11 сентября
11'09''01 - September 11
6.8
6.8
2002, драма
Великобритания, Франция, Египет, 2 ч 14 мин
12+

В ролях: Александр Сексан, Татьяна Соич, Керен Мор, Лирон Лево, Танви Азми
и другие
Чудовищная и бессмысленная трагедия окутала Нью-Йорк серым саваном скорби 11 сентября 2001 года, оставив незаживающие раны в сердце каждого, кто способен мыслить и испытывать сострадание. 11 талантливых мастеров разных жанров и стилей, пытаясь осмыслить шокирующие события «черного вторника», сняли 11 новелл, составивших этот незабываемый фильм, - 11 пронзительных историй о том, как ураган беспощадной человеческой драмы и глобальных конфликтов влияет на жизнь простых людей по всему земному шару. Авторы этого фильма, ставшего событием в кинематографии, - всемирно известные режиссеры из разных стран, лауреаты высших наград кинофестивалей в Каннах, Венеции и Берлине.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

11 сентября

английское название:

11'09''01 - September 11

год: 2002
страны:
Великобритания, Франция, Египет, Япония, Мексика, США, Иран
слоган: «11 directors, 11 stories, 1 film»
режиссеры: , , , , , , , , , ,
сценаристы: , , , , , , , , , , , , , , ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
видеооператоры: Сэмюэл Байер, Деклан Куинн, Найджел Уиллоби, Люк Дрион, Ибрахим Гафори, Пьер-Вильям Гленн, Мустафа Мустафич, Мохсен Наср, Масакадзу Ока, Питер Хеллмих, Хорхе Мюллер Сильва, Йоав Кош, Тосихиро Сэино
композиторы: , , , , , , , , , ,
художники: Стефани Кэрролл, Венди Сэмюэлс, Кемаль Хрустанович, Хисао Инагаки, Йоав Дахари, Monia Fath Elbab, Ясна Хаджимехмедович-Бекрич, Khaled El Sheik, Sabina Kaliman, Brigitte Masson, Ален Бриган
монтаж: , , , , , , , , , , , , ,
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $127 035
Мировые сборы: $1 266 063
Дата выхода
Мировая премьера: 6 сентября 2002 г.
на DVD: 7 сентября 2004 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «11 сентября», 2002

Видео: Трейлер (11 сентября, 2002) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «11 сентября», 2002

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «11 сентября», 2002

О чем это все?

Посмотрев эти 11 фильмов, не скрою, что была несколько сбита с толку. 11 историй, мало чем связанные с трагедией 11 сентября, не отдающие дань погибшим. Но я, как и всегда, стараюсь не спешить с критикой, а понять что и зачем нам показывают. И вот что я увидела.

Самира Махмальбаф (Иран) Она решила рассказать нам с детской точки зрения детей-беженцев из Афганистана. Так как это первый фильм, то сначала вообще кажется, что над зрителями издеваются. Показывают проблемы других стран, словно обвиняя США. Но невольно после просмотра этого первого эпизода становится стыдно за свои эмоции. После просмотра я подумала «Это же дети, они ничего не понимают». Не понимают мировые трагедии, не понимают даже то, что происходит в их дворе. И наверное так должны чувствовать политики, навязывающие политику другим странам. В этом я увидела гениальнейшую параллель отношений учитель-ученик с международными конфликтами.

Алехандро Гонсалес Инярриту (Мексика) Этого режиссера я знаю. И в целом я получила очень много эмоций от его клипа. Нагоняя на зрителя страх (сцены с самоубийцами), затем злость (вырезки антитеррористической пропаганды). Так работает телевидение, дорогие друзья — вот что показывает нам автор. Но начало в виде молитвы и слова на арабском (заметьте от мексиканского режиссера) и слова в конце — заставили меня прослезиться. Видео минималистическое, но от того сильнее играет на нервах. Это гениальнй урок психологии и одновременно человеческого отношения к трагедиям.

Клод Лелуш (Франция) и Шон Пенн (США) Их обе картины действительно касаются 11.09.01. Обе картины про любовь, отношения, дорогих нам людей. Они заставляют задуматься о близких, что надо их ценить.

Шон Пенн также вставил в уста своего героя свое отношение к трагедии 11 сентября. Это сложно принять просто за бред пожилого человека. Удивительное мнение для единственного режиссера из США.

Юсеф Шахин (Египет) и Кен Лоуч (Великобритания) В этих двух мы видим скорее размышления о политике. Откровения чилийца об истории страны (Кен Лоуч) и историю с режиссером, пытающегося найти мир (Юсеф Шахин). Хотя кажется, что размшления о воинственности США тут не к месту, но Шахин словно показывает, что мертвх надо оставит в покое. И оба фильма скорее стараются навести на мысль о смирении перед трагедиями.

Мира Наир (Индия) Это грустная, но реальная история о том, что телевидение делает из мусульман. В поисках пропавшего сына религиозная мусульманка видит изменения в отношении к ней. О таких маленьких трагедиях не думают, но они есть.

Данис Танович (Босния) История о несчастных женщинах, которые борются за свои права. И которые решили, что после теракта 11 сентября они должны продолжать борьбу. Мало заметный фрагмент всего фильма, но в жизни нужно не забывать бороться.

Амос Гитаи (ИЗраиль) Этот фильм как бы дополняет предыдущий по хронометражу фильм Иньярриту. Здесь тоже есть репортеры, но в Израиле 11 сентября. Показана правда жизни — репортеры должны рассказывать информацию, но они мешают работать полицейским, и не имея информации могут просто нести отсебятину. Что тоже можно соотнести трагедией ВТЦ.

