Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Просветление |
английское название: |
Being Light |
год: | 2001 |
страна: |
Франция
|
режиссеры: | Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр, Pascal Arnold |
сценаристы: | Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр, Pascal Arnold |
продюсеры: | Паскаль Арнольд, Жан-Марк Барр, Карина Гранжан, Pascal Arnold |
видеооператоры: | Паскаль Арнольд, Pascal Arnold |
композиторы: | Ирина Дечермич, Мишко Плави |
художники: | Мими Лемпика, Франсуаза Рабут |
монтаж: | Брайан Шмитт |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 декабря 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Погрузившись когда-то в Голубую бездну Люка Бессона, Жан Марк Барр вытащил жемчужину. Карьера француза, входившего в сотню самых сексуальных актеров по версии журнала «Empire», пошла резко в гору, он буквально стал нарасхват. Но интеллектуала и философа Барра коммерция не прельстила, авторское кино виделось ему намного более привлекательным. На ловца и зверь бежит, как говорится. Стесненному в средствах Триеру как раз нужны были готовые к экспериментам люди с незашоренным мышлением, одновременно не зацикленные на гонорарах. Мужчинам суждено было стать друзьями, как иначе, ни с кем другим провокатор Ларс так долго и последовательно не работал. «Европа», «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвилль», «Мандерлей» — все эти фильмы не только позволяют назвать Жан Марка любимым актером знаменитого сейчас датчанина, они сыграли намного более значительную роль. Именно сотрудничая с фон Триером, Барр впитал дух «Догмы-95». Благодаря чему, став по другую сторону камеры, в соавторстве с единомышленником Паскалем Арнольдом в стиле этого движения он снимет дебютную «Трилогию свободы».
Проект поистине уникальный. Созданная в атмосфере ни чем не стесненного чистого творчества буквально на лету -3 фильма за 3 года, трилогия представила понятие «свобода» в трех измерениях. Первый фильм «Любовники» -манифест свободе любви, которую однако легко убивают социально-политические реалии. Второй — «Слишком много плоти» повествует о свободе сексуального выбора, которую уничтожает социальное лицемерие. А заключительная часть- «Просветление» рассказывает о свободе мысли, с которой не так — то легко расправиться.
Если судьба сводит вместе таких разных людей, как успешный бизнесмен Джек, все помыслы которого сосредоточены на очередной «самой важной» сделке и импульсивный бескомпромиссный эмпат Максим, не терпящий лжи и живущий лишь текущим моментом, то они обречены или возненавидеть друг друга, или стать друзьями. Режиссеры выбрали второй вариант. И вот уже две противоположности направляются в Индию навстречу приключениям, а так же в поисках себя, а заодно и любимой девушки Максима. Кстати говоря, Элади Буш, играющая здесь потерянную возлюбленную, еще один элемент, объединяющий три фильма воедино.
Этот картина необыкновенно легка, добра и по-хорошему весела. Все её персонажи учатся жить, радуясь каждому мгновению, воспринимая трудности легко. Пестрая красочная Индия, с размеренным бытом, где каждый нищий — в душе философ, способный преподнести нуждающемуся урок, как никакая другая страна подходит для демонстрации идей французских режиссеров. Тут никого не удивляет, что мгновение назад расставшиеся мужчина и женщина танцуют гармоничный эмоциональный прощальный танец на брошенном на потрескавшуюся от зноя землю алом шелковом платке. Точно так же вполне естественна буйная пляска радости на похоронах друга, если известно, что он умер, став счастливым, перед смертью достигнув просветления.
Последний фильм трилогии наиболее близок самим французам. В героях есть их частичка. Паскаль — источник образа Максима. Жан-Марк — источник образа Джека, да он его сам и сыграл. Наверно поэтому картина получилась самой личной и вдохновенной из трех. И если в первых двух частях окружающий мир прессует персонажей, то в финальной части Максим и Джек избегают самого факта борьбы, они абсолютно свободны и уверены в мыслях и поступках, им незачем их отстаивать перед кем-то.
Если бы социум совсем исчез из жизни героев, можно было бы сказать, что «Просветление» выбивается из заданного ранее вектора. Но на самом деле общество никуда не делось, и по-прежнему угнетает всяческое проявление инакомыслия. Искренний эксцентричный Максим за пределами Индии всего лишь сумасшедший, ведь только людям не от мира сего дарована роскошь говорить и делать, что им вздумается. Так было во все времена. И этот факт делает трилогию целостной. Но вот то, что Максиму и Джеку глубоко безразлично, что думают о них окружающие и ничье мнение не повлияет на их решения, завершает проект на ноте оптимистической, уверяя, что осознанная свобода мысли — первый шаг к свободе в любых других проявлениях. И она вполне реальна и достижима.
8 из 10
17 августа 2012