Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Деррида |
английское название: |
Derrida |
год: | 2002 |
страна: |
США
|
слоган: | «What if someone came along who changed not the way you think about everything, but everything about the way you think?» |
режиссеры: | Кирби Дик, Эми Зиринг Кофман |
продюсеры: | Джил Кофман, Эми Зиринг Кофман |
видеооператор: | Керстен Джонсон |
композитор: | Рюити Сакамото |
монтаж: | Кирби Дик, Matthew Wispy Clarke |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $157 200 |
Мировые сборы: | $157 200 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 марта 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Главным героем и одновременно рассказчиком в документальном фильме «Деррида» является сам Жак Деррида, а в качестве его группы поддержки выступают женщина, явно из восточной Европы, с причёской Жанны д’Арк и голосом диктора из новостей, жена Маргарет, его брат и студенты-фанаты. Кроме того, невидимым персонажем группы поддержки выступает мать философа, которая долго болела и, собственно ей он посвящает все свои труды, в том числе этот фильм. Иногда кажется что мать, а не Деррида главный герой.
Серо-коричневый характер съёмки, железная дорога, старая архитектура с бюргерской кладкой, сменяющаяся стеклянно-бетонной создают какую-то не совсем понятную атмосферу. Музыка, предназначенная скорее для хорроров, чем для документалистики, вносит некий диссонанс в восприятие. Позёрство Деррида раздражает с первых минут. Он, видимо, понимая, что возможна такая реакция, начинает оправдываться, вот, мол, я на самом деле дома хожу в пижаме, а не в отглаженном костюмчике. Но как раз когда раздражение философом доходит до максимума, он начинает вещать о вполне интересных вещах. Прямо-таки втаскивая по уши в монитор зрителя, рассказывает о не стареющих глазах и взгляде из детства, эволюции рук, о деконструкции внутри текста. Наполнена иронией его реакция на собственный портрет, особенно после слов, что жесты человека (возможно, сам человек) понятнее кому-то другому. Портрет он не порвал и не сжёг, как фото с собой, хотя счёл жутким и причудливым. Вообще сцена с портретом, пожалуй, одна из наиболее ярких в фильме. Хотя… экспрессивный студент, сидящий на парте и спорящий с Деррида о прощении, пожалуй, был поярче портрета.
О любви и встрече с Маргарет он говорит так скучно, как будто сидит за старым письменным столом и на ватманском листе чертит геометрические фигуры… слишком непоэтично, как будто размышляет о мировой политике или миграции лососей))) (лучше бы промолчал, возможно, он и сам это понимает). Видимо, этот пробел он пытается компенсировать рассказом про Эхо и Нарцисса, что получается весьма натянуто.
Всплывают некоторые забавные и трагичные моменты его биографии: подожженная сестра и увлечение философа вампирской темой, отчисление из школы за принадлежность к еврейскому этносу.
Посещение тюрьмы показалось очень странным, особенно в сопровождении реплик о примирении и прощении, границах между ними, о невозможности прощения.
Его тезис «культура ограничивает импровизации» — можно назвать одним из лучших и удачных, видимо за простоту, изящность и ёмкость.
Жирным гвоздём было его заявление о желании увидеть сексуальную жизнь Хайдеггера и Канта. Что? Как так? Что он такое говорит? Жаку Деррида удалось забыть о камере и позёрстве! Но тут фильм практически и заканчивается. Интересно, что он ещё бы наговорил, если бы забыл вообще о камере, перестав глупо улыбаться и контролировать поток мыслей, укладывая их в жесткие полочки концепций и теории… Возможно, это было бы что-то экспрессивное и яркое… Хотя, вероятно достаточно было бы убрать дурацкую серость съёмок, годящуюся только для плохих ужастиков, и вывести Деррида за пределы каменных джунглей, сковывающих мысли, чтобы услышать менее отполированный голос философа.
7 из 10. За не совсем уж плохую и скучную документалку (спасибо Жаку Деррида, не зачитывал огромные отрывки из своего архива-кладбища, как он его обзывает), ну и собственно за отсутствие терминологических перегрузок (не пришлось обращаться за трактовкой к Википедии и словарям). Ну и за то, что после фильма уже нельзя про Деррида как про какого-нибудь античного философа, сказать: жил — творил — умер.
3 февраля 2015