Идрисса Оддраого (Буркина-Фасо) Самый милый и веселый из всех 11 фильмов. Про детей бедных семей, наивных и добрых. И хотя им не получилось поймать Бен Ладена, они смогли помочь друг другу. Не правда ли, и 11 сентября люди показали, что могут помочь друг другу в тяжелое время?

Сёхей Имамура (Япония) Эта аллегорическая, скорее картина в духе синтоизма (змея как многогранный символ кстати). Здесь есть также упоминание про войну с США, ее неестественность. Что и меняет героя.

В конечном итоге, последние слова в фильме и есть главный посыл. 11 сентября помогли нам понять многое в политике, в жизни, в самих себе. И мы должны продолжать жить и помнить, что во всем мире есть трудности. Но мы обязаны делать этот мир лучше.

12 мая 2017

11 — как много в этих цифрах…

Через год после падения Башен-близнецов был выпущен фильм-киноальманах, посвящённый этой трагедии. Одиннадцать режиссёров из одиннадцати стран создали по короткометражке, каждая из которых отображает их личный взгляд. Вы можете ожидать от фильма чего угодно. Но сразу стоит заметить, что это вовсе не патриотический поклон для США: это собрание честных историй и размышлений, не всегда касающихся непосредственно самого теракта. Это большая проделанная работа — скорее не над плёнками, а над собственным осознанием жуткой трагедии.

Самира Махмальбаф (Иран). Иранская учительница, беженка из Афганистана, рассказывает детям-ученикам о случившемся происшествии в Нью-Йорке. Короткометражка впечатлила тем, что в ней показано маленькое общество, где у каждого ребёнка своё мнение — может ли Аллах убивать людей или он делает лишь благо. В сравнении с исламским экстремизмом эта работа может быть даже немного скандальной: террористы-мусульмане убеждены в наступлении Джихада, священной войны против неверных. А здесь дети, совсем ещё наивные и в чём-то глупые, говорят сущую правду: Аллах не творит зла, зло творят люди. Но кто-то из ребят считает иначе. Маленькое общество. Маленькое будущее очень больших мнений.

Клод Лелуш (Франция). Прослеживается чисто французский взгляд: утончённость, романтичность, лёгкость. Хотя именно лёгкость здесь совсем другая. В незнании того, что происходит. То, что неизбежно стало переломным моментом в мировой истории — не было очевидным для влюблённой глухонемой писательницы. Она не знала. Она чувствовала, что сегодня её любимый может уйти навсегда. Сегодня может быть последний день их отношений. Но что это опровергнет? То, что для миллионов — трагедия, для двоих — чудо. Чудо, цена коего невыносимо высока.

Юсеф Шахин (Египет). Разговор самого режиссёра с призраком погибшего морского пехотинца. Вольное размышление о том, кто виноват, а кто жертва. Личное мнение о роли человека в трагедии. Спорная, не оставляющая явного ответа, но имеющая полное право на существование, арт-хаусная работа. Люди живы, пока их помнят.

Данис Танович (Босния и Герцеговина). О том, как женщина, потерявшая родных и близких из-за войны на Балканах, идёт на демонстрацию, когда наступает момент падения Башен-близнецов. Сегодня у неё два повода для скорби, но если один касается лично её народа, то второй — это выбор. Выбор сердечного человека…

Идрисса Уэдраого (Буркина-Фасо). Мальчик-афроамериканец из Буркина-Фасо вместе с одноклассниками хочет поймать Усаму Бен Ладена, чтобы получить вознаграждение, благодаря которому излечит больную мать. Нам предлагают передохнуть после грустных историй, подкрепившись перед другими грустными историями забавным случаем из жизни подростка, чьи благие цели не достигли того результата, коего он ожидал, но в любом случае жизнь подарила ему второй шанс.

Кен Лоуч (Великобритания). Письмо режиссёра родственникам и друзьям погибших. Откровенное признание, своеобразный брошенный в аудиторию камень, лежавший на душе. Другое 11 сентября: военный переворот в Чили 1973-его года, в котором были повинны американцы. Призыв уважать друг друга, помнить историю, не закрывать глаза на события прошлого и постараться беречь совместное будущее.

Алехандро Гонсалес Иньярриту (Мексика). Катастрофа в звуках. Редкие изображения падающих из Башен людей. Проблески. В большинстве — именно звуки. Последние новости, последние звонки родным. Шок. Смерть. Бесконечность.

Амос Гитай (Израиль). Эта короткометражка могла бы продолжать собой прошлую. Показан хаос после основных событий. Люди, столпотворение, назойливая журналистка, «скорая помощь», полиция, случайные очевидцы. Все сходят с ума, находясь в психологическом цейтноте, в создавшемся коллапсе. Иной раз не нужно лишних красок — достаточно показать всё так, как было на самом деле. Изнутри.

Мира Наир (Индия). Молодого мусульманина подозревают в терроризме, его мать не верит в это. Она молится за него, убеждаясь, что после теракта все мусульмане больше не будут в безопасности. Ей придётся столкнуться со страшным известием и понять, что Бог (он же и Аллах для них) ничего не делает зря. Страдания матери сменяются осознанием истинной цели Бога. Вместо того, чтобы обвинять его, она находит смысл в том, что для других являлось бы сущей несправедливостью.

Шон Пенн (США). О старом человеке, не знающем, что супруги, с которой он живёт, давно уже нет. 11 сентября не только рухнут Башни-близнецы. 11 сентября мир навсегда изменится. Как и жизнь старика. Шон Пенн снял простую, но всё же потрясающую историю, не вдаваясь в вопросы политики и чьей-то виновности.

