Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дневники Вацлава Нижинского |
английское название: |
The Diaries of Vaslav Nijinsky |
год: | 2001 |
страны: |
Швеция,
Австралия,
Германия,
Нидерланды
|
слоган: | «I'm a dancer. You will understand me when you see me dance.' - Vaslav Nijinsky» |
режиссер: | Пол Кокс |
сценаристы: | Вацлав Нижинский, Пол Кокс |
продюсеры: | Aanya Whitehead, Кевин Лукас, Пол Кокс, Уильям Т. Маршалл |
видеооператоры: | Ганс Сонненфельд, Пол Кокс |
композитор: | Пол Грабовски |
художники: | Нил Энгвин, Тони Кронин, Энджелин Бремер, Jilly Hickey |
монтаж: | Пол Кокс |
жанры: | документальный, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1200000 |
Сборы в США: | $55 968 |
Мировые сборы: | $55 968 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 сентября 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Настоящие люди искусства всегда входят в устоявшийся мир с необычной стороны, проделывая там своё маленькое, но яркое окошко, в котором свет будет гореть до тех пор, пока в это будут верить. Вацлав Фомич Нижинский, человек с польской кровью и русской душой, когда-то открыл в себе удивительный дар танца, ставшего главным делом его жизни, злым гением его судьбы, которую иначе как роковой называть не приходится. Достаточно сказать, что Нижинскому понадобился десяток лет, а, возможно, и вся жизнь чтобы разрушить стереотипы о женском начале балетного танца и привести свои доказательства способности танцовщика-мужчины быть не просто партнёром балерин, а самостоятельным творцом-артистом.
Революционность Нижинского заключалась в его непревзойденной технике. По воспоминаниям сестры Вацлава Брониславы, невозможно было уловить, когда он заканчивал одно па и начинал следующее: «он был часть самой музыки, бестелесен и эфемерен». Дягилев называл его «чудом танца», зрители — «богом танца», но наиболее объективную оценку себе дал, вероятно, сам Нижинский в 1919 году, перед тем как его окончательно признали психически больным. Дневник был написан им в швейцарском местечке Санкт-Мориц, где он пребывал вместе с женой Ромолой и маленькой дочерью Кирой после болезненного разрыва отношений с танцевальным миром, дожидаясь окончания Первой Мировой войны. Это любопытнейшее произведение лишь недавно стало доступно русскоязычному читателю, а за рубежом дневниковые записи Нижинского стали бесценным источником неизвестной стороны личности великого человека.
По признанию режиссёра Пола Кокса, экранизировавшего дневник Нижинского, впервые он услышал о нём ещё в 60-х годах прошлого века на радио, где выдержки из текста зачитывал актёр Пол Скофилд. Идея создания художественного фильма прочно завладела им, а прочтение копии дневника стало решающим моментом. В 90-х годах ему удалось связаться с Кирой Нижинской, одобрившей идею фильма, однако в окончательном варианте картина вышла уже в начале XX века. Для Пола Кокса, покинувшего мир в нынешнем году, «Дневники Вацлава Нижинского» не были первым документальным фильмом об известных людях, но, возможно, стали его самой совершенной работой о Вацлаве Нижинском, чистым и абсолютно открытым взглядом в его душу, навсегда закрывшуюся для внешнего мира, когда танцовщику не было и тридцати лет.
Ключевую роль сыграла идея построить фильм лишь на монологах из дневника, произносимых голосом актёра Дерека Джекоби. Он познакомился с Коксом на съёмках фильма «Молокаи. История отца Дэмиена», где играл одну из главных ролей. Под ритм и тональность голоса Джекоби были изящно подобраны классические музыкальные произведения и мелодии современного композитора Пола Грабовски. Остальная и большая часть содержания отведена видимым проявлениям гармонии Души и Тела, которую многие пытаются найти и платят за это высокую цену.
В многослойной визуализации уместились сценические постановки, носящие как определённый, так и вольный характер, постановки семейной жизни Нижинского и его окружения в момент создания дневника, кадры природы. Акцент сделан не только на характере образов, но и на их повторяемости. Они проходят определённый мучительный круговорот, словно чувствуя неизбежность рокового предзнаменования. В соответствии с профессией главного героя режиссёр придал своему фильму характер танца. В движении пребывают не только человеческие образы, но и природа — раскачивающиеся ветви деревьев, бегущая вода, птицы. Ряд длинных непрерывных балетных сцен, зафиксированных камерой, делают и её частью общего танцевального перфоманса, стирая грань между стихийным и отлаженным проявлениями сюжета.
Пол Кокс проделал достойную работу, в которую вложил частичку личной жизни. Лицо девочки, появляющейся в кадрах хроники в конце фильма, принадлежит его родной дочери, запечатлённой в трёхлетнем возрасте. И зовут эту девочку тоже Кира. Её милое личико преисполнено чувств, наличие которых для Нижинского было признаком Бога. Чувству принадлежит всё, оно — основа Любви. Фильм Пола Кокса стал признанием этого режиссёра в своих чувствах к прекрасному, выраженному столь же символично, каким было творчество Нижинского.
19 июля 2016