| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
4.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Наследник |
| год: | 2002 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Владимир Любомудров |
| сценарий: | Владимир Любомудров |
| композитор: | Эдуард Артемьев |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
200000 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Взрослый сын приезжает к отцу. Молодой летчик и влиятельный бизнесмен толком не знают друг друга. Но благодаря воле отца им придется познакомиться. Так мы знакомимся со зрелым мужчиной, который находится во власти своей мечты. Он строит свою социальную утопию. В его мире есть место и для богатых, и для бедных. Он старается помочь каждому. Нет тут лишь места для «жуликов», которые прикрываясь волей народа проникают во власть. С такими наш харизматичный лидер жесток. Очевидно, что подобная позиция создает сильное напряжение. Врагов у этого мужчины больше, чем союзников. Понимая все это он пытается создать себе достойную замену. Сможет ли ею стать его сын? Это решать зрителю.
И тут нужно сказать несколько слов о том, как этот фильм снимался. Его начали снимать в 1993 году, а закончили лишь в 2000-м. Предположу, что для начала девяностых поднимаемый авторами дискурс был не совсем понятен. История о сильном человеке сводится здесь к противоборству с властью. Наш герой, несмотря на все свои финансовые возможности и серьезнейшую помощь людям вынужден мириться со странным куратором и учитывать волю очень многих людей. И так мы получаем философскую притчу о богатом властителе, который толком не имел ни власти, ни денег. Все его ближнее окружение оказывается недружелюбно по отношению к нему.
Наиболее тонко это будет показано на примере молодой жены. Девушка достаточно быстро попытается завести близкие отношения с сыном героя. И это не останется незамеченным. Отец отнесется к этому как ко вполне ожидаемой провокации. Но Любомудров в этом всем пытается найти струны духовные — в таких реалиях весьма непросто найти мир с самим собой.
Александр Пороховщиков в главной роли вроде бы и «обкатывает» свой привычный типаж человека, облеченного властью, а вместе с тем в его исполнении нельзя не заметить шекспировского подтекста. Он одновременно и Макбет, и король Лир, и отец Гамлета. Он и терзаем грехами прошлого, и перманентно ощущает потерю власти, и находится при этом всем в смертельной опасности. Каждое мгновение его жизни он ощущает тяжесть предательства.
В технической части лента очень и очень слаба. Очевидные недоработки видны невооруженным взглядом. А вместе с тем, замечательная игра Пороховщикова и затрагиваемые Любомудровым вечные темы тщетности власти помноженные на нашу с Вами новейшую историю не могут не привлечь внимание к этой ленте. В конце восьмидесятых Любомудров снял «Белые вороны» - укрупненную модель коррупции и власти криминала в отдельно взятом провинциальном городе. Это был лаконичный манифест о кризисе страны. А «Наследник» является особым продолжением этой темы. Перед нами критический взгляд на ту же самую провинцию. Возвышая до шекспировских высот бывших функционеров, а ныне атлантов-олигархов, которые держат реальную власть в регионе, Любомудров сводит все к необходимости государственного контроля.
Предположу, что автор вдохновлялся «Крестным отцом 3» Копполы. Ведь после раскрытия парадокса бессильной власти перед нами открывается финал. Вероятно, как и в ленте Копполы, Любомудров стремился гиперболизировать всю слабость положения своих влиятельных героев.
Этот фильм был мне интересен. Любомудров не стремился к созданию жанровых штампов — он подарил зрителю ленту-размышление. Благодаря этому мы получили как минимум замечательную актерскую работу Пороховщикова. Другое дело, что авторский дискурс выглядит достаточно поверхностным. Кажется, что сам автор оказался в плену у штампов - «золото партии», куратор, молодая жена, дочь священника, сын — военный летчик. Эти штампы оказывают слишком мощное влияние на сюжет, существенно сковывая его развитие.
6 из 10
22 марта 2025
Этот фильм с очень непростой судьбой. Снят был в 93-ем, потом деньги кончились, и его положили на полку. Выпустили только в 2002-м.
Все, о чем говорится в фильме, произойдет в России в начале 2000-х годов. Только уже на более высоком уровне. Судите сами.
Крупный олигарх по имени Иона Петрович (Пороховщиков) выстроил в одной из российских областей настоящую империю. В его распоряжении полный административный ресурс, включая главу местного муниципалитета (Владимир Качан) и начальника отдела милиции (Александр Панкратов-Черный). Население олигарха тоже любит, он дал денег на реставрацию храма, помогает крестьянам с продуктами, да и вообще интеллигентен и руководствуется демократическими принципами. То есть, несогласных вначале выслушивает, а только потом посылает к черту. И они после этого остаются живы.
Однако Иона Петрович устал и хочет на покой. Он вызывает из армии любимого сына-летчика и решает передать ему дела. Доверенное лицо из команды олигарха, некий таинственный Куратор (Баринов), с подозрением приглядывается к наследнику. Когда становится понятно, что парень ни черта не смыслит в управлении империей, папу внезапно расстреливает во дворе снайпер, а все члены команды начинают один за другим отправляться на тот свет. Все, кроме Куратора. Угрюмый герой Баринова почти всегда молчит, в его кабинете висит портрет изобретателя Рентгена, и помогает он только тем, кто в прошлом состоял в комунистической партии.
Там есть суперский момент, когда продажный депутат, в исполнении Качана, жалуется Куратору на свое положение. Баринов сидит с отсутствующим видом, и оживает только, когда Качан в отчаянии говорит: «Я был вторым секретарем обкома Комсомола».
Но самый гениальный аккорд звучит перед самыми титрами — финальный закадровый спич Куратора. Про то, что бизнесмены-олигархи слабаки, им не место у руля страны. Про то, что как только они уронят власть, ее подберут наконец, достойные люди. Мол, идите, демократы, играйте в песочнице, настоящая власть вам не под силу. Ее возьмут более достойные и сильные люди.
Вот кем надо быть, чтобы написать такое в 93-ем году, а?!
10 февраля 2009