Сёхэй Имамура (Япония). Новелла не имеет прямого отношения к теракту. Молодой парень, вернувшись с войны, полагает, что он змея. Нам показывают, как поменялась жизнь его односельчан после возвращения, как он сам сошёл с ума. Режиссёр доказал, что ни одна война не бывает священной. В ходе любой войны случается неизбежное — смерть, горе, безысходность. Эти факторы не могут оправдать ни одну трагедию. Но исламские экстремисты вряд ли бы всё поняли как полагается, увы.

Киноальманах получился неповторимым. Мне понравились все короткометражки. Каждый режиссёр смог по-своему взглянуть на трагедию, каждый высказал своё особенное мнение. То, что они из разных стран, ещё больше импонирует, ведь если бы собрались только американцы, это бы походило на «междусобойчик», а возможность, предоставленная многим другим, значительно повлияла на иное восприятие не только данного фильма, но и самого 11-ого сентября 2001-ого года.

8 из 10

12 сентября 2013

Этот киноальманах попал в декабрьскую иранскую программу на SFF. С одной стороны мне импонирует концептуальность данного проекта. Действительно интересно посмотреть на трагедию мирового масштаба глазами разных режиссеров из разных стран. К тому же, сами ролики символично длятся именно 11 минут, 9 секунд и 1 кадр. С другой — я не очень люблю спекуляции на чувствах зрителей. Например, драма Аллена Култера «Помни меня» выезжает только за счет концовки. К сожалению, многие режиссеры этого проекта пошли таким же путем.

Сразу скажу, что фильм мне не понравился, потому что вместо того, чтоб почтить памятью погибших жертв теракта, многие режиссеры выказали абсолютное равнодушие и даже негативное отношение к политике США, что я считаю неуместным в контексте трагедии. Дескать, у каждого народа своих проблем достаточно, которые остались в тени из-за этой шумихи. В общем, условно все страны разделились на недовольных и равнодушных. По-моему, только Иран был в числе сочувствующих в лице учительницы, пытавшейся объяснить детям важность трагедии и почтить минутой молчания всех погибших.

Среди недовольных больше всех отличился Израиль. У них тоже был свой взрыв. На месте события бегала истеричная журналистка и не понимала, почему ее не пускают в прямой эфир. Это выглядит, как циничная издевка над США. Позиция египетского режиссера заключалась в том, что американцы сами виноваты. Юсеф Шахин даже подсчитал число жертв в странах Ближнего Востока, пострадавших от рук американцев. В числе обиженных держав оказалась также Босния и Герцеговина, где женщины вышли на свою собственную демонстрацию. Не совсем понятно отношение Великобритании к Чили, но Кен Лоуч почему-то решил припомнить Америке военный переворот Пиначета и убийство Сальвадора Альенде.

К числу равнодушных можно причислить французскую и американскую мелодрамы. У тех героев есть свои душевные переживания, поэтому трагические события 11 сентября прошли для них фоном. Приятно удивила короткометражка Буркина Фассо, где группа молодых ребят хотела словить Усаму бен Ладена и получить вознаграждение в 25 млн. долларов, которые они потратили бы на благотворительность. Это один из самых добрых этюдов. В Индии личная драма тоже вышла на первый план. Я понимаю материнское горе и обиду, но в тот день многие матери также потеряли своих сыновей.

Есть еще короткометражка Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Я возлагал особые надежды на него, но был разочарован. За его мнимым минимализмом кроется абсолютная бессюжетность. Он просто совместил на черном фоне сообщения некоторых людей и кадры прыгающих из небоскребов. Правда, по-моему, в конце его этюда был хороший риторический вопрос: «Вера освещает нам путь или ослепляет нас?». Ну, японский кинематограф даже тут отличился. Увы, мне не суждено понимать их креативные идеи. Понятия не имею, как теракт связан с человеком-змеей?!

В общем, задумка была хорошая, но мне не понравилось, что многие страны отнеслись к этому неуважительно. Представьте, что такое горе случилось бы в России, а вместо сочувствия другие страны припоминали бы сталинские репрессии, например. Я считаю, что такие ситуации должны объединять людей разных наций. Увы, этого единения в фильме не было.

4 из 10

22 августа 2013

Истории о трагедии, которая изменила мир

Фильм «11 сентября» ценен не только концептуальной формой — 11 новелл длительностью строго по 11 минут, 9 секунд и один кадр. Не только тем, что 11 известных режиссеров из 11 стран собрались в одном фильме. Ценность картины, прежде всего, заключается в том, насколько раскованно, экспериментаторски и просто по — человечески трогательно показаны страшные события.

Все новеллы не похожи друг на друга. За исключением символического вступления — новеллы о школьном уроке в Иране режиссера Самиры Махмальбаф — истории выстроены бессистемно и обособлено. Есть, к примеру, новелла о человеке — змее, глотающем мышь от японского режиссера Сёхэя Имамуры, или история о выслеживании мнимого Бен Ладена от режиссера из Буркина — Фасо Идрисса Уэдраого. Они мало чем затрагивают события того сентябрьского дня. Но все новеллы объединяет то, насколько искренне играют неизвестные актеры те эмоции и переживания, которые испытывают их персонажи от данной трагедии, создавая при этом эффект реалистичности и даря зрителю человеческое тепло. И хотя не все новеллы заслуживают должного внимания, в целом картина «11 сентября» смотрится на одном дыхании, прежде всего благодаря прекрасной режиссуре и трогательных «человечных» историй.

