Элина
Elina - Som om jag inte fanns
7.6
7
2002, драма, семейный
Швеция, Финляндия, 1 ч 17 мин
В ролях: Натали Минневик, Марьяна Майяла, Хенрик Рафаелсен, Тинд Сонеби, Ярл Линдблад
и другие
Фильм о детстве, о взрослении и о том, что нужно всегда стоять на своём, даже если под ногами болотная топь. Маленькая Элина приходит на болото, чтобы разговаривать со своим умершим отцом, который однажды показал ей, как пройти в самое сердце трясины. Для неё — это свой мир, своё урочище, где она прячется от серой действительности тяжелой деревенской жизни. Здесь у неё тихие, неспешные разговоры с папой обо всём. Там — маленькая финская деревня в Северной Швеции; придирчивая фрекен Хольм, которая поставила себе задачу обучить «этих неблагодарных маленьких финнов» шведскому языку, разумеется, насильственно, потому что только так ей представляется возможным «внести порядок в хаос». Для Элины же хаос — это прежде всего несправедливость, нечестность. Вот почему она стоит на своём, всегда слыша голос своего погибшего отца: «Иди, иди дальше! Не оступись!» И тогда её замученная жизнью мама преподнесёт ей в конце неожиданный сюрприз.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Элина

английское название:

Elina - Som om jag inte fanns

год: 2002
страны:
Швеция, Финляндия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Яркко Т. Лайне
композитор:
художники: Анна Свэрдендаль, Cian Bornebusch
монтаж: ,
жанры: драма, семейный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 15450000
Дата выхода
Мировая премьера: 17 ноября 2002 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 17 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, семейный

Видео к фильму «Элина», 2002

Видео: Трейлер (Элина, 2002) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Элина», 2002

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Элина», 2002

Понятия не имею, кто пишет синопсисы к фильмам, но я категорически не согласен с фразой, что фильм о том, что нужно всегда стоять на своем, даже если под ногами болотная топь. Вот уж глупость несусветная. Ну, стояла бы девочка в своем болоте, пошла бы ко дну. И что? Разве важнее потерять жизнь, чем уступить кому-то. Нельзя жить строго по принципу «усрись, но не покорись». Во взрослой жизни на одной принципиальности далеко не уедешь. Тут надо и про дипломатичность не забывать, если хочешь добиться продуктивного результата. По-моему, посыл семейной драмы Клауса Харё совершенно другой, как важно вовремя признать свою вину. Вся эта ситуация напоминает пресловутую сказку о двух барашках, которые в силу своей упертости не могли разойтись на мостике. Маленького барашка Элину еще можно понять, поскольку она еще совсем ребенок и не имеет жизненного опыта за плечами, позволяющего осознать, что извиниться — это не значит отречься от самого себя и своих убеждений, это возможность проанализировать свои ошибки и вынести житейскую мудрость из ситуации.

Поведение взрослого барашка фрекен Хольм меня конкретно возмущало полным отсутствием профессионализма. Подобные преподаватели старой закалки путают воспитание с дрессировкой, подавляя волю учеников. Уступка со стороны таких учителей — это якобы потеря авторитета. Детская психология, установление контакта? Не, не слышали. Аз есмь царь, всё остальное от лукавого. Но уважающий себя педагог никогда не позволит высмеивать ребенка перед всем классом за бедность. Я уже молчу о глупом ребячестве, когда взрослая женщина решила игнорировать девчонку. Но при этом я не защищаю вызывающее поведение Элины. Да, учительница явно перегибала палку и всё же признала свою вину. Но вынесет ли Элина из этой ситуации правильный урок для себя? Она ведь даже не извинилась, что тоже хватила лишку в своей гордости и принципиальности. Нельзя каждый раз добиваться желаемого при помощи манипуляций и голодовок. Надо быть готовым вести конструктивный диалог, чего Элина не делала даже в отношениях с матерью.

Фильм на самом деле замечательный и очень душевный. Конечно, нельзя не реагировать эмоционально на одиночество ребенка, ставшего изгоем в классе из-за открытой конфронтации с авторитарной учительницей, на тоску Элины по погибшему отцу, с которым она была близка. Тем более, девчушка сама по себе очаровательная и смышленая, всегда готовая прийти на помощь и матери, и товарищу по парте. Но идеализировать этот образ явно не стоит. И ведь у самой Элины был душевный порыв попросить прощения, когда она стучала в закрытую дверь. Так почему же она после не воспользовалась шансом достойно отреагировать на извинения? Вот только один эпизод, с которым я не согласен. В целом, фильм всё же понравился. Хочется верить, что Элина со временем осознает свое поведение и будет брать пример не только со своего отца, но и с матери. И это будет более чем достойный пример для подражания.

