братьев и сестер.

16 августа 2012

«Усама» — это история маленькой девочки в неприветливом мире и первый фильм, снятый об Афганистане времен падения режима талибов. Он вышел в 2003 году и завоевал ряд премий на международных фестивалях, в том числе и «Золотой глобус» за лучшую иностранную картину.

В фильме показан Афганистан эпохи правления Талибана, когда женщинам не разрешалось выходить на улицу без сопровождения родственника-мужчины, и они не имели возможности работать вне дома. Чтобы хоть как-то выжить без кормильца, вдова вынуждена переодеть свою 12-летнюю дочь в одежду мальчика и пристроить ее на работу в лавку. Девочка, которой дали имя Усама, не знает, как вести себя в мечети во время молитвы, не умеет совершать религиозное омовение, чем вызывает подозрения окружающих. В обществе с жестко регламентированными устоями нелегко быть и мальчиком.

Вскоре всех ребят забирают в талибское медресе, где учат не только читать Коран, но и обращаться с оружием. Переодетая девочка буквально парализована от ужаса, как, впрочем, и весь окружающий ее город. Одни лишь мальчишки не унывают, не обращая никакого внимания на близкую перспективу стать воинами Аллаха. Тем сложнее приходится среди них Усаме — она не принимает участия в шумных мальчишеских играх и не смотрит зачарованно на оружие. Девочка живет в вечном страхе перед разоблачением, за которым, по законам ислама, следует неминуемая смерть.

Режиссер отлично передает атмосферу повседневного страха и молчаливой безысходности, в которой жили афганцы при власти талибов. Забивание женщин камнями, постоянные проверки и обыски — все это подается просто и обыденно, без аффекта и излишнего натурализма. Ведь даже в таких условиях люди пытались оставаться людьми. В картине нет явной пропаганды, пафосных заявлений о террористическом режиме талибов, нарочито жестоких сцен, призванных подчеркнуть бесчеловечность и бессердечность религиозных фанатиков.

Тем не менее, сразу после премьеры фильм привлек внимание не только критиков, но и политиков, которые не преминули использовать его в своих целях. А вот чего не отнять у «Усамы» — так это искренней игры непрофессиональных актеров и строгого «документального» стиля, перенятого, очевидно, у родственного иранского кинематографа.

4 мая 2008

Фильм о безумии

Фильм о безумии. О массовом безумии. Что делать, если Зло господствует повсюду? Что делать, если страной, где ты живешь, правят шайка безумных фундаменталистов? Что делать, если ты вдова, которая не имеет права работать и даже выходить на улицу без сопровождения мужа, который давно умер?

С 1995 по 2001 год простой народ Афганистана пережил чрезвычайно трудную жизнь.

Талибан (от араб. Talib — ищущий знания) — это фундаменталистское исламское движение в Афганистане, сформировавшееся в 1992 из выпускников мусульманских религиозных училищ, которые открывались в Пакистане для беженцев-пуштунов из соседнего Афганистана. В 1995 талибы заняли половину южных провинций страны и окружили Кабул, а в 1996 вступили в столицу.

К концу 1990-х гг. талибы контролировали большую часть Афганистана. На контролируемых талибами территориях были запрещены телевидение и большинство видов развлечений, ограничены права женщин и религиозных меньшинств. Людей убивали за то, что они смотрят телевизор, слушают радио, или просто за то, что во время молитвы прогуливаются по улице.

Фильм рассказывает о жизни одной семьи (а таких были тысячи), которая после потери кормильца, была на грани голодной смерти. Бедной 11-летний девочке приходится стать мальчиком, что бы хоть как-то прокормить семью.

Режиссер не показывает нам лица талибов, они всё время стоят спиной, профилю, или же мы слышим лишь их голоса. Наверное режиссер этим хотел сказать, что зло не имеет определенного лика. Какая разница, талибы они, или фашисты, скинхеды, ку-клукс-клановцы, или еще черт знает что?

Американского туриста публично расстреливают за то, что он снимал талибов на ручную камеру, тупой народ забрасывает бедную женщину камнями за то, что она якобы «богохульствовала», но никаких доказательств ее вины нет. Просто мулла так приказал. Они живут в страхе, и не могут даже пикнуть.

P.S: Если вы считаете, что ваша жизнь не складывается, что родители вас не понимают, не можете найти общий язык с друзьями и девушкой, то посмотрите этот фильм, и вы поймете, что в мире есть миллионы людей для которых ваша жизнь — рай. И не забудьте поблагодарить Бога, за то что вы родились именно там, где родились.

20 апреля 2008

Фильм получился недоработанным, слишком констатирующим, что женщинам там рядом с талибами не очень хорошо мы с вами итак знаем, да и вообще много еще чего знаем. Он должен был не описывать, а поднимать проблему — этого нет, нам всего лишь рассказывают историю девочки, которая должна зарабатывать хотя бы на хлеб на всю семью. Для этого она должна стать мальчиком по крайней мере внешне. История, конечно, отчасти интересная и актуальная конкретно для Афганистана, но у нее плохая выразительность, она не заставляет страдать и сопереживать, это связано с плохим погружением в жизнь, в сотояние страны и общества, конкретно в каждого героя. Сюжет вышел незаконченным, толком не успеваешь проникнуться атмосферой, не хватает ситуаций, думаю режиссер не в полной мере изучил тему и показал только основные особенности жизни и поведения и, кроме этого, сделал это поверхностно.

Никакой жестокости талибов не показано, страдания главных героев для зрителя почти ничего не будут значить, разве что особо чувствительных, тема не раскрыта, художественных образов недостаточно, эмоциональная составляющая не позволяет даже волноваться за всех отдувающуюся девочку. Так что гордость этой картины — это натуралистичноть страны и немного героев, но натуралистичность этническая, но не образов, то есть персонажи не выражены в полной мере.

1 июня 2007

Драма Усама на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссером является Сиддик Бармак. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Марина Голбахари, Зубайда Сахар, Мухамед Хариф Харати, Кваджа Нэйдер, Хамида Рефах, Мохаммад Ариф Херати, Gul Rehman Ghorbandi, Mohammad Nadir Khwaja, Malik Akhlaqi.

Примерные затраты на создание фильма составили 46000.В то время как во всем мире собрано 3,776,117 долларов. Производство стран Афганистан, Ирландия, Япония, Нидерланды и Иран. Усама — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.