Школа злословия
6.7
7.1
2002, ток-шоу
Россия, 45 мин
16+

В ролях: Татьяна Толстая, Алексей Венедиктов, Александр Васильев, Сергей Мироненко, Григорий Померанц
и другие
Проект телеканала «Культура» с двумя ведущими - писателем Татьяной Толстой и киносценаристом Дуней Смирновой. Гости ток-шоу - люди, сумевшие создать себе публичный имидж. Беседуя с гостем о его интересах, занятиях и мировоззрении, ведущие пытаются вывести своего собеседника за рамки стереотипа поведения, раскрыть в нем те стороны его натуры, которые, возможно, неизвестны даже ему самому.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Школа злословия

год: 2002
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Юрий Соловьев
композитор:
монтаж:
жанр: ток-шоу
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 45 мин
Другие фильмы этих жанров
ток-шоу

Отзывы критиков о сериале «Школа злословия», 2002

«Для человека, который больше читает, чем смотрит «Матрицу-3»…»

Леонид Парфенов, сам того не желая, дал хлесткое определение «Школе злословия». Выпуск с ним, правда, стал тем редким исключением, где ведущие Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова действительно злословили, вели себя не лучше героев одноименной комедии нравов Шеридана и измазали гостя всем сгустком накопившихся комплексов и претензий. Самое аховое обвинение — будто «Старые песни о главном» были коммунистической пропагандой и имели целью создать иллюзию, что в Совке жилось лучше, чем сейчас. Но вот в чем парадокс телевидения — оно выигрывает даже в том случае, если ведущий намного глупее гостя, а не наоборот. Парфенов, тогда еще руливший на НТВ, позаботился, чтобы выпуск не вышел в эфир, а зря. Просочившись через несколько лет в интернет, он стал хитом и лишь добавил ему популярности. По иронии судьбы ведущий легендарных «Намедней», применивший административный ресурс, сам же от него вскоре пострадал, а ШЗ же существовала куда дольше — 12 лет.

В далеком 2002-м «Школа» создавалась, как попытка сорвать публичную маску с отечественных медиаперсон всех мастей. И для такой цели ведущие ток-шоу подобраны идеально. Толстую уже тогда заносили в авангард современной русской литературы. Смирнова на тот момент — именитый сценарист работ Алексея Учителя и не только. Огромным плюсом стали не только начитанность, темперамент, успешность и происхождение, но и их относительная общественно-политическая нейтральность. Хотя некий либеральный и антисоветский вектор ШиЗа всегда имела. Тем удивительней, что передачу с руками-ногами оторвали на госканале «Культура». Одна заставка веяла новым… Ворвавшись в эфир мультипликационными кобрами под флиртующие нотки кларнета и брюзжание хомуса, ядреный тандем с поистине змеиной изворотливостью ужалил Литвинову и Гордона, Хакамаду и Арбенину… и многих других. Для кого-то укус прошел с виду безболезненно, и он сам не замечал, как рушится годами создаваемая личина для телекамер. Кто-то, как та же Арбенина, в итоге откровенно признавал наличие лакун, например, в образовании и делал шаг вперед. А ведь как их вскрывали! Построение сценария «допроса» очередного гостя — тема для отдельной научной работы. Тропинками Фрейда, стопами Юнга мы узнаем, что Жириновский всю жизнь мстит воспитательнице из детсада, несправедливо его наказавшей, или что Новодворская в школе скрывала от родителей свое бунтарство. Тема каждой такой программы — не общественные убеждения гостя, а сам гость, его жизнь, его вкусы, страхи, предчувствия и т. д.