Больше всего понравилась новелла от Шона Пенна, в которой он показывает старика, увидевшего солнечный свет из своей комнаты после крушения башен, в которых и погибла его супруга. Очень трогательная и душевная история. А также новелла Алехандро Гонсалеса Иньярриту, в которой он представляет аудиомонтаж записей переговоров с места событий, наложенных на черный экран со сценами падения людей из окон горящего здания. Невероятно пробирающая минималистическая зарисовка с реализмом, который заставляет испугаться. В целом, получился достойный кино — альманах о трагических событиях сентября 2001 года…

8 из 10

4 мая 2012

Вы знаете, что такое мобильный телефон?

Я не буду писать про всю ленту, которая в целом не оправдала моих ожиданий, а консусь лишь фильма иранского режиссера, посыл которой, судя по уже написанным рецензиям, оказался достаточно сложен для дешифровки.

Это действительно история о том, как рассказать о чудовищной трагедии детям. Но только не привычным нам детям, не российским, не американским. Детям афганских беженцев, живущих в Иране, спасаясь от режима талибов. Детям, существующим в условиях для нас трудно представимых. Детям, которые до школы топчут глину, помогая делать кирпичи. Детям, учащимся в постройке, которая только обозначает помещение.

«В Америке, в городе Нью-Йорк, два самолета врезались в башни центра международной торговли. Вы знаете, что такое башни?» А знают ли они, где находится Нью-Йорк, и, тем более, что такое центр международной торговли? Представляют ли они, чем это здание отличается от трубы кирпичного завода? «Два самолета врезались в трубу кирпичного завода» — вот так выглядит в глазах этих детей случившаяся американская трагедия.

Учительница объявляет минуту молчания. Европейская традиция в лагере беженцев выглядит почти оксюмороном. Естественно, дети не понимают, что это и зачем, поэтому, пока учительница бежит пальцем по нарисованному очертанию циферблата, пытаются осмыслить происходящее на доступном им уровне.

Педагог, расстроенная тем, что дети не молчали, пытается нарисовать им картину случившегося в красках, чтобы вызвать в них сочувствие: «Несчастный был заживо погребен под грудой обломков и умолял о помощи по мобильному телефону. Вы знаете, что такое мобильный телефон?»

Эти дети никогда не видели мобильного телефона. Зато они знают, что двое мужчин упали в колодец, один из них точно умер, а другой, может быть, еще жив. Зато они знают, что тетушку в Афганистане закопали в землю и забили камнями. В лагере беженцев смерть не является тем масштабным событием, которое вызывает катарсис у западного ребенка. В лагере беженцев человеческая жизнь тонка, а смерть повседневна, и дети, похоже, понимают это намного лучше учительницы.

А этот несчастный, который был заживо погребен, уж не тот ли это пилот, который будет лететь на самолете и сбрасывать на нас бомбы? — афганские беженцы в Иране строят бомбоубежище, потому что боятся, что американцы будут мстить им за атаки.

Фильм, на мой взгляд, наиболее тонкий во всем альманахе, демонстрирует абсурдность той величины, до которой разросся 11 сентября, претендуя на роль наиболее чудовищной катастрофы после Второй мировой войны. Впрочем, режиссер не подводит нас к вопросу о том, какая трагедия страшнее: три тысячи погибших в Нью-Йорке или три миллиона живущих посреди пустыни в средневековых условиях афганских беженцев, спасающихся от режима талибов, которых десять лет поддерживали американцы. В фильме этого вопроса нет, потому что в нем нет надрыва, нет рассказа взахлеб об ужасах жизни вне цивилизации, а дети не похожи на узников концлагеря. Режиссер лишь хочет рассказать о другой трагедии, параллельной во времени и вызванной теми же причинами (исламисты в Афганистане), однако намного менее освещенной.

Мы видели ужасы 11 сентября, но не знаем ничего про ад сотен гуманитарных катастроф по всему миру. Мы оплакиваем три тысячи жертв терактов в Нью-Йорке, но даже не слышали про десятки тысяч жертв бхопальской аварии. Этим людям, жертвам, их родственникам, свидетелям нет места в информационном медийном пространстве.

Та же тема, пускай намного прямолинейнее, звучит в фильмах египетского, чилийского и боснийского режиссеров.

«Что же нам делать, если мы хотим разговаривать? — Просто закусить губу и смотреть на небо».

13 сентября 2011

Пару недель назад в фильмографии Иньяриту я наткнулась на этот фильм. И почему-то мне захотелось его посмотреть именно накануне 11 сентября.

11 новелл от 11 режиссеров из 11 стран по 11 минут

Иран — Тяжело маленьким детям объяснить, что случилась трагедия. Они хотят играть, разговаривать, но не грустить. Они не в состоянии понять, почему их заставляют молчать, почему должны думать о никому неизвестных людях

Взгляд на трагедию глазами детей — 9 из 10

Франция — Глухонемая девушка прощается с парнем. Он ушел… на экскурсию в Международный торговый центр. Она пишет ему прощальное письмо, не подозревая, что они действительно могут больше не увидеться…

Но случилось чудо… 8 из 10

Египет — Режиссер был свидетелем трагедии. Она очень на него повлияла и весь эпизод он рассуждает о этой трагедии. Что было причиной теракта? Если бы это не случилось. Если бы можно было вернуть время. Множество «если бы» и очень пафосные речи об экспансии США. Но он же тысячу раз прав

За смелость — 9 из 10

Босния и Герцеговина — Каждый месяц 11 числа люди выходят на демонстрацию. Война на Балканах лишила их дома. Но трагедия в Нью-Йорке изменила планы демонстрантов…

Восхищает смелость и настойчивость девушки, решившей в одиночку пойти на площадь, чтоб почтить память погибших. Она не ждала от кого-то поддержки. Просто пошла.

