Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маленький принц |
английское название: |
Le Petit Prince |
год: | 2003 |
страна: |
Франция
|
режиссеры: | Jean Louis Martinoty, Laurent Bergers |
сценарий: | Elisabeth Anais |
композитор: | Ричард Коччианте |
жанр: | мюзикл |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Из всех экранизаций «Маленького принца» (наскрести их можно на данный момент около десяти) я могу счесть по пальцам те, которые считаю идеальным прочтением легендарной сказки — настолько, насколько это вообще возможно. Сюда же входит и французский мюзикл 2003 года. По сути, перед нами не кино, как, например, «Мулен Руж» или «Чикаго», а снятая на камеру театральная постановка — не очень нуждающаяся в шике и блеске (как «Мулен Руж» или «Чикаго»), ибо она хороша сама по себе, в своей детской непосредственности и истинной красоте, ничуть не уступающей любому другому качественному мюзиклу.
Акт первый
С первых минут хочется провозгласить: «Это чудесно!». Безумно оригинальные маленькие сценические идеи по ходу повествования вплетаются в один впечатляющий клубок, рассматривать который хочется не отрываясь. Удивляешься юному актёру, исполнившему главную роль: мальчик ничуть не отстаёт от взрослых, показывающих мастерский профессионализм. Но здесь на самом деле отличились все! Блистательные голоса, удивительная харизма, полное ощущение того, что каждый находится на своём месте… Творческий коллектив собрался не робкого десятка. Вдобавок, сами переходы между сценами и художественная работа над визуальным оформлением в целом — это нечто действительно сильное. Очень чёткая структура повествования проносит нас по планетам из книжки с такой увлекательностью, что нельзя не улыбнуться множество раз, подмечая те или иные остроумные детали, радующие не только глаз, но и душу. В конце акта зритель рискует даже испытать подлинный катарсис от лицезрения видеоряда планеты Земля и почти что гимна, посвящённого ей. «Что дальше?» — дрожу я от нетерпения. Я, тот, кто читал «Маленького принца» не один раз и смотрел все его экранизации. Однако мне хочется увидеть продолжение знакомой истории — будто впервые. Вот что делает с людьми настоящее искусство.
Акт второй
Сама идея разделить произведение на два акта кажется очень логичной. Несмотря на то, что сказка является целостной, путешествие Принца по планетам и то, что было потом, всё же могут отлично смотреться по отдельности, соединяясь друг с другом лишь тоненькой «красной» сюжетной линией. И во втором акте мюзикл окончательно убедил меня, что является шедевром. Это бесполезно пересказывать — это просто нужно видеть и слышать, чувствовать всем своим нутром. Несколько ключевых сцен представления могут довести до слёз или, в крайнем случае, сожмут ваше сердце в тиски. Столь, не побоюсь этого слова, мощной интерпретации мне видеть не доводилось. Благодаря подобным работам театральных режиссёров я не перестаю верить, что театр не может и не должен умереть никогда.
Пока вы не захлебнулись слащавостью дифирамб в данной рецензии, поспешу подвести итог. Такие критические тексты мне всегда сложно писать. Мне нечего сказать, потому что фильм, или книга, или спектакль, или мюзикл говорит всё за себя. Во время просмотра я был жутко счастлив, жутко несчастен (в нужные моменты) и вместе с тем жутко завидовал людям, сидящим в зале по ту сторону экрана. Лицом к лицу с «Маленьким принцем». Хотелось сорваться с места, завести машину времени и рвануть в прошлое — туда, где представлялась публике данная экранизация. В каком-то смысле, мне это удалось — благодаря отличной операторской работе, героическому труду художника-постановщика (невероятная цветовая гамма!), вообще всей съёмочной команде, и, конечно, актёрам, режиссёру, Антуану Де-Сент Экзюпери. Я восхищён настолько, что больше ничего путного и правда не скажу.
Повторюсь — перед вами безоговорочный шедевр.
Всё.
10 из 10
30 мая 2016
После ошеломляющего и в какой-то степени неожиданного успеха Notre-Dame de Paris между Коччианте и Пламондоном начались разногласия. Каждый из них утверждал, что именно его заслуга в том, что весь мир в одночасье сошёл с ума от истории Гюго. Если у Пламондона был козырь — Starmania, то Коччианте мог ответить только тем, что в иностранных постановках либретто порой переписывали до неузнаваемости, а вот музыка оставалась неизменной. Вылилось всё в своеобразное заочное соревнование. Пламондон создал Cindy, историю современной Золушки, оказавшуюся в итоге полным провалом. Коччианте с либреттисткой Элизабет Анаис не стали изобретать велосипед, выбрав историю Маленького принца Экзюпери.
