Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
След оборотня |
год: | 2001 |
страны: |
Россия,
Украина
|
режиссер: | Владимир Попков |
сценаристы: | Владимир Попков, Олег Приходько |
продюсер: | Владимир Досталь |
видеооператор: | Павел Небера |
композитор: | Олег Кива |
художник: | Алексей Левченко |
жанр: | детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 26 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Неделю назад, не помню уже, по какой причине, но вспомнила об этом великолепном детективном сериале, который я смотрела впервые по телевизору ещё в 2002-м году. И вот 20 лет спустя, я пересмотрела его снова. Уф, ощущения потрясающие. Да и актёрский состав очень порадовал, особенно Алексей Горбунов.
Южный город потрясён серией загадочных убийств. Казалось бы, убитые между собой не связаны. Мотивы преступлений непонятны. Пожилой следователь прокуратуры Александр Григорьевич Акинфиев тщательно исследует все возможные версии: смерть за долги, рэкет, наркотики, разборки между бандитскими группировками, ритуальные убийства… Однако загадочная фотография неизвестной девушки в купальнике, которую получают перед смертью все убитые, приводит Акинфиева к мысли, что все эти убийства могут быть связаны между собой. Но, как… ведь убитые, абсолютно разные, по социальному статусу, по профессии - водитель-дальнобойщик, известный рэкетир, популярный певец, художник, главарь преступной банды и даже священник. Как они могут быть связаны друг с другом, и кто эта девушка на фото? Всё это предстоит выяснить пожилому опытному следователю Акинфиеву.
Его младший коллега капитан Константин Рыбаков считает, что с преступностью нужно бороться всеми доступными средствами, даже нарушая закон. Это качество не раз сталкивает следователей между собой. Но и тому и другому пока не удаётся выйти на след неуловимого убийцы. Тем временем убийствами обеспокоены не только прокуратура: события затронули официальные и теневые власти города.
«Не убий» – так гласит шестая заповедь. Евангелие и уголовный кодекс сходятся в определении убийства, как наиболее тяжёлого и страшного человеческого поступка. В библейской притче - Господь простил раскаявшегося разбойника и взял на небеса, но оперативным службам такого права не дано. И желания не возникает, поскольку ни боязнь суда земного, ни страх Божьей кары не останавливает решившихся на преступление, переступить последнюю черту.
На протяжении истории люди убивали: на войне и в мирной жизни, из чувства мести и долга, ослеплённые наживой и злобой, ведомые ревностью и возмездием, по найму заказчика, из религиозных соображений, да просто по пьяни, в конце концов. Цивилизация породила особый штамм среди доминирующего вида – маньяков, охотников на людей, превратившихся в жуткий кошмар наяву для всех стран. Их имена, фамилии и прозвища порой становились частью национального фольклора, как это произошло с Джеком-Потрошителем, но есть важный нюанс: все маньяки – трусы. Нападают на детей, женщин, стариков, бродяг – на тех, кто в любом случае слабее их. Но когда в рядах нелюдей вызревает «серийщик», расправляющийся с «благополучными» представителями сильного пола, это становится событием чрезвычайным. Уникальный убийца оказывается способным задать трёпки всем городским властям, подкинуть невиданной сложности ребус многоопытному следователю, а ещё стать теневой, но определяющей фигурой отличного сериала.
Сериал «След оборотня» однако никогда не был на слуху. Заслуженный Валерий Баринов в роли убелённого сединами прокурора Акинфиева и харизматичный Алексей Горбунов, отыгравший лихого капитана милиции Рыбакова, задали серьёзную планку, и фильм на протяжении всех своих десяти серий, её ни разу не роняет. На экране нечто большее, чем захватывающий детектив, затрагивающий злободневные социальные проблемы. Сериал поднимает вопросы коррупции органов и тему человеческого одиночества, подчас не менее страшного, чем автоматная очередь или рубящий взмах ножа.
Поначалу выглядит странным, что фильм даёт крен в сторону теневого бизнеса, когда по улицам снуёт убийца, но каждая серия добавляет по фрагменту в общую картину криминальных будней, и разгадка не обманет ожиданий. Взаимодействие двух силовиков, ярких представителей своих поколений, придаёт перчинку сериалу, выделяя ключевую среди фильмов схожего типа, направленность на исследование человеческого начала.