9 из 10

Буркина-Фасо — Опять детский взгляд на трагедию. Только дети на этот раз старше и они одержимы идеей поймать Усама Бен Ладена. Ведь за него дают огромную награду. Зачем детям такие деньги? На игрушки-развлечения? Нет! Они хотят купить лекарства для больных, помочь бедным. Их помыслы чисты и наивны.

7 из 10

Великобритания — В этом эпизоде 11 сентября 2001 года противостоит другое 11 сентября, но уже 1973 года. Военный переворот в Чили и приход к власти генерала Аугусто Пиночета. Сколько горя принес тогда жителям Чили этот переворот, осуществленный под руководством американцев!

7 из 10

Мексика — Темнота. Слышны только голоса. Много голосов на разных языках. Гул самолета. Признания любви с мобильных телефонов. Тишина.

Почему-то именно этот эпизод вернул меня в тот день, в 2001 год. Я собиралась на свидание и изредка поглядывала на телевизор, на экране которого горели башни. Именно так я видела этот сюжет. Без изображения. Просто звук с мелькающими кадрами.

10 из 10

Израиль — Суматоха после террористического акта на одной из улиц Израиля. Журналистка пытается прорваться в эфир с эти репортажем. Но оказывается, что это просто мелочи по сравнению с трагедией в Нью-Йорке

7 из 10

Индия — В центре событий — мусульманская семья, в которой после 11 сентября пропал сын. Парня объявляют террористом, но мать в это не верит. Она ждет его возвращения…

8 из 10

США — История о старике, живущего в своем маленьком мирке в темной квартирке с завявшими цветами на подоконнике. И вот однажды утром… О чудо! В его квартиру проник солнечный свет и цветы зацвели. Только откуда свет?

Что-то я ждала совсем другой взгляд американцев на трагедию. Всякие пафосные речи да намеки «какие мы бедные-несчастные». Но всего этого не было. Только радость, которую сменяют слезы отчаяния, что все изменилось и больше ничего не вернуть

9 из 10

Япония — Здесь нет ни одного намека на 11 сентября 2001 года. Нет террористов. Нет людей пострадавших от терактов. Эпизод о парне ушедшем на войну человеком, а вернувшимся змеей. Его состояние оправдывают священной войной. Но может ли война быть священной? Неужели вера может оправдать преступление?

8 из 10

Скажу так, я ожидала не такой фильм. Я ожидала реквием по погибшим от теракта. А получила совершенно иной фильм. Режиссеры осуждают политику США, осуждают действия террористов.

Мир изменился.

11 сентября 2010

Замкнутый круг человеческого ада

Может, трагедия 11 сентября и потрясла мир, но каждый все равно воспринимает ее по-своему, чувствуя влияние в той или иной степени. Кто- то находился в эпицентре катастрофы и имел несчастье испытать на себе весь ужас происходящего. Кто- то потерял близких, родных людей в чудовищных событиях «черного» вторника. Кто-то помогал в спасении, переживал, сочувствовал пострадавшим или находящимся в безвестности о родных.

Однако, где-то люди просто не знали о катастрофе, или узнавали о ней спустя некоторое время. Кто-то испытывал на себе косвенное влияние произошедшего. Возможно, кому то 11 сентября принесло даже что-то хорошее, светлое.

Мы не можем судить о степени влияния страшной трагедии на души людей, но мы можем попытаться понять, представить и отразить собственное отношение. Такую попытку предпринимают 11 режиссеров из разных стран в альманахе новелл, посвященном Нью- Йоркским событиям 2001 года.

У меня было много предположений, гипотез о том, что я здесь увижу, но практически все они рассыпались в прах. Если я ожидала увидеть исключительно трагические короткометражки, рассказывающие о поломанных судьбах людей, то создатели этих небольших историй крайне удивили меня.

Начало сразу было неожиданным, но таким закономерным, если присмотреться внимательней. Самира Махмальбаф рассказала трогательную и крайне справедливую в сегодняшнем мире историю: как рассказать о чудовищной трагедии детям? Как объяснить им для чего в мире существует несправедливость и насилие? Они верят с Бога, но в противовес вере в мире есть и зло. Со временем человек понимает и принимает это. Маленьким детям пока понять это трудно, и как бы хотелось сказать, что им не надо понимать этого! Однако, жизнь так устроена и она рано или поздно настигает человека.

Новелла Клода Лелуша, на мой взгляд, самая человечная в том смысле, что именно тут я нашла ту самую историю о людях, которых непосредственно коснулась американская трагедия. Именно она оказалась для меня самой ожидаемой, что не сделало ее менее значимой или интересной в общем контексте альманаха.

История Юсефа Шахина была очень личной и, я бы даже сказала, смелой. Он открыто высказал свои взгляды на американскую политику. Режиссер выразил свои недовольства и сожаления открытым текстом. Это заслуживает уважения.

Данис Танович рассказал свою, если можно так сказать, национальную историю. Он проводит параллели с проблемами своей стране, которые, на смотря на крупнейшие события в мире, никогда не отходят на второй план.

Новелла Идриссы Уэдраого, на первый взгляд, немного выбивает из общего повествования, но его отношение к произошедшему тоже имеет место быть. Чрезвычайно интересная работа, привлекшая мое внимание к себе особенно пристально. Оригинальный сюжет, прекрасное исполнение.

Следующая история поразила меня, возможно, более всех остальных. Кен Лоуч рассказывает об 11 сентября, но о своем 11 сентября- трагедии чилийского народа. Боль героя за несчастья, произошедшие с ним и его соотечественниками по вине американцев, не дает ему жить полноценной жизнью. Это трагедия народа, как и трагедия в Америке. Работа Лоуча является одной из ключевых в фильме, и здесь хотелось бы остановиться.