Создавая спектакль, авторы подошли к нему со всей серьёзностью. Книга была почти дословно перенесена на сцену — мало того, что были сохранены все диалоги и озвучены слова от автора, но и для песен оригинальный текст был срифмован и положен на музыку, так что даже не требуется субтитров, чтобы смотреть — откройте параллельно книгу и вам будет понятно абсолютно всё. Конечно, чтобы стать полностью детским мюзиклом он оказался длинноват и совсем маленькие зрители выдерживали только один акт, но ведь эта история полезна не только детям, но и взрослым, не даром Экзюпери написал в посвящении «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
На роль Лётчика Коччианте пригласил Даниэля Лавуа, того самого Фролло из Notre-Dame de Paris. Доброта и любовь к детям — эти качества Лавуа известны всем его поклонникам и многие из них были немало удивлены, видя, как он преображался, исполняя роль одержимого священника, но в этом спектакле они снова увидели своего любимого Даниэля. Его улыбка, его глаза — разве перед нами не так и не повзрослевший ребёнок, который наивно пытается объяснить про удава в разрезе, а Взрослые упорно видят только страшную шляпу? Эх, Взрослые, вы так любите цифры и играть в гольф — неужели в вас не осталось ничего, что напоминало бы о том, что вы сами когда-то были детьми — вопрошает Лётчик, но в ответ получает лишь насмешки.
Главная роль — роль Маленького принца — досталась Жеффу. Кто-то может сказать, что ему было предрешено сыграть его — светлые волосы, наивные голубые глаза, да ещё и жил он напротив дома, где родился знаменитый писатель и лётчик. Злые языки зайдут ещё дальше, говоря, что весь спектакль создавался под Жеффа, но стоит ли верить сплетням? На его месте мог оказаться любой другой мальчик, благо голубоглазых блондинов с хорошими голосами во Франции более чем достаточно.
Роза — символ красоты в книге, капризная недотрога. Её исполнила Каталин Андриа, впоследствии ещё раз блеснувшая в образе символа, сыграв Франсуаз де Ментенон в Le Roi Soleil. И насколь де Ментенон добра и благочестива — настоль Роза холодна и эгоистична — то накрой её колпаком, то укутай накидкой. И лишь когда Маленький принц решается отправиться в путешествие, в ней наконец-то просыпаются чувства. Прощай, я буду ждать тебя, а если ты не вернёшься, то я зачахну от тоски — говорит она ему на прощание.
Вот и добрались мы до обитателей планет, к которым заглядывал Маленький принц во время своего путешествия. В книге им уделено очень мало, всего по страничке, казалось бы — что можно сыграть по такому объёму? Возможно, ответ на этот вопрос был бы ясен заранее, если бы не талант режиссёра Жан-Луи Мартиноти и самого Коччианте, для каждой планеты придумавшего особую характерную мелодию. Отголоски счётной машины, ощущение ускользающего времени и другие — музыка сразу же задаёт нужный тон и даже не зная сюжета книги легко понять, кто перед вами.
Король. Сценический дебют Стефана Невилля оказался невероятно удачным. Впоследствии он был и эмигрантом из Алжира, и сказочным принцем, каждый раз создавая яркий и незабываемый образ. Сильный голос, эмоциональность, полное погружение в своего персонажа — это присуще всем ролям Невилля, не только Короля — и даже жаль, что он предпочитает сцену сольной карьере.
Честолюбец. Лоран Бан уже был известен публике по исполнению роли Феба в могадорской версии Notre-Dame de Paris. Позже у него будут роли в разных спектаклях, займётся и озвучиванием иностранных музыкальных фильмов, исполнив в том числе партию Призрака в «Призраке оперы».
Пьяница. Нико и в жизни напоминает спившегося интеллигента, но в костюме — одна кривая шляпа чего стоит — да, перед нами действительно тот, кто проводит всё своё время, опустошая бутылку за бутылкой. Остаётся лишь недоумённо пожать плечами и повторить вслед за Маленьким принцем — «Да, без сомнения, взрослые — очень, очень странный народ».
Бизнесмен. Себастьен Изамбар, ныне участник Il Divo. Не имея никакого музыкального образования, только необыкновенный талант, он выпустил в 2000 году альбом Libre, благодаря которому сумел не только прославиться и сыграть в спектакле, но и получить усыпанный звёздами сценический костюм, о который постоянно кололся.
Фонарщик. Не смотря на свой невысокий рост Тома Жером с трудом помещался на отведённой ему крохотной планетке. Успевая повторять только Bon jour, bon soir, он из-за особенностей своей роли запомнился в первую очередь не рассказом о своей незавидной доле, а своим необыкновенным голосом, который, к сожалению, слышать больше не доводилось нигде.
Географ. Погребённый под грудой книг Кристоф Серино и сам, благодаря костюму, напоминал книжную стопку. Роза, даже сам Маленький принц — эфемерны — говорит он, постоянны только вулканы на его крошечной планете и свет отражается на его лысине.
Лис. Юный Роман Кортес — маска полностью скрывала его лицо, но не могла скрыть его таланта. Каким ещё может быть дикий Лис, мечтающий о том, чтобы обрести друга? Именно таким — его голос, полностью передающий все эмоции персонажа — и та грусть, с которой она навсегда прощается со своим единственным другом, зная, что больше никогда его не увидит — разве не тронули бы они вас?
В спектакле нет эпизодических ролей. Созданные благодаря режиссуре и музыке образы не забываются, заставляя раз за разом возвращаться к полюбившимся номерам. В отличие от упоминавшейся выше Cindy, о которой ныне помнят лишь поклонники, Le Petit Prince был тепло принят публикой. После представлений в Париже он был поставлен в Квебеке, где шёл два месяца, а спустя годы был восстановлен и представлен в турне по Азии. Может быть когда-нибудь состоится турне по России и уже наши поклонники смогут вживую, а не на экране лицезреть фантастические планеты и подпевать живым голосам, а не записи из колонок.
10 из 10
16 августа 2015