В этом смысле сериал напоминает исходную беззащитность общества перед жуткими охотниками, которые своими преступлениями бросают ему вызов. Само название фильма «След оборотня», намекает на чью-то двуличность, но главное зло – сама человеческая природа и те обстоятельства, которые подталкивают к превращению в голодного зверя с аналитическим умом. Что тысячи лет назад, что сейчас, что в будущем, люди убивать не перестанут – в этом мнении едины и правоохранительные структуры, и простые граждане, продолжающие надеяться, что самые опасные маньяки обитают всё же только на экране.
За десять серий зритель получит исчерпывающее представление о том, какими неординарными бывают маньяки, и очередное напоминание о простоте мотивов. Как бы страшно и неожиданно это ни прозвучало, а обратная сторона есть даже у светлых и прекрасных чувств. Любовь, вера, преданность – эти же самые вещи способны лишить лица и разрушить множество жизней. Расстановка запятых в императиве «казнить нельзя помиловать» – дело особенно интересное, когда открывается полная картина, и эту возможность ей стоит предоставить. Не хочется выглядеть категоричной, но в России, так больше не снимают.
Один из лучших детективных сериалов начала 2000-х годов. И главные, и второстепенные роли сыграны профессионально. И общая атмосфера фильма - напряжённость расследования, страх жертв, одинокая печаль и внутренняя убеждённость в нужности своего дела Акинфиева, энергия и потрясающая хватка Рыбакова - всё соединилось и оставило сильное впечатление.
Однако при просмотре, ко всем убитым, испытываешь живую ненависть. Особенно к таким моральным уродам, как Конокрадов и Черепанов. Кных, которого все считают убийцей - отдельный типаж, идиот и наркоман. Куда более мерзкими были и будут скрытые уроды, которые живут среди людей с липовым клеймом Человека. Тут смысл в том что из людей, совершающих ТАКОЕ, всё равно ничего хорошего не выйдет, несмотря на все отмазки типа «молодые были, пьяные и т. д». И кара всё равно найдёт виновного… Обязательно.
Валерий Баринов создал очень интересный, очень живой образ - не пафосного престарелого зазнайки-следака, а человека, который не может смириться - со временем, которое неумолимо; с равнодушием и чёрствостью прежде всего своих коллег и своего начальства. Герой, которого уже практически списали в связи с возрастом, а ему по-прежнему не всё равно. Давно я не видела в наших криминальных сериалах такого настоящего, глубокого и интересного образа, как Акинфиев. Во многом благодаря Баринову и созданному им образу этот сериал не превратился ВСЕГО ЛИШЬ в остросюжетный детектив.
Сериал добротный, интересный, захватывающий, динамичный, сюжет во многом логичный и правдоподобный хотя и не лишён наивности. В нём присутствует и детективная линия, и своеобразное противостояние поколений, есть и ирония, одни диалоги и сцены Акинфиева с судмедэкспертом Фирманом (Владимир Долинский) чего стоят.
Финальная сцена, когда под, великолепную музыку, расцвёл кактус, и была произнесена финальная речь Рыбакова очень хорошо срежиссирована, и великолепно сыграна актёрами, и тут неважно почему именно расцвёл кактус, сама по себе сцена и есть развязка!
Всем любителям качественных детективов с сильной интригой, смотреть обязательно. Советую. Замечательный очень мудрый и глубокий фильм, настоящая психологическая драма.
10 из 10
12 июня 2023
Сериалы про организованную преступность и обычных бандитов были невероятно популярны в конце 1990-х годов и в начале нового века. Все хорошо знают и помнят такие проекты, как «Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Бандитский Петербург», «Бригада». Однако среди этих многочисленных раскрученных сериалов мне случайно попался проект с интригующим названием «След оборотня». Это произведение разительно отличалось от других многими аспектами. И главный из них — загадочность.
История происходит в одном из южных городов, который отличается от привычных обычно холодных мегаполисов, которые мы привыкли видеть на экранах с похождениями бравых оперов. Завязка сюжета сразу же приковывает к происходящему, когда некто, кого от нас тщательно скрывают с измененным в кадре голосом, совершает убийство, перед этим напоминая своей жертве о некой девушке на фотографии. И вот это один из сильных ходов авторов проекта. Интрига затягивает и уже нет возможности оторваться от экранов телевизоров.
В этом произведении по роману Олега Приходько «Оборотень» множество важных персонажей. Нет каких-то проходных серий. Каждая сцена имеет свой важный смысл, а сразу две центральные линии повествования движутся параллельно друг другу и до самого финала будут держать в напряжении.