По неволе начинаешь задумываться, а не справедливо ли произошло возмездие за многие грехи Америки именно 11 сентября? То, что они совершали по отношению к многих странам, в конце концов свалилось и на них самих. Военная сила обернулась против американцев. Тут снова возникает вопрос: а как же простые люди? Разве их жизни менее ценны, чем жизни людей, подвергшихся американскому терроризму? Насилие против насилия, но это неправильно. Тогда приходится разводить понятия «народ» и «правительство». Народ ни в чем не виноват, но правительство справедливо получило то, что заслужило и продолжает «заслуживать» своими действиями. Однако, снова дилемма: разве, правительство пострадало так же сильно, как рядовые граждане, задавленные под развалами или прыгавшие из горящих окон? Нет. Как ни страшно это признавать, но правительство придется бить по голове, пока они не поймут весь ужас их действий. Работа правительства- народ, поэтому и бить будут по народу. Это касается любого правительства любой страны, однако Америка агрессивнее всех проводит сегодня свою политику. Так где истинное значение трагедии 11 сентября? Все это замкнутый круг человеческого ада.

Весь ужас произошедшего в Нью- Йорке в полной мере отражает Алехандро Гонсалес Иньярриту. Этот гениальнейший мастер показывает минималистическую в художественном выражении короткометражку, но ужас, производимый документальными материалами можно использовать только в такой малой «дозе». Работа Иньярриту является самой пронзительной, самой точной, прошибающей. Здесь нет ничего лишнего. Это немой упрек всем. Это суть, наглядность которой не оставляет равнодушным никого.

Мастерство Амоса Гитайя восхищает! Его новелла это один непрерывный дубль! Это одно мгновение, одно дыхание израильской улицы. Еще один режиссер проводит параллели с трагедией в его стране. Автор показывает тот же ужас, панику, что были и в Нью- Йорке. Жизнь течет везде, и горе не обходит стороной никого.

Творение Миры Наир тоже, в каком то смысле было мной ожидаемо. Без Героев события 11 сентября имели бы гораздо еще более чудовищные последствия. Это одна из многих реальных историй, которые никогда не должны замалчиваться. Истина должна быть открыта. Спасибо таким людям, хотя часто по отношению к ним проявляется множество несправедливостей.

От работы Шона Пенна ожидала всего чего угодно, но только не такого! На него была возложена особая ответственность- взгляд американцев на трагедию, однако, он, видимо пренебрег этим и показал свое уникальное видение. Это чрезвычайно трогательная история о старике. Ужас американских событий не касается его непосредственно, но открывает глаза на его жизнь. Если до этого он жил в темноте, в прямом и переносном смысле, то теперь в его существование врывается безжалостный свет, показывающий вещи в их истинной, порой, мучительной сути. Это крайне совершенное эстетически творение, картинка радуется глаз каждым кадром. Обожаемый мною Шон Пенн показал себя тонким, деликатным, пронзительным художником. Спасибо ему!

Последняя работа Сёхэй Имамура служит некой моралью, японской мудростью всего фильма. Мастерство изображения вне критики и комментариев! Работа режиссера возвращает меня к уже высказанной ранее мысли, что народ не должен страдать от бессмысленного терроризма. Это истина: священных воин не бывает. Есть война за свои убеждения, но достижение их насильственными методами никогда не приведет к благу. Кроме того, произведение Имамура напомнило мне «Превращение» Кафки..

В общем, спасибо всем режиссерам. Люди должны видеть и знать отношение к великим, хоть и трагическим событиям всего мира. Истина должна восторжествовать, но где же она?

У меня сразу возник вопрос: а что бы снял русский режиссер, если ему предложили сделать подобную работу? Как повлияла на души русских людей трагедия «черного» вторника?..

9 апреля 2010

Мир никогда не будет прежним

Ужасная трагедия, которая изменила мир. Ужасный теракт, разделивший жизнь многих людей на «до» и «после». Это события раздавшиеся эхом по всему миру. 11 режиссёров из 11 стран, с разных сторон света сняли 11 новелл продолжительностью 11 минут 9 секунд и 1 кадр. И каждый отреагировал по-разному.

Самира Махмальбаф, Иран — 10/ 10

Открывает этот фильм новелла молодой и талантливой девушки-режиссёра из Ирана, дочери Мосхена Махмальбафа — Самиры. Учительница ходит по селению и собирает учеников, чтобы начать урок. Большинство же из них участвуют в строении бомбоубежища (предчувствуется скорый агрессивный ответ американцев на теракт). Собрав же учеников, она пытается рассказать им об этой страшной трагедии. Но её попытки остаются тщетны. Дети увлечены обсуждениями о несчастном случае произошедшем недавно. В конце концов, дети обсуждают, зачем Бог сначала создаёт людей, а потом их убивает.

Клод Лелуш, Франция — 8,5/ 10

Лелуш сделал новеллу о глухонемой девушке, парень которой в этот день устраивает экскурсию во Всемирном торговом центре. По телевизору говорят о трагедии, но она занята и не слышит сообщений. Узнаёт о трагедии она от своего чудом уцелевшего парня.

Юсеф Шахин, Египет — 8/ 10В своей новелле Шахин рассуждает о ситуации на ближнем востоке и о том, почему во время войн страдают мирные люди. Причём главные герои этого отрезка — сам Шахин и призрак погибшего солдата.

Данис Танович, Босния и Герцоговина — 8/ 10

Семья вынуждена переехать на новое место из-за войны на Балканах (снова реверанс в сторону американцев). Автор «Ничьей земли» показывает тяжело положение бывшей Югославии. Но, несмотря на всё это молодая девушка из семьи беженцев и соратники по профсоюзу устраивают шествие в память погибшим от этого теракта.