Однако долго такое безобразие на «Культуре» продолжаться не могло, и через 2 года ШиЗа перекочевала на то самое парфеновское НТВ. Впрочем, рассматривать «Школу Злословия» даже первых сезонов только как лобное место для отечественных селебрити не стоит. Да, здесь хамил Комиссаров, сбегал Шилов, закрывались, как могли Макаревич, Шойгу и Жириновский… но все это лишь одна сторона медали. Чей-то визит таил в себе загадку, ибо его итог зависел от степени откровенности гостя. Ко многим же ведущие были изначально настроены благожелательно. Некоторые выпуски пропускать просто нельзя, как, например, с Василием Аксёновым. Когда ярчайший шестидесятник лично рассказывает про то, как в сталинские заморозки его арестовали четырехлетним ребенком, обманув, что везут к маме и папе, ты испытываешь что-то неописуемое… Или когда через ту же программу многие открывают для себя его мать Евгению Гинзбург, чья лагерная мемуаристика по ценности и силе воздействия давно многими ставится в ряд с прозой Солженицина и Шаламова.

Дуня Смирнова говорит, что национальной идеей должно быть просвещение, и не лукавит. Более того, свой камень в фундамент она заложила. «ШЗ» интересна, любима своими звездными гостями, но бесценна как раз просветительской стороной. По спектру специалистов в совершенно разных областях, широте и глубине охвата вопросов аналогом «Школе» могла служить лишь выходившая ранее на НТВ передача «Гордон». Для меня самого, например, наиболее памятным стал выпуск с поэтом Сергеем Гандлевским в 2005-м. А всего лишь потому что ранее никогда на наше ТВ не проходили люди, строившие свои мысли такими причудливыми лабиринтами. А ты совсем юный, ошарашенный и этими лабиринтами ведомый, открываешь после титров для себя семидесятников, того же Бахыта Кенжеева…. Ну, где еще на федеральных каналах стали бы обсуждать Сипягина или Горемыкина, или, извините, отсутствие преемственности поколений в русской египтологии?

К 10-м годам поменялись декорации, убрали зрительские места, поменялся отчасти и характер «Школы». Злословия становилось всё меньше, а вот широко известных в узких кругах гостей — всё больше. Причин у этого несколько. Менялось ведь и НТВ, а ШиЗа в обществе третьесортных сериалов и скандалов из шоубиза смотрелась белой вороной. Выход программы переносили на 12 ночи, потом на час, два… Каналу к тому же могла дорого стоить любая политическая «неожиданность». С другой стороны, и сами ведущие с течением лет, очевидно, потеряли интерес к политическим клоунам. В любом случае, кто бы ни был гостем, интересный собеседник или интересная маска, ШЗ всегда отличало одно — отсутствие имитации реальной дискуссии, чем грешили, например, такие накрахмаленные шоу, как «Времена» Познера.

… В конце мая 2014-го «Школу Злословия» закрыли окончательно, и у нас появился еще один повод поразмышлять на тему того, как незаметно войти в историю. Рассказать полностью об этом явлении в рамках одной рецензии невозможно — о нём будут писать диссертации и снимать фильмы. Но не сейчас, ибо всё по-настоящему ценное познается с годами.

10 из 10

11 февраля 2015

ОЧЕНЬ острые лезвия не затупятся

Идут года, меняются эпохи, информационный климат достигает самых высоких температур, интеллектуальная мода диктует новые тенденции, а они остаются такими, какими были всегда. Толстая и Смирнова. Смирнова и Толстая.

Этот великий дуэт — удивительная совместимость двух софистов в одной упряжке. Именно комедия Шеридана дала название одному из популярнейших современных ток-шоу, ведущими которого являются Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая.

Смирнова — сценарист, телеведущая, кинорежиссёр, автор многочисленных статей и эссе.

Толстая — писательница, публицист и также телеведущая. Личности как на подбор: сложные, весьма многогранные, жизнь которых, главным образом тесно переплетена с литературой.

Женщины в тандеме — опасны. Читающие женщины в тандеме — опаснее в двойне.

Не случайно многие приглашенные гости боятся их больше, чем самых закоснелых силовиков. И ежели вы вызвались на их интеллектуальную дуэль, то ни в коем случае не забудьте взять с собой 52-ой калибр всесторонних познаний.