9 из 10

28 апреля 2017

Нестрашные сказки

Имя Клауса Хяре, известное лишь узкому кругу зрителей, вряд ли может претендовать на попадание в рейтинги лучших скандинавских режиссеров. Но в списке нестандартных авторов финский постановщик занял бы одно из почетных мест. Подход Хяре определенно нетривиален: используя привычные для северного кино остросоциальные и располагающие к нордической суровости темы, он создает замечательное кино, больше похожее на сказку. История, которая в других руках стала бы мрачнее или жалостливее, в интерпретации Хяре полна света и оптимизма и часто обречена на счастливый, пусть и наивный финал. Любовью к детям и верой в лучшее пронизан и дебют режиссера — трогательная в своей простоте «Элина».

Действие происходит в середине прошлого века, в населенной финнами деревушке, затерянной среди лесов шведского лена Норботтен. Маленькая Элина коротает время не в играх с друзьями, а среди кишащих живностью болот, где чувствует присутствие недавно умершего отца. Ненавидимый всеми из-за своенравности родитель успел научить дочь двум фундаментально важным вещам — находить путь через топи и не сдаваться в борьбе за справедливость. Проблема, требующая вмешательства, появляется с переходом Элины в класс властной учительницы Торы Хольм. Через образ преподавательницы в фильме показана политика шведского правительства в отношении национальных меньшинств того времени. Хольм запрещает детям, знающим лишь финский, говорить на родном языке, наказывает за неповиновение, но выражает снисходительное сочувствие, понимая, насколько выше стоит по социальной лестнице. Для всей деревни она другая — с ее яркой одеждой, ничуть не похожей на серые крестьянские робы, с ее городскими привычками, с ее подчеркнуто правильной речью. Авторы уравновешивают опасный конфликт одной простой деталью: главный протагонист — Элина — тоже другая.

Проблемы и сюжетные пласты накладываются один на другой — социальное неравенство, бедность, непонимание, одиночество, но все они — лишь фон для кропотливого исследования внутреннего мира ребенка. Следуя по пути Аугуста и Халльстрёма, автор создает сложный образ маленького человека, который способен на большие переживания. Элина — одинокий зверек, ищущий ответы на символичном болоте прошлого, пока сестра и мать живут настоящим. Причина протестов девочки не столько в жестоком отношении к финским детям, сколько в отношении общества к ее отцу. Своими поступками она лишь отстаивает право быть похожей на родного человека, ставшего личным божеством. Главный вопрос картины не в том, кто выйдет победителем из школьного противостояния, а в том, сумеет ли героиня найти свой путь и свои ответы, разорвать пуповину, привязывающую ее к болоту. Она не ангел, но ребенок с чистой душой. И судьбе девочки в исполнении трогательной и убедительной Натали Минневик невозможно не сопереживать.

Фильм Хяре прост и человечен и изящно балансирует между правдивостью и наивной фантастичностью. «Невидимая Элина», как ее назвали в финском прокате, рассказывает об эпохе в жизни Швеции, о поиске взаимопонимания там, где его, казалось бы, не может быть, о взрослении не одного человека, а целого селения. Но в первую очередь это картина о безопасных тропах через мрачные топи — тропах, ведущих домой.

15 апреля 2014

Фильм о маленькой смелой и, в каком-то смысле, одинокой девочке, для которой-единственным другом и человеком, понимающим её является её умерший отец, а единственным местом, где её не ругают, не упрекают в непокорности — опушка на болоте.

Фильм о восторжествовавшей справедливости. Может притянутой, может немного преувеличенной, но очень важной для маленькой Элины.

Фильм о девочке, совершившей, в каком-то роде, революцию в своем классе.

Фильм, о маленьком смышленом и стойком человеке, который заставил считаться с собой.

Рекомендую. Очень добрый фильм.

Ах да. И шведская природа — непередаваемая красота.

9 из 10

8 ноября 2010

Это очень трогательный фильм о финской девочке, которая живёт с матерью и младшими сёстрами и учится в шведской школе, где строгая и надменная старшая преподавательница, в лице которой Элина наживает себе врага, пытается обучить «этих маленьких финнов» шведскому языку, манерам и дисциплине, запрещая говорить в школе на родном языке.

Глядя в серьёзные глаза этой умной белокурой девочки, которая свято чтит память о своём отце и в тайне от всех ходит поговорить с ним на болота, невозможно не сопереживать ей и не верить. Эта маленькая актриса одними взглядами, жестами, мимикой сыграла просто бесподобно!