Идрисса Уэдраого, Буркина-Фасо — 8,5/ 10

Самую весёлую историю снял Уэдраого. Узнав о награде за Бен Ладена мальчишки находят похожего на него человека и готовятся поймать его. Но этого им, увы, сделать не удаётся. А ведь мальчики распорядились наградой по справедливости.

Кен Лоуч, Великобритания — 9/ 10

Социалист Лоуч припомнил американцам другое 11 сентября — приход к власти Пиночета (без них тут тоже не обошлось). Человек, оказавшийся жертвой тех событий, сочувствует семьям погибших, но призывает не забывать и про его 11 сентября. По-моему эта новелла о том, что надо помнить уроки, которые дала нам история.

Алехандро Гонсалес Иньярриту, Мексика — 9/ 10

Свой отрезок мексиканец свёл до минимализма. Тёмный экран, практически никакого сюжета. Подход Иньярриту оказался оригинальным и искренним. Без пафоса.

Амос Гитай, Израиль 9,5/ 10

На одной из улиц произошёл теракт. Телевизионщики, оказавшиеся на месте событий, рассчитывают на выход в эфир и репортаж с места событий. Но в это время по новостям транслируют кадры из Нью-Йорка, и теракт остаётся незамеченным.

Мира Наир, Индия 8/ 10

Эта новелла основана на реальных событиях о молодом человеке, которого долгое время считали террористом, а он оказался героем.

Шон Пенн, С. Ш. А — 8,5/ 10

Известный американский актёр рассказал о старике, жившем своей жизнью, и в день теракта у которого случается своя трагедия. Последние кадры новеллы Пенна просто потрясающие.

Сёхей Имамура, Япония — 10/ 10

Обладатель двух Золотых пальмовых ветвей Имамура снял новеллу не имеющего прямого отношения к этой трагедии. Его история о молодом человеке, вернувшимся с войны и думавшего, что он змея. Эта новелла о том, что ни одна война не бывает священна. И нет никакого оправдания террористам, прикрывающимися религиозными мотивами.

Все 11 короткометражек интересны и самобытны. По-моему это лучший киноальманах. Этот пронзительный фильм навсегда останется в моём сердце. Мир никогда не будет прежним.

18 августа 2009

И содрогнулась земля…

Картина поистине поражающая. Своей откровенностью, искренностью, правдивостью. Возможно, тот факт, что кино авторское, возымел действие над манерой съемок и пресек на корню любые поползновения в сторону неправлоподобности, попытки скрасить действительность и вплести элементы популярных фильмов.

Сама по себе тема 11 сентября обладает особым магнетизмом. Существует несколько фильмов об этом терракте, но они были выполнены в документальном стиле или даже в художественном, что создало оттенок фальши и неправдоподобности. Возможно, при правильном взгляде такая концепция и возымела бы правильное действие, как, например, в аналогичном памятном русском фильме Олимпиус Инферно, переплетающим сюжетную линию с документальными событиями ужасных военных действий.

Но здесь же, используя нетрадиционную стилистику для короткого метра, режиссеры интерпретировали короткие моменты из жизни самых разных людей, раскрыли влияние, оказанное на мир ужасной трагедией, и реакцию обычного народа.

Здесь нет никакой беготни. Нет аляповатых взрывов и героического спасения.

Есть только ужасающая реальность и безутешное горе.

Впечатляет виртуозность, с которой авторы фильмов сумели передать горечь происходящего, максимально абстрагировавшись непосредственно от самого терракта, но в то же время передав и взаимосвязь между народностями, и мнение своего собственного народа.

Отдельной похвалы заслуживает решение создать серию короткометражных фильмов вместо одного. Это особенно подчеркнуло различие взглядов. Как показывает опыт, фильмы подобного рода пользуются хорошим успехом.

10 из 10

4 июня 2009

День, который запомнят навсегда.

Фильм одиннадцати режиссёров из разных стран, представляющих разные культуры.

11 взглядов на трагические события, произошедшие в городе Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

11 точек зрения, являющихся сугубо личными.

Полная свобода выражения.

В последнее время стало очень модно снимать фильмы, состоящие из короткометражек. Их, всё-таки многим смотреть намного проще, чем авторский полнометражный фильм, а впечатление от их просмотра зачастую столь же сильное. Вот и сняли 11 всемирно известных режиссёров (правда лично мне, некоторые имена, были совсем не знакомы до просмотра этого фильма) 11 новелл о событиях 11 сентября. Куда же здесь без символизма…

Мне фильм понравился, он и правда заставляет вновь взглянуть на события, которые навсегда изменили мир (и это ни в коем случае не преувеличение), причём взглянуть с разных точек зрения. Как и сказано в самом начале фильма, здесь -полная свобода выражения. В этом авторы не обманули.

А начинается всё картиной Самиры Махмальбаф. Иран. Какое-то селение, судя по всему, недалеко от Афганистана. Беженцы, занятые изготовлением кирпичей для строительства бомбоубежища. И учительница, которая старается объяснить детям, что произошло нечто очень страшное. Но детям этого не понять. Какой там Нью-Йорк с его трагедией, когда он так далеко, если тут, совсем рядом погибло два человека. Поэтому учительнице так не просто объяснить детям, что стоит почтить память погибших минутой молчания… ведь здесь, совсем рядом, и так, почти каждый день происходят трагедии, и для многих они гораздо ближе, чем события в далеком Нью-Йорке.