Школа Злословия один из самых дедовских отечественных телепроектов. Раз в неделю в течение десяти лет две знаменитые каверзницы устраивают себе духовное пиршество в эфире телеканала «НТВ»

Ведущие приглашают к себе в студию гостя и ведут с ним весьма и весьма затейливые беседы. Визитёров программы выбирают сами ведущие. В поле их интересов попадают не только люди науки и искусства, но и политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса.

Искрометные, остроумные диалоги являются главной чертой «Школы», а каверзные, ироничные вопросы — элегантным украшением ее директорства.

Как говорят писательницы, цель программы — психологический анализ образа героя. За отведенные 45 минут эфира они пытаются раскрыть и показать качества приглашенного, скрытые черты характера, зачастую неизвестные не только публике, но и самому герою программы.

При этом злословницы используют абсолютно разные технологии «раскрытия». От вставленных шпилек в колеса до отскабливания, позволяющего снять все условные наросты и показать героя абсолютно неприкрашенного, без всякого одеяния или защиты. Сами ведущие признаются: «Мы змеи подколодные и если вы посетите нас, то есть очень большая вероятность, что мы и вас сожрём».

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что это две вконец циничные тёти, которые так и норовят разделать угодившую в их мышеловку жертву. Но разве стали бы тёти приглашать у себе собеседника, разговаривать о его интересах, занятиях и мировоззрении, если бы не испытывали к нему никакого живого положительного интереса?

Герой каждой программы для ведущих уже в чем-то Герой. Похвально особенный и положительно несравненный. Просто главная тактика ведения игры у них такая — провокация. Я бы сказала, это просто две любительницы половить рыбу в мутной воде. А сама рыбалка дело добровольное, увлекательное и крайне приятное для всех задействованных сторон.

Возможно, ли устоять под огнем атакующего злословия и выйти из игры чистым? Конечно, возможно. Каждый выпуск заканчивается мажорным аккордом и приятным послевкусием для зрителя. За кулисами, после разговора, гость делится своими (обычно доброкачественными) впечатлениями от участия в программе.

Правда зачастую приглашенные люди бывают неинтересные или малоизвестные широкой аудитории. Но и это не является причиной переключать канал. Передачу можно смотреть только ради ведущих, которые всегда знают, чем заинтересовать своего зрителя.

Но то и дело, ведущих нередко обвиняют в снобизме, в чрезмерном демонстрировании превосходства, в величавости конце концов. Осмелюсь не согласиться. Если капля снобизма и течет в их крови, то их самоирония этот снобизм гасит, как уксус соду.

Лично меня их комментарии компрометируют. В том смысле, что чувствуя себя полным профаном в разговоре, тем более, если он закрепляется еще такими надбавками как «Такое не знать нельзя» или «Ну.… Это известно каждому», то на подсознательном уровне даешь себе пинка, который служит отличным побуждением для прочтения или изучения чего-то ранее неизвестного.

Кто-то говорил, что тяжело ужиться двум хозяйкам на одной кухне? Вовсе нет, если одна шинкует кубиками, а другая трет на мелкой терке.

Будем надеяться, что кухня «Школы Злословия» будет радовать нас своими новыми аппетитными эфирами еще долго. Ведь ОЧЕНЬ острые лезвия не затупятся.

28 декабря 2012

Ток-шоу Школа злословия в кино с 2002 года, дебют состоялся более 22 лет назад, его режиссером является Илья Малкин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Татьяна Толстая, Алексей Венедиктов, Александр Васильев, Сергей Мироненко, Григорий Померанц, Александр Гордон, Василий Шандыбин, Александр Проханов, Рената Литвинова, Владимир Жириновский, Валерия Новодворская, Сергей Белоголовцев, Мария Арбатова, Владимир Познер, Владимир Спиваков.

Страна производства - Россия. Школа злословия — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.