| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сыновья и любовники |
| английское название: |
Sons & Lovers |
| год: | 2003 |
| страна: |
Великобритания
|
| режиссер: | Стивен Уитэйкер |
| сценаристы: | Саймон Бурк, Дэвид Герберт Лоуренс |
| продюсеры: | Сюзен Харрисон, Стив Кристиан, Йен Гордон, Вероника Кастильо, Джордж Фабер, Чарльз Паттинсон |
| видеооператор: | Ричард Грейтрекс |
| композитор: | Колин Таунз |
| художники: | Терри Джонс, Тим Хатчинсон, Доминик Химэн, Хейден Мэтьюз, Барбара Кидд |
| монтаж: | Беверли Миллс |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
12 января 2003 г. |
на DVD:
|
1 сентября 2005 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
3 ч 12 мин |
В 2003 году британское телевидение рискнуло сделать то, чего в адаптациях Д. Г. Лоуренса долго избегали: показать не только интеллектуальные и эмоциональные страсти его героев, но и их телесную природу. Двухсерийная версия «Сыновей и любовников», снятая для телевидения, отказывается от намеков и обиняков, давая зрителю возможность увидеть отношения Пола Морела не в тени, а при ярком свете — и солнца, и эротических сцен.
Режиссёр Стивен Уиттакер сохраняет верность роману, но акценты смещает. Гертруда Морел в исполнении Сары Ланкашир — не абстрактный символ материнской власти над сыновьями, а живой, полнокровный человек, женщина, которая любит, но не умеет отпускать выросших детей. Город Ланкашир наполняет героиню гордостью за красивых и талантливых отпрысков, делая ее одновременно заботливой и токсичной матерью.
Руперт Эванс играет ее сына Пола как человека, разрываемого между тремя силами: мечтой о свободе от семьи, непреодолимым влечением к женщинам и невидимой пуповиной, связывающей его с матерью. Его отношения с Мириам (Джодхи Мэй) и Кларой (Эстер Холл) в этой версии — не только сюжетные линии, но и метафоры двух возможных векторов жизни: духовной или чувственной связью с женщинами. И оба вектора здесь визуализированы с редкой для ТВ тех лет откровенностью.
Визуальный язык сериала — особая статья. Камера задерживается на прикосновениях, на влажных взглядах, на том, как солнце падает в окна шахтёрского дома. Сцены в постели сняты без вульгарности, но и без ханжества: тело здесь — не только объект визуальной красоты, а продолжение диалога между героями фильма.
И всё же, как и в книге, финал остается горьким. Пол после смерти матери остается совершенно один, и, возможно, это единственный способ по-настоящему сепарироваться и стать взрослым и самостоятельным. В этом смысле телевизионная версия напоминает, что Лоуренс писал не только о романтических победах, но и болезненном взрослении Пола — процессе, в котором ему пришлось потерять близких людей, чтобы наконец найти себя.
9 из 10
15 августа 2025
При упоминании имени Д. Г. Лоуренса чаще всего возникает ассоциация с его нашумевшим романом «Любовник леди Чаттерлей», который вот уже полвека не перестает удивлять зрителей все в новыми и новыми кинематографическими постановками. Но сейчас речь пойдет о другом его произведении, претерпевшем меньшее количество экранизаций, но также заслуживающего внимания. Для начала стоит сказать, что «Сыновья и любовники» как и другие фильмы по его книгам, содержит чересчур много сцен интимного характера. А также, что роман является автобиографическим. Как и главный герой(Пол Морел), сам автор родился в графстве Ноттингемшир, был младшим сыном в семье бывшей школьной учительницы и малограмотного шахтера, в юности какое-то время работал на фабрике медицинской техники.
Все проблемы в жизни героев начинаются с того, что образованная Гертруда страдает от непонимания с мужем, простым горняком Уолтером, а также от его пристрастия к выпивке и периодических побоев. Якобы не найдя отклика на свои чувства, она стремится окружить любовью и заботой сыновей, обезопасить их от превратностей судьбы. На первый взгляд — просто героическая женщина. Но если разобраться, то можно заметить следующее. Во-первых, ни она одна в такой ситуации — у всех ее соседок мужья работают на той же шахте, пьют в том же пабе и дома устраивают такие же «концерты». Во-вторых, есть еще один факт. В фильме негласно делается акцент на важности появления сыновей: показаны сцены с родами старшего Уильяма, затем младшего. Но вот в их доме незаметно появляется тихая и неприметная девушка. Гертруда равнодушна и холодна в общении с ней, практически ее не замечает. Кто же она? Может быть служанка? Вряд ли, в их семье не располагают средствами для найма работников. И почему она постоянно ночует в комнате маленького Пола и с ней секретничает старший Уильям? Ах, да, это же их сестра и, само собой разумеется, дочь Гертруды — Энни. Но почему такая «правильная» мать, вместо того чтобы носиться с любимой девочкой, баловать ее нарядными платьями и красивыми безделушками, абсолютно ее игнорирует? Увы, но все ее внимание приковано к жизни сыновей: к их радостям и огорчениям, любовным успехам и разочарованиям. Гертруду не устраивает роль сторонней наблюдательницы, она изо всех сил старается повлиять на их судьбу(что не всегда к лучшему). Хотя она не похожа на «курицу-наседку», которая никак не может отпустить «цыплят» из под своего крылышка, в ее действиях трудно рассмотреть «показушную» гипперопеку. Однако, Гертруда умеет уверенным, четко поставленным голосом, назидательно советовать парням сделать так как лучше них(в действительности — как удобней для нее). Таким образом она, например, разрушает отношения Пола с доброй и доверчивой Мириам. Может быть он и сам не слишком ей увлекся, но решающим все же стало мнение матери. Наивная Мириам тешит себя надеждой, что ее любви хватит для них двоих, что их теплая дружба со временем превратится в более сильное чувство. Однако поздно — Пол уже испытывает страсть к Кларе(старшей чем он, дерзкой, сносящей угрозы мужа и напоминающей своей нелегкой судьбой его мать). Да и Гертруде это только на руку. Ведь рано или поздно Полу бы пришлось жениться на Мириам, а она так не хочет отпускать сына. Вот с Кларой — другое дело — она уже замужем, с ней можно просто поддерживать «порочное» общение, но не связывать себя узами брака.
Радует выбор мест для съемок, сочетание скромного жилья рабочего класса и прекрасных природных пейзажей. Якобы символом жизни является дерево, до которого юные братья наперегонки бегают в начале фильма, и сидя под которым в финале Пол предается воспоминаниям.
Актерский состав очень хорошо подобран, много известных личностей, но никто никого не затмевает и не отгоняет на второй план. Каждый смотрится органично в своей роли, как в главной, так и во второстепенной. Большинство из актеров теперь имеют немалый опыт участия в костюмированном кино по произведениям английских классиков. Приведу некоторые примеры: Сара Ланкашир(мать Гертруда) — «Грозовой Перевал», «Оливер Твист». Хьюго Спир(отец Уолтер) — «Холодный Дом», Джеймс Мюррей(старший сын Уильям) — «Под древом зеленым», Руперт Эванс(младший сын Пол) — «Эмма», «Север и Юг» и т. д.
Книга Д. Г. Лоуренса «Сыновья и любовники» экранизирована весьма удачно.
11 июля 2017