Не стану подробно останавливаться на всех новеллах, их лучше увидеть самому, чем читать о них. Некоторые моменты мне показались, мягко говоря, не совсем уместными. По-моему совсем не обязательно было в этом фильме вспоминать чуть ли не все прегрешения Америки, тут и Вьетнам, и война в Персидском заливе, и генерал Пиночет, которому США, якобы, помогли захватить власть в Чили, даже Вторую Мировую войну вспомнили. Не могу понять — зачем всё это? Всё-таки этот фильм снимался скорее для того, чтобы почтить память погибших под руинами ВТЦ.

Но по-другому картина была бы всё-таки не полной. Некоторые моменты кажутся откровенно наивными. Взять, к примеру, новеллу Идрисса Кведраого. Мне почему-то не верится, чтобы местные дети тешили себя надеждой поймать Усам Бен Ладана и заработать тем самым 25млн. долларов… Может это юмор такой? Я почему-то в этом сомневаюсь.

Больше всех соригинальничал Иньяритту. Но впечатление произвёл, такое запоминается надолго.

Очень понравилась новелла Миры Наир, основанная, к слову, на реальных событиях. История о последствиях этого теракта, о последствиях, которые до сих пор продолжают испытывать на себе многие арабы, проживающие в США.

Клод Лелуш, как истинный француз, снял историю о любви. По-моему, его фильм получился одним из самых трогательных.

Ещё запомнилась работа Шона Пенна. Башни-близнецы рушатся, а в чьей-то квартире от этого становится светлее, и распускаются давно увядшие цветы. Жизнь продолжается…

Ну, и как главный мэсседж всего увиденного, наверное, следует расценивать слова, которыми заканчивается последняя из 11 историй — новелла японского режиссёра Сёхэй Имамуры: «Священных войн не бывает».

30 июля 2008

Вспомнить все.

Этот фильм, если его можно назвать так, достался в руки неопытным и малоизвестным режиссерам. Я ничего не хочу сказать надменного по поводу трагедии 11 сентября, но картина смотрится, как полит заказ ООН. Уж очень все выглядит надуманным и неестественным, или же другими словами, фильм просто не цепляет.

У меня было большое желание уже выключить фильм, но тут начался эпизод Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Мастерски сделано, просто шикарно и стильно: представьте за 11 минут времени, мелькнуло лишь несколько кадров, все остальное это был эфир новостей и телефонные записи жертв. Именно эта черная атмосфера наводит страх и напряжение.

Другим приятным моментом стал эпизод Шонa Пенна. Очень трогательная история о старике, которая не может не заставить ваши сердца вздрогнуть.

7 из 10

1 октября 2007

Одиннадцать знаковых фигур кино из разных стран мира представили одиннадцать новелл, в каждой из которых, в той или иной степени, они раскрывают свою индивидуальность, свой собственный стиль и уникальный подход к материалу.

Из одиннадцати представленных ими в этом сборнике короткометражных фильмов, в первую очередь хочу отметить работу мексиканского режиссера. Картина Иньярриту минималистична, но, тем не менее, очень выразительна: недурственный саундскейп, темный экран, «врезки» падающих людей — эта новелла очень далека от штампов традиционного кинопроизводства, но, вместе с тем, подчеркнуто кинематографична, и, наряду со всеми своими несомненными эстетическими плюсами, раскрывает, на мой взгляд, всю суть, лежащую в основе явления кино.

Современный кинематограф — это не просто движущаяся картинка под музыку, не просто действие, сопровождаемое соответствующим набором звуков, а некий синтез аудио и видео потоков, их взаимопроникновение, слияние. Звук дополняет изображение, изображение дополняется звуком. Они могут жить по отдельности, но встречаются здесь и сейчас, чтобы обрести нечто большее.

Так и в новелле мексиканца: целостность заключается именно в присутствии обоих компонентов. Удали один — и кино уже перестает существовать.

Также произвели хорошее впечатление работы Шона Пенна и Кена Лоуча.

Блестяще!

10 из 10

13 сентября 2007

Некоторые моменты мне не особо понравились, некоторые я считаю вообще не в тему. Особой душевность понравились эпизоды с немыми и с вдовцом. Своим минимализмом удивила версия Иньярриту. У всех свое видение на произошедшую реальную трагедию, но не у всех оно входит в контекст реальности.

28 июля 2007

Узнав об этом фильме, я заочно присудил ему звание шедевра и купил DVD. И разочаровался, когда увидел разницу между своими ожиданиями и тем, что мне показали на экране. Из всех историй могу выделить только фрагмент Алехандро Гонзалеса Инарриту (оригинальное видение) и фрагмент матери, разыскивающей сына и фрагмент Шона Пенна. Остальные выглядят блекло, непрофессионализм бросается в глаза. Актеры не выкладываются, режиссура никакая. Только из сочувствия к погибшим и их семьям могу поставить оценку «очень хорошо», но не более того, я разочарован, но посмотреть разок можно всем.

8/10

17 мая 2007

Драма 11 сентября в кино с 2002 года, дебют состоялся более 22 лет назад, его режиссерами являются Шон Пенн, Данис Танович, Амос Гитай, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Клод Лелуш, Кен Лоуч, Мира Наир, Идрисса Уэдраого, Юсеф Шахин, Сёхэй Имамура, Самира Махмальбаф. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Александр Сексан, Татьяна Соич, Керен Мор, Лирон Лево, Танви Азми, Капиль Бава, Томорово Тагути, Кумико Асо, Акира Эмото, Мицуко Байсё, Сальвадор Альенде, Джэйк Берн, Джордж Р. Шеффи, Санаа Юнис, Ахмед Фуад Селим.

В то время как во всем мире собрано 1,266,063 доллара. Производство стран Великобритания, Франция, Египет, Япония, Мексика, США и Иран. 11 сентября — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.