Два абсолютно разных по своему мировоззрению героя: Константин Рыбаков и Александр Акинфиев разматывают каждый свой клубок. Делают они это с большим интересом для зрителя, при этом подбираясь каждый к своей цели. Радует актерский состав. На экране героев мастерски показывают именитые актеры Алексей Горбунов и Валерий Баринов. У каждого героя свой круг общения, свои методы работы. И в процессе просмотра сериала невольно сравниваешь их подходы к несению службы и расследованиям различных дел.
Акинфиев, уже повидавший на своем веку массу всего, собирается идти на пенсию, но попавшее к нему дело о серийнике никак не может отпустить. Мастеровитый следователь не готов сдаться и, кажется, уже решает для себя не отступать, пока не раскроет дело, даже ценой и так пошатнувшегося здоровья.
Рыбаков — молодой и амбициозный милиционер, который подбирается к банде отъявленного преступника, делает это рьяно. Иногда поражаешься его хватке, целеустремленности и энергии. И только в финале понимаешь, что все это было не просто так и не зря.
В сериале множество второстепенных героев, которых приятно видеть в кадре. Здесь есть и хороший юмор, и уклон в мистику (которая, к слову, показана достаточно устрашающе), и еще множество побочных, но достаточно важных сюжетных линий.
Сериал держит в напряжении на протяжении всего своего повествования и запоминается многими вещами. Во-первых, колоритные персонажи. Даже те, на кого идет охота маньяка, раскрываются для зрителей, как личности. У каждого из них своя жизнь, которая в одночасье рушится. Примерный семьянин, художник, певец и другие. Следить за их судьбой достаточно интересно. Ну а песни группы «Миг удачи» стали настоящим украшением этого сериала.
Финал наградит внимательных зрителей. Здесь вас ждет отличный поворот сюжета, который ну никак не угадывался при начале просмотра. Еще долго после окончания последней серии я все продолжал возвращаться к этой истории. Сильная, мощная, запоминающаяся — все это о сериале «След оборотня».
Уже прошло более двух десятков лет после выхода произведения, но, уверен, что темы, что поднимаются в сериале все также актуальны, особенно та центральная, о которой можно узнать только после просмотра.
«След оборотня» — один из моих любимых сериалов. Крепкая проработанная история, от которой не веет какой-то дешевизной. Каждый, кто участвовал в создании этого многосерийного фильма, подошел к работе со всей ответственностью, подарив тем самым нам запоминающийся телефильм на все времена.
10 из 10
25 февраля 2022
Противостояние правоохранительных органов и организованной преступности, столь активно используемое как пища для сериалов на стыке тысячелетий, слишком глубокая тема, чтобы ограничивать ее рамками одного города. Ставшие легендарными проекты «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург» окончательно утвердили Северную столицу в ранге российского Чикаго 30-х годов. Но криминальное сообщество бушевало по всей стране, и было бы неразумно полагать, что лишь в мегаполисе бандформированиям есть, где развернутся. В эпоху расцвета вымогательства, заказных убийств и прочих атрибутов «новой России», как-то отошли на второй план преступления на бытовой почве. А уж появление серийного убийцы, своими повадками, не походившего ни на одного из печально известных еще с советских времен маньяков, способно застать врасплох любой населенный пункт, вне зависимости от его масштабов.
Итак, тихий южный городок потрясен известиями о таинственных убийствах молодых мужчин. Заурядный шофер-дальнобойщик, лидер шайки вымогателей, известный музыкант — абсолютно разного плана личности, которые не были между собой знакомы и которых ровным счетом ничего не объединяет. Тем не менее, со всеми троими кто-то безжалостно расправился, причем совершенно разными способами. Зашоренная местная прокуратура не склонна объединять эти дела в одно производство, однако старый следователь Александр Акинфиев нашел-таки связь между убитыми. Это фотография миловидной девушки в купальнике с настораживающей надписью на обороте: «мы скоро встретимся с тобой». Параллельно свое расследование ведет молодой и чрезвычайно напористый капитан Рыбаков, которого начальство отряжает на подмогу Акинфиеву. Но оперативник идет по следу не «серийщика», а банды некоего Кныхарева, славящейся своими кровавыми акциями. Между крупными делами связи не больше, чем у вдумчивого Акинфиева с дерзким Рыбаковым. Однако, двум извилистым дорогам, на которых ждет немало смертельных опасностей, суждено однажды пересечься…
Акинфиев — пожилой, немало повидавший на своем веку следователь, но со столь опасным преступником имеет дело впервые. Сгоряча Александр Григорьевич даже нарек убийцу «наместником ада», но, если вдуматься, то эти слова недалеки от истины. Ни под один из психологических портретов убийца не подпадает. Даже маньяком его язык назвать не поворачивается, ибо он скорее мститель. Ведь этот человек недрогнувшей рукой разделывается не с хрупкими женщинами или подростками, а с крепкими мужиками. Убийца действует по четко выстроенной системе: фото в ящик, звонок с предупреждением, смерть. Нам показан страх грядущих жертв. Совершенно очевидно: приговоренные узнают девушку на карточке, но невозможно понять, какое она имеет к этому отношение. Поклонники классического детектива могут быть довольны: мотивация преступника до самого конца не поддается пониманию. Число жертв множится, некоторые, не дожидаясь палача, уходят из жизни самостоятельно. Есть ли конец кровавому списку?
