Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шукшинские рассказы |
год: | 2002 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Аркадий Сиренко |
сценаристы: | Аркадий Сиренко, Василий Шукшин |
продюсеры: | Ришат Валиев, Федор Попов, Олег Урушев |
видеооператор: | Элизбар Караваев |
художник: | Владимир Кирс |
монтаж: | Ринат Халилуллин |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Сельская жизнь против Города. Это ведь всегда актуально. Работы Сиренко как раз и настраивают нас к откровенному разговору по душам. Такой уж он Автор. Его 'Отцами' абсолютно очевидно вдохновлялся Балабанов, а стилистически они выглядят неким ответом на 'Забытую мелодию...' Рязанова. И совсем не важно какой из фильмов вышел раньше.
Аркадий Сиренко снимал достойные фильмы о сельской жизни еще в 80-х. А в этом проекте получил возможность для реализации самых честолюбивых амбиций. От воссоздал скромный и забавный, неимоверно правдивый в своем противоречии мир шукшинских деревенских чудиков. Нам показывают разные характеры, людей, которые заблуждаются, смущаются и никогда не забывают о совести.
***
'Вянет-пропадает'
Автобус. Странный хмырь средних лет подкатывает к одинокой Нине. Они мило беседуют и он настойчиво предлагает ей сыграть в «американку». Это раздражает мужчин в автобусе. Смогут ли они одной фразой убрать у этого уверенного ухажера его воодушевление?
Так вот. Сиренко выхватывает всего Шукшина без остатка. Он показывает эпизод до конца, изящно. С откровенным и бесхитростным ухаживанием и растянутой повисшей паузой. Гениальный Андрей Панин оказывается идеальным решением для Хмыря. Хмырь - он как раз и был таким...
***
'Бессовестные'
А в то же самое время в другой деревеньке одинокая дама Малышева отчитывает своих товарищей, которые решили на старости лет жить вдвоем. Действительно, как им не стыдно?
- Но хочу все же вас спросить: как вам не совестно? А?
За монологом этой странной женщины скрывается не то, чтобы злоба или зависть, нет — тотальное одиночество, жестокая психологическая травма. Символично, что эту сложную роль отменно сыграла Людмила Гурченко, став тем самым главной звездой этой ленты. В роли деревенской одинокой дамы ее уж видимо никто не ожидал увидеть. Но для настоящего Таланта, который она нам демонстрировала из года в год - нет никаких границ. Людмила Марковна справилась легко с очередным вызовом.
***
'Ораторский прием'
Но это лишь начало. Где-то на вахте новоявленный начальник Синельников испытывает свой коллектив. В одно мгновение с момента того, как он стал начальником он преображается. Ему прямо сказали, что теперь он Христос, а они — его апостолы. Так Синельников и начал свой управленческий путь. Но примет ли коллектив мужиков запрет спиртного или его ораторские приемы?
– Что, дома, что ли, не могли выпить?
- Дома не могли. Тебе хорошо – один живешь… Сиди, не рыпайся – лучше будет.
Великие и точные слова о том, как лучше вести себя зазнавшимся, неумелым и нескладным. Юрий Степанов попадает в самую точку. Впрочем, куда более тонко проходит еще одна фраза от умудренного опытом водителя: - А ты спроси у него, – он ответит… Что за манера – справки наводить! Рядом же человек, живой – спрашивай...
***
'Гена Пройдисвет'
А между тем галерея портретов 'сельских чудиков' пополняется. Перенесением коротких рассказов Шукшина на экран только набирает ход и тут, кажется, самый лакомый момент действа...
- Ты задумайся, Геннадий, задумайся: за все придется отвечать. Безобразно живешь...
- С чего это ты вдруг в бога-то поверил? Шестьдесят лет прожил — не верил, вдруг — на тебе...
...А это Гена Пройдисвет сошелся в неистовом споре о религии со своим дядей Гришей. Ну не верит Гена в искренность родственника. Можно было бы заняться своей и жизнью и разобраться почему его часто увольняют и не может он найти свое призвание. Но куда интереснее разоблачать ближнего. Марат Башаров обозначает еще один полюс в этом фильме. Новелла о Пройдисвете выглядит одной из самых сильных. Тем более, что для многих зрителей Башаров, славящийся своим эпатажем, будто о себе рассказывал.