9 из 10

25 мая 2010

Была — не была

Маленькая Элина живёт с памятью о своём умершем отце, разговаривая с ним, как с живым, стоя посреди бескрайних болотных топей. Это он научил дочь без опаски ходить меж топких трясин, находя кратчайшую дорогу, и, уйдя, оставил девочке пелену туманных воспоминаний и твёрдый характер, который не даёт покоя её матери и школьным учителям.

Усталая женщина едва справляется с охапкой малых детей, отправляя учиться недавно выздоровевшую чахоточную Эллину, которую ждёт школьная строгость старой училки, вбивающей в головы нищих финнов цивилизующий их шведский язык. Там-то и схлестнётся непреклонность взрослого и принципиальность детской чистоты, завязавшись в неразрешимый конфликт бескомпромиссного противостояния, сплачивающего запуганных ребят, опережающих нерешительность старшего заступника.

Ёмкий детский образ, простой и объёмный, равно как и ясно определённый персонаж упёртого преподавателя твёрдой руки, явная жесть подавления и суровая правда в глазах опешивших соучеников, добро без кулаков в лице либерального учителя-молодца, — всё скручивается в крепкий жгут нарастающего напряжения и, по опыту многих других скандинавских фильмов, не похоже, что оно может разрешиться без слёз.

Однако, подойдя к пику, ярость непоколебимой правоты внезапно гаснет от остужающей сплочённости до того забитых детишек, обращающей грядущий взрыв в подобие урока, неожиданно принятого и осознанного, казалось бы неприступным врагом, порождая ощущение разрыва в повествовательной канве, с самого начала настроившей развитие сюжета совсем на иной лад. Лёгкое сведение концов кажется упрощением, вполне желанным и милым для многих, но не столь вероятным, чтобы удовлетворить всех.

19 мая 2010

Элина — так похожа на своего отца!

Элину, маленькую финскую девочку, живущую с мамой и двумя младшими сестрами в небольшом финском поселке образца 1952 года, местные жители считают «белой вороной». Еще-бы — ведь детским играм в шумной компании она предпочитает уединение на мрачном лесном болоте, да и в школе не все идет гладко. А виной тому гордый и свободолюбивый характер, из-за которого Элина нажила себе врага в лице главной школьной учительницы — госпожи Тары Хольм.

Дисциплина и порядок — вот лозунги, которые пропагандирует Хольм и только Элина упрямо не хочет вставать под эти знамена. В школе разрешено говорить только по-шведски — Элина дерзит учительнице на финском, одноклассник в наказание лишился школьного обеда — Элина демонстративно отдает ему свою тарелку горохового супа, ведь справедливость и доброта для Элины выше школьных порядков. Жалко, что это понимает только недавно приехавший новый учитель, который симпатизирует этой маленькой возмутительнице спокойствия. Но влияние госпожи Хольм слишком сильно, а он так молод.

«Вся в своего отца!» — ехидно бросает классная дама вслед девочке, а мы видим украдкой улыбку на лице — для Элины лучшего комплимента не придумаешь! Ведь она очень любит своего погибшего в трясине отца, на него она старается быть похожей во всем и к нему, втайне от всех она ходит на лесное болото — рассказать о своих переживаниях, спросить совета, или просто тихо посидеть, представляя, что папа сидит рядом…

«Ты слышал папа, слышал, что я как ты, совсем как ты!» — как заклинание повторяет Элина. А на глазах слезы.

Юная Натали Минневик, исполнительница роли Элины потрясающе точно передала зрителю характер и переживания своей маленькой героини — по взгляду, жесту или походке все было понятно даже без перевода. Сразу видно, что режиссер умеет работать с детьми и дети платят ему тем-же, заставляя нас, как зрителей, то плакать, то смеяться!

Очередная работа Клауса Харо — это вновь проникновенная, добрая и живая история. История о детских переживаниях, о черствости и любви, о том что — «Счастье — это когда тебя понимают».

И принимают такими, какие мы есть…

11 декабря 2009

Драма Элина в кино с 2002 года, дебют состоялся более 22 лет назад, его режиссером является Клаус Хярё. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Натали Минневик, Марьяна Майяла, Хенрик Рафаелсен, Тинд Сонеби, Ярл Линдблад, Сара Арния, Питер Роджерс, Каролина Берггрен, Аманда Андерссон, Зорро Свэрдендаль, Биби Андерссон, Бьёрн Гранат.

На фильм потрачено свыше 15450000. Производство стран Швеция и Финляндия. Элина — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.