Константин Рыбаков — гораздо более интересная личность, чем классический «добрый следователь» Акинфиев. Бескомпромиссный капитан пылающим мечом готов разить преступность во всех ее проявлениях. Неглупый и хваткий Рыбаков видит кричащую коррумпированность высокого начальства, и, похоже, что сбор компромата занимает его гораздо больше, чем прямые обязанности. При том, несомненно, Константин — опер от Бога и «ломать» криминальную шушеру умеет не хуже грецких орехов. Из Акинфиева и Рыбакова мог получиться первоклассный тандем, но слишком разные мысли занимают двух силовиков. Константин яростно жаждет отловить беспредельщика «Кныха», с которым у него особые счеты. На этом пути ждут уголовники всех мастей, но целеустремленность Рыбакова способна смести любые преграды.
Помимо чисто детективного расследования, сериал поднимает сразу несколько не менее важных тем. У старого следака личная драма. Недавно он остался вдовцом и кроме пары многолетних друзей, у него, по сути, никого и ничего нет. На работе Акинфиева за беззлобный нрав насмешливо кличут «Кактусом» и мысленно давно готовы к его уходу на пенсию. Невероятно сложное дело регулярно испытывает нервы стреляного воробья на прочность. Многие ли в его положении продолжали бы отчаянно идти по следу? Чувство долга — не самое модное в наши дни понятие, особенно за копеечное жалование. Александр — вовсе не такой простачок, каким его считают. Для этой роли великолепному Валерию Баринову понадобились «деревенские» усы. Зритель должен не сомневаться в его крайней положительности. На деле же матерый сыщик способен действовать нестандартно и даже отчаянно. Лишь человек, которому особо и нечего терять, может по мельчайшим крупицам понять ход мысли преступника. Попутно развивается вековой конфликт «отцов и детей», отголоском которого можно считать разницу в годах между главными героями. Основой успеха в нелегком деле можно считать способность пожилых понять мотивацию молодежи, а подрастающее поколение не торопиться списывать «стариков» со счетов.
Баринов выдал класс актерского перевоплощения, но главной звездой «Следа оборотня» по праву можно считать Алексея Горбунова. Его часто можно увидеть на экране даже сейчас, но то преимущественно мимолетные вспышки. По-настоящему свой недюжинный потенциал украинский артист выдал именно под крылом Владимира Попкова. Рыбакова можно назвать грубияном, но разве не таким образом нужно общаться с уголовниками? Константин — крайне тяжелый и «неудобный» человек, но ни одна поисковая бригада не отказалась бы от его услуг, ибо хватка решает все. Горбунов поддерживает таинственность своего героя. Мы видим негаснущий розыскной пыл опера, но сложно поверить в то, что такой человек может быть к кому-то привязан. Отличный детектив не нуждается в романтической линии, но она присутствует для подтверждения старой истины: даже «кремень» способен на чувства.
«След оборотня» предстал прекрасно проработанным проектом, события в котором аккуратно уложились в 10 серий. Динамика расследования, напряженное предчувствие очередного убийства, яркие незаурядные персонажи — все это выделяет российско-украинский сериал на фоне ему подобных. Никакого показного беспредела, никакой натуралистической жестокости, а только шокирующая в своей искренности история, которая вполне могла бы разразиться в любом городе. Акинфиев и Рыбаков — отчасти стереотипные персонажи, которым Валерий Баринов и Алексей Горбунов придали неповторимый блеск. Я очень рекомендую «След оборотня» всем любителям качественного детектива. Пора ломать стереотипы, что за вычетом всем известных саг «ничего путного наши снять не могут». Бывают в правилах приятные исключения!
Отличный оформленный, незаурядно поставленный и попросту интеллигентный сериал, который прекрасно смотрится даже 14 лет спустя.
9 из 10
6 февраля 2015