Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бабье лето |
английское название: |
Babí léto |
год: | 2001 |
страна: |
Чехия
|
слоган: | «A comedy for the ages.» |
режиссер: | Владимир Михалек |
сценарий: | Иржи Губач |
продюсеры: | Йиржи Бартошка, Ярослав Кучера, Ярослав Боучек |
видеооператор: | Мартин Штрба |
композитор: | Михал Лоренц |
художники: | Иржи Стернуолд, Петра Яхимова |
монтаж: | Иржи Брожек |
жанры: | комедия, драма, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $96 269 |
Мировые сборы: | $96 269 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 сентября 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
«Бабье лето» — лента В. Михалека, ставшая примечательным явлением на довольно безрадостном пейзаже чешского кино 2000-х. Отмеченное сильным тяготением к свифтовской иносказательности, кафкианским кошмарам и социальному аллегоризму чешская «новая волна» в 60-е годы была одной из самых ярких звезд на кинематографическом небосклоне тех лет. Лишившись вследствие падения социалистической системы своих отличительных стилевых черт, кино Чехии встало на рельсы традиционного реализма, но так и не утратило гашековско-ванчуровско-грабаловского жизнелюбия, наполнявшего картины И. Менцеля и В. Хитиловой.
Влияние этих мэтров чешского кино ощутимо и в ленте Михалека: повествование о пожилой паре, отмеченное трагикомическим ожиданием скорой кончины, развивается почти без свойственной таким историям меланхолии («Дом улыбок» Феррери, например), с сильной витальной энергией. Несерьезность в восприятии жизни, раскрашиваемой главным героем при помощи искусственно создаваемых анекдотических ситуаций, порой переходит границы допустимого, превращаясь в заигрывание со смертью, избавляющее от страха перед ней.
Трезвый реализм жены контрастирует с эскападами главного героя, еще более комически заостряя и без того смешные эпизоды. Повествованию в целом и каждой сцене в частности свойственно хорошее чувство юмора, качественность шуток, не скатывающихся в вульгарность или дурной тон, изящество интонации. Исполнители главных ролей (прежде всего, постаревший В. Бродский, столь же внимательный к психологическим нюансам при создании портрета персонажа, как и в картинах Менцеля 60-х) работают деликатно, не пережимая в кульминационные моменты ни мимически, ни пластически, ни интонационно.
Камера, сконцентрированная на фиксации актерского поведения, умело чередует крупные, общие и средние планы, хорошо ритмически организованные в классический монтажный рисунок. Режиссура Михалека построена на прочном стилевом традиционализме, избегая как рискованных новаторских приемов, так и нудности повествования, которым отмечено большинство современных формально гладких картин, тяготеющих к академизму. Умение лавировать между штампами классического кино, избегая ложно многозначительных пластических решений, столь распространенных в арт-хаусе 90—2000-х, свидетельствует о высоком режиссерском профессионализме Михалека.
Брошенность двух стариков своими детьми, которая могла бы стать материалом для психологически тяжелого для зрителя повествования (вспомним «Умберто Д.» Де Сики), является отправной точкой для почти дадаистской фантазии героя, придумывающего все новые и новые ситуации, превращающие будни в яркий калейдоскоп. Именно здесь нужно искать концептуальное оправдание поведения героя: молодость отличается от зрелости и старости неистощимой способностью проживать жизнь наиболее полно, в богатстве впечатлений и событий. Молод тот, независимо от возраста, кто любит в жизни спонтанность, непредсказуемость, неожиданность, абсолютизируя это в своем каждодневном существовании.
Попытка главного героя измениться в сторону «правильной стрости», приводящая к смене тональности фильма с жизнелюбивой на меланхоличную, оборачивается тягостным ожиданием смерти, но жена героя, а вместе с ней и режиссер, убеждают его и нас в правильности выбора в пользу безумных идей и приключений, превращающих существование человека любого возраста в непрерывную одиссею молодости. «Бабье лето» В. Михалека — песнь утверждения многообразия жизни вопреки всему, преодоления оков биологического возраста, ведь вызов времени продлевает жизнь бросившему его.
29 декабря 2015
Еще один фильм, который характеризует подъем чешского кинематографа.
Главные герои фильма пара пенсионеров. Муж проводит все время с другом, совершая аферы, присущие подросткам. Его острое чувство любви к жизни поражает. И одновременно жена, смирившаяся с грядущей смертью, которая покупает для себя и супруга место на кладбище.
Эти противоречия во взглядах доводят до бракоразводного процесса, который все же заканчивается выгораживанием друг друга перед судьей и торжеством любви. Одновременно в сюжет вплетен и сын с семейными проблемами и желанием отправить родителей в дом престарелых.
Фильм заканчивается неожиданно, но заставляет задуматься над тем, как живем мы. Картина хорошо приправлена великолепным острым юмором.
Режиссер раскрывает в фильме важную социальную тему существования стариков восточной Европы.
10 из 10
22 марта 2009