***
'Самородок'
Некоторые новеллы не вышли особо интересными. Так, совсем не впечатляет история о том, как отец покупает для своих детей микроскоп. Но и она заряжает самобытными диалогами и атмосферой. Запоминается тут в большей мере скандал супругов — настойчивая жена свои аргументы четко выражает в прицельных ударах сковородой.
***
“Другая жизнь»
А эта новелла неожиданным образом разделяется на две истории, раскрывающие одну и ту же тему. Кто не встречался с попутчиком, выдающим себя за другого? Да и разве у Вас не было соблазна так пустить пыль в глаза? Примерить на себя чужую жизнь? Именно так и поступает герой Виктора Сухорукова. Но взгляните в его глаза. Разве он счастлив? Кажется, что за его милой улыбкой скрывается крик от разочарования и одиночества. Ровно в схожей ситуации оказывается и пожилой Худяков (Иван Бортник). Внешне он степенный старик, но вслушайтесь в его слова. Они полны желчи. Кажется, что не может он себе простить то, что выбрал новую жизнь и оставил семью. От слабости своей он даже себя не может винить за это.
И эту новеллу я не назвал бы особо выдающейся, но благодаря таланту Бортника и Сухорукова, выдавшим несколько ярких сцен, «Другая жизнь» не только запоминается, но и заслуживает второго, третьего просмотра.
***
Можно долго обсуждать причины того почему наше достойное кино странным образом задвигалось многие годы на третий план. Почему вот такие простые и достойные истории не получали яркой фестивальной судьбы, которую они и заслуживали. Но все это выходит за рамки скромной рецензии.
«Шукшинские рассказы» Аркадия Сиренко — достойный проект, незаслуженно незамеченный широкой общественностью. Сиренко оживил персонажей Шукшина, сделал это с любовью, осторожно, внимательно.
8 из 10
23 апреля 2024
Наткнулся на этот сериал совершенно случайно, просматривая фильмографию Юрия Степанова. Будучи поклонником рассказов Василия Шукшина тут же бросился на поиски произведения Аркадия Сиренко. Выяснилось, что сериал шел в эфире Первого канала в 2004 году. Несколькими годами позже вышло и DVD-издание, которое сейчас уже невозможно купить. Выручают как всегда торрент-трекеры, где ленту все еще можно найти.
Странно, что фильм прошел незамеченным, учитывая сильный актерский состав: Людмила Гурченко, Марат Башаров, Андрей Панин, Виктор Сухоруков, Валерий Баринов и другие.
Аркадий Сиренко выбрал 6 рассказов, посвятив каждому по одной серии. «Гена Пройдисвет», «Другая жизнь», «Бессовестные», «Самородок», «Вянет-пропадает», «Ораторский прием».
С первой серии смутило то, как режиссер перенес рассказы на экран. С одной стороны, вроде, бережно и максимально близко к тексту, с другой, непонятно какое время нам показано. В одних сериях кажется, что полностью во времена их написания, а в других, что уже в наше время. Чего стоит, хотя бы показ в нескольких эпизодах шикарного ультрасовременного пансионата «Югра», (Кинокомпания «Югра», напоминаю и является производителем фильма), который на советский, ну никак, не тянет. Но это не является главной проблемой картины.
Главная проблема в том, что рассказы короткие, а одна серия длится 50 минут и Сиренко приходится изворачиваться и добавлять в законченные истории лишние действия. И далеко не всегда они оказываются удачными. Притом, ладно бы, они органично добавлялись в основной сюжет, так нет же, нам показывается, что случилось с героями через день, неделю, месяц. Соль истории, рассказанной Шукшиным просто забывается, так как она уже отгораживается новыми событиями.
Конечно, это не умаляет заслуг актеров, которые играли отлично и почти все попали в свои образы и показали именно тех деревенских «чудиков», которые были у Шукшина. При просмотре, очарование шукшинской деревней и его обитателями никуда не пропало и это полностью заслуга режиссера. Все-таки, безумно приятно было видеть полюбившихся героев на экране телевизора и заново пережить с ними все, что уготовил им автор.
К сожалению, Аркадий Сиренко после «Шукшинских рассказов» снял всего лишь один сериал и пропал с кинематографического горизонта. А ведь у него в активе есть неплохо принятая критиками военная драма «Дважды рожденный».
В последнее время, в кино и на телевидинии стало модно возвращаться к XX веку и надеюсь, что про писателей-деревенщиков тоже не забудут…
6 из 10
1